выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Первенство как политический институт
Восемнадцатого ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, свой 30-летний юбилей празднует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви. За тридцать лет университет закончили более пятнадцати тысяч человек.  Среди них 16 архиереев, более 1000 священников и 150 монашествующих. ПСТГУ также является крупнейшим церковным научным центром, в котором трудятся член-корреспондент РАН, два члена-корреспондента РАХ, 45 докторов наук и 203 кандидата наук. В Свято-Тихоновском университете преподают и занимаются наукой первый кандидат теологии в России протоиерей Павел Хондзинский, первый доктор теологии протоиерей Олег Давыденков и первая в России женщина — доктор церковной истории профессор Наталья Юрьевна Сухова. Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующего лабораторией исследований церковных институций священника Павла Ермилова посвящена генезису  одного из актуальных в православном богословии вопросов — о первенстве в Церкви. PDF-версия.
12 декабря 2022 г. 17:00
«Введение в арамеистику и сирологию»
В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге.  PDF-версия.
23 мая 2023 г. 16:30
Интервью
 Митрополит Калужский и Боровский Климент
ЖМП № 3 март 2012 /  16 марта 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Феофановский проект

В 2015 году на общецерковном уровне будет отмечаться 200-летие со дня рождения святителя Феофана Затворника. К этому знаменательному событию приурочен выпуск Полного собрания его творений в 40 томах. О том, какие научные задачи ставятся перед новым изданием и как идет работа с архивами рассказал в своем интервью "ЦВ" Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, Председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана Затворника митрополит Калужский и Боровский Климент

- Ваше Высокопреосвященство, святитель Феофан Затворник – хорошо издаваемый духовный писатель, его книги можно встретить во многих книжных лавках. И тем не менее вы приступили к изданию Полного собрания его творений. Какие научные задачи Вы ставите перед новым изданием?

- Полное собрание творений святителя Феофана Затворника в 40 томах – это научно-просветительское издание, одна из главных задач которого дать возможность современным исследователям и широкому кругу читателей познакомиться с письменным наследием святителя Феофана Затворника во всей его полноте, тем более что значительный его объем никогда прежде не публиковался.

Выпуск Полного собрания творений приурочен к 200-летию со дня рождения святителя Феофана Затворника, которое будет отмечаться на общецерковном уровне в 2015 году. В целях подготовки издания по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в августе 2010 года был сформирован специальный Научно-редакционный совет.

Основным принципом этого академического издания является публикация произведений святителя Феофана в авторской редакции – с привлечением всех без исключения прижизненных изданий, а главное – всех сохранившихся рукописей святителя. Приводятся списки разночтений по различным редакциям и списки исправлений, а также дается текстологический комментарий. Кроме того, каждый том будет сопровождаться научно-справочным аппаратом и общим комментарием, в котором будет подробно раскрыта творческая история того или иного произведения, даются статьи и пояснения богословского и церковно-исторического характера.

При подготовке издания, пожалуй, впервые в современной истории научной публикации произведений русских отцов XIX столетия так широко используется опыт отечественной текстологической школы, основным предметом изучения которой была русская литературная классика. Мы постепенно подходим к тому, вполне нормальному для науки состоянию, когда будет преодолено ее искусственное, формальное разделение на церковную и светскую, являющееся во многом наследием советского прошлого.

- Какие еще задачи ставятся в рамках Феофановского проекта?

- Важная задача проекта связана с освоением духовного наследия святителя Феофана нашей церковной богословской наукой, с развитием русской патристики в целом. От ее решения зависят, в частности, уровень и качество богословского комментария к творениям святителя, который еще предстоит создать. Научно-редакционный совет прилагает все усилия к тому, чтобы постепенно складывалась школа изучения наследия святителя Феофана и других русских отцов. Так, например, с июня 2011 года стали проводиться регулярные Феофановские семинары преподавателей и студентов духовных академий, семинарий и светских учебных заведений.

Особо следует сказать о духовно-просветительской цели нашего издательского проекта. Так, предусмотрена публикация издания в двух вариантах – полиграфическим способом и в электронном виде, на специальном сайте Полного собрания творений святителя Феофана theophanica.ru. Это позволит большой читательской аудитории получать прямой доступ к произведениям святителя.

Параллельно с изданием подготавливается подробная Летопись жизни и творений святителя Феофана, объем которой в настоящее время составляет около 90 авторских листов.

Важной частью исследовательской и просветительской работы в рамках проекта издания стали году научные форумы, организованные и проведенные в 2010-2011 годах в рамках XIX и XX Международных Рождественских чтений, IV и V Феофановских чтений, а также презентация Полного собрания творений святителя Феофана, прошедшая на XXIV Московской международной книжной выставке-ярмарке 7 сентября 2011 года, на которой были представлены презентационные выпуски первых 3 томов издания.

