выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00
Православие и самодержавие
Триста лет назад, в феврале 1725 года, скончался русский царь и первый российский император, крупнейший преобразователь и реформатор Российского государства Петр I, прозванный потомками Великим. В историю Русской Церкви Петр тоже вошел как реформатор: своими указами он ликвидировал в Церкви патриаршество, установил правление Святейшего Синода, а формальное главенство над Русской Церковью закрепил за собой. Ответу на вопрос, как после этих преобразований существовала Русская Церковь с XVIII до конца второго десятилетия XX века, посвящено новое учебное пособие доктора исторических наук, профессора С. Л. Фирсова «История Русской Православной Церкви. Синодальный период», выпущенное Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. «Журналу Московской Патриархии» Сергей Львович рассказал о смысле церковной реформы Петра I, о жизни Церкви в синодальную эпоху и о церковно-общественном кризисе, которым эта эпоха завершилась. PDF-версия.    
25 апреля 2025 г. 14:00
Русская Православная Церковь Заграницей и Московский Патриархат: история разделения и примирения внутри Поместной Русской Церкви
В 2025 году Русская Православная Церковь отмечает 100 лет преставления святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. В годы его Патриаршего служения Русской Церкви пришлось столкнуться с беспрецедентными событиями и вызовами, и все они требовали первосвятительского вмешательства. Одним из важных и трагических событий 1920-х годов стал Русский исход — массовая эмиграция в страны Европы и Америки, где русские беженцы образовали Русскую Православную Церковь Заграницей (РПЦЗ). Об истории РПЦЗ, ее идеологии, причинах расхождения с Московским Патриархатом и радостном ­воссоединении, а также о том, почему важно изучать историю Зарубежной Церкви, «­Журналу Московской Патриархии» рассказал автор вышедшего в 2024 году учебного пособия по истории РПЦЗ, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ и Института дистанционного образования ПСТГУ Андрей Александрович Кострюков. PDF-версия.    
19 февраля 2025 г. 18:00
Херсонес таит в себе еще много загадок и открытий
В 2024 году в Севастополе состоялось историческое событие. В прибрежной части города открылся уникальный музейно-храмовый комплекс «Новый Херсонес», который включает несколько музеев: Музей христианства, Крыма и Новороссии, Античности и Византии, реконструированный «Византийский квартал» и другие постройки. Перед строительством на данном участке были проведены археологические раскопки и обнаружено около 5 миллионов древних находок: от небольших фрагментов керамики до крупных скульптурных погребальных стел. Какие из них имеют отношение к христианской культуре, как определить время их изготовления и бытования, как сегодня организовано изучение церковных древностей Херсонеса, рассказала заведующая отделом византийской истории Музея-заповедника «Херсонес Таврический» Татьяна Яшаева. PDF-версия.    
14 января 2025 г. 17:00
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Интервью
Фото из архива Крымской и Симферопольской епархии
25 августа 2016 г. 12:50
версия для печати версия для печати

Под святительским благословением

Митрополит Крымский и Симферопольский Лазарь служит Русской Православной Церкви более 60 лет, с тех пор как в 15 лет стал послушником Свято-Духовского скита Успенской Почаевской лавры. На нынешний свой пост он был назначен 24 года назад и стоял у самых истоков возрождения Православия на полуострове. О том, как это происходило, с какими проблемами пришлось столкнуться и какие главные задачи стоят сегодня перед епархией, митрополит Лазарь рассказал «Журнала Московской Пат­риархии».

Судьбоносная встреча

— Ваше Высокопреосвященство, в этом году отмечается сразу несколько юбилейных дат святителя Луки Крымского. В какой мере вы ощущаете себя его преемником?

— Действительно, этот год — юбилейный для Симферопольской и Крымской епархии. Исполнилось 55 лет со дня преставления и 20 лет со дня обретения мощей святителя Луки Крымского. В день его памяти во всех крымских храмах прошли праздничные богослужения, в память о нем в городах и поселках состоялись конференции, концерты, тематические выставки и показ фильмов о святителе Луке. Но ответить на вопрос о преемственности довольно затруднительно. Ведь и сегодня святитель Лука, незримо присутствуя везде, управляет Крымской кафедрой. Он оставил нам очень много своих замечательных проповедей и книг, через которые открывается мир святого Православия. Сколько его распоряжений остаются актуальными и по сей день! Например, о совершении таинства крещения полным погружением, о борьбе с сектантством. А его богословские и философские труды для нас и поныне являются весомой помощью в миссионерском служении. Например: «Наука и религия», «Дух, душа и тело». Симферопольская и Крымская епархия неоднократно организовывала международные и республиканские конференции, посвященные духовному и научному наследию святителя Луки, в которых принимали участие богословы, духовенство, ученые и врачи из России, с Украины, из Австрии и Греции. Я постоянно чувствую его помощь и поддержку.

