выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Интервью
Митрополит Ташкентский и Узбекский Викентий
ЖМП № 7 июль 2014 /  23 июля 2014 г. 10:01
версия для печати версия для печати

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Главное в нашем служении — спасение душ человеческих

27 июля 2014 года исполняется три года со дня образования Среднеазиатского митрополичьего округа, в который вошли три самостоятельные новообразованные епархии: Ташкентская и Узбекистанская, Бишкекская и Кыргызстанская, Душанбинская и Таджикистанская, а также патриаршие приходы Русской Православной Церкви в Туркменистане. О том, как сегодня живут православные общины в Средней Азии, рассказывает Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа, постоянный член Священного Синода.

— Ваше Высокопреосвященство, три года назад вы прибыли в Ташкент и стали правящим архиереем в епархии, границы которой совпадают с государством Узбекистан. Что представляет собой епархия?

— Прежде всего богатое наследие — это история, которая насчитывает более 140 лет. Были здесь и радостные периоды, и печальные. Каждый из моих предшественников (а их было 23) внес свой существенный вклад в развитие епархии и ее процветание. Первым правящим архиереем епархии (в 1871 году она называлась Ташкентской и Туркестанской) стал Преосвященный Софония (Сокольский), бывший настоятель Александрийского Свято-Троицкого собора в Санкт-Петербурге, начитанный, образованный монах, которого уважали в самых высоких кругах общества. Епископ Софония приехал в Туркестан с глубокими знаниями об исламе. Сохранились архивные данные о том, что он сумел сразу же поразить мусульманское духовенство, свободно общаясь с ним по-арабски. Выразительные и умные речи владыки произвели весьма яркое впечатление на людей. Недаром Преосвященный Софония среди народа Туркестана заслужил уважительное и почтительное именование «домулла», что значит «наставник».
История нашей епархии знает несколько правящих архиереев, которые ныне прославлены в лике святых: это архиепископ Димитрий (Абашидзе), в схиме Антоний (прославлен Украинской Православной Церковью), а также святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

И вот сегодня у нас, в Узбекистане, имеется 38 храмов. По оценочным данным, верующих, которые исповедуют православие, насчитывается более 600 тыс. человек.
Радуюсь всегда за то, что в Узбекистане, где больше 95% населения исповедуют ислам, для православных верующих созданы все условия, чтобы можно было приходить в храм, молиться, жить церковной жизнью, участвовать в таинствах, то есть трудиться и исполнять все обязанности православного христианина.

— Каковы ваши впечатления от Узбекистана и людей, здесь живущих?

— Я всегда радуюсь красоте этой земли. Народ трудолюбивый, чадолюбивый и гостеприимный. Здесь не прервалась преемственность поколений и народных традиций. На этой земле уважают старших, помогают младшим. Это я заметил сразу, как только приехал в Узбекистан. И меня это приятно удивило. Также я обрадовался тому, что на улицах города нет безнравственной рекламы.
За прошедшие три года я побывал во всех храмах Ташкентской епархии, посетил множество исторических достопримечательностей Узбекистана, познакомился с разными людьми. Честно говоря, я очень рад, что оказался именно здесь, на Среднеазиатской земле, где бок о бок в дружбе и согласии живут христиане и мусульмане. Здесь христианство получило свое распространение в первые века нашей эры. Везде развивается церковная жизнь, и люди здесь очень глубоко­верующие! Конечно, на отдаленных от столицы приходах жизнь намного сложнее, но и люди там намного чище и добрее. Со временем жизнь наладится и там. Ведь спасаться можно везде! Как говорил Серафим Саровский, «стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Мне пришлось много путешествовать по Узбекистану на машине. Я повидал немало самых разных людей, общался с ними: и с христианами, и с мусульманами. Так вот именно у мусульман я увидел много хорошего и доброго. Они сохранили нравственную чистоту, которую свято и бережно хранят. И православные Средней Азии тоже люди особые. Они еще не испорчены так называемой западной культурой, в которой с ног на голову перевернуты представления о нравственности и общечеловеческих ценностях. Люди, живущие здесь, ведут себя прилично и благопристойно. Отрадно, что именно на этой земле есть православные святыни. Например, в Самарканде есть гробница, в которой находится десница ветхозаветного пророка Даниила, равно почитаемого христианами, мусульманами и иудеями. А в древней Бухаре сохранился «Чашма Аюб» — источник Иова Многострадального. Наши православные паломники очень любят посещать эти места.

