iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Больше, чем игра
Как развить в детях интерес к основам православной культуры? Что сделать, чтобы знания на уроках ОПК не забывались за школьными дверями, а пробивались живыми ростками веры и воспитывали бы юную душу? Эти важные вопросы ставит перед православными педагогами и духовенством епархии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Ответы на эти вопросы, еще будучи школьным учителем, искал и клирик Петропавловского храма Симферополя, а ныне его настоятель и секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин. И решил, что лучшее средство — это коллективная игра, сочетающая интригу, интерактив, стремление к творчеству и, конечно, прекрасные призы. В этом году исполнилось 10 лет, как игра-конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» впервые вышла на крымском телевидении.
1 сентября 2017 г. 11:54
Епископ Шадринский и Далматовский Владимир: Наша задача – знать архимандрита Антонина и достойно почитать его память
На родине архимандрита Антонина Капустина, в с.Батурино сегодня проходят торжества, посвященные 200- летнему юбилею создателя Русской Палестины. Участие в них принял Святейший Патриарх Кирилл, который с Первосвятительским визитом посещает в эти дни Курганскую митрополию. Как стало известно корреспонденту ЖМП, неравнодушные к памяти своего земляка жители Шадринского района Курганской области поставили бронзовый бюст отцу Антонину возле Преображенского храма, где служили отец и дед архимандрита Антонина Капустина, и хотят создать в Батурино музей для увековечивания его памяти. О том, каким ему видится будущее Батурино, сможет ли мало привлекательное село стать одним из центров паломничества, рассказал корреспонденту ЖМП епископ Шадринский и Далматовский Владимир.
25 августа 2017 г. 16:40
Мостик к Святой Земле
Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП. Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине? — спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине.  — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти, и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей. — А кто у вас в селе храм построил, не подскажете? На помощь замявшейся односельчанке приходят двое немолодых мужчин: — Этот храм его отец построил. А он потом в Израиль уехал и там построил три храма! Возведенный в 1835 году каменный храм в Батурине служил веру­ющим до 1931 года и был закрыт вопреки их воле по решению поселкового совета. Затем был банком, дизельной станцией, типографией и даже парашютной вышкой — колокольня-то высотой в 50 м. Тонны мусора, свисающие с купола веревки юных скалолазов, оставивших на стенах автографы, протекающая крыша и огромный проем в северной стене для парковки сельхозтехники — таким его запомнила Александра Егоровна Кузнецова, когда в 2000 году вместе с другими женщинами она решила заняться восстановлением святыни и стала одной из первых прихожанок храма.  10 бабушек и храм  «Мы первую уборку в июне 2000 года провели, — рассказывает Кузнецова. — Раньше все у кого-то дома на молитву собирались, а потом я предложила: матушки, что же мы всё по углам молимся, у нас вон какой храм в селе стоит!» Повесили у магазина объявление, народ пришел на субботники. Поначалу людей было много — вырубили вокруг бурьян, вывезли из нижнего храма несколько грузовиков мусора. А дальше наступили времена подвижничества: не нашлось в селе охотников таскать в храм тяжелые доски для пола и заделывать блоками проем в стене. Приход наш — 10 пенсионерок, а работать могли только я и Валентина Панькова. Окна мы пленкой закрыли, рам не было. Печку сложили, на ней и готовили. Дочь мне провод купила, а электрикам за проводку света 400 рублей отдали, куда деваться? Я хоть и пенсию 2700 рублей получала, да ведь в темноте молиться не будешь, — вспоминает Александра Егоровна. — На нее и гвозди покупала — так и восстанавливали».  Через год в Преображенский храм назначили первого настоятеля, священника Сергия Кривых (с мая 2017 года он второй священник, а настоятель храма — протоиерей Владимир Тарасов). Немногочисленные прихожане воспряли духом. Благодаря усилиям отца Сергия, его семьи, друзей, прихожан и благодетелей заказали и вставили окна, сделали лестницу на второй этаж и очистили его от мусора, провели паровое отопление, заменили крышу. Когда меняли купола, из отверстий (видимо, пулевых, вмятины от пуль сохранились и на купольных крестах) вылетели пчелы. «Первое время за дверями храма ничего нельзя было оставить: ни тележку, ни лопату, народ по дворам всё тащил, — грустно улыбается Ирина, матушка отца Сергия. — Стройматериалы хранили в храме, под замком! Ведь прежде храм для батуринцев был источником стройматериалов. Например, у одной бабушки в сарае окно из храма было вставлено. Однажды во время службы, кто-то в храм вбежал и кричит: “Батюшка, народ песок растаскивает!” Нам накануне машину песка пожертвовали. Отец Сергий сначала увещевал людей, а потом просто огородил территорию. Столько возмущения у народа было, но воровство прекратилось».  Матушка приглашает в храм: в притворе и на втором этаже, куда ведет прочная лестница, штукатурка почти не сохранилась, на нас обреченно смотрит голая кирпичная кладка. На память приходят слова депутата Курганской областной думы, председателя Курганского отделения ИППО Александра Брюханова: «Нам бы только тендер выиграть на внутреннюю отделку, привести всё в порядок, и можно включать Батурино в местный паломнический маршрут: Большие кресты — Чимеево — Далматово». Сейчас нижний придел храма, освященный в честь Казанский иконы Божией Матери, уже готов к богослужениям. Небольшой, с выбеленными стенами, скромным иконостасом и невысокими потолками, он кажется по-домашнему уютным и теплым. 