![]()
Веруем, что только по ея молитвам и сохранились мы Семьдесят пять лет назад в Церковь вернулись мощи святой благоверной Анны Кашинской. Это значимое и важное событие произошло в рамках так называемого сталинского «потепления» в отношении Церкви, которое началось во время войны и завершилось в 1948 году. PDF-версия.
12 января 2023 г. 13:00
Пастыри с открытым сердцем На заседании Священного Синода 25 августа 2022 года было утверждено Положение о Центре поддержки миссионерских станов при Синодальном миссионерском отделе с целью дальнейшего развития миссионерской работы в отдаленных регионах России (журнал № 86). Согласно Положению, основными задачами центра являются открытие и развитие миссионерских станов на Дальнем Востоке, Сибири и Крайнем Севере; их кадровое обеспечение; проведение социологических, аналитических исследований состояния «миссионерского поля» Русской Православной Церкви в местах расположения миссионерских станов, а также предложения по организации работы миссионерских станов; обучающие мероприятия, в том числе семинары, конференции и рабочие встречи по проблемам деятельности и развития миссионерских станов. Центр поддержки возглавил митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. С какими проблемами сталкиваются проповедники сегодня и что необходимо для повышения эффективности их служения, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
14 ноября 2022 г. 15:00
Епископ Владикавказский и Аланский Герасим: «Сердце монаха всегда тянется в горы» В этом году в Северной Осетии отмечают значимый юбилей. Тысяча сто лет назад предки нынешних осетин — аланы приняли христианскую веру. И несмотря на две опустошительные волны завоеваний из Азии, сумели ее сохранить, сберегая таким образом свою национальную культуру и идентичность. Как сегодня живет Владикавказская епархия, какие приоритетные задачи решает ее правящий архиерей, в чем специфика миссионерской работы и какое значение уделяется образовательным проблемам, «Журналу Московской Патриархии» рассказал епископ Владикавказский и Аланский Герасим. PDF-версия.
21 сентября 2022 г. 13:00
Наследники древней Алании Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа. PDF-версия.
20 сентября 2022 г. 16:00
Найти дорогу к вере Православное просвещение и образовательная деятельность на приходах традиционно рассматривается как работа на перспективу, дающая эффект не сегодня-завтра, а лишь спустя годы. Но мир стремительно меняется, и сегодняшний запрос самих участников этих программ не всегда вписывается в устоявшиеся рамки. Побывав в течение дня в трех точках Нижегородской епархии, обозреватель «Журнала Московской Патриархии» убедился, что здесь научились добиваться впечатляющего социально-педагогического результата в кратчайшие сроки, не жертвуя при этом качеством работы. PDF-версия.
12 августа 2022 г. 17:00
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий: «Призывает к служению Сам Господь. Наша задача — не погасить в молодежи это горение» Беседа с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием в год 350-летнего юбилея возглавляемой им епархии и 10-летия возрождения Нижегородской митрополии вышла долгой и насыщенной. Высокопреосвященный Георгий охотно поделился неоценимым опытом, полученным им на посту эконома Троице-Сергиевой лавры, высказал ряд соображений о необходимости системного подхода в управлении современными церковными процессами, а также выразил свое мнение относительно затрат на создание в епархии образовательной сети и медиахолдинга. PDF-версия.
10 августа 2022 г. 17:00
Крест на плацу Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00
Обнять и вместе помолиться Идущие в бой офицеры и солдаты должны быть готовы встретить смерть лицом к лицу. Но любой вооруженный конфликт бьет и по мирному населению. Еще за несколько дней до начала активных боевых действий, с учетом активизировавшихся вооруженных столкновений, на территории Донбасса началась организованная эвакуация мирных жителей, поэтому близлежащие епархии на территории России смогли подготовиться к приему беженцев. Сейчас, когда людской поток многократно возрос, на церковные социальные структуры этих регионов ложится значительная дополнительная нагрузка. Как они справляются с работой в близких к чрезвычайным условиях, своими глазами увидел обозреватель «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
6 мая 2022 г. 17:00
Грани возможностей Сегодня социальная и молодежная работа в епархии стала нормой. Однако везде есть своя специфика, свои подходы, свой опыт и направления деятельности. И конечно, в этом плане мегаполис не сравнить с малыми городами на территории отдельно взятой епархии. Разные ресурсы, разный личностный фактор, разные возможности. Но и в глубинке живут люди, для которых естественны милосердие, забота о ближнем и внимание к подрастающему поколению. И Выксунская епархия — одна из таких. PDF-версия.
