iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Епископ Зеленоградский Савва: «Механизм Межсоборного присутствия позволяет понять, что люди думают на ту или иную тему»
В мае в Москве будет проходить пленум Межсоборного присутствия, совещательного органа, в задачи которого входит подготовка решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви. Межсоборное присутствие обсуждает в ходе своей работы актуальные вопросы церковного бытия, относящиеся в том числе к сфере богословия, церковного управления, церковного права, богослужения, пастырства, миссии, духовного образования, религиозного просвещения и многим другим. Главная задача Межсоборного присутствия — открытое обсуждение вопросов, а также подготовка проектов решений по этим вопросам перед тем, как предложить их в повестку дня Поместного и Архиерейского Соборов.О том, как строится работа по подготовке предстоящего пленума, какие документы планируется вынести на рассмотрение и какое значение при принятии документов имеют епархиальные отзывы, «Журналу Московской Патриархии» рассказал епископ Зеленоградский Савва, викарий Пат­риарха Московского и всея Руси, заместитель управляющего делами Московской Патриархии. PDF-версия.
24 мая 2021 г. 14:00
Кредо консерватора
В Издательстве Московской Патриархии вышла книга Александра Щипкова «Дискурс ортодоксии». Издание адресовано как церковному, так и светскому читателю: епископату и духовенству, депутатскому корпусу, педагогическому и гуманитарному сообществам. Его цель — описать актуальный мир современного русского общества с точки зрения его культурно-исторических констант, так или иначе связанных с Православием. Говорит автор и о вызовах, возникающих сегодня перед русской национальной общностью и Русской Православной Церковью, а также о том, как сообща отвечать на эти вызовы, преодолевая застарелые отголоски социальных и национальных расколов. «Дискурс ортодоксии» трудно назвать легким чтением. Но каждая из четырех частей книги, по-своему вполне самодостаточных («Русская тема», «Церковные вопросы», «Проблемы консерватизма», «Гражданское большинство»), написана убедительным и точным языком, понятным церковной и светской аудиториям. Александр Щипков приглашает читателя к совместному размышлению, в результате которого вопросы у свободно и критически мыслящего, думающего читателя могут и, наверное, должны остаться. На некоторые из них Александр Щипков ответил «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
10 марта 2021 г. 16:00
Интервью
Президиум конгресса Церковно-общественного совета 2012 г. фото: pravoslavie.ru
11 марта 2013 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Алексей Ульянов:Предложения Церкви по ограничению торговли алкоголем Правительством России выполнены не полностью

В Мраморном зале Центрального Дома журналиста состоялась пресс-конференция на тему: «Алкогольная угроза: что и из чего мы пьем?». Год назад обеспокоенные алкогольной проблемой представители духовенства, общественности и врачи из 81 региона провели в Москве конгресс Церковно-общественного совета. В Правительство России были отправлены предложения, которые могут снизить смертность в стране на полмиллиона человек ежегодно – такова она от алкоголя. А также защитить от приобщения к спиртному детей и молодежь. Эта тема постоянно находится в центре внимания рабочей группы по демографической и семейной политике Открытого Правительства, которую возглавляет член Церковно-общественного совета Евгений Юрьев. О том, что удалось сделать за минувший год и каковы результаты взаимодействия с властью, ЦВ рассказал член рабочей группы по демографической и семейной политике Открытого Правительства Алексей Ульянов.

По оценкам экспертов (в частности,рук. отдела информатики и системных исследований Московского НИИ психиатрии Минздрава РФ, д.м.н. Александра Немцова) смертность от алкоголя в России составляет до 500 тыс. человек ежегодно. В этих условиях создание Церковно- общественного совета стало одной из инициатив Церкви, направленных на спасение страны. Что удалось сделать за год со дня конгресса? Был введен запрет на ночную торговлю алкоголем. Правда, Церковно-общественный совет предлагал диапазон ограничения продаж с 7 вечера до 11 утра. Это наиболее яркая и очевидная мера. А в реальности такой запрет введен с 23 часов до 8 утра. Хотя регионам предоставлено право увеличивать время запрета. Так в Чечне спиртные напитки продаются только с 8 до 10 утра. По нашим данным, эта мера повлияла на сокращение смертности и производственного травматизма. В идеале ее цель — сделать так, чтобы люди не успевали взять спиртное до работы и после работы, а его покупка стала каким-то специальным актом, который требует определенных усилий. Практика показывает, что несмотря на то, что это не такая жесткая запретительная мера, она очень действенная психологически.

Второе предложение касалось повышения акцизов на алкоголь, к нему Правительство также прислушалось. Рост акцизов в России впервые стал опережать рост инфляции с середины минувшего лета. В итоге их повысили более, чем на 30%. Однако резервы для их повышения еще не исчерпаны. Если сравнить характерное соотношение стоимости поллитра водки и буханки хлеба, то оно сейчас составляет 10-15 раз, тогда как в советское время было в 30 раз и выше, не говоря даже о периоде горбачевской антиалкогольной кампании. А если сравнить Россию со странами Скандинавии и Канадой, близкими нам по климату, где в этом направлении также приняты специальные меры вплоть до госмонополии на продажу крепкого алкоголя, то там цены по паритету покупательной способности существенно выше, чем у нас. Рост акцизов - из тех мер, которые на протяжении долгого времени почти не применялись (за исключением 2006 года) и можно сказать, что Церковь здесь внесла свою важную лепту в сокращения смертности.