25 августа (в день рождения архимандрита Антонина) Святейший Патриарх Кирилл посетит этот храм и откроет мраморный бюст создателю Русской Палестины, который уже установлен рядом в яблоневом саду.  Прихожане рассказывают, что каждый, кому дорого имя архимандрита Антонина, в меру своих сил потрудился для храма на его ­малой ­родине. ­Одни участвовали своим трудом (например, прихожане Никольского храма и студенты политехнического колледжа города Шадринска), другие посильной жертвой. В 2007 году игумения Горненского монастыря в Иерусалиме Елисавета передала Преображенскому храму частицы мощей преподобномучениц Варвары и Елисаветы. А уроженец Батурина Владимир Симаков решил все юридические земельные вопросы и объединил неравнодушных людей вокруг благотворительного фонда «Батуринская святыня», благодаря которому колокольню обнесли деревянными лесами, подготовив ее тем самым к реставрации. В августе в Батурине должны закончиться последние приготовления к торжествам. Отремонтирована дорога к селу, рядом с храмом постро­ена автостоянка, из государственного бюджета поступили средства на реставрацию фасада храма и определен подрядчик. Выложена площадка, на которой установят бюст собирателю Русской Палестины. Кто такой  Антонин (Капустин)? 2017 год губернатор Курганской области Алексей Кокорин объявил годом Антонина (Капустина), дав старт масштабной информационно-просветительской кампании. На местном ТВ и по радио выходят передачи, районные и областные газеты публикуют тематические подборки, в музеях проходят выставки, посвященные отцу Антонину, на улицах Шадринска (районный центр) и Кургана установлены билборды с его портретом. Есть ли эффект? Мой опрос на улицах Шадринска показал, что многие горожане знают об отце Антонине, хотя не запомнили детали его биографии. «Поверьте, два года назад ни в Батурине, ни в Шадринске, ни в Кургане никто не мог ответить на вопрос, кто такой архимандрит Антонин (Капустин), — говорит митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, — хотя материала о нем много и этот материал интересный. Например, есть две книги — митрополита Никодима (Ротова) и архимандрита Киприана (Керна)1, посвященные отцу Антонину. Издаются его дневники. Например, Далматовский монастырь подготовил к изданию дневники, охватывающие период от детства до перевода в Киевскую академию. Телеканал “Союз” снял о нем два фильма. А если вы приедете на Святую землю и экскурсовод поведет вас по святым местам, будет постоянно звучать имя архимандрита Антонина. Кого еще из начальников Русской духовной миссии там вспоминают? Кто из них оставил о себе память? И не зря ему усвоили имя — создатель Русской Палестины. Взять, например, Иерихон. Это один из самых древних на земле городов. Во времена архимандрита Антонина там было несколько мазанок. А он приобрел там участок, построил первое каменное здание. Его примеру последовали другие, и с этого началось возрождение Иерихона, который сегодня вполне современный город». Эти и многие другие подробности звучат в выступлениях митрополита Иосифа и епископа Шадринского и Далматовского Владимира, духовенства митрополии на многочисленных встречах со школьниками, студентами, педагогами, ветеранами и всеми, кому в Зауралье интересна история и культура России.  Популяризация имени архимандрита Антонина — первая задача, которую поставил перед духовенством митрополит Иосиф. А вторая — возрождение памятных мест, связанных с его именем. Например, администрация Шадринского района планирует открыть в Батурине музей, посвященный памяти создателя Русской Палестины, который вызовет интерес у паломников и туристов. «Если говорить о человеке, не имея наглядных предметов, связанных с его жизнью или свидетельствами эпохи, это и скучно и не запоминается. Нужна экспозиция. К счастью, экспонатов XIX век оставил нам немало. Это и предметы, связанные с паломничеством, и с церковным бытом, и со служением. Сохранилось много фотографий и документов. Всё это можно собрать для музея», — продолжает архиерей.  Главный редактор регионального журнала «Мое Зауралье» Валерий Мурзин видит создание музея в Батурине в связке с развитием Шадринского района в целом. По его мнению, имя архимандрита Антонина (Капустина) стоит первым в ряду его знаменитых земляков — скульптура Ивана Шадра, крестьянина-новатора Терентия Мальцева и собирателя русских народных сказок Александра Зырянова («Царевна-лягушка»). Благодаря этим именам в Шадринский район можно привлечь как паломников, так и туристов, что создаст дополнительные рабочие места в сфере услуг.  «Музей должен быть некой информационной альтернативой Святой земле, чтобы каждый посетитель мог узнать, почему архимандрит Антонин треть жизни провел в Палестине, заботясь о русских паломниках, как выглядели паломники в XIX веке и как выглядят сейчас. Это нужно совместить с рассказом о православии: почему Россия приняла именно восточное христианство, — говорит Валерий. — Интерактивный экран — уже ничем не заменимая составляющая современного музея. На нем можно полистать редкие документы, посмотреть документальные фильмы, провести интерактивные викторины по примеру выставок “Русь Православная”. Всё это привлечет школьников и молодежь». Ведь говорить с молодежью о православии нужно на понятном для неё языке, считает Валерий. Только в этом случае рассказ о православных святынях Палестины, отце Антонине и его подвиге будет понятен каждому, кто приедет в Батурино, а сам отец Антонин станет примером для подражания. Если же еще сделать и виртуальную экскурсию по музею и храму, то о Батурине узнают миллионы людей по всей России и тоже захотят сюда приехать, уверен журналист.  Но нужен ли еще один музей, если в Далматовском Успенском монастыре (70 км от Батурина) тоже есть музей, один из залов которого посвящен отцу Антонину? Митрополит Иосиф считает, что нужен, потому что это оправдано логически: «Где еще быть музею, как не в месте рождения отца Антонина, и где будет собрана вся доступная о нем информация?»  Прославлять  или не прославлять Далматовский монастырь, как цветок на возвышенности, украшает весь уездный городок. Его белоснежная стена и розовый Скорбященский храм видны с любой точки Далматова. За широкими стенами, скрывающими цветущие яблони, в 1816 году открылось духовное училище, в которое в 1825 году поступил Андрей Капустин. Здесь он изучал латинский язык, географию, арифметику и катехизис, а перед смертью передал обители свой наперсный крест. Прервавшись в 1923 году, монастырская жизнь возобновилась спустя 69 лет.  Наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов) встречает нас у святых ворот. В монастырском музее2 помимо залов, посвященных жизни в царской России и Зауральским новомученикам, устроена экспозиция об отце Антонине. В витринах — предметы, характеризующие различные периоды жизни архимандрита Антонина, начиная от детских лет в родном Шадринском уезде, учебы в училище и семинарии и заканчивая Святой землей.  «В музее отсутствуют, по понятным причинам, личные вещи отца Антонина,— говорит отец Варнава. — Но мы постарались представить эпоху, к которой принадлежал отец Антонин». В частности, здесь представлены прижизненные издания его работ, паломнические реликвии со Святой земли и Святой Афонской горы, предметы, характеризующие его увлечения (астрономия, фотография) и т.п. Для экспонирования подбирались почти исключительно оригинальные предметы: фотографии и стереофотографии, литографии, открытки, письма и почтовые карточки, географические карты и планы, печатные издания (книги, журналы, брошюры, альбомы), документы, церковная утварь (кресты напрестольные, требные и нательные, образки, иконы и иные паломнические реликвии) и т.д. Игумен Варнава в настоящее время занимается подготовкой магистерской диссертации на тему «Духовный облик архимандрита Антонина (Капустина)» в Санкт-Петербургской духовной академии и скрупулезно изучает дневники архимандрита. Работа над этой темой дала ему возможность познакомиться с немногочисленными исследователями наследия отца Антонина, которых в прошлом году радушно принимал Далматовский монастырь. Обитель выступила организатором всероссийской научной конференции (12–13 мая 2016 года), посвященной 200-летнему юбилею Далматовского духовного училища и предстоящему юбилею отца Антонина (Капустина)3. Известно, что отец Антонин был очень разносторонней личностью. Но что в нем запоминается особенно, когда знакомишься с его дневниками? Прежде всего это глубокая церковность, считает отец Варнава, причем в широком смысле слова: за всеми его действиями и поступками всегда скрывается глубокий религиозный смысл. «И самое поразительное, церковность его была не показной, не елейной, не навязчивой. Иногда даже, наоборот, с элементом самоиронии и какого-то юродства. Этим он, наверное, спасался от окружающего формализма, зависти, непонимания, даже явной клеветы, — говорит отец Варнава. — В его биографии есть скорбные страницы, когда он терпел незаслуженный позор и поношение от лжебратии — в Афинах (­клеветнические письма, напечатанные в “Колоколе” А. Герцена) и Иерусалиме (роман-памфлет “Пейс-паша”). При этом сам он проявлял милосердие и сострадание даже к своим недругам, ценил искренность и прямодушие».  Потеряв еще в годы учебы в семинарии и академии самых близких своих друзей (имена их он часто упоминает в дневнике с сердечной теплотой — Афанасий, Егорушко, Алешинька), отец Антонин впоследствии брал на воспитание и попечение юных семинаристов (Андрея Фоменко, Петра Нищинского, Димитрия Мангеля), которые большей частью платили ему обидами и черной неблагодарностью. Однако, несмотря на всё это, отец Антонин до конца своих дней не утратил детской жизнерадостности. Именно этой радостью от созерцания чудного творения Божия можно объяснить, казалось бы, «не монашеские» увлечения его астрономией, фотографией, живописью, игрой на гуслях и т.д. В этом же ряду можно поставить и интерес к историческим наукам (палеографии, археологии, нумизматике и др.).  Возможно ли прославление архимандрита Антонина (Капустина)? Отец Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Курганской митрополии, считает, что это время еще не пришло: «Безусловно, архимандрита Антонина можно с полным правом назвать подвижником благочестия. Сам круг общения — его наставники, друзья, сослуживцы, ученики — говорит сам за себя: святители Филарет Киевский и Филарет Московский, Феофан Затворник Вышенский, Иннокентий Херсонский, преподобный Парфений Киевский. И это лишь некоторые. Несмотря на различную клевету, личная жизнь его как монаха и священнослужителя была безукоризненной».  