— Вы были с ним знакомы?

— Богу было угодно, чтобы однажды наши пути пересеклись. Это случилось в 1961 году. Я тогда учился на 2-м курсе Одесской духовной семинарии и был келейником митрополита Херсонского и Одесского Бориса (Вика). Архиепископ Лука приехал в Одессу по своим личным делам и посетил митрополита Бориса. Со святителем Лукой мы встретились во дворе храма в честь Святых мучеников Адриана и Наталии — резиденции управляющего Одесской и Измаильской епархией. Я только успел взять у него благословение и сразу ушел, дабы не мешать общению двух архиереев. Но в моей памяти навсегда запечатлелся его благородный облик: величавая осанка, грустные глаза, седые волосы и четки, которые он держал в своих руках. Эта встреча на всю жизнь оставила в моем сердце доброе чувство.

Аргентинская паства

— Вы несколько лет возглавляли Аргентинскую кафедру. Какой пастырский опыт вы вынесли оттуда? Чем запомнилось это служение?

— В 1980 году решением Священного Синода меня назначили епископом Аргентинским и Южноамериканским, Патриаршим Экзархом Центральной и Южной Америки. Это послушание я нес с небольшим перерывом до 1985 года. Однако мое служение в Аргентине началось еще в 1975 году, когда я стал секретарем архиепископа Аргентинского и Южноамериканского Платона (ныне — митрополит Феодосийский и Керченский). Мы и сегодня с ним постоянно общаемся. Буквально в конце мая вместе освящали памятник царю-страстотерпцу Николаю II в Евпатории, а в день памяти святителя Луки совершили Божественную литургию.

Своей главной задачей там я считал созидание православной веры в душах многих соотечественников, которые были еще далеки от Православия. Милостию Божией мне удалось построить храм в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в провинции Лянус, а также зал для торжественных приемов и квартиры для священников. Был переоборудован храм в честь Преподобного Иова Почаевского в провинции Сан-Мартин. В Буэнос-Айресе построил пятиэтажное епархиальное здание и реконструировал кафедральный собор с куполом. При этом главная задача для меня тогда и сейчас осталась в созидании людских душ. Потому что Церковь Христова — это не стены с куполом, украшенные росписями, а живой богочеловеческий организм, глава которого — Христос.

На наши общественные рождественские праздники всегда приходили представители Министерства по делам религий Аргентины. Я неоднократно встречался с президентами Аргентины. В честь 1000-летия Крещения Руси в 1988 году Господь сподобил переименовать площадь Чаркес в Буэнос-Айресе в площадь Святого князя Владимира. Там установлен и памятник этому святому, который и поныне благословляет своим крестом столицу Аргентины, где проживает немало наших соотечественников. В провинции Лянус была переименована улица Кирно-Коста во Владимирскую. Я, как Патриарший Экзарх, открыл в Бразилии храм в честь Святой Троицы.

— Почему аргентинцы согласились на все эти переименования? Неужели для них — католиков — так много значит святой князь Владимир?

— В общей сложности я жил в Южной Америке 14 лет. За это время там удалось объединить вокруг православного храма в Буэнос-Айресе многих наших соотечественников. Приходилось много встречаться с местными властями, чтобы положительно повлиять на их отношение к Православной Церкви, а также убедить их к 1000-летию Крещения Руси разрешить переименования и установить памятник святому князю. Благодаря чему всё это происходило? Благодаря милости Божией. Ибо будем помнить слова Спасителя, обращенные к нам и сегодня: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5). Но, конечно, недаром у нас в народе говорят: «На Бога надейся, а сам не плошай». Приходилось много и кропотливо трудиться, изучать язык, особенности жизни этой страны… Слава Богу за всё!

