![]()
Крест на плацу Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00
Обнять и вместе помолиться Идущие в бой офицеры и солдаты должны быть готовы встретить смерть лицом к лицу. Но любой вооруженный конфликт бьет и по мирному населению. Еще за несколько дней до начала активных боевых действий, с учетом активизировавшихся вооруженных столкновений, на территории Донбасса началась организованная эвакуация мирных жителей, поэтому близлежащие епархии на территории России смогли подготовиться к приему беженцев. Сейчас, когда людской поток многократно возрос, на церковные социальные структуры этих регионов ложится значительная дополнительная нагрузка. Как они справляются с работой в близких к чрезвычайным условиях, своими глазами увидел обозреватель «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
6 мая 2022 г. 17:00
Грани возможностей Сегодня социальная и молодежная работа в епархии стала нормой. Однако везде есть своя специфика, свои подходы, свой опыт и направления деятельности. И конечно, в этом плане мегаполис не сравнить с малыми городами на территории отдельно взятой епархии. Разные ресурсы, разный личностный фактор, разные возможности. Но и в глубинке живут люди, для которых естественны милосердие, забота о ближнем и внимание к подрастающему поколению. И Выксунская епархия — одна из таких. PDF-версия.
11 марта 2022 г. 12:00
Под покровом Варнавы Гефсиманского Выксунская епархия Нижегородской митрополии связана с именами преподобных Серафима Саровского, Серафима Вырицкого, Антония Ардатовского, Варнавы Гефсиманского. В интервью «Журналу Московской Патриархии» епископ Выксунский и Павловский Варнава рассказывает, как помог ему в создании епархии игуменский опыт Флорищевой пустыни, зачем консервировать руинированные храмы и какие тенденции в современном пастырском служении особенно тревожны. PDF-версия.
9 марта 2022 г. 16:00
Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон: «Служим, живем и трудимся на благословенной земле» В Русской Церкви Владимирская епархия — одна из самых старинных, архиерейская кафедра была учреждена здесь свыше восьми столетий назад. В интервью «Журналу Московской Патриархии» митрополит Владимирский и Суздальский Тихон вспоминает, как задолго до своего назначения сюда перевозил из Петушков в российскую столицу архив святителя Ковровского Афанасия, рассказывает о собственном опыте миссионерства и делится мыслями, почему логика поступков святых далеко не всегда ясна и понятна их современникам. PDF-версия.
2 февраля 2022 г. 16:00
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил: «Доверие клириков правящий архиерей заслуживает реальными делами» В прошлом номере мы рассказали, как юбилейный год Александра Невского прошел в Курганской епархии, побывали на кормлении бездомных в Сквере милосердия в центре областной столицы и совершили паломничество в Казанский Чимеевский мужской монастырь. Сегодня на вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает глава Курганской митрополии — митрополит Курганский и Белозерский Даниил. PDF-версия.
12 января 2022 г. 13:00
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий: «Поездки по сельским приходам — самая большая радость для меня как правящего архиерея» В уходящем году Тверской епархии исполнилось 750 лет. Праздничная Литургия по поводу столь значительного юбилея состоялась в Спасо-Преображенском соборе Твери. Этот храм, основанный первым Тверским епископом святителем Симеоном, несколько веков был кафедральным собором епархии, а в 1935 году большевики его взорвали. Нынешний правящий архиерей Тверской епархии митрополит Тверской и Кашинский Амвросий рассказал «Журналу Московской Патриархии», как уже в процессе воссоздания собор наполняется жизнью, зачем архипастырь недавно пригласил директоров школ на совещание в один из монастырей, часто ли он видит страх в глазах подчиненных и каким образом удалось прекратить поток жалоб в епархиальное управление от мирян. PDF-версия.
16 декабря 2021 г. 16:30
Курган добра, тепла и счастья В Курганской области минувшим летом уродился отменный кишмиш. Привычная для Средней Азии разновидность винограда за Уралом по климатическим нормам вызревать вроде бы не должна. Садоводы ее здесь сажают в качестве декоративной культуры, да и плоды она обычно дает малюсенькие — примерно как дикий виноград. Этим же летом 42-градусная жара стояла в регионе несколько недель, и урожай курганский кишмиш (как, впрочем, и другие сорта) выдал знатный. Для Курганской епархии 2021 год тоже стал урожайным на добрые дела, знаковые свершения и долгожданные достижения. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» убедился в этом своими глазами. PDF-версия.
8 декабря 2021 г. 15:00
Русский мир в центре Парижа Больше полутора веков назад в центре Парижа на улице Дарю был возведен православный храм святого Александра Невского. Освященный во имя небесного покровителя российских императоров Александра I и Александра II, с самого начала своего существования он находился в центре важных исторических событий, связанных с Россией. В ХХ веке храм получил статус кафедрального собора, став настоящим религиозным и духовным центром русской эмиграции. Сегодня, спустя десятилетия, собор не затерялся среди блистательных парижских достопримечательностей, оставаясь одной из визитных карточек французской столицы. Он по-прежнему духовный центр для русских парижан. PDF-версия.
