выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мы нашли Мессию!
Катехизация — дело не просто важное и полезное. Она есть смыслообразующее начало Церкви. Доказательство тому — само Евангелие. Что открывается перед нами при его чтении, как не первый цикл катехизации, где Христос — Катехизатор, а Его ученики — катехумены, то есть оглашаемые? Это только потом Он сделает их апостолами, то есть глашатаями Его Благой Вести для всего остального мира: Идите, научите… (Мф. 28, 19). Теперь Его ученики сами должны были стать катехизаторами и учить все народы, чтобы в Церковь могли войти все желающие. Как «учить народы» сегодня, почему катехизация должна быть длительной, зачем готовящихся к крещению выводить из притвора и для чего в оглашении обязательно должен участвовать весь приход, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Сорокин. PDF-версия.
13 сентября 2021 г.
Интервью
Освящение храма в честь иконы  "Неупиваемая Чаша". Фто Алексей Реутский
ЖМП № 11 ноябрь 2015 /  25 ноября 2015 г. 14:10
версия для печати версия для печати

Зависимость как возможность прийти к Богу

Центр «Метанойя» разработал одноименную программу, рассчитанную на людей, страдающих разными формами зависимости и созависимости, значительная часть из них больна алкоголизмом и наркоманией. Участие в программе помогает не только в преодолении недуга, но и в обретении православной веры. Недаром выздоравливающие сформировали собственную православную общину. О том, как сегодня живет и развивается программа «Метанойя», рассказал один из ее руководителей протоиерей Алексей Гостев.

— Ваше Высокопреподобие, в чем заключается идея программы «Метанойя»?

— Начнем с этимологии. Слово «метанойя» означает покаяние, обращение ума, преображение жизни, что соответствует выздоровлению зависимого. Наша программа — это своеобразная духовная надстройка для групп АА (анонимных алкоголиков) и АН (анонимных наркоманов), а также анонимных созависимых, то есть родственников и близких страдающих от этих недугов людей. Ее идея — в оказании духовного, с православной точки зрения, содействия выздоравливающим в группах АА и АН и помощи тем, кто осознал, что избавление от зависимости — это духовная проблема. Программа позволяет ее участникам конкретизировать свое понимание Бога и отношение к Нему.
Кроме того, людей, сомневающихся в том, ходить или не ходить на встречи групп взаимопомощи, мы убеждаем, что все-таки не стоит пренебрегать этим эффективным, действенным инструментом.
На наши занятия, которые мы называем просто «встречи», приходят не только православные верующие, но и атеисты (см. Справку). Мы никому не навязываем православную веру, однако в своих рассказах участники программы делятся радостью встречи с Христом, примерами Его помощи, и это многих воодушевляет.

— Как «Метанойя» связана с известной программой «12 шагов» и с группами взаимопомощи?

— У «Метанойи» есть отличия от «12 шагов». Например, на каждой встрече обязательно присутствует священник, она начинается с молитвы, затем священник читает Евангелие. Как правило, выбирается отрывок ближайшего дня или праздника. И в пастырском слове не только разъясняется этот евангельский сюжет применительно к сегодняшнему дню, но и говорится, какую духовную пользу от него может обрести выздоравливающий. После этого участники программы по желанию делятся своими мыслями о евангельском отрывке или рассказывают о личном опыте выздоровления (здесь мы похожи на анонимные группы). Можно задать священнику волнующий вопрос и, соответственно, услышать ответ.
На этих встречах также присутствует православный психолог, который помогает в обмене мнениями и тоже отвечает на вопросы о проблеме зависимости. Он может остаться после встречи и проконсультировать. То есть это не лекции, не богослужение, не прием у каких-то целителей — это именно встреча и разговор о личном духовном и жизненном выборе и пути.