— Стараются ли люди жить по вере, церковной жизнью, возрастать духовно?

— Узбекистан пережил атеистическое время: люди были оторваны от веры Христовой. Многие сегодня, к сожалению, не знают о своей религии. Даже те, кто регулярно приходят в храмы, практически не твердо ­знают основы веры. Поэтому сейчас мы делаем всё, чтобы дать людям знания о Боге, о вере и церковной жизни. Для этого у нас есть воскресные школы для взрослых и детей, проводятся огласительные беседы для тех, кто хочет принять таинство крещения. На специальных курсах для молодоженов наши священнослужители и катехизаторы рассказывают о смысле великого таинства венчания, о том, как необходимо супругам строить свои отношения. Мы проводим вечерние богословские курсы, действует семинария, где люди могут получить высшее богословское образование. Всё это делается для того, чтобы дать возможность человеку выбрать то, что он желает, чтобы любой мог получить знания и приобрести те навыки духовной жизни, которые необ­ходимы для каждого православного христианина.

— Вы упомянули о духовной семинарии в Ташкенте. Как вы оцениваете качество духовного образования?

— В нынешнем году Ташкентская духовная семинария отмечает свой маленький юбилей — 15 лет со дня своего основания. До этого было духов­ное училище.
Конечно, духовная школа всегда должна совершенствоваться и расти, идти в ногу со временем. Сейчас Церковь предъявляет высокие требования к духовным вузам. И в нашей семинарии обучение строится по учебному плану, утвержденному Учебным комитетом Русской Православной Церкви. У нас открыты три отделения: пастырско-богословское, катехизаторское и регентское. И на каждом — сильные преподаватели. Есть очная и заочная формы обучения. Но для поступления в семинарию абитуриентов нужно готовить. Сейчас я ставлю перед всеми священниками Ташкентской епархии задачу повысить уровень воскресных школ на приходах. Будет хорошая школа — будут и достойные воспитанники. Не может ведь поступить в духовную школу человек с улицы? Конечно, нет. Я хочу видеть среди выпускников нашей семинарии высокообразованных священников, замечательных пастырей. Сейчас у нас учатся студенты из Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Казахстана и России.

— В перечисленных вами регионах проживают люди разных национальностей. Кто поступает в семинарию? Приходят ли учиться коренные жители Средней Азии?

— Студентами Ташкентской духовной семинарии являются представители разных национальностей, исповедующих православие: русские, корейцы, украинцы, татары, казахи. Среди них есть дети, рожденные в смешанных браках, но принявших святое крещение.

— В начале 2014 года было объявлено о начале перевода Евангелия на узбекский язык. Принимает ли ваша епархия участие в этой работе? Есть ли переводы богослужения и духовной литературы на узбекский язык?

— Перевод Нового Завета на узбекский язык («Инжил») в Узбекистане сделан уже давно. Над переводом работало Библейское общество Узбекистана. Какой-либо богослужебной и духовной православной литературы на узбекском языке нет.

— Традиционный в последние годы вопрос о социальном служении. Какие проекты есть в вашей епархии?