Отца Антонина иногда упрекают в том, что он посещал молитвенные собрания инославных (католиков, протестантов, армян, коптов) и даже иноверцев (иудеев). Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/ (дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 Cм.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ № 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело № 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере?  Иосиф, митрополит Курганский и Белозерский Сегодня Святая земля привлекает не только паломников, но и тысячи российских туристов, среди которых много и невоцерковленных людей. Они знакомятся не только со святынями, но и с именем архимандрита Антонина, искренне удивляясь тому, что создали там русские. Мы говорим о нем — создатель Русской Палестины. Но без отца Антонина ее не было и могло вообще не быть. Эта идея пришла только ему, и он ее воплотил. И у людей невольно возникает вопрос: кто он, что это за человек? Действительно, можно ли представить себе сегодня Елеон без «Русской Свечи», храма Марии Магдалины или селение Айн-Карем без Русского Горненского монастыря? Убери из Палестины эти русские места, и у наших соотечественников будет совсем другое восприятие Святой земли, она станет чужой. А так это — Русская Палестина, в ее храмах звучит молитва на родном языке, там наши соотечественники совершают свое служение и молятся о русском народе, о нашей стране, о нашем Отечестве. И близкие сердцу христианские святыни воспринимаются по-другому. И не секрет, что, посещая Святую землю, очень многие более близко воспринимают христианство — как что-то родное, важное для их души. Отцу Антонину удалось создать такой миссионерский инструмент, который работал, работает и будет работать, открывая красоту православия и привлекая к вере очень многих. А непосредственно Батурино может стать мостиком, который соединит людей со Святой землей. Протоиерей Владимир Тарасов, настоятель храма Архимандрит Антонин мне очень симпатичен как человек. Таких людей нельзя предавать забвению. Нам нужно постараться, чтобы о нем узнало как можно больше его земляков. И если люди приедут сюда, задача сделать так, чтобы наш рассказ пробудил в них желание больше о нем узнать.  Важно научиться интересно рассказывать об отце Антонине, тогда люди начнут вникать в историю его жизни, постепенно заинтересуются бытом той эпохи, верой отца Антонина. Значение может иметь даже то, что здесь 100 лет на одном и том же приходе служили его прадед, дед и отец, ведь в 1865 г. отмечали 100-летие рода Капустиных и основание прихода. И тогда, быть может, в них постепенно пробудится интерес к истории и к православной вере, и возникнет потребность по-другому увидеть и устроить свою жизнь, чтобы в ней стало больше радости и больше творчества. Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Далматовского монастыря Отец Антонин почти три десятилетия трудился для того, чтобы русские люди могли не просто посетить Святую землю, но почувствовать себя там как дома. Для этого он обустраивал купленные с большим трудом (из-за непонимания со стороны недальновидного начальства, конкуренции инославных, особенностей законодательства Османской империи и др. причин) участки с любовью и заботой, как будто это был его родной дом. Так появлялись на Святой земле островки Святой Руси. Любовь и благоговение к Святой земле и находящимся там святыням отец Антонин пытался привить и русским паломникам. Казалось бы, разве может случиться так, что у православных паломников отсутствует благоговение и любовь к святыням? Оказывается, может. Как Церковь состоит не из одних святых, но и из грешников, лишь стремящихся к спасению, так и на Святую землю попадали самые разные люди. Нередко они несли в себе худшие привычки русского человека. Архимандрит Антонин не забывал обличать, увещевать, наставлять, чтобы имя русского человека стало на православном Востоке синонимом истового благочестия, а не «притчей во языцех». Поэтому благодаря отцу Антонину паломники из России не чужие на Святой земле, и Святая земля для многих из них не чужое место. Для популяризации его памяти по большому счету нужно возрождение веры, что невозможно без Святой земли, без живых примеров конкретных людей. Отец Антонин как раз один из таких идеалов, показывающий своей жизнью, как человек может совместить разные интересы — и научные, и практические — с настоящей верой. Он — образ православного человека. Но, с другой стороны, пример отца Антонина может быть действенным только для тех, кто сможет и захочет увидеть в нем что-то родное и близкое.  Поэтому необходимо говорить, напоминать, рассказывать, действовать по-евангельски: надо сеять, а как семя взойдет — не нам решать. Надо проводить конференции и выпускать книги, статьи, фильмы. Но не нужно ждать, что статья выйдет и вера вдруг расцветет. Может, одного она коснется, а другого и нет. Надо относиться к этому со смиренномудрием и понимать, что у каждого человека свой путь к Богу и о каждом человеке у Бога Свой замысел. Отец Антонин, безусловно, вполне заслуживает того, чтобы о нем знали. А то получается как по поговорке: умного никто не знает, а дурака— вся деревня. Но ведь должно быть наоборот.
24 августа 2017 г. 10:30
Интервью
Митрополит Ташкентский и Узбекский Викентий
ЖМП № 7 июль 2014 /  23 июля 2014 г. 10:01
версия для печати версия для печати