— Что вам вспоминается из жизни эмигрантов, которых вы окормляли?

— Скажу сразу: на чужбине им жилось очень трудно. Но, невзирая на препятствия, славянский человек в основной своей массе демонстрирует всему миру не только выносливость, но и трудолюбие, а еще стремление к духовному общению со своими соотечественниками. Последнее обстоятельство я и решил использовать. Так, в Аргентине на базе литературных клубов для соотечественников появились православные приходские общины и архиерейский хор из 40 человек. А начинался он всего с одной певчей — 90-летней рабы Божией Матроны. Царство ей Небесное, всегда поминаю ее, как и многих других своих «аргентинцев», когда служу Божественную литургию.
«Крестоповал»

— Вы возглавляете Крымскую кафедру с 1992 года. Как возрождалась здесь православная жизнь?

— Без преувеличения скажу, что руководство Симферопольской и Крымской епархией по благословению священноначалия Господь судил мне принять в сложный исторический период. Тогда здесь было около 50 приходов и ни одного монастыря. Епархиальное управление ютилось в двух маленьких комнатках при Свято-Троицком соборе в Симферополе. В течение двух лет сменилось три правящих архиерея.

С первых месяцев много сил и времени было положено на то, чтобы убедить местные власти, да и немалую часть отдалившегося от Православия за годы безбожия народа, восстановить в центре Симферополя уничтоженный в 1930 году кафедральный Свято-Александро-Невский собор. Решение вопроса растянулось на годы. Наконец создали оргкомитет по восстановлению собора, в который вошли ветераны Великой Отечественной войны, в том числе кавалеры ордена Александра Невского, архитекторы, руководители крупных предприятий и, конечно же, представители Церкви. К 1999 году мы убедили Верховный совет Крыма принять решение о строительстве в сквере Победы (основой для сквера послужили деревья, которые росли на подворье кафедрального собора) духовно-патриотического комплекса, куда войдут соборный храм, памятник-танк и обелиск в честь освобождения Крыма от турок в XVIII веке (Долгоруковский обелиск). Собор был включен в перечень выдающихся памятников архитектуры, требующих безусловного восстановления. Строительство началось в 2003 году.  

В 2005 году мы столкнулись с явлением, которое журналисты назвали «крестоповал». Всё началось с села Морского, где хулиганы повалили 10-метровый поклонный крест. Затем похожие случаи произошли в ряде других районов. Иногда это делалось открыто руками активистов крымско-татарского меджлиса, которые заявляли, что вид крестов оскорбляет их религиозные чувства. В Судаке же, на горе Ферейная, возле санатория для военных, был сожжен двухметровый поклонный крест. Но казаки вместо него установили новый — сварной пятиметровый — и стали его охранять.
Вопрос о недопустимости таких провокаций мы решали с местными и республиканскими властями. И с  помощью так называемой мягкой силы Межконфессионального Совета Крыма «Мир — дар Божий», созданного в 1992 году. С самого основания и до настоящего времени я являюсь его сопредседателем. Благодаря межрелигиозному диалогу в Крыму и нашей совместной работе «крестоповалы» больше не повторяются.

Молодежь — наше будущее

— Как изменилась духовная жизнь епархии за последние два года?

— Возрождение православной веры на Крымском полуострове довольно сложно разделить на какие-то периоды или по годам. Сегодня, как и прежде, мы открываем храмы, восстанавливаем крымские обители, в том числе древние пещерные, куда устремляются десятки тысяч паломников. Так, у нас действует 16 монастырей, 8 из них — пещерные. В любом, кроме Симферопольского Свято-Троицкого, можно остановиться на 2–3 дня. Но следует учитывать, что условия проживания там скромные.

Много времени и сил мы уделяем духовно-патриотическому воспитанию молодежи, ведь она — наше будущее. Продолжают работу воскресные школы, но главный акцент в религиозном образовании мы ставим на взаимодействие с общеобразовательными учреждениями и с Министерством образования и науки Республики Крым. Причины две: первая — воскресные школы посещают практически дети уже воцерковленные, а вторая — значительное число крымчан и их детей не переступили еще порог храма.