11 марта 2022 г. 12:00
Под покровом Варнавы Гефсиманского Выксунская епархия Нижегородской митрополии связана с именами преподобных Серафима Саровского, Серафима Вырицкого, Антония Ардатовского, Варнавы Гефсиманского. В интервью «Журналу Московской Патриархии» епископ Выксунский и Павловский Варнава рассказывает, как помог ему в создании епархии игуменский опыт Флорищевой пустыни, зачем консервировать руинированные храмы и какие тенденции в современном пастырском служении особенно тревожны. PDF-версия.
9 марта 2022 г. 16:00
|
![]()
ЖМП № 7 июль 2014 /
23 июля 2014 г. 10:01
Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Главное в нашем служении — спасение душ человеческих27 июля 2014 года исполняется три года со дня образования Среднеазиатского митрополичьего округа, в который вошли три самостоятельные новообразованные епархии: Ташкентская и Узбекистанская, Бишкекская и Кыргызстанская, Душанбинская и Таджикистанская, а также патриаршие приходы Русской Православной Церкви в Туркменистане. О том, как сегодня живут православные общины в Средней Азии, рассказывает Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа, постоянный член Священного Синода. — Ваше Высокопреосвященство, три года назад вы прибыли в Ташкент и стали правящим архиереем в епархии, границы которой совпадают с государством Узбекистан. Что представляет собой епархия? — Прежде всего богатое наследие — это история, которая насчитывает более 140 лет. Были здесь и радостные периоды, и печальные. Каждый из моих предшественников (а их было 23) внес свой существенный вклад в развитие епархии и ее процветание. Первым правящим архиереем епархии (в 1871 году она называлась Ташкентской и Туркестанской) стал Преосвященный Софония (Сокольский), бывший настоятель Александрийского Свято-Троицкого собора в Санкт-Петербурге, начитанный, образованный монах, которого уважали в самых высоких кругах общества. Епископ Софония приехал в Туркестан с глубокими знаниями об исламе. Сохранились архивные данные о том, что он сумел сразу же поразить мусульманское духовенство, свободно общаясь с ним по-арабски. Выразительные и умные речи владыки произвели весьма яркое впечатление на людей. Недаром Преосвященный Софония среди народа Туркестана заслужил уважительное и почтительное именование «домулла», что значит «наставник». И вот сегодня у нас, в Узбекистане, имеется 38 храмов. По оценочным данным, верующих, которые исповедуют православие, насчитывается более 600 тыс. человек. — Каковы ваши впечатления от Узбекистана и людей, здесь живущих? — Я всегда радуюсь красоте этой земли. Народ трудолюбивый, чадолюбивый и гостеприимный. Здесь не прервалась преемственность поколений и народных традиций. На этой земле уважают старших, помогают младшим. Это я заметил сразу, как только приехал в Узбекистан. И меня это приятно удивило. Также я обрадовался тому, что на улицах города нет безнравственной рекламы. Мне пришлось много путешествовать по Узбекистану на машине. Я повидал немало самых разных людей, общался с ними: и с христианами, и с мусульманами. Так вот именно у мусульман я увидел много хорошего и доброго. Они сохранили нравственную чистоту, которую свято и бережно хранят. И православные Средней Азии тоже люди особые. Они еще не испорчены так называемой западной культурой, в которой с ног на голову перевернуты представления о нравственности и общечеловеческих ценностях. Люди, живущие здесь, ведут себя прилично и благопристойно. Отрадно, что именно на этой земле есть православные святыни. Например, в Самарканде есть гробница, в которой находится десница ветхозаветного пророка Даниила, равно почитаемого христианами, мусульманами и иудеями. А в древней Бухаре сохранился «Чашма Аюб» — источник Иова Многострадального. Наши православные паломники очень любят посещать эти места. — Стараются ли люди жить по вере, церковной жизнью, возрастать духовно? — Узбекистан пережил атеистическое время: люди были оторваны от веры Христовой. Многие сегодня, к сожалению, не знают о своей религии. Даже те, кто регулярно приходят в храмы, практически не твердо знают основы веры. Поэтому сейчас мы делаем всё, чтобы дать людям знания о Боге, о вере и церковной жизни. Для этого у нас есть воскресные школы для взрослых и детей, проводятся огласительные беседы для тех, кто хочет принять таинство крещения. На специальных курсах для молодоженов наши священнослужители и катехизаторы рассказывают о смысле великого таинства венчания, о том, как необходимо супругам строить свои отношения. Мы проводим вечерние богословские курсы, действует семинария, где люди могут получить высшее богословское образование. Всё это делается для того, чтобы дать возможность человеку выбрать то, что он желает, чтобы любой мог получить знания и приобрести те навыки духовной жизни, которые необходимы для каждого православного христианина. — Вы упомянули о духовной семинарии в Ташкенте. Как вы оцениваете качество духовного