Кроме того, в программе «Метанойя» участвуют врачи-наркологи (в частности, главврач Наркодипансера № 11 Сергей Владимирович Долгий), которые рассказывают о медицинских аспектах зависимости и выздоровления, о пользе групп само­помощи. Иногда врачи просто приходят на наши встречи, чтобы, по их словам, понять проблему в духовном измерении.
Таким образом, мы работаем для людей выздоравливающих (не разделяя их по форме зависимости) и одновременно находящихся в состоянии духовного поиска. Практика показывает, что в России такой поиск очень часто приводит в Православную Церковь. Но к нам приходит немало и тех, кто уже живет и участвует в ее таинствах, но при этом оказался из-за своей болезни или болезни своих близких в тупике. Они приходят к нам в надежде на духовную поддержку. Далеко не каждый священник понимает природу зависимостей, поэтому отношение к ним таково: если, например, человек пьет, то пусть покается и возьмет себя в руки. К сожалению, мы имеем дело с людьми, где так просто проблема не решается, потому что это уже не только грех (что возможно на каких-то начальных этапах), а болезнь со всеми вытекающими последствиями. Здесь нужна уже специальная помощь. Как говорит игумен Иона, автор и руководитель нашей программы, в нашем случае вопрос о соотношении греха и болезни лежит в плоскости химической зависимости. Алкоголики или наркоманы — не просто безнравственные и распущенные люди (болезнь не знает ограничений), а люди с генетически неблагополучной природой, с серьезными духовно-, психо-, социобиологическими нарушениями (часто хорошо сознающие всё происходящее и глубоко от этого страдающие).

— Существует мнение, что за алко- и наркозависимостью в конечном счете стоят человеческие недостатки: гордыня, самоволие, неумение решать жизненные проблемы. Но как взаимосвязано одно с другим?

— Есть биологический аспект, когда у человека нарушены защитные механизмы психики и соматики. Предположим, человек выпил лишнее, и ему стало плохо. И когда ему предлагают еще, то он в силах отказаться. Это реакция здорового человека.
Также и утром его не потянет опохмеляться. Но если в человеке этот защитный механизм сломан в силу наследственности или своей распущенности, то отсутствие самоконтроля или несоблюдение духовных заповедей может привести к алкоголизму.
Это типичная пастырская история, когда священник советует злоупотребляющему задуматься об избыточном потреблении и прекратить. Но если человек не следует совету батюшки и продолжает уступать греху, то его защитный механизм ломается, и он в итоге превращается в алкоголика. Например, ему нужно выступить перед большой аудиторией, у него стресс. Он выпил — стало легче. У него семейные неурядицы или ему трудно общаться в коллективе — снова к рюмке и т.д.
Но если вы знаете, что у вас сломаны механизмы защиты (то есть вы зависимый), однако стремитесь ко Христу, участвуете в жизни Церкви, ведете духовный образ жизни, вы всё время контролируете эту опасность и вам удается ее избежать. А если я живу как все и не отслеживаю свои разрушительные действия, я при сломанном механизме попадаю в эту ловушку. Конечно, это путь Эго. Мне не нужен Бог, я не хочу учиться решать свои проблемы с помощью Христа: я просто пользуюсь химическим веществом и деградирую. И однажды выясняется, что эти частые возлияния отбросили человека в его духовном развитии назад. Мы видим, что он не научился общаться, не научился любить, работать в коллективе, понимать своих ближних и т.д. Он, как ребенок, как больной человек. Поэтому работа на выздоровление не только набор методов «не пить», это духовная работа — научиться выходить из тех лабиринтов, куда он ушел когда-то, бездумно следуя своим желаниям.

— Вы могли бы привести конкретный пример успешного результата программы?

— Об этом рассказывают сами участники в своих отзывах на нашем сайте. Но вот совсем недавняя история. К нам пришла пожилая женщина (ей было около 70 лет), ее муж и сын — алкоголики. Жизнь с ними сделала ее созависимой. Она была прихожанкой храма, но этого оказалось недостаточно, чтобы найти силы что-то изменить. Она уже не могла отделить от себя проблему, чтобы начать заниматься собой и собственной духовной жизнью. Прошло некоторое время, и она, к удивлению своих домочадцев, вдруг покупает паломническую поездку в Иерусалим и отправляется в Землю обетованную. И вернулась полная духовных впечатлений и переживаний. Нужно добавить, что до этого она никогда никуда не ездила, всё время была с головой погружена в свой безрадостный быт. То есть в ней произошло внутреннее преображение, она увидела свою жизнь со стороны, а главное, выход из тупика. И перемены в ней самой, ее изменившееся отношение к близким привели к тому, что и муж, и сын задумались о своем выздоровлении. В частности, муж — тоже пожилой человек — первый раз в жизни исповедовался и причастился, его болезнь вошла в ремиссию, то есть он не пьет.

А сын начал ходить в группу взаимопомощи, стал меньше пить. Понятно, что выбраться полностью из ее ситуации, которая складывалась десятилетиями, за два-три месяца нельзя, но начались перемены. В чем причина? Если эта женщина прежде брала ответственность за своих родственников на себя, то здесь она отделила себя от их проблемы. Когда выздоравливающий созависимый начинает по-новому выстраивать отношения в семье, говоря алкоголику примерно так: «Ты сделал этот выбор, но теперь ты сам будешь за него отвечать, а мне есть чем заняться», это неизбежно влияет на зависимого, даже если он не признает свою болезнь.

