iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией
      Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. (Материал будет опубликован в майском номере (№5, 2020) "Журнала Московской Патриархии")  
5 мая 2020 г. 11:39
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5–9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. PDF-версия.  
31 января 2020 г. 12:00
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59
Интервью
Президиум конгресса Церковно-общественного совета 2012 г. фото: pravoslavie.ru
11 марта 2013 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Алексей Ульянов:Предложения Церкви по ограничению торговли алкоголем Правительством России выполнены не полностью

В Мраморном зале Центрального Дома журналиста состоялась пресс-конференция на тему: «Алкогольная угроза: что и из чего мы пьем?». Год назад обеспокоенные алкогольной проблемой представители духовенства, общественности и врачи из 81 региона провели в Москве конгресс Церковно-общественного совета. В Правительство России были отправлены предложения, которые могут снизить смертность в стране на полмиллиона человек ежегодно – такова она от алкоголя. А также защитить от приобщения к спиртному детей и молодежь. Эта тема постоянно находится в центре внимания рабочей группы по демографической и семейной политике Открытого Правительства, которую возглавляет член Церковно-общественного совета Евгений Юрьев. О том, что удалось сделать за минувший год и каковы результаты взаимодействия с властью, ЦВ рассказал член рабочей группы по демографической и семейной политике Открытого Правительства Алексей Ульянов.

По оценкам экспертов (в частности,рук. отдела информатики и системных исследований Московского НИИ психиатрии Минздрава РФ, д.м.н. Александра Немцова) смертность от алкоголя в России составляет до 500 тыс. человек ежегодно. В этих условиях создание Церковно- общественного совета стало одной из инициатив Церкви, направленных на спасение страны. Что удалось сделать за год со дня конгресса? Был введен запрет на ночную торговлю алкоголем. Правда, Церковно-общественный совет предлагал диапазон ограничения продаж с 7 вечера до 11 утра. Это наиболее яркая и очевидная мера. А в реальности такой запрет введен с 23 часов до 8 утра. Хотя регионам предоставлено право увеличивать время запрета. Так в Чечне спиртные напитки продаются только с 8 до 10 утра. По нашим данным, эта мера повлияла на сокращение смертности и производственного травматизма. В идеале ее цель — сделать так, чтобы люди не успевали взять спиртное до работы и после работы, а его покупка стала каким-то специальным актом, который требует определенных усилий. Практика показывает, что несмотря на то, что это не такая жесткая запретительная мера, она очень действенная психологически.

Второе предложение касалось повышения акцизов на алкоголь, к нему Правительство также прислушалось. Рост акцизов в России впервые стал опережать рост инфляции с середины минувшего лета. В итоге их повысили более, чем на 30%. Однако резервы для их повышения еще не исчерпаны. Если сравнить характерное соотношение стоимости поллитра водки и буханки хлеба, то оно сейчас составляет 10-15 раз, тогда как в советское время было в 30 раз и выше, не говоря даже о периоде горбачевской антиалкогольной кампании. А если сравнить Россию со странами Скандинавии и Канадой, близкими нам по климату, где в этом направлении также приняты специальные меры вплоть до госмонополии на продажу крепкого алкоголя, то там цены по паритету покупательной способности существенно выше, чем у нас. Рост акцизов - из тех мер, которые на протяжении долгого времени почти не применялись (за исключением 2006 года) и можно сказать, что Церковь здесь внесла свою важную лепту в сокращения смертности.

Что еще можно сделать? Ограничить число точек продаж спиртного. Так, сегодня алкогольные напитки можно купить в более чем 400 тысяч магазинов страны. На один алкогольный магазин приходится 350 покупателей, включая младенцев и стариков. Международные стандарты другие. Так в Норвегии – 1 торговая точка рассчитана на 30 тыс., а в Швеции – на 23 ты. жителей. То есть по Западной Европе доступность точек продаж алкоголя ниже в 10-100 раз. К таким цифрам предлагает поэтапно стремиться и Церковный совет.

Кроме того, необходимо распространить акцизы на псевдолекарства — это разного рода настойки лекарственных растений, содержащие большое количество спирта и пользующиеся большим спросом у определеной категории населения. С нашей точки зрения их тоже необходимо приравнять к спиртосодержащим напиткам, сделать выше акцизы и ограничить количество приобретения «в одни руки».

И наконец, мера, которую необходимо ввести прямо сейчас— это запрет на пластиковые упаковки (ПЭТ) для алкогольной продукции. Исследователями доказано, что в десятках проб пива самых разных производителей России, Украины и Беларусии содержится опасный канцероген - дибутилфталат, переходящий в содержимое бутылки непосредственно из ПЭТ-упаковки. Дибутилфталат хорошо растворяется под воздействием этанола, содержащегося во всех алкогольных напитках, включая пиво. Дибутилфталат наносит вред здоровью человека, в частности – эндокринной и нервной системе, вызывает токсический гепатит, может быть одной из причин онкологических заболеваний. Дибутилфталат запрещен, либо его применение ограничено целым рядом европейских и американских законов. В то же время в России больше половины продаж пива приходится на пиво в ПЭТ - упаковке. Причем это бутылки до 2 литров (меньший объем производителю просто невыгоден) и такое количество - это еще одна беда.

Таким образом угроза здоровью, большой объем ПЭТ-упаковки и дешевизна пива требует срочных мер по запрету применения пластиковой упаковки для спиртосодержащих напитков, т.к. наносит дополнительный разрушительный вред здоровью наших сограждан. Кроме того пластик не перерабатывается, в отличии от других видов упаковки. И запрет на его использования в пищевой промышленности есть во многих странах.

Два года назад был разработан проект технического регламента «О безопасности алкогольной продукции», в котором содержится запрет на ПЭТ-упаковку. Но все это время продолжается его внутригосударственное согласование. При этом, Казахстан уже законодательно запретил ПЭТ еще в 2004 году, а Россия с Белоруссией медлят. Более того, в октябре под воздействием пивного лобби в проект техрегламента внесли дополнение: «за исключением пива». Это сводит весь техрегамент на нет, поскольку кроме пива в ПЭТ-тару почти никакая алкогольная продукция и не разливается. Таким образом, необходимо исключить из проекта техрегламента слова «за исключением пива» и принять его как можно скорее.

Но тем не менее не стоит терять надежды. Потому что несмотря на инерцию в принятии этих решений и лобистское противостояние, государство прислушивается к нашим предложениям и хотя и не в полной мере, но выполняет их. Поэтому нам остается только быть последовательными в своих требованиях.

 

11 марта 2013 г. 01:00
Ключевые слова: алкогольная угроза
Также читайте:
Церковь и общество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00