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Главное в нашем служении — спасение душ человеческих

27 июля 2014 года исполняется три года со дня образования Среднеазиатского митрополичьего округа, в который вошли три самостоятельные новообразованные епархии: Ташкентская и Узбекистанская, Бишкекская и Кыргызстанская, Душанбинская и Таджикистанская, а также патриаршие приходы Русской Православной Церкви в Туркменистане. О том, как сегодня живут православные общины в Средней Азии, рассказывает Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа, постоянный член Священного Синода.

— Ваше Высокопреосвященство, три года назад вы прибыли в Ташкент и стали правящим архиереем в епархии, границы которой совпадают с государством Узбекистан. Что представляет собой епархия?

— Прежде всего богатое наследие — это история, которая насчитывает более 140 лет. Были здесь и радостные периоды, и печальные. Каждый из моих предшественников (а их было 23) внес свой существенный вклад в развитие епархии и ее процветание. Первым правящим архиереем епархии (в 1871 году она называлась Ташкентской и Туркестанской) стал Преосвященный Софония (Сокольский), бывший настоятель Александрийского Свято-Троицкого собора в Санкт-Петербурге, начитанный, образованный монах, которого уважали в самых высоких кругах общества. Епископ Софония приехал в Туркестан с глубокими знаниями об исламе. Сохранились архивные данные о том, что он сумел сразу же поразить мусульманское духовенство, свободно общаясь с ним по-арабски. Выразительные и умные речи владыки произвели весьма яркое впечатление на людей. Недаром Преосвященный Софония среди народа Туркестана заслужил уважительное и почтительное именование «домулла», что значит «наставник».
История нашей епархии знает несколько правящих архиереев, которые ныне прославлены в лике святых: это архиепископ Димитрий (Абашидзе), в схиме Антоний (прославлен Украинской Православной Церковью), а также святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

И вот сегодня у нас, в Узбекистане, имеется 38 храмов. По оценочным данным, верующих, которые исповедуют православие, насчитывается более 600 тыс. человек.
Радуюсь всегда за то, что в Узбекистане, где больше 95% населения исповедуют ислам, для православных верующих созданы все условия, чтобы можно было приходить в храм, молиться, жить церковной жизнью, участвовать в таинствах, то есть трудиться и исполнять все обязанности православного христианина.

— Каковы ваши впечатления от Узбекистана и людей, здесь живущих?

— Я всегда радуюсь красоте этой земли. Народ трудолюбивый, чадолюбивый и гостеприимный. Здесь не прервалась преемственность поколений и народных традиций. На этой земле уважают старших, помогают младшим. Это я заметил сразу, как только приехал в Узбекистан. И меня это приятно удивило. Также я обрадовался тому, что на улицах города нет безнравственной рекламы.
За прошедшие три года я побывал во всех храмах Ташкентской епархии, посетил множество исторических достопримечательностей Узбекистана, познакомился с разными людьми. Честно говоря, я очень рад, что оказался именно здесь, на Среднеазиатской земле, где бок о бок в дружбе и согласии живут христиане и мусульмане. Здесь христианство получило свое распространение в первые века нашей эры. Везде развивается церковная жизнь, и люди здесь очень глубоко­верующие! Конечно, на отдаленных от столицы приходах жизнь намного сложнее, но и люди там намного чище и добрее. Со временем жизнь наладится и там. Ведь спасаться можно везде! Как говорил Серафим Саровский, «стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Мне пришлось много путешествовать по Узбекистану на машине. Я повидал немало самых разных людей, общался с ними: и с христианами, и с мусульманами. Так вот именно у мусульман я увидел много хорошего и доброго. Они сохранили нравственную чистоту, которую свято и бережно хранят. И православные Средней Азии тоже люди особые. Они еще не испорчены так называемой западной культурой, в которой с ног на голову перевернуты представления о нравственности и общечеловеческих ценностях. Люди, живущие здесь, ведут себя прилично и благопристойно. Отрадно, что именно на этой земле есть православные святыни. Например, в Самарканде есть гробница, в которой находится десница ветхозаветного пророка Даниила, равно почитаемого христианами, мусульманами и иудеями. А в древней Бухаре сохранился «Чашма Аюб» — источник Иова Многострадального. Наши православные паломники очень любят посещать эти места.

— Стараются ли люди жить по вере, церковной жизнью, возрастать духовно?