Что еще можно сделать? Ограничить число точек продаж спиртного. Так, сегодня алкогольные напитки можно купить в более чем 400 тысяч магазинов страны. На один алкогольный магазин приходится 350 покупателей, включая младенцев и стариков. Международные стандарты другие. Так в Норвегии – 1 торговая точка рассчитана на 30 тыс., а в Швеции – на 23 ты. жителей. То есть по Западной Европе доступность точек продаж алкоголя ниже в 10-100 раз. К таким цифрам предлагает поэтапно стремиться и Церковный совет.

Кроме того, необходимо распространить акцизы на псевдолекарства — это разного рода настойки лекарственных растений, содержащие большое количество спирта и пользующиеся большим спросом у определеной категории населения. С нашей точки зрения их тоже необходимо приравнять к спиртосодержащим напиткам, сделать выше акцизы и ограничить количество приобретения «в одни руки».

И наконец, мера, которую необходимо ввести прямо сейчас— это запрет на пластиковые упаковки (ПЭТ) для алкогольной продукции. Исследователями доказано, что в десятках проб пива самых разных производителей России, Украины и Беларусии содержится опасный канцероген - дибутилфталат, переходящий в содержимое бутылки непосредственно из ПЭТ-упаковки. Дибутилфталат хорошо растворяется под воздействием этанола, содержащегося во всех алкогольных напитках, включая пиво. Дибутилфталат наносит вред здоровью человека, в частности – эндокринной и нервной системе, вызывает токсический гепатит, может быть одной из причин онкологических заболеваний. Дибутилфталат запрещен, либо его применение ограничено целым рядом европейских и американских законов. В то же время в России больше половины продаж пива приходится на пиво в ПЭТ - упаковке. Причем это бутылки до 2 литров (меньший объем производителю просто невыгоден) и такое количество - это еще одна беда.

Таким образом угроза здоровью, большой объем ПЭТ-упаковки и дешевизна пива требует срочных мер по запрету применения пластиковой упаковки для спиртосодержащих напитков, т.к. наносит дополнительный разрушительный вред здоровью наших сограждан. Кроме того пластик не перерабатывается, в отличии от других видов упаковки. И запрет на его использования в пищевой промышленности есть во многих странах.

Два года назад был разработан проект технического регламента «О безопасности алкогольной продукции», в котором содержится запрет на ПЭТ-упаковку. Но все это время продолжается его внутригосударственное согласование. При этом, Казахстан уже законодательно запретил ПЭТ еще в 2004 году, а Россия с Белоруссией медлят. Более того, в октябре под воздействием пивного лобби в проект техрегламента внесли дополнение: «за исключением пива». Это сводит весь техрегамент на нет, поскольку кроме пива в ПЭТ-тару почти никакая алкогольная продукция и не разливается. Таким образом, необходимо исключить из проекта техрегламента слова «за исключением пива» и принять его как можно скорее.

Но тем не менее не стоит терять надежды. Потому что несмотря на инерцию в принятии этих решений и лобистское противостояние, государство прислушивается к нашим предложениям и хотя и не в полной мере, но выполняет их. Поэтому нам остается только быть последовательными в своих требованиях.

 

11 марта 2013 г. 01:00
Ключевые слова: алкогольная угроза
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
Работа Предсоборного Присутствия над преобразованием высшей церковной власти и управления не могла быть ограничена обсуждением состава и компетенции членов ожидаемого церковным обществом в 1906 году Поместного Собора Всероссийской Церкви, осуществиться вне поиска путей реформирования Святейшего Синода. Необходимо было выстроить систему, в которой нашлось бы место не только Синоду, но и Первоиерарху Церкви, а также периодически созываемому Поместному Собору. Нужно было подумать и о новых принципах взаимоотношений Церкви и государства, коль скоро высшее церковное управление предполагалось подвергнуть серьезным изменениям. Данные темы и стали предметом обсуждений членов Присутствия, результатом которых явились конкретные проекты церковных преобразований. PDF-версия.
17 июня 2021 г. 20:00
Пасха в Камбодже
«Христос воскресе!» — это радостное пасхальное приветствие звучит сегодня на всех континентах, в том числе и в странах Юго-Восточной Азии. Первые русские приходы в этом регионе — на Филиппинах и в Голландской Ост-­Индии (ныне Индонезия) — возникли вскоре после революции 1917 года в результате небывалого прежде рассеяния паствы Русской Православной Церкви по всему миру. В 1946 году был образован Восточноазиатский Экзархат Московского Патриархата. Экзархом был назначен архиепископ Нестор (Анисимов), много сделавший для Церкви в Восточной Азии. Но через десять лет экзархат был упразднен. Следующим толчком к распространению русских приходов в Юго-Восточной Азии стал распад Советского Союза, появление новой волны эмигрантов и туристов из стран бывшего СССР, а также рост интереса к Православию среди коренного населения. В наши дни, в декабре 2018 года, был учрежден Патриарший Экзархат в Юго-Восточной Азии, который возглавил митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий. На сегодняшний день в Экзархат входит 13 стран, в том числе и Королевство Камбоджа. Как развивается православная миссия и как празднуется Пасха в стране кхмеров, рассказал «Журналу Московской Патриархии» исполняющий обязанности благочинного церквей Камбоджийского округа Таиландской епархии иеромонах Паисий (Ипате). PDF-версия.
8 июня 2021 г. 18:00