3 ноября 2021 г. 12:00
Белый храм на Красной улице собор Александра Невского в КраснодареЕсли вы захотите совершить экскурсию по Краснодару, то, скорее всего, вам посоветуют начать ее с войскового собора святого благоверного князя Александра Невского, от которого тянется главная улица столицы Кубани — Красная. Вернувшийся из небытия в 2006 году, этот храм сразу стал визитной карточкой города и занял свое место во всех туристических маршрутах наравне с кафедральным Екатерининским. Какие социально значимые проекты осуществляют его прихожане, как собор стал своим для казаков Кубанского казачьего войска и почему здесь так почитают Казанскую икону Божией Матери, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
11 октября 2021 г. 16:00
|
![]()
ЖМП № 7 июль 2014 /
23 июля 2014 г. 10:01
Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Главное в нашем служении — спасение душ человеческих27 июля 2014 года исполняется три года со дня образования Среднеазиатского митрополичьего округа, в который вошли три самостоятельные новообразованные епархии: Ташкентская и Узбекистанская, Бишкекская и Кыргызстанская, Душанбинская и Таджикистанская, а также патриаршие приходы Русской Православной Церкви в Туркменистане. О том, как сегодня живут православные общины в Средней Азии, рассказывает Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа, постоянный член Священного Синода. — Ваше Высокопреосвященство, три года назад вы прибыли в Ташкент и стали правящим архиереем в епархии, границы которой совпадают с государством Узбекистан. Что представляет собой епархия? — Прежде всего богатое наследие — это история, которая насчитывает более 140 лет. Были здесь и радостные периоды, и печальные. Каждый из моих предшественников (а их было 23) внес свой существенный вклад в развитие епархии и ее процветание. Первым правящим архиереем епархии (в 1871 году она называлась Ташкентской и Туркестанской) стал Преосвященный Софония (Сокольский), бывший настоятель Александрийского Свято-Троицкого собора в Санкт-Петербурге, начитанный, образованный монах, которого уважали в самых высоких кругах общества. Епископ Софония приехал в Туркестан с глубокими знаниями об исламе. Сохранились архивные данные о том, что он сумел сразу же поразить мусульманское духовенство, свободно общаясь с ним по-арабски. Выразительные и умные речи владыки произвели весьма яркое впечатление на людей. Недаром Преосвященный Софония среди народа Туркестана заслужил уважительное и почтительное именование «домулла», что значит «наставник». И вот сегодня у нас, в Узбекистане, имеется 38 храмов. По оценочным данным, верующих, которые исповедуют православие, насчитывается более 600 тыс. человек. — Каковы ваши впечатления от Узбекистана и людей, здесь живущих? — Я всегда радуюсь красоте этой земли. Народ трудолюбивый, чадолюбивый и гостеприимный. Здесь не прервалась преемственность поколений и народных традиций. На этой земле уважают старших, помогают младшим. Это я заметил сразу, как только приехал в Узбекистан. И меня это приятно удивило. Также я обрадовался тому, что на улицах города нет безнравственной рекламы. Мне пришлось много путешествовать по Узбекистану на машине. Я повидал немало самых разных людей, общался с ними: и с христианами, и с мусульманами. Так вот именно у мусульман я увидел много хорошего и доброго. Они сохранили нравственную чистоту, которую свято и бережно хранят. И православные Средней Азии тоже люди особые. Они еще не испорчены так называемой западной культурой, в которой с ног на голову перевернуты представления о нравственности и общечеловеческих ценностях. Люди, живущие здесь, ведут себя прилично и благопристойно. Отрадно, что именно на этой земле есть православные святыни. Например, в Самарканде есть гробница, в которой находится десница ветхозаветного пророка Даниила, равно почитаемого христианами, мусульманами и иудеями. А в древней Бухаре сохранился «Чашма Аюб» — источник Иова Многострадального. Наши православные паломники очень любят посещать эти места. — Стараются ли люди жить по вере, церковной жизнью, возрастать духовно? — Узбекистан пережил атеистическое время: люди были оторваны от веры Христовой. Многие сегодня, к сожалению, не знают о своей религии. Даже те, кто регулярно приходят в храмы, практически не твердо знают основы веры. Поэтому сейчас мы делаем всё, чтобы дать людям знания о Боге, о вере и церковной жизни. Для этого у нас есть воскресные школы для взрослых и детей, проводятся огласительные беседы для тех, кто хочет принять таинство крещения. На специальных курсах для молодоженов наши священнослужители и катехизаторы рассказывают о смысле великого таинства венчания, о том, как необходимо супругам строить свои отношения. Мы проводим вечерние богословские курсы, действует семинария, где люди могут получить высшее богословское образование. Всё это делается для того, чтобы дать возможность человеку выбрать то, что