Создана целая система сотрудничества священнослужителей, педагогов и представителей органов власти в решении важнейшей задачи духовно-нравственного воспитания детей и внесения православных ценностей в учебно-воспитательный процесс. У нас активно работает общество православных педагогов республики, в котором уже более тысячи человек. Между епархией и Минобразования Крыма подписаны договоры, утверждена учебная программа «Основы православной культуры Крыма», а также программы «Возрождение духовных ценностей семьи». В некоторых школах курс ОПК введен с 1-го по 11-й класс. Например, в Таврической школе-гимназии № 20 Симферополя. Есть такие школы в Севастополе и Ялте.
Работает также расширенная программа повышения квалификации преподавателей курса ОПК, включающая в себя краеведческие экскурсии, паломнические поездки, конференции по истории Православия в Крыму совместно с Малой Академией наук школьников Крыма, конкурсы «Учитель года» и «Урок нравственности», «Семейный очаг» и многое другое.

— Расскажите о ваших совместных проектах с близлежащими епархиями?

— Конечно, Симферопольская и Крымская епархия активно сотрудничает и с другими епархиями. Главным образом, мы всех приглашаем к себе приобщиться к духовному наследию епархии, к святыням и ее истории. Епархия организует и паломнические поездки, и различные конкурсы, музыкальные и кинофестивали. Кроме того, в Крыму проходит республиканский и международный телевизионный конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины», на который приезжают команды одноклассников из многих стран. В 2015 году по инициативе Краснодарской епархии осуществился проект «Поезд творческих идей»: православные учителя Краснодара приехали к нам для обмена педагогическим опытом.
Милостию Божией сегодня православная жизнь в Крыму получила широкие возможности для плодотворного развития. Дай Бог, чтобы и в дальнейшем мы смогли также исполнять свой долг духовно-нравственного воспитания, возрождения духовности и культуры.

Счастливый человек

— Вы в храме с детских лет и, наверное, не раз сталкивались с притеснениями за веру.

— Однажды, еще в начальной школе, когда меня спросили, кем я хочу стать, я ответил: «Попом!» После этого школьные учителя старались не пускать меня в церковь, но моя мама всегда меня защищала. Сейчас ей уже 102 года, дай Бог ей здоровья. Пришлось выдержать давление и в армии, куда меня призвали в 1958 году после окончания 1-го курса Минской духовной семинарии. Нас, семинаристов, трое ушло в армию, а вернулся в семинарию я один. Двоих удалось морально сломить. Меня тоже пытались соответствующим образом «обработать» — направили в роту, где были ребята из разных вузов, интеллигенция, — для того, чтобы они меня «перевоспитали». А мы с ними подружились. В моем домашнем фотоальбоме до сих пор хранится подаренная одним из них на память фотокарточка с благодарной надписью «Спасибо тебе, Ростислав, за то, что ты помог мне стать верующим человеком».
Я служил в Подмосковье, в Ногинске, и мечтал попасть в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Но командование ни разу меня туда не отпустило. Когда демобилизовался, не дали на руки паспорт, чтобы я сразу ехал домой, а не в семинарию. Но Господь меня сподобил перенести все искушения и продолжить обучение.

— Кто еще помимо святителя Луки служит вам духовным маяком?

— Мой небесный покровитель — преподобный Лазарь Муромский, к которому я постоянно обращаюсь за благословением. В этом году наша епархия торжественно отмечает 625-летие со времени его отшествия ко Господу. В моей жизни был случай, когда помощь Божия была явлена мне, возможно и по его молитвам. В пору служения в Аргентине мне часто приходилось летать туда и обратно. И однажды с самолетом, на котором я летел, случилась авиакатастрофа. Наша первая остановка намечалась в Люксембурге. Но, заходя на посадку, самолет напоролся на водонапорную башню и был вынужден сесть на поляну в лесу. Еще в небе, при приземлении, трижды прозвучала команда пристегнуться. Я хотел пристегнуть ремни, но что-то меня удержало. Во время удара самолета о землю меня перебросило через кресло и я ударился спиной о бортовую стенку. Ничего не сломал и даже сознание не потерял. Когда самолет приземлился, вместе со мной вышли лишь те, кто мог идти. И тут раздался сильный взрыв! Часть самолета разлетелась вдребезги! Пассажиры, пристегнувшие ремни, получили тяжелые травмы, и многие из них погибли при взрыве, не успев выйти.