— Узбекистан пережил атеистическое время: люди были оторваны от веры Христовой. Многие сегодня, к сожалению, не знают о своей религии. Даже те, кто регулярно приходят в храмы, практически не твердо ­знают основы веры. Поэтому сейчас мы делаем всё, чтобы дать людям знания о Боге, о вере и церковной жизни. Для этого у нас есть воскресные школы для взрослых и детей, проводятся огласительные беседы для тех, кто хочет принять таинство крещения. На специальных курсах для молодоженов наши священнослужители и катехизаторы рассказывают о смысле великого таинства венчания, о том, как необходимо супругам строить свои отношения. Мы проводим вечерние богословские курсы, действует семинария, где люди могут получить высшее богословское образование. Всё это делается для того, чтобы дать возможность человеку выбрать то, что он желает, чтобы любой мог получить знания и приобрести те навыки духовной жизни, которые необ­ходимы для каждого православного христианина.

— Вы упомянули о духовной семинарии в Ташкенте. Как вы оцениваете качество духовного образования?

— В нынешнем году Ташкентская духовная семинария отмечает свой маленький юбилей — 15 лет со дня своего основания. До этого было духов­ное училище.
Конечно, духовная школа всегда должна совершенствоваться и расти, идти в ногу со временем. Сейчас Церковь предъявляет высокие требования к духовным вузам. И в нашей семинарии обучение строится по учебному плану, утвержденному Учебным комитетом Русской Православной Церкви. У нас открыты три отделения: пастырско-богословское, катехизаторское и регентское. И на каждом — сильные преподаватели. Есть очная и заочная формы обучения. Но для поступления в семинарию абитуриентов нужно готовить. Сейчас я ставлю перед всеми священниками Ташкентской епархии задачу повысить уровень воскресных школ на приходах. Будет хорошая школа — будут и достойные воспитанники. Не может ведь поступить в духовную школу человек с улицы? Конечно, нет. Я хочу видеть среди выпускников нашей семинарии высокообразованных священников, замечательных пастырей. Сейчас у нас учатся студенты из Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Казахстана и России.

— В перечисленных вами регионах проживают люди разных национальностей. Кто поступает в семинарию? Приходят ли учиться коренные жители Средней Азии?

— Студентами Ташкентской духовной семинарии являются представители разных национальностей, исповедующих православие: русские, корейцы, украинцы, татары, казахи. Среди них есть дети, рожденные в смешанных браках, но принявших святое крещение.

— В начале 2014 года было объявлено о начале перевода Евангелия на узбекский язык. Принимает ли ваша епархия участие в этой работе? Есть ли переводы богослужения и духовной литературы на узбекский язык?

— Перевод Нового Завета на узбекский язык («Инжил») в Узбекистане сделан уже давно. Над переводом работало Библейское общество Узбекистана. Какой-либо богослужебной и духовной православной литературы на узбекском языке нет.

— Традиционный в последние годы вопрос о социальном служении. Какие проекты есть в вашей епархии?

— Помощь, которую оказывает Церковь немощному человеку, благотворно влияет на состояние его души. Одно дело, когда человек нуждается в помощи материальной, другое — когда одинокому человеку, прикованному к постели, необходимо оказать внимание, поддержать, утешить. Наша социальная служба, созданная на епархиальном и приходском уровнях, призвана решать эту задачу. И, конечно, наши социальные работники ­помогают человеку обрести веру в Бога, приступить к таинствам.
Скоро исполнится два года со дня основания нашего сестричества милосердия. Сестры помогают бедным, нуждающимся, болящим, оказывают поддержку в различных бедах, стараются скорбящим облегчить страдания, проявляют внимание, поднимают им настроение. Очень важно, чтобы люди понимали, что Церковь заботится о них и старается в меру своих возможностей помочь им, главным образом, получить те духовные силы, которые посылаются Господом в таинствах церковных — исповеди, причастия и соборования. К нам за помощью обращаются люди разных национальностей и вероисповеданий, и каждому из них мы стараемся помочь: кого-то накормим в нашей благотворительной столовой, кому-то дадим необходимое лекарство или вещи, а кому-то окажем пастырскую, психологическую и юридическую ­помощь. На приходах епархии создаются братства трезвости, налаживается работа с молодежью. Главное в нашем служении — спасение душ человеческих.

— При Среднеазиатском митрополичьем округе, главой которого вы являетесь, образован Синод. Какие функции он выполняет? Как часто вы встречаетесь?