образования? — В нынешнем году Ташкентская духовная семинария отмечает свой маленький юбилей — 15 лет со дня своего основания. До этого было духовное училище. — В перечисленных вами регионах проживают люди разных национальностей. Кто поступает в семинарию? Приходят ли учиться коренные жители Средней Азии? — Студентами Ташкентской духовной семинарии являются представители разных национальностей, исповедующих православие: русские, корейцы, украинцы, татары, казахи. Среди них есть дети, рожденные в смешанных браках, но принявших святое крещение. — В начале 2014 года было объявлено о начале перевода Евангелия на узбекский язык. Принимает ли ваша епархия участие в этой работе? Есть ли переводы богослужения и духовной литературы на узбекский язык? — Перевод Нового Завета на узбекский язык («Инжил») в Узбекистане сделан уже давно. Над переводом работало Библейское общество Узбекистана. Какой-либо богослужебной и духовной православной литературы на узбекском языке нет. — Традиционный в последние годы вопрос о социальном служении. Какие проекты есть в вашей епархии? — Помощь, которую оказывает Церковь немощному человеку, благотворно влияет на состояние его души. Одно дело, когда человек нуждается в помощи материальной, другое — когда одинокому человеку, прикованному к постели, необходимо оказать внимание, поддержать, утешить. Наша социальная служба, созданная на епархиальном и приходском уровнях, призвана решать эту задачу. И, конечно, наши социальные работники помогают человеку обрести веру в Бога, приступить к таинствам. — При Среднеазиатском митрополичьем округе, главой которого вы являетесь, образован Синод. Какие функции он выполняет? Как часто вы встречаетесь? — На этом Синоде принимаются решения, необходимые и полезные для всех епархий, входящих в состав округа. Мы решаем проблемы, которые есть в каждой епархии, делимся друг с другом опытом, определяем приоритеты в нашем служении. Синод помогает в управлении округом. Решения, принимаемые нашим Синодом, впоследствии утверждаются на Священном Синоде, после чего вступают в законную силу. — На заседании Архиерейского Собора в феврале 2013 года были подняты вопросы экологии, говорилось о необходимости внимательного отношения к ним со стороны Церкви. В Узбекистане, как известно, крайне обеспокоены высыханием Аральского моря. Как вы видите эту проблему? — Это очень сложный, глобальный вопрос. Не так просто его решить. Практические шаги должны предложить ученые. Но наша задача, задача православных верующих епархии, на мой взгляд, заключается в молитвенном участии. Мы должны молиться за людей, которые сейчас в таких сложных условиях живут в регионе высыхания Аральского моря. Всё общество, все люди должны поразмышлять над тем, как они живут, постараться увидеть свои неправильные, может быть, даже греховные поступки, отказаться от греховной жизни и начать жить более благочестиво, богоугодно. С духовной точки зрения, грех, который совершает человек сознательно или несознательно, негативно сказывается на окружающей среде, в данном случае и на состоянии Аральского моря. Природа стенает от наших бездумных действий. И, наоборот, чем больше человек делает добра, исключая грех и зло из своей жизни, тем благотворнее он влияет на окружающую среду. Поэтому если мы будем решать экологические вопросы, в том числе и с этой точки зрения, то мне кажется, результаты будут лучше. Если мы хотим жить в экологически чистом пространстве, мы должны соответственно жить в чистоте внутренней и понимать, что такое грех. Нам необходимо принести покаяние и просить у Бога помощи расстаться со страстями. Для этого, кстати, есть наиболее благоприятное время — установленные Церковью многодневные посты. Мы должны их соблюдать, чтобы обратить внимание на свою жизнь, на свою душу, свою нравственность и духовность. Постом и молитвой можно искоренить из своего сердца греховные привязанности. — Если говорить о молитвенной поддержке, то, вероятно, речь может идти о молебне, который совместно совершат архиереи Среднеазиатского митрополичьего округа на территории высыхающего Аральского моря… — Конечно, это было бы даже очень хорошо. Но если общество не осознает свою вину в том, что делается вокруг, что необходимо очистить себя, свою душу и влиять на окружающую среду через добродетели, то решить этот вопрос будет не под силу. Молитва нужна именно в том смысле, чтобы Господь посетил всех нас и просветил наши сердца и умы, чтобы мы осознали пагубность нашей греховной жизни и начали стремиться к тому, чтобы жить по правде Божией в гармонии с природой. — Во многих странах постсоветского пространства продолжают активно действовать различные секты. Насколько остро эта проблема стоит в вашей епархии? — Вопрос этот очень серьезный, и он волнует не только нас, но и государство. У нас есть положительный опыт сотрудничества с Комитетом по делам религий при Кабинете министров Республики Узбекистан. На протяжении нескольких