— Помощь, которую оказывает Церковь немощному человеку, благотворно влияет на состояние его души. Одно дело, когда человек нуждается в помощи материальной, другое — когда одинокому человеку, прикованному к постели, необходимо оказать внимание, поддержать, утешить. Наша социальная служба, созданная на епархиальном и приходском уровнях, призвана решать эту задачу. И, конечно, наши социальные работники ­помогают человеку обрести веру в Бога, приступить к таинствам.
Скоро исполнится два года со дня основания нашего сестричества милосердия. Сестры помогают бедным, нуждающимся, болящим, оказывают поддержку в различных бедах, стараются скорбящим облегчить страдания, проявляют внимание, поднимают им настроение. Очень важно, чтобы люди понимали, что Церковь заботится о них и старается в меру своих возможностей помочь им, главным образом, получить те духовные силы, которые посылаются Господом в таинствах церковных — исповеди, причастия и соборования. К нам за помощью обращаются люди разных национальностей и вероисповеданий, и каждому из них мы стараемся помочь: кого-то накормим в нашей благотворительной столовой, кому-то дадим необходимое лекарство или вещи, а кому-то окажем пастырскую, психологическую и юридическую ­помощь. На приходах епархии создаются братства трезвости, налаживается работа с молодежью. Главное в нашем служении — спасение душ человеческих.

— При Среднеазиатском митрополичьем округе, главой которого вы являетесь, образован Синод. Какие функции он выполняет? Как часто вы встречаетесь?

— На этом Синоде принимаются решения, необходимые и полезные для всех епархий, входящих в состав округа. Мы решаем проблемы, которые есть в каждой епархии, делимся друг с другом опытом, определяем приоритеты в нашем служении. Синод помогает в управлении округом. Решения, принимаемые нашим Синодом, впоследствии утверждаются на Священном Синоде, после чего вступают в законную силу.
Заседания Синода Среднеазиатского митрополичьего округа мы стараемся проводить не реже двух раз в год.
На одном из заседаний нашего Синода было принято решение преобразовать ряд отделов Ташкентской и Узбекистанской епархии в комиссии Среднеазиатского митрополичьего округа. Вот, например, были епархиальный отдел по канонизации святых и епархиальный отдел культуры. Теперь на уровне Среднеазиатского митрополичьего округа это Комиссия по канонизации святых и Комиссия по культуре.
В августе 2013 года на очередном заседании нашего Синода мы приняли, на мой взгляд, несколько самых важных решений — установление двух памятных дат: первая — 8 сентября — День Среднеазиатского ­митрополичьего округа, а вторая — 27 июня — особое почитание в пределах Ташкентской и Узбекистанской епархии чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, называемой «Тихвинская. Слезоточивая».
Эта икона была написана в 1910 году на Святой горе Афон специально для Благовещенской привокзальной церкви Ташкентской и Туркестанской епархии, а доставлена она была в Ташкент незадолго до открытия железной дороги Ташкент — Самарканд. В 1930-е годы в связи с гонениями на Церковь и разрушением этого привокзального храма в Ташкенте икона чудесным образом оказалась на Западной Украине и далее уже в Киеве, где и находилась до конца 2012 года в храме Святителя Михаила, первого митрополита Киев­ского. И спустя 80 лет с Божией помощью нам удалось навсегда вернуть святыню в Ташкент. Это радостное событие произошло как раз 27 июня прошлого года.

— На заседании Архиерейского ­Собора в феврале 2013 года были подняты вопросы экологии, говорилось о необходимости внимательного отношения к ним со стороны Церкви. В Узбекистане, как известно, крайне обеспокоены высыханием Аральского моря. Как вы видите эту проблему?

— Это очень сложный, глобальный вопрос. Не так просто его решить. Практические шаги должны предложить ученые. Но наша задача, задача православных верующих епархии, на мой взгляд, заключается в молитвенном участии. Мы должны молиться за людей, которые сейчас в таких сложных условиях живут в регионе высыхания Аральского моря. Всё общество, все люди должны поразмышлять над тем, как они живут, постараться увидеть свои неправильные, может быть, даже греховные поступки, отказаться от греховной жизни и начать жить более благочестиво, богоугодно.