он желает, чтобы любой мог получить знания и приобрести те навыки духовной жизни, которые необходимы для каждого православного христианина. — Вы упомянули о духовной семинарии в Ташкенте. Как вы оцениваете качество духовного образования? — В нынешнем году Ташкентская духовная семинария отмечает свой маленький юбилей — 15 лет со дня своего основания. До этого было духовное училище. — В перечисленных вами регионах проживают люди разных национальностей. Кто поступает в семинарию? Приходят ли учиться коренные жители Средней Азии? — Студентами Ташкентской духовной семинарии являются представители разных национальностей, исповедующих православие: русские, корейцы, украинцы, татары, казахи. Среди них есть дети, рожденные в смешанных браках, но принявших святое крещение. — В начале 2014 года было объявлено о начале перевода Евангелия на узбекский язык. Принимает ли ваша епархия участие в этой работе? Есть ли переводы богослужения и духовной литературы на узбекский язык? — Перевод Нового Завета на узбекский язык («Инжил») в Узбекистане сделан уже давно. Над переводом работало Библейское общество Узбекистана. Какой-либо богослужебной и духовной православной литературы на узбекском языке нет. — Традиционный в последние годы вопрос о социальном служении. Какие проекты есть в вашей епархии? — Помощь, которую оказывает Церковь немощному человеку, благотворно влияет на состояние его души. Одно дело, когда человек нуждается в помощи материальной, другое — когда одинокому человеку, прикованному к постели, необходимо оказать внимание, поддержать, утешить. Наша социальная служба, созданная на епархиальном и приходском уровнях, призвана решать эту задачу. И, конечно, наши социальные работники помогают человеку обрести веру в Бога, приступить к таинствам. — При Среднеазиатском митрополичьем округе, главой которого вы являетесь, образован Синод. Какие функции он выполняет? Как часто вы встречаетесь? — На этом Синоде принимаются решения, необходимые и полезные для всех епархий, входящих в состав округа. Мы решаем проблемы, которые есть в каждой епархии, делимся друг с другом опытом, определяем приоритеты в нашем служении. Синод помогает в управлении округом. Решения, принимаемые нашим Синодом, впоследствии утверждаются на Священном Синоде, после чего вступают в законную силу. — На заседании Архиерейского Собора в феврале 2013 года были подняты вопросы экологии, говорилось о необходимости внимательного отношения к ним со стороны Церкви. В Узбекистане, как известно, крайне обеспокоены высыханием Аральского моря. Как вы видите эту проблему? — Это очень сложный, глобальный вопрос. Не так просто его решить. Практические шаги должны предложить ученые. Но наша задача, задача православных верующих епархии, на мой взгляд, заключается в молитвенном участии. Мы должны молиться за людей, которые сейчас в таких сложных условиях живут в регионе высыхания Аральского моря. Всё общество, все люди должны поразмышлять над тем, как они живут, постараться увидеть свои неправильные, может быть, даже греховные поступки, отказаться от греховной жизни и начать жить более благочестиво, богоугодно. С духовной точки зрения, грех, который совершает человек сознательно или несознательно, негативно сказывается на окружающей среде, в данном случае и на состоянии Аральского моря. Природа стенает от наших бездумных действий. И, наоборот, чем больше человек делает добра, исключая грех и зло из своей жизни, тем благотворнее он влияет на окружающую среду. Поэтому если мы будем решать экологические вопросы, в том числе и с этой точки зрения, то мне кажется, результаты будут лучше. Если мы хотим жить в экологически чистом пространстве, мы должны соответственно жить в чистоте внутренней и понимать, что такое грех. Нам необходимо принести покаяние и просить у Бога помощи расстаться со страстями. Для этого, кстати, есть наиболее благоприятное время — установленные Церковью многодневные посты. Мы должны их соблюдать, чтобы обратить внимание на свою жизнь, на свою душу, свою нравственность и духовность. Постом и молитвой можно искоренить из своего сердца греховные привязанности. — Если говорить о молитвенной поддержке, то, вероятно, речь может идти о молебне, который совместно совершат архиереи Среднеазиатского митрополичьего округа на территории высыхающего Аральского моря… — Конечно, это было бы даже очень хорошо. Но если общество не осознает свою вину в том, что делается вокруг, что необходимо очистить себя, свою душу и влиять на окружающую среду через добродетели, то решить этот вопрос будет не под силу. Молитва нужна именно в том смысле, чтобы Господь посетил всех нас и просветил наши сердца и умы, чтобы мы осознали пагубность нашей греховной жизни и начали стремиться к тому, чтобы жить по правде Божией в гармонии с природой. — Во многих странах постсоветского пространства продолжают активно действовать различные секты. Насколько остро эта проблема стоит в вашей епархии? — Вопрос этот очень серьезный, и он волнует не только нас, но и государство. У нас есть положительный опыт сотрудничества с Комитетом по делам религий при Кабинете министров Республики Узбекистан. На протяжении нескольких лет для студентов высших и средних специальных учебных заведений мы совместно проводим лекции, направленные на профилактику вовлечения молодежи в различные религиозные секты. Юноши и девушки получают знания о деструктивном характере ряда сект, их пагубном влиянии на душу человека. Мы надеемся, они уже никогда не попадутся на крючок лукавых проповедников. В то же время у нас при епархии есть небольшая служба по реабилитации тех, кто попал под влияние сект. И в ближайших наших планах — открыть полноценный центр по реабилитации людей, столкнувшихся с этой проблемой. Я уже давно говорю, что лучшее средство профилактики распространения сектанства — это строительство храмов рядом с теми местами, где существуют сектантские общины. — На территории епархии действуют три монастыря: два женских и один мужской. История монашества в этом регионе насчитывает более чем вековую историю. Как сейчас организована монастырская жизнь? Много ли насельников и насельниц? — У нас есть мужской Свято-Троице-Георгиевский монастырь в городе Чирчике (Ташкентская область), женский Свято-Троице-Никольский монастырь в Ташкенте и женский Свято-Покровский монастырь в городе Дустабаде (Ташкентская область). А почти 100 лет назад в Ташкент ссылались монашествующие из Серафимо-Дивеевской и Марфо-Мариинской обителей. К сожалению, не могу сказать, что наши монастыри имеют большое количество насельников и насельниц. Но сейчас я вижу некоторое пробуждение монашеской жизни. В мужской монастырь поступили несколько молодых послушников, которые, надеюсь, будут возрастать духовно и, таким образом, укреплять монастырскую жизнь. Вопрос принятия монашества довольно непростой. Современный мир предлагает человеку другие ценности. Сегодня много соблазнов, искушений, которые затягивают молодых людей в эту кипучую жизнь, полную сиюминутных наслаждений и удовольствий, которые суть пороки и грехи. Люди больше склонны достигать материальных благ, мало думают о вечности, неприходящих ценностях, о Царстве Божием. И, мне кажется, поэтому люди не так активно идут в монастыри. Мирское заглушает порывы сердца, не давая следовать по пути нравственности, духовности, чистоты сердца для достижения вечного блаженства в Царстве Небесном через подвиг монашества. Но, слава Богу, всё равно есть такие верующие, которые идут в монашество. Надеюсь, что скоро люди будут притекать в монастыри больше, чем в прошлые времена.
23 июля 2014 г. 10:01
Ключевые слова:
митрополия
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Пасха в российских музеях Столетие подвига Церкви, стоически пытавшейся противостоять расхищению святынь богоборцами под предлогом помощи голодающим, нашло отражение и в выставочной палитре нынешней весны. Правда, полновесную экспозицию на эту тему подготовило не государственное, а епархиальное учреждение культуры. Впрочем, ведущие московские и петербургские площадки также приберегли немало интересного — от посвященного святителю Николаю нового зала в Северной столице до подлинных мундиров последнего российского императора в московском Царицыне. PDF-версия.
24 мая 2022 г. 14:00
Религиозность и опасные грани секуляризма Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Главному редактору «Журнала Московской Патриархии» исполнилось 72 года Сегодня, 15 мая 2022 года, главе Издательства Московской Патриархии и Главному редактору «Журнала Московской Патриархии» епископу Балашихинскому и Орехово-Зуевскому Николаю исполнилось 72 года.
15 мая 2022 г. 12:30
Говори, Господи, раб Твой слушает Сегодня группы самостоятельного изучения Священного Писания — явление привычное на многих православных приходах. О важности их создания неустанно говорит Святейший Патриарх Кирилл. А каких-то сорок лет назад такие встречи были невозможны на территории храма, и они проходили подпольно, на квартирах. Эти времена хорошо помнят протоиереи Александр Борисов и Геннадий Фаст. Оба эти священника стояли у истоков создания Евангельских групп. PDF-версия.
13 мая 2022 г. 13:00
Вера от слышания С появлением переводов Библии на национальные языки в епархиях, где живут коренные народы, появился запрос на перевод богослужений. В каждом конкретном случае сложность перевода определялась рядом факторов: от наличия в языке множества диалектов и влияния на богослужебный язык христианских миссионеров до отсутствия в языке православной терминологии и даже собственного алфавита. При этом везде требовалось точно подбирать слова, учитывая контекст и не допуская семантических ошибок. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» обобщил опыт тех людей, которые участвовали в переводе богослужения на национальные языки. PDF-версия.
11 мая 2022 г. 11:00
|