лет для студентов высших и средних специальных учебных заведений мы совместно проводим лекции, направленные на профилактику вовлечения молодежи в различные религиозные секты. Юноши и девушки получают знания о деструктивном характере ряда сект, их пагубном влиянии на душу человека. Мы надеемся, они уже никогда не попадутся на крючок лукавых проповедников. В то же время у нас при епархии есть небольшая служба по реабилитации тех, кто попал под влияние сект. И в ближайших наших планах — открыть полноценный центр по реабилитации людей, столкнувшихся с этой проблемой. Я уже давно говорю, что лучшее средство профилактики распространения сектанства — это строительство храмов рядом с теми местами, где существуют сектантские общины. — На территории епархии действуют три монастыря: два женских и один мужской. История монашества в этом регионе насчитывает более чем вековую историю. Как сейчас организована монастырская жизнь? Много ли насельников и насельниц? — У нас есть мужской Свято-Троице-Георгиевский монастырь в городе Чирчике (Ташкентская область), женский Свято-Троице-Никольский монастырь в Ташкенте и женский Свято-Покровский монастырь в городе Дустабаде (Ташкентская область). А почти 100 лет назад в Ташкент ссылались монашествующие из Серафимо-Дивеевской и Марфо-Мариинской обителей. К сожалению, не могу сказать, что наши монастыри имеют большое количество насельников и насельниц. Но сейчас я вижу некоторое пробуждение монашеской жизни. В мужской монастырь поступили несколько молодых послушников, которые, надеюсь, будут возрастать духовно и, таким образом, укреплять монастырскую жизнь. Вопрос принятия монашества довольно непростой. Современный мир предлагает человеку другие ценности. Сегодня много соблазнов, искушений, которые затягивают молодых людей в эту кипучую жизнь, полную сиюминутных наслаждений и удовольствий, которые суть пороки и грехи. Люди больше склонны достигать материальных благ, мало думают о вечности, неприходящих ценностях, о Царстве Божием. И, мне кажется, поэтому люди не так активно идут в монастыри. Мирское заглушает порывы сердца, не давая следовать по пути нравственности, духовности, чистоты сердца для достижения вечного блаженства в Царстве Небесном через подвиг монашества. Но, слава Богу, всё равно есть такие верующие, которые идут в монашество. Надеюсь, что скоро люди будут притекать в монастыри больше, чем в прошлые времена.
23 июля 2014 г. 10:01
Ключевые слова:
митрополия
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Архидиакон Ювеналий (Крук) 10.05.1947 – 09.11.2022 9 ноября 2022 года на 76-м году жизни после продолжительной болезни отошел ко Господу один из старейших насельников Свято-Троицкой Сергиевой лавры архидиакон Ювеналий (Крук).
26 января 2023 г. 16:20
Протоиерей Виктор Григоренко 24.07.1961–23.10.2022 23 октября 2022 года на 62-м году жизни отошел ко Господу настоятель Сергиевского храма города Сергиева Посада (Сергиево-Посадская епархия) в микрорайоне Семхоз протоиерей Виктор Григоренко.
26 января 2023 г. 16:00
Протоиерей Иоанн Монаршек 04.07.1953–20.10.2022 20 октября 2022 года после тяжелой и продолжительной болезни на 70-м году жизни отошел ко Господу клирик Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери города Ивантеевки протоиерей Иоанн Монаршек.
26 января 2023 г. 15:30
В армии священник нужен больше, чем автомат Многие, кто знал протоиерея Михаила Васильева, погибшего 6 ноября 2022 года в зоне специальной военной операции на Украине при исполнении пастырского долга, отмечают его невероятную энергию. Для военных священников он был «духовным локомотивом», который очень многие вопросы и проблемы тянул на себе, пытаясь решить самостоятельно. И это ему часто удавалось, прежде всего за счет своего авторитета как среди духовенства, так и среди военных. А уважение людей с погонами он заработал, пройдя через горячие точки в Косове, Боснии, Чечне, Сирии, Абхазии, Киргизии и Донбассе, — везде, где сражались русские воины, с ними был отец Михаил. Он был настоятелем нескольких приходов, за свою жизнь восстановил и построил четыре храма и воспитал многих священников, окормляющих десантников. PDF-версия.
26 января 2023 г. 14:00
Путешествие к будущему веку Двадцать пять лет назад 2 октября 1998 года отошел ко Господу архимандрит Георгий (Тертышников). Он был не только опытным пастырем, талантливым проповедником и публицистом, но и выдающимся церковным историком и ученым-богословом. Плодом научной деятельности доцента Московской духовной академии архимандрита Георгия стали более двухсот публикаций. Им были подготовлены материалы к канонизации Радонежских святых: родителей преподобного Сергия Радонежского преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, старца Варнавы Гефсиманского... Но особое место в его богословских трудах отведено святителю Феофану Затворнику, имя которого архимандрит Георгий открыл всему миру. PDF-версия.
23 января 2023 г. 14:00
|