В госпитале на осмотре мне сказали: «Вы — счастливый человек!» А представитель “Аэрофлота”, который потом ко мне приходил, очень удивлялся, что этот самолет с горящим хвостом не взорвался еще в воздухе. Я считаю, что это спасение только милость Божия! Действительно, перст Божий спас меня в ту минуту для моего же, наверное, покаяния. Из всего объемного багажа для церковных нужд сохранились лишь две деревянные иконы Казанской Божией Матери, остальное полностью сгорело. Они и сейчас хранятся у меня.

Cправка

Митропол Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь родился в 1939 г. в с. Комарин Тернопольской обл., Украина. После службы в армии в 1964 г. окончил Одесскую духовную семинарию, в 1968 г. — Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1968–1971 гг. обучался в аспирантуре Московской духовной академии. В 1971 г. рукоположен во диакона, затем во иерея, в 1978 г. — в сан протоиерея. С 1975 г. в клире Аргентинской епархии исполнял послушание секретаря архиепископа Аргентинского и Южноамериканского. Монашеский постриг принял в 1980 г., в этом же году возведен в сан архимандрита, а затем хиротонисан во епископа Аргентинского и Южноамериканского. С 1980 по 1985 г. — Патриаршиий Экзарх в Центральной и Южной Америке. В 1985 г. возведен в сан архиепископа. В 1985–1992 гг. управлял епархиями: Ивано-Франковской, Тернопольской, Одесской и Херсонской. С 1992 г. — архиепископ Симферопольский и Крымский. В 2000 г. возведен в сан митрополита. ит Симферопольский и Крымский Лазарь родился в 1939 г. в с. Комарин Тернопольской обл., Украина. После службы в армии в 1964 г. окончил Одесскую духовную семинарию, в 1968 г. — Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1968–1971 гг. обучался в аспирантуре Московской духовной академии. В 1971 г. рукоположен во диакона, затем во иерея, в 1978 г. — в сан протоиерея. С 1975 г. в клире Аргентинской епархии исполнял послушание секретаря архиепископа Аргентинского и Южноамериканского. Монашеский постриг принял в 1980 г., в этом же году возведен в сан архимандрита, а затем хиротонисан во епископа Аргентинского и Южноамериканского. С 1980 по 1985 г. — Патриаршиий Экзарх в Центральной и Южной Америке. В 1985 г. возведен в сан архиепископа. В 1985–1992 гг. управлял епархиями: Ивано-Франковской, Тернопольской, Одесской и Херсонской. С 1992 г. — архиепископ Симферопольский и Крымский. В 2000 г. возведен в сан митрополита.

протоиерей Александр Якушечкин
Алексей Реутский
25 августа 2016 г. 12:50
Ключевые слова: митрополия, Крым
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Стены монастыря нужно возводить в своем сердце
Раифский Богородицкий мужской монастырь находится в 30 километрах от Казани. Расположенный в Волжско-Камском заповеднике на берегу лесного озера, он притягивает к себе сотни тысяч паломников и туристов. Братия активно занимается миссионерским служением, развивает просветительские и образовательные проекты. Храмы обители всегда открыты для посетителей, многие из которых стремятся сюда, чтобы приложиться к главной святыне — чудотворной «Грузинской» иконе Божией Матери. Почему духовником братии должен быть только игумен, как изменилось новое поколение иноков, в чем специфика православной миссии в Татарстане и может ли братия пользоваться смартфонами, «Журналу Московской Патриархии» рассказал наместник обители игумен Гавриил (Рожнов). PDF-версия.    
18 июня 2025 г. 15:30
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: «Мы призваны совершать свою миссию в духе мира и добрососедства»
В 1555 году священнослужители новоучрежденной Казанской епархии начали проповедь о Христе среди местных народов. Эту миссию благословила Сама Царица Небесная, явив девятилетней девочке Матроне Свой Пречистый образ, всемирно ­известный ныне как Казанский и прославившийся многими чудотворениями. Христианская миссия на территории Татарстана совершается и сегодня, но уже направлена на просвещение крещеных соотечественников. Какое влияние на это может оказать будущая Казанская духовная академия, что лежит в основе гармоничных отношений православных и мусульман Татарстана, какие характерные отличия у поколения молодых священников? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. PDF-версия.    
13 июня 2025 г. 13:00