- Как идет работа с архивами, и особенно с теми рукописями святителя Феофана, которые находятся на Афоне?

Рукописи творений святителя Феофана Затворника – это фундамент нашего издания.

Практически за один год работы было обследовано 26 архивов России, Ближнего и Дальнего Зарубежья. Открыто и передано в Научно-редакционный совет 104 цифровые копии рукописей больших и малых произведений святителя, причем многие из них никогда не издавались. Откопировано более 4000 листов писем святителя, биографических материалов и мемуаров. Значительное количество Феофановских материалов дали архивохранилища Москвы, Петербурга, Тамбова, Рязани, Орла, Липецка. Редкие рукописи и документы удалось обнаружить на Украине – в Киевских архивах.

Однако первое место по объему, а главное, по своему значению занимает личный фонд святителя Феофана, находящийся в Архиве Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Цифровые копии этой коллекции, содержащей множество неизданных произведений святителя, составляют основу нашего архива. Благодаря этим уникальным рукописям мы сегодня открываем совершенно новые страницы в творчестве святителя Феофана,

Текстологической группой Научно-редакционного совета уже проведена расшифровка ряда рукописей из афонской коллекции. Это, прежде всего, черновые сборники слов к Тамбовской и Владимирской паствам (984 и 626 страниц рукописного текста соответственно). В ходе расшифровок раскрываются все авторские и редакторские пометы в рукописи, зачеркивания, подчеркивания, вставки текста, замены, лакуны, которые отмечаются в подстраничных сносках.

Не раз приходилось слышать вопросы о том, почему сегодня для публикации текстов святителя Феофана используется старая орфография?

Технология работы нашей текстологической группы такова, что при подготовке сводной редакции по рукописям и изданиям XIX – начала XX веков происходит их полный перенабор с сохранением дореволюционной орфографии и авторской пунктуации, а также некоторых авторских особенностей написания слов.

Если говорить о чисто научной ценности таких публикаций, то она несомненна. Дело в том, что, во-первых, любое аутентичное издание ориентируется на орфографию и пунктуацию, которым следует автор (в данном случае это, естественно, дореформенная орфография). Такой метод позволяет глубже и точнее передать некоторые важные языковые смыслы – в особенности это относится к произведениям русских духовных писателей.

Во-вторых, приступая к работе, мы понимали, что сохранив старую орфографию в нашем издании, мы резко сузим читательскую аудиторию и не сможем выполнить стоящую перед изданием духовно-просветительскую задачу, которая является крайне важной. Мы обратились за разрешением этой сложной проблемы к Святейшему Патриарху, который вынес следующее определение: полиграфический вариант издания сделать в современной орфографии, сохраняя при этом авторскую пунктуацию святителя Феофана. В электронной же публикации, размещаемой на сайте проекта и имеющей, в первую очередь, научное значение, следует целиком сохранить старую орфографию и авторскую пунктуацию. Этому решению мы неукоснительно следуем при подготовке текста.

- Как вы оцениваете ход работ? Что уже сделано?

- Работа идет достаточно интенсивно. В настоящее время проходят подготовку тексты творений святителя Феофана Затворника к 1-12 томам первой серии издания, получившей название «Оригинальные произведения», начата работа над первым томом второй серии – «Переводы». Создан так называемый канонический текст (в текстологии под каноническим текстом произведения понимается раз и навсегда закрепленный, обязательный для всех изданий текст – прим. ред.), подготовлены списки разночтений и исправлений по различным редакциям, написаны текстологические справки к произведениям, вошедшим в эти тома. Объем уже подготовленных и готовящихся текстов к томам первой серии – 6547 страниц.

Конечно, впереди еще очень много сложного, кропотливого труда, требующего немалых сил, способностей и знаний. Одна из самых трудных задач – создание богословского комментария к текстам святителя. Я хотел бы призвать всех представителей нашей церковной науки – исследователей, занимающихся изучением богословия и аскетики святителя Феофана, включиться в работу над ее разрешением.

- В чем, на Ваш взгляд, главное значение наследия святителя Феофана для нашей Церкви сегодня?

- Святитель Феофан Затворник научает нас ревности по Богу, основам христианской жизни и начаткам подвижнического пути человека к своему Творцу и Благодателю. Особенно важно, что его учение обращено ко всем чадам Церкви – не только к монашествующим, но и к мирянам, и даже к тем, кто лишь обращается к вере Христовой. В наши дни, когда человек все дальше удаляется от Бога, творения святителя Феофана служат путеводной нитью для всех взыскующих Небесного Града. В этом состоит непреходящее значение его духовного наследия.

 

 

16 марта 2012 г. 01:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00