iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Первенство как политический институт
Восемнадцатого ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, свой 30-летний юбилей празднует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви. За тридцать лет университет закончили более пятнадцати тысяч человек.  Среди них 16 архиереев, более 1000 священников и 150 монашествующих. ПСТГУ также является крупнейшим церковным научным центром, в котором трудятся член-корреспондент РАН, два члена-корреспондента РАХ, 45 докторов наук и 203 кандидата наук. В Свято-Тихоновском университете преподают и занимаются наукой первый кандидат теологии в России протоиерей Павел Хондзинский, первый доктор теологии протоиерей Олег Давыденков и первая в России женщина — доктор церковной истории профессор Наталья Юрьевна Сухова. Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующего лабораторией исследований церковных институций священника Павла Ермилова посвящена генезису  одного из актуальных в православном богословии вопросов — о первенстве в Церкви. PDF-версия.
12 декабря 2022 г. 17:00
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
Если Христос снисходит в ад — нисходи с Ним и ты
Великая Суббота — один из наиболее значимых дней Страстной седмицы. В большинстве случаев в православном храме в этот день большую часть пришедших на Литургию будет интересовать один-единственный вопрос: когда же священник освятит пасхальные угощения? Даже среди постоянных прихожан есть те, кто, несмотря на все разъяснения, продолжают воспринимать Великую Субботу как день ожидания наступления грандиозного пасхального торжества или как некую передышку между Великой Пятницей и Светлым Христовым Воскресением. Какое место занимает Великая Суббота в сотериологическом замысле Божием, правильно ли считать ее неким днем бездействия и что на самом деле означает Божественный покой, о котором говорят нам богослужебные песнопения накануне Пасхи, рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-версия.
22 апреля 2022 г. 13:00
Интервью
Святитель Феофан Затворник
16 октября 2019 г. 11:16
версия для печати версия для печати

Об особенностях стиля духовных произведений святителя Феофана Затворника

В Москве прошли XIII Феофановские чтения, посвященные жизненному пути святителя Феофана Затворника. О том, какая работа сегодня ведется по изучению духовного наследия этого христианского подвижника, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель сектора Научно-исследовательских проектов и специальных программ Издательского совета Русской Православной Церкви священник Стефан Даниленко.


– Отец Стефан, в чем актуальность наследия Феофана Затворника для нашего времени? 

– Литературные труды святого человека несут отпечаток его духовного опыта. Поэтому для христианина духовное творчество святых будет актуально всегда. Многие вопросы, которые волновали святителя Феофана, звучат вполне современно: свободомыслие, оскудение веры, распространение нехристианских и даже оккультных учений, необходимость духовного просвещения людей. Конечно, Феофан Затворник занимался не только размышлениями об общественных нестроениях XIX века. Основной объем его произведений посвящен сугубо христианским темам – нравственность, христианская антропология, толкование Священного Писания, переводы святых отцов, назидание христианина в духовной жизни. Все это обширное литературное наследие святителя Феофана позволяет прикоснуться к его духовному пути и ощутить необходимость духовного делания, к которому неустанно он призывал.   

– В чем особенность стиля его духовных сочинений?

– Святитель Феофан писал, в основном, духовно-нравственные произведения. Их содержание посвящено спасению человека и его преображению для Царства Божьего. Уже после приходят на ум работы полемического, обличительного характера и научные труды святого. Известно, что в своей литературной деятельности он руководствовался принципом «что будет полезнее сейчас», поэтому все его писания в простой и понятной форме доносят истины христианства для своих читателей: они полны образов, аналогий и примеров из повседневной жизни, понятной слушающим и читающим. Нередко святой пользуется результатами естественно-научных открытий своего времени, чтобы проиллюстрировать те или иные законы духовной жизни. Зачастую он пренебрегает буквальностью в своих переводных работах, чтобы упростить сложный текст и донести до читателя самую суть мысли переводимого святого отца. В его эпистолярных трудах мы часто встречаем краткие, но емкие слова. Например, «мыльнопузырники» – так святитель Феофан говорил о сектантах своего времени. 

– Какую работу ведет Издательский совет по изучению наследия Феофана Затворника?

– Ежегодно мы проводим конференции и чтения, посвященные его жизненному пути. А также готовим к изданию «Летопись жизни и трудов святителя Феофана», где собраны документы, имеющие отношение к его личности и эпохе. «Летопись…» включает архивные материалы, письма, мемуарные свидетельства. Собранные в хронологическом порядке они позволяют очень точно восстановить канву жизни Вышенского Затворника: от рождения до кончины. В настоящее время реализация проекта осуществляется силами сотрудников Издательского совета, под руководством митрополита Калужского и Боровского Климента. Однако на разных этапах в этой работе принимали участие ученые епископы и священнослужители Русской Православной Церкви, светские ученые, архивные и текстологические группы, генеалогическая группа, внесшие заметный вклад в отыскании материалов, составляющих тома «Летописи…». Немалая научная работа, помогающая в составлении томов «Летописи…», ведется на научных форумах, посвященных святителю Феофану, проходящих в Издательском совете, а также в Вышенском монастыре и на Тамбовской земле.  

– Какие планы и следующие шаги по реализации Феофановского проекта?

– Основная часть работ по разысканию материалов, составляющих текст томов «Летописи…» уже проделана: исследованы архивы и библиотеки, просмотрены рукописи и периодические издания XIX-XX столетий. Однако невозможно обнаружить все упоминания о святителе, поэтому розыскная и исследовательская работа продолжается и приносит определенные результаты. Так, например, недавно в Центральном государственном архиве республики Мордовии была обнаружена ранее неизвестная переписка святителя Феофана со строителем Саровской пустыни иеромонахом Серафимом (Пестовым), установлены личности многих ранее неизвестных корреспондентов святителя. Сейчас подготовлен к изданию 4 том «Летописи…», куда вошли документы, связанные с приездом святителя Феофана в Вышенский монастырь и началом его затвора. После издания 4-го тома наша группа приступит к подготовке к печати остальных томов «Летописи…». Всего данная серия предполагает издание 6-ти томов. Кроме того, нами рассматривается возможность издания дополнительного 7-го тома, который будет освещать реакцию общественности на жизнь и деятельность святителя уже после его праведной кончины.

Справка. Феофан Затворник (Говоров), (1815-1894) – епископ Русской Церкви, богослов, публицист, прославленный в лике святителей. С 1866 года пребывал в Вышенском монастыре. С 1872 года находился в затворе. Автор произведений: «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие», «Толкования на послания св. апостола Павла» и других. Издательский совет Русской Православной Церкви реализует Феофановский проект по изучению трудов Вышенского Затворника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игорь Вратов
16 октября 2019 г. 11:16
Ключевые слова: Феофан Затворник
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00