— На этом Синоде принимаются решения, необходимые и полезные для всех епархий, входящих в состав округа. Мы решаем проблемы, которые есть в каждой епархии, делимся друг с другом опытом, определяем приоритеты в нашем служении. Синод помогает в управлении округом. Решения, принимаемые нашим Синодом, впоследствии утверждаются на Священном Синоде, после чего вступают в законную силу.
Заседания Синода Среднеазиатского митрополичьего округа мы стараемся проводить не реже двух раз в год.
На одном из заседаний нашего Синода было принято решение преобразовать ряд отделов Ташкентской и Узбекистанской епархии в комиссии Среднеазиатского митрополичьего округа. Вот, например, были епархиальный отдел по канонизации святых и епархиальный отдел культуры. Теперь на уровне Среднеазиатского митрополичьего округа это Комиссия по канонизации святых и Комиссия по культуре.
В августе 2013 года на очередном заседании нашего Синода мы приняли, на мой взгляд, несколько самых важных решений — установление двух памятных дат: первая — 8 сентября — День Среднеазиатского ­митрополичьего округа, а вторая — 27 июня — особое почитание в пределах Ташкентской и Узбекистанской епархии чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, называемой «Тихвинская. Слезоточивая».
Эта икона была написана в 1910 году на Святой горе Афон специально для Благовещенской привокзальной церкви Ташкентской и Туркестанской епархии, а доставлена она была в Ташкент незадолго до открытия железной дороги Ташкент — Самарканд. В 1930-е годы в связи с гонениями на Церковь и разрушением этого привокзального храма в Ташкенте икона чудесным образом оказалась на Западной Украине и далее уже в Киеве, где и находилась до конца 2012 года в храме Святителя Михаила, первого митрополита Киев­ского. И спустя 80 лет с Божией помощью нам удалось навсегда вернуть святыню в Ташкент. Это радостное событие произошло как раз 27 июня прошлого года.

— На заседании Архиерейского ­Собора в феврале 2013 года были подняты вопросы экологии, говорилось о необходимости внимательного отношения к ним со стороны Церкви. В Узбекистане, как известно, крайне обеспокоены высыханием Аральского моря. Как вы видите эту проблему?

— Это очень сложный, глобальный вопрос. Не так просто его решить. Практические шаги должны предложить ученые. Но наша задача, задача православных верующих епархии, на мой взгляд, заключается в молитвенном участии. Мы должны молиться за людей, которые сейчас в таких сложных условиях живут в регионе высыхания Аральского моря. Всё общество, все люди должны поразмышлять над тем, как они живут, постараться увидеть свои неправильные, может быть, даже греховные поступки, отказаться от греховной жизни и начать жить более благочестиво, богоугодно.

С духовной точки зрения, грех, который совершает человек сознательно или несознательно, негативно сказывается на окружающей среде, в данном случае и на состоянии Аральского моря. Природа стенает от наших бездумных действий. И, наобо­рот, чем больше человек делает добра, ­исключая грех и зло из своей жизни, тем благотворнее он влияет на окружающую среду. Поэтому если мы будем решать экологические вопросы, в том числе и с этой точки зрения, то мне кажется, результаты будут лучше. Если мы хотим жить в экологически чистом пространстве, мы должны соответственно жить в чистоте внутренней и понимать, что такое грех. Нам необходимо принести покаяние и просить у Бога помощи расстаться со страстями. Для этого, кстати, есть наиболее благоприятное время — установленные Церковью многодневные посты. Мы должны их соблюдать, чтобы обратить внимание на свою жизнь, на свою душу, свою нравственность и духовность. Постом и молитвой можно искоренить из своего сердца греховные привязанности. 
И если бы мы отреклись от греховной жизни и обратились к духовно-нравственным ценностям, то не только проблему высыхания Аральского моря, но и другие вопросы могли бы решать гораздо быстрее.

— Если говорить о молитвенной поддержке, то, вероятно, речь может идти о молебне, который совместно совершат архиереи Среднеазиатского митрополичьего округа на территории высыхающего Аральского моря…

— Конечно, это было бы даже очень хорошо. Но если общество не осознает свою вину в том, что делается вокруг, что необходимо очистить себя, свою душу и влиять на окружающую среду через добродетели, то решить этот вопрос будет не под силу. Молитва нужна именно в том смысле, чтобы Господь посетил всех нас и просветил наши сердца и умы, чтобы мы осознали пагубность нашей греховной жизни и начали стремиться к тому, чтобы жить по правде Божией в гармонии с природой.

— Во многих странах постсоветского пространства продолжают активно действовать различные секты. Насколько остро эта проблема стоит в вашей епархии?

— Вопрос этот очень серьезный, и он волнует не только нас, но и государство. У нас есть положительный опыт сотрудничества с Комитетом по делам религий при Кабинете министров Республики Узбекистан. На протяжении нескольких лет для студентов высших и средних специальных учебных заведений мы совместно проводим лекции, направленные на профилактику вовлечения молодежи в различные религиозные секты. Юноши и девушки получают знания о деструктивном характере ряда сект, их пагубном влиянии на душу человека. Мы надеемся, они уже никогда не попадутся на крючок лукавых проповедников.

В то же время у нас при епархии есть небольшая служба по реабилитации тех, кто попал под влияние сект. И в ближайших наших планах — ­открыть полноценный центр по реабилитации людей, столкнувшихся с этой проблемой. Я уже давно говорю, что лучшее средство профилактики распространения сектанства — это строительство храмов рядом с теми местами, где существуют сектантские общины.

— На территории епархии действуют три монастыря: два женских и один мужской. История монашества в этом регионе насчитывает более чем вековую историю. Как сейчас организована монастырская жизнь? Много ли насельников и насельниц?