— С какими проблемами руководителям программы «Метанойя» приходится сталкиваться?

— Сегодня мы подошли к тому, чтобы систематизировать весь накопленный материал и опыт в методическом пособии, которое будет рассчитано на священников и психологов. Оно учитывает именно наш опыт, как сочетать православную духовность с выздоровлением по программе «12 шагов». Но пока этому препятствует недостаток времени и средств. По этой же причине у нас нет возможности более широко распространять нашу программу в Москве и других регионах. Средства позволили бы арендовать больше помещений, нанять больше психологов (пока у нас их двое), а значит, оказывать помощь большему количеству людей. Хотя наш опыт работы по программе «Метанойя» уже заинтересовал священника Алексия Агапова, настоятеля храма Михаила Архангела в Жуковском Московской области, и он организовал группу взаимопомощи у себя на приходе.

— Если оглянуться назад, какие основные итоги существования программы «Метонойя» вы могли бы подвести сегодня?

— Главным итогом мы все-таки считаем благословение Святейшего Патриарха Кирилла на освящение храма-часовни в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», которое состоялось в Наркодиспансере № 11. Это очень важно, потому что стало серьезным достижением, можно сказать венцом, всей нашей работы. Была просто программа, люди приходили за выздоровлением, а в итоге сложилась православная община. Ее члены не только объединены одной проблемой, но и общей радостью обретения и пребывания во Христе. Два раза в месяц по субботам мы служим в этом храме Литургию. И каждый раз это 60–80 причастников. Храм важен для выздоравливающих, потому что здесь у священников есть понимание их проблемы. Люди сами признавались мне, что им трудно исповедоваться на другом приходе, потому что священники там не всегда могут понять их состояние и адекватно отреагировать. А к отцу Ионе в Даниловском монастыре не всегда на исповедь попадешь — так много к нему приходит исповедников.
Кроме того, я вижу, как меняются те, кто участвуют в нашей программе. Даже если они ходят в храм, поначалу это, по сути, разрушенные изнутри люди с потухшим взглядом, убитые своим горем, замкнутые, зажатые, сгорбленные, не в состоянии с кем-либо открыто обсудить свою проблему. Но проходит время, и происходит чудо: они распрямляются, оживают, у них становятся другие глаза, начинают говорить, получают огромную поддержку и начинают по-настоящему жить. Я считаю, это самый главный результат всей нашей работы.

Справка

С 2006 г. московский Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь осуществляет духовное руководство и окормление православного реабилитационного центра «Метанойя», где помогают алкозависимым и наркозависимым людям, а также людям с нехимическими зависимостями (такими, как игромания, интернет-зависимость и пр.) и их родственникам. За десятилетний период существования через программу «Метанойя» прошло от 5 до 7 тыс. человек. По своей структуре их можно условно разделить на три группы: крещеные, но не воцерковленные (около 40 %), воцерковленные, участвующие в церковных таинствах (35 %), не крещеные, но интересующиеся проблематикой выздоровления (25 %). У программы есть свой сайт metanoia.msdm.ru. Занятия проходят по субботам в молодежном отделе Свято-Данилова монастыря (в группе «Метанойя-1», ул. Даниловский Вал, д. 22), по четвергам — в Наркологическом диспансере № 11 (группа «Метанойя-2», м. «Полежаевская», ул. Куусинена, д. 4, корп. 3).
Руководитель направления по работе с наркозависимыми и алкоголиками — игумен Иона (Займовский), e-mail:iona@msdm.ru.
«Метанойя» не является коммерческой организацией, этот православный центр существует на благотворительные средства.
Игуменом Ионой (Займовским) написано две книги, посвященные проблематике зависимости: «Лоза истинная» и «Странички трезвости на каждый день». По его благословению семь лет назад была написана икона «Лоза Истинная», молитва перед которой способствует, по отзывам страждущих, не только душевному и духовному укреплению, но и решению жизненных проблем.

Cправка
Протоиерей Алексий Гостев родился в 1967 г. в Москве. Окончил в 1989 г. филологический факультет Московского университета. Хиротонисан 27 мая 1990 г. архиепископом Можайским Григорием. Настоятель храма Святителя Николая с. Аксиньина Одинцовского р-на Московской обл. Уже десять лет участвует в реализации программы «Метанойя» вместе с ее автором игуменом Ионой.

25 ноября 2015 г. 14:10
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00