С духовной точки зрения, грех, который совершает человек сознательно или несознательно, негативно сказывается на окружающей среде, в данном случае и на состоянии Аральского моря. Природа стенает от наших бездумных действий. И, наобо­рот, чем больше человек делает добра, ­исключая грех и зло из своей жизни, тем благотворнее он влияет на окружающую среду. Поэтому если мы будем решать экологические вопросы, в том числе и с этой точки зрения, то мне кажется, результаты будут лучше. Если мы хотим жить в экологически чистом пространстве, мы должны соответственно жить в чистоте внутренней и понимать, что такое грех. Нам необходимо принести покаяние и просить у Бога помощи расстаться со страстями. Для этого, кстати, есть наиболее благоприятное время — установленные Церковью многодневные посты. Мы должны их соблюдать, чтобы обратить внимание на свою жизнь, на свою душу, свою нравственность и духовность. Постом и молитвой можно искоренить из своего сердца греховные привязанности. 
И если бы мы отреклись от греховной жизни и обратились к духовно-нравственным ценностям, то не только проблему высыхания Аральского моря, но и другие вопросы могли бы решать гораздо быстрее.

— Если говорить о молитвенной поддержке, то, вероятно, речь может идти о молебне, который совместно совершат архиереи Среднеазиатского митрополичьего округа на территории высыхающего Аральского моря…

— Конечно, это было бы даже очень хорошо. Но если общество не осознает свою вину в том, что делается вокруг, что необходимо очистить себя, свою душу и влиять на окружающую среду через добродетели, то решить этот вопрос будет не под силу. Молитва нужна именно в том смысле, чтобы Господь посетил всех нас и просветил наши сердца и умы, чтобы мы осознали пагубность нашей греховной жизни и начали стремиться к тому, чтобы жить по правде Божией в гармонии с природой.

— Во многих странах постсоветского пространства продолжают активно действовать различные секты. Насколько остро эта проблема стоит в вашей епархии?

— Вопрос этот очень серьезный, и он волнует не только нас, но и государство. У нас есть положительный опыт сотрудничества с Комитетом по делам религий при Кабинете министров Республики Узбекистан. На протяжении нескольких лет для студентов высших и средних специальных учебных заведений мы совместно проводим лекции, направленные на профилактику вовлечения молодежи в различные религиозные секты. Юноши и девушки получают знания о деструктивном характере ряда сект, их пагубном влиянии на душу человека. Мы надеемся, они уже никогда не попадутся на крючок лукавых проповедников.

В то же время у нас при епархии есть небольшая служба по реабилитации тех, кто попал под влияние сект. И в ближайших наших планах — ­открыть полноценный центр по реабилитации людей, столкнувшихся с этой проблемой. Я уже давно говорю, что лучшее средство профилактики распространения сектанства — это строительство храмов рядом с теми местами, где существуют сектантские общины.

— На территории епархии действуют три монастыря: два женских и один мужской. История монашества в этом регионе насчитывает более чем вековую историю. Как сейчас организована монастырская жизнь? Много ли насельников и насельниц?

— У нас есть мужской Свято-Троице-Георгиевский монастырь в городе Чирчике (Ташкентская область), женский Свято-Троице-Никольский монастырь в Ташкенте и женский Свято-Покровский монастырь в городе Дустабаде (Ташкентская область). А почти 100 лет назад в Ташкент ссылались монашествующие из Серафимо-Дивеевской и Марфо-Мариинской обителей.

К сожалению, не могу сказать, что наши монастыри имеют большое количество насельников и насельниц. Но сейчас я вижу некоторое пробуждение монашеской жизни. В мужской монастырь поступили несколько молодых послушников, которые, надеюсь, ­будут возрастать духовно и, таким образом, укреплять монастырскую жизнь.
Что касается женских монастырей, то там инокини и монахини уже довольно преклонного возраста. Но, слава Богу, и там наметилась положительная тенденция: стали поступать молодые послушницы, насельницы, которые принимают решение жить при монастыре, выполнять послушания и, даст Бог, дальше трудиться уже в монашеском чине. Во время Великого поста в марте этого года впервые в епархии в Свято-Троице-Никольском монастыре две монахини были пострижены в великую схиму.

Вопрос принятия монашества довольно непростой. Современный мир предлагает человеку другие ценности. Сегодня много соблазнов, искушений, которые затягивают молодых людей в эту кипучую жизнь, полную сиюминутных наслаждений и удовольствий, которые суть пороки и грехи. Люди больше склонны достигать материальных благ, мало думают о вечности, неприходящих ценностях, о Царстве Божием. И, мне кажется, поэтому люди не так активно идут в монастыри. Мирское заглушает порывы сердца, не давая следовать по пути нравственности, духовности, чистоты сердца для достижения вечного блаженства в Царстве Небесном через подвиг монашества. Но, слава Богу, всё равно есть такие верующие, которые идут в монашество. Надеюсь, что скоро люди будут притекать в монастыри больше, чем в прошлые времена.

Справка. Правящий архиерей епархии — Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, который является главой Среднеазиатского митрополичьего округа и постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.
В состав округа входят также Бишкекская и Кыргызстанская, Душанбинская и Таджикистанская епархии и патриаршие приходы Русской Православной Церкви в Туркменистане. Управляющим и координирующим органом является Синод Среднеазиатского митрополичьего округа.
На территории епархии действует 38 приходов, 1 мужской и 2 женских монастыря и несколько часовен. Кафедральным храмом является собор, освященный в честь Успения Пресвятой Богородицы, в Ташкенте.
Духовенство: 49 священников (в том числе 2 иеромонаха и 2 игумена), 13 диаконов (в том числе 2 иеродиакона).
Епархия объединяет 5 благочиний: Ташкентское, Ферганское, Гулистанское, Самаркандское и Бухарское.
По оценочным данным, на территории епархии проживает порядка 600 тыс. православных верующих. Однако число постоянных прихожан всего несколько тысяч.
В епархии ведется активная социальная работа с молодежью и просветительская деятельность. Проводятся культурные мероприятия, благотворительные концерты, организуются разнообразные паломнические поездки, создаются братства трезвости.
Памятные даты: 27 июня — День обре­тения чудотворной иконы Божией Матери «Тихвинская. Слезоточивая», 8 ­сентября — День Среднеазиатского митрополичьего округа. Особо чтимые святые: святитель ­Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский; мученик Иоанн Мервский; Ираклий, исповедник Иссык-Кульский.

Справка. Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий (Виктор Александрович Морарь), глава Среднеазиатского митрополичьего округа.
Родился в 1953 г. в Молдавской ССР в семье служащих. По окончании средней школы в 1971–1973 гг. проходил службу в армии.
В 1974 г. поступил в Московскую духовную семинарию, в 1982 г. — в Московскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия за сочинение «Учение свт. Игнатия (Брянчанинова) о молитве».
В 1981 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона, в январе 1982 г. — во иеромонаха. С 1982 г. нес послушание помощника ризничего в Троице-Сергиевой лавре. В 1985 г. возведен в сан игумена. 28 августа 1990 г. возведен в сан архимандрита.
2 сентября 1990 г. в Христорождественском соборе г. Кишинева Святейшим Патриархом Алексием II хиротонисан во епископа Бендерского, викария Кишиневской митрополии.
В связи с образованием новой епархии в Республиках Хакассия и Тыва 18 июля 1995 г. решением Священного Синода назначен епископом Абаканским и Кызылским. Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 19 февраля 1999 г. возведен в сан архиепископа. С июля 1999 г. — архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский.
27 июля 2011 г. решением Священного Синода назначен главой учрежденного Среднеазиатского митрополичьего округа, 4 августа по указу Святейшего Патриарха Кирилла возведен в сан митрополита.
С июня 2003 г. — председатель Макариевского фонда. Инициатор открытия телеканала «Союз».

иеродиакон Михаил (Столяров)
Надежда Исаева
23 июля 2014 г. 10:01
Ключевые слова: митрополия
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00