— У нас есть мужской Свято-Троице-Георгиевский монастырь в городе Чирчике (Ташкентская область), женский Свято-Троице-Никольский монастырь в Ташкенте и женский Свято-Покровский монастырь в городе Дустабаде (Ташкентская область). А почти 100 лет назад в Ташкент ссылались монашествующие из Серафимо-Дивеевской и Марфо-Мариинской обителей.

К сожалению, не могу сказать, что наши монастыри имеют большое количество насельников и насельниц. Но сейчас я вижу некоторое пробуждение монашеской жизни. В мужской монастырь поступили несколько молодых послушников, которые, надеюсь, ­будут возрастать духовно и, таким образом, укреплять монастырскую жизнь.
Что касается женских монастырей, то там инокини и монахини уже довольно преклонного возраста. Но, слава Богу, и там наметилась положительная тенденция: стали поступать молодые послушницы, насельницы, которые принимают решение жить при монастыре, выполнять послушания и, даст Бог, дальше трудиться уже в монашеском чине. Во время Великого поста в марте этого года впервые в епархии в Свято-Троице-Никольском монастыре две монахини были пострижены в великую схиму.

Вопрос принятия монашества довольно непростой. Современный мир предлагает человеку другие ценности. Сегодня много соблазнов, искушений, которые затягивают молодых людей в эту кипучую жизнь, полную сиюминутных наслаждений и удовольствий, которые суть пороки и грехи. Люди больше склонны достигать материальных благ, мало думают о вечности, неприходящих ценностях, о Царстве Божием. И, мне кажется, поэтому люди не так активно идут в монастыри. Мирское заглушает порывы сердца, не давая следовать по пути нравственности, духовности, чистоты сердца для достижения вечного блаженства в Царстве Небесном через подвиг монашества. Но, слава Богу, всё равно есть такие верующие, которые идут в монашество. Надеюсь, что скоро люди будут притекать в монастыри больше, чем в прошлые времена.

Справка. Правящий архиерей епархии — Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, который является главой Среднеазиатского митрополичьего округа и постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.
В состав округа входят также Бишкекская и Кыргызстанская, Душанбинская и Таджикистанская епархии и патриаршие приходы Русской Православной Церкви в Туркменистане. Управляющим и координирующим органом является Синод Среднеазиатского митрополичьего округа.
На территории епархии действует 38 приходов, 1 мужской и 2 женских монастыря и несколько часовен. Кафедральным храмом является собор, освященный в честь Успения Пресвятой Богородицы, в Ташкенте.
Духовенство: 49 священников (в том числе 2 иеромонаха и 2 игумена), 13 диаконов (в том числе 2 иеродиакона).
Епархия объединяет 5 благочиний: Ташкентское, Ферганское, Гулистанское, Самаркандское и Бухарское.
По оценочным данным, на территории епархии проживает порядка 600 тыс. православных верующих. Однако число постоянных прихожан всего несколько тысяч.
В епархии ведется активная социальная работа с молодежью и просветительская деятельность. Проводятся культурные мероприятия, благотворительные концерты, организуются разнообразные паломнические поездки, создаются братства трезвости.
Памятные даты: 27 июня — День обре­тения чудотворной иконы Божией Матери «Тихвинская. Слезоточивая», 8 ­сентября — День Среднеазиатского митрополичьего округа. Особо чтимые святые: святитель ­Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский; мученик Иоанн Мервский; Ираклий, исповедник Иссык-Кульский.

Справка. Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий (Виктор Александрович Морарь), глава Среднеазиатского митрополичьего округа.
Родился в 1953 г. в Молдавской ССР в семье служащих. По окончании средней школы в 1971–1973 гг. проходил службу в армии.
В 1974 г. поступил в Московскую духовную семинарию, в 1982 г. — в Московскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия за сочинение «Учение свт. Игнатия (Брянчанинова) о молитве».
В 1981 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона, в январе 1982 г. — во иеромонаха. С 1982 г. нес послушание помощника ризничего в Троице-Сергиевой лавре. В 1985 г. возведен в сан игумена. 28 августа 1990 г. возведен в сан архимандрита.
2 сентября 1990 г. в Христорождественском соборе г. Кишинева Святейшим Патриархом Алексием II хиротонисан во епископа Бендерского, викария Кишиневской митрополии.
В связи с образованием новой епархии в Республиках Хакассия и Тыва 18 июля 1995 г. решением Священного Синода назначен епископом Абаканским и Кызылским. Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 19 февраля 1999 г. возведен в сан архиепископа. С июля 1999 г. — архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский.
27 июля 2011 г. решением Священного Синода назначен главой учрежденного Среднеазиатского митрополичьего округа, 4 августа по указу Святейшего Патриарха Кирилла возведен в сан митрополита.
С июня 2003 г. — председатель Макариевского фонда. Инициатор открытия телеканала «Союз».

иеродиакон Михаил (Столяров)
Надежда Исаева
23 июля 2014 г. 10:01
Ключевые слова: митрополия
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи