выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00
Интервью
14 февраля 2011 г.
версия для печати версия для печати

Её называли игуменией всея Руси. Памяти схиигумении Варвары (Трофимовой)

8 февраля в 7 часов утра отошла ко Господу настоятельница Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря схиигумения Варвара (Трофимова). С ее именем связана целая эпоха в истории женского монашества в современной России, не зря ее называли игуменией всея Руси. Литургию и чин погребения в Пюхтицком монастыре 10 февраля возглавил епископ Зарайский, викарий Святейшего Патриарха Преосвященнейший Меркурий. Похоронена схиигумения Варвара на монастырском кладбище у церкви в честь Святителя Николая.

Игумения Филарета (Смирнова), настоятельница московского подворья Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря, делится воспоминаниями о новопреставленной схиигумении:

"С игуменией Варварой я познакомилась 40 лет назад, тогда я пришла в Пюхтицкий монастырь и матушка там уже жила четыре года вместе с матушкой Георгией. Потом матушка какое-то время жила в Вильнюсе. Там она проходила послушание в Виленском женском монастыре во имя равноапостольной Марии Магдалины. Она окормлялась у опытной старицы-игумении Нины (Баташевой). Ей поручали и работу письмоводителя, и помощницы казначея. Кроме того, матушка участвовала в ремонтно-строительных работах по восстановлению монастыря. И вот, когда настоятельница Пюхтицкого монастыря мать Ангелина стала совсем немощной, Патриарх Алексий I вернул монахиню Варвару к нам и поставил ее в игумении монастыря.

С игуменией Варварой связаны особые воспоминания, ведь когда меня постригали в монахини, то мать Варвара стала моей наставницей, моей духовной матерью. Она управляла монастырем 43 года, она была настоящая мать-руководительница, они вместе со Святейшим Патриархом Алексием II восстановили уже разрушающуюся обитель. При этом Патриарх Алексий, как известно, был очень привязан к Пюхтице и начал помогать в восстановлении монастыря еще задолго до того, как стал Патриархом. Помню, матушка всё время ему звонила, советовалась, как лучше сделать. Работы было много. Сестры в обители жили не так, как сейчас, не было ни света, ни воды, ни канализации, всё делали руками. Но благодаря усилиям игумении мы восстановили церковь, строили новые кирпичные корпуса для сестер. Матушка Варвара была молодая, энергичная, и, конечно, без ее энергии обитель бы не стала такой благоустроенной. Ведь сейчас наша обитель процветает.

В последние годы матушка Варвара болела, у нее был диабет, но всё равно она руководила всем до последнего дня жизни. Матушка говорила так: «Я всё буду для обители делать, пока есть силы, пока глаза смотрят и голова работает, только бы не оставить обитель не в порядке».

Матушка наша была не только строительницей, но и молитвенницей. Сестер она любила и давала духовные советы. Кто приходил за советом — всем помогала. Поучиться у игуменьи было чему. Так получилось, что я несла послушание в Москве и почти всегда была рядом со Святейшим Патриархом Алексием II, к матушке Варваре я приезжала только на праздники вместе со Святейшим, когда он бывал в Пюхтицах. Но, несмотря на то что это были короткие встречи, мы решали с игуменией все вопросы, которые я не могла решить сама. Это касалось и вопросов духовной жизни. Матушка не философствовала. Всегда говорила очень конкретно, как нужно поступать.

Матушку невозможно было не любить, потому что она всегда старалась сделать всё для своей обители, для сестер — все силы положила на это.
Особенно игуменью любили миряне. К ней даже в последнее время, когда она болела, очень много приезжало паломников за советом. Ее называли старицей, игуменией всея Руси.
О том, что матушка Варвара была по-настоящему духовным человеком, говорит и тот факт, что к ней приезжали и духоносные старцы. Так, например, у нас часто гостил протоиерей Николай Гурьянов с острова Залит. Он очень любил к нам приезжать, любил общаться с матушкой и говорил, что в Пюхтицах и Иерусалим, и Афон, и Дивеево разом.
Сила характера матушки Варвары стала притчей во языцех. Не случайно она снискала уважение не только у паломников, монашества и духовенства, но и у властей независимой Эстонии, которые, будучи лютеранами, с большим почтением относились к православному монастырю. Но ее стойкость и твердость соседствовали с удивительной любовью, именно ее сразу же чувствовали все, кто приезжал в Пюхтицы.
Вечная память новопреставленной схиигумении Варваре!"

Фото: Православие.Ru

14 февраля 2011 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн: «Духовенству нужно чаще посещать места, где особая концентрация боли»
В этом году Белгородская и Старооскольская епархия отмечает 30 лет со дня своего возрождения. Белгородская область одной из первых ощутила на себе последствия событий, произошедших на Украине в 2014 году. Десять лет беженцы, спасаясь от войны в Донбассе, искали защиты в России. С началом спецоперации жестокой реальностью стали регулярные обстрелы Белгорода и приграничных населенных пунктов, попытки украинской армии прорвать оборону на границе и гибель мирных жителей. Как живет сегодня епархия, что изменилось в работе ее отделов, как выстроено взаимодействие с государственной властью и почему возросла ответственность священников, «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. PDF-версия.
25 февраля 2025 г. 15:00