![]()
Вехи церковной истории 75 лет со дня возобновления выпуска «Журнала Московской Патриархии»В этом году «Журнал Московской Патриархии» отметил 75 лет со дня возобновления издания в 1943 году. В его истории отразилась история отношений Церкви и власти в советский и постсоветский периоды. Выходивший в 1931–1935 годах, журнал был закрыт в разгар репрессий и открылся во время Великой Отечественной войны, когда отношение руководства страны к Церкви немного смягчилось. С тех пор журнал выпускается беспрерывно, а одни поколения постоянных читателей сменяют другие. Отдавая долг памяти всем тем, кто своими силами на протяжении семи с половиной десятилетий создавал журнал, мы листаем его страницы и вспоминаем основные вехи и юбилеи. ПДФ-версия
19 ноября 2018 г. 16:30
Владимир Легойда: Нам важно научиться работать с блогерами Сегодня перед церковными СМИ стоят почти те же задачи, что и перед светскими: научиться работать в мире постправды, освоить новые онлайн-площадки и стать более заметными в обществе. В какой степени православной журналистике это удалось сделать «Журналу Московской Патриархии» рассказал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. ПДФ-версия
24 октября 2018 г. 10:48
В Москве состоялась презентация приложения для смартфонов поисковой системы Rublev.com В Москве состоялась презентация приложения для смартфонов, разработанного в рамках развития поисковой системы и базы данных по православию Rublev.com. Новый программный продукт позволяет получить максимально полную и точную информацию о святынях, святых, храмах и монастырях Русской Православной Церквих, а также поздравить своих близких с Днем ангела.
16 декабря 2015 г. 13:15
Журнал Московской Патриархии: Киевским духовным школам исполнилось 400 лет Декабрьский выпуск Журнала Московской Патриархии посвящен юбилею Киевских духовных школ, которым в 2015 году исполнилось 400 лет. «Это важное для Православия на Украине празднование практически не нашло отражения в церковных СМИ, - отметил Сергей Чапнин, ответственный редактор журнала. – Однако можно с уверенностью говорить о том, что развитие киевской образовательной и богословской традиции решающим образом повлияло не только на судьбы Православия на Украине, но и на историю Православной Церкви».
15 декабря 2015 г.
Социальная сеть «Елицы» создаст с помощью своих сторонников базу данных о православных святынях На базе православной сети «Елицы» запущен новый интернет-проект «Православные святыни», благодаря которому можно легко найти всю имеющуюся информацию о почитаемых святынях: мощах, иконах, святых источниках, поклонных крестах и т. д. От cетевого поисковика проект отличает то, что поисковик ищет во вне, а «Православные святыни» имеют свою, постоянно пополняемую базу.
25 июня 2015 г. 11:10
«Вода живая» доступна пользователям i-Pad'ов Кроме материалов самого официального издания Санкт-Петербургской епархии, она предлагает читателям также доступ к новостным лентам сайтов местной митрополии и Московской Патриархии. Как признается руководивший проектом глава пресс-службы Санкт-Петербургской митрополии священник Алексий Волчков, вдохновил разработчиков на эту инициативу «Журнал Московской Патриархии», год назад вышедший на рынок с собственным i-Pad-приложением.
14 мая 2014 г. 15:00
НКО и бизнес сообщество по разному понимают цели благотворительности В Москве состоялась Х конференция «Благотворительность в России», организованная газетой «Ведомости». Ее участники — представители бизнес сообщества и руководители благотворительных фондов поделились успешным опытом, определили наиболее популярные среди доноров тенденции в благотворительности и обсудили общие проблемы. Мероприятие также выявило различие между представители НКО и компаниями — жертвователями понимании задач благотворительности.
9 апреля 2014 г. 12:16
25 марта. Презентация документального исторического фильма «Миротворец. Святой Даниил Московский» 25 марта в 16.00 в конференц-зале гостиницы «Даниловская» состоится презентация документального исторического фильма «Миротворец. Святой Даниил Московский».
21 марта 2014 г.
Сайту «Милосердие.ру» 10 лет! Сайт «Милосердие.ru» отмечает 10-летие со дня создания. Каждый месяц порталу удается собрать на личные просьбы о помощи свыше 4 млн. рублей. Это помощь старикам, детям инвалидам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, у сайта есть свои постоянные благотворители, которые ежемесячно жертвуют средства на 24 проекта православной службы помощи «Милосердие» еще 3 млн. рублей.
14 февраля 2014 г. 15:45
Состоялась презентация первого портала для православного духовенства «Русский пастырь» В арт-центре «КвАРТира 10» состоялась презентация нового независимого портала Русской Православной Церкви Заграницей «Русский пастырь», подготовленная сайтом «Православие и мир». Публикации портала будут посвящены темам пастырского служения, пастырской практики, прихода, богослужебного устава, соборности. Значительная часть этих статей была опубликована в журнале «Русский пастырь», издаваемом Русской Православной Церквью Заграницей в период 1986-2003 гг., но несмотря на актуальность с ними еще не знакомы читатели России и новые поколения православных американцев.
17 декабря 2013 г. 17:40
|
![]()
ЖМП № 10 октябрь 2016 /
Православная журналистика — это взгляд на события через ЕвангелиеВ Москве прошел VII Международный фестиваль «Вера и Слово». За прошедшие 12 лет он по праву стал наиболее авторитетным форумом церковных СМИ. Число его участников с каждым разом заметно растет, как и круг обсуждаемых тем. Речь все чаще заходит не только о профессиональной подготовке тех, кто пишет о церковной жизни, но об умении представлять и отстаивать позицию Церкви в информационном пространстве. Как консолидировать церковную и светскую журналистики? Можно ли найти новые формы сотрудничества Русской Православной Церкви и современного общества и в каком направлении дальше развиваться системе православных СМИ? Об этом размышляет председатель информационной комиссии при епархиальном совете Москвы протоиерей Владимир Вигилянский. — Да, этот термин очень многими оспаривается как непонятный и расплывчатый. Есть понятие «церковная журналистика» — по аналогии со спортивной или политической. Это определение вполне четко очерчивает круг освещаемых вопросов. В начале 1990-х годов, когда появилась возможность писать о религии, многие материалы в светских СМИ о Православии часто вызывали у меня недоумение, а порой и смех. В то время я, будучи церковным человеком, работал в «Московских новостях» и в журнале «Огонек». Мне тогда доводилось встречать в текстах такие глупые выражения, как «Патриарх обратился к верующим с приветственным акафистом»... Фантастическое невежество в делах Церкви, которое до сих пор еще можно наблюдать в СМИ, в тот период было особенно шокирующим. Со временем в редакциях ряда СМИ появились люди, отвечающие за церковную тематику. Они стали немного разбираться в терминологии, но, увы, до сих пор многие журналисты, решившие писать о Православии, далеки от Церкви и не понимают ее реалий. В мою бытность деканом факультета журналистики в Российском православном университете я просил студентов делать мониторинг материалов, посвященных, например, Рождеству Христову. Так вот, 90% этих материалов были написаны настолько безграмотно, что их авторов следовало бы уволить за непрофессионализм. Кажется, все понимают, что писать о проблемах и событиях в сфере коневодства, финансов, спорта или новых технологий должны журналисты, которые хорошо разбираются в отрасли, по сути являются экспертами. Но почему-то про Церковь пишут все, кому не лень. Определение «православной журналистики» — не видовое, а скорее метафорическое. Поэтому многие выступают против этого термина. Я же считаю, что он имеет право на существование. Ведь любой взгляд на жизнь, события, людей с точки зрения Евангелия является православным. Необязательно писать только о Церкви. Можно писать о спорте, или об экономике, или о частной жизни людей, но так, что это будет настоящая православная журналистика. Так же, как есть православная литература. Например, «Капитанская дочка» Пушкина — это хрестоматийный пример православной литературы, в котором практически нет таких слов, как «Бог», «Церковь», но эта повесть написана абсолютно с точки зрения Евангелия. Термин «православная журналистика» возможен, но не как журналистская спецификация, а как метафорическое, духовное определение. — А кто такой сегодня православный журналист? — Всемирно известен кодекс журналиста Би-би-си, в нашей стране также принят так называемый кодекс профессиональной этики российского журналиста. В РПУ мы со студентами сформулировали свой кодекс православного журналиста. Почти в каждом пункте есть цитата из Евангелия, объясняющая, почему этот пункт включен в кодекс. — Как происходило становление православной журналистики? Что в большей степени, на ваш взгляд, способствовало ее развитию? — На мой взгляд, профессионализация православной журналистики началась благодаря Интернету. К 2000 году существовало множество изданий в каждой епархии, в каждом городе, но в этих газетках было лишь до 1% новостей, а всё остальное — благочестивые интервью из серии «что посоветуете, батюшка?» или отрывки из благочестивых книг ХIХ века, справки о праздниках. Вот это и был, на мой взгляд, отрицательный пример православной журналистики. Я каждый Великий пост провожу мастер-классы для редакторов приходских сайтов. В основном им трудно понять, что такое новость и информация, зачем это нужно. Я объясняю на таком примере. Ваш внук через тридцать лет спросит: «Дедушка, ты работал редактором сайта такого-то храма, а что происходило в это время в храме?» И выяснит, что ничего не происходило — никакой жизни. А ведь в каждом храме есть прихожане, происходят определенные события: освящается иконостас, дарятся иконы, перед этими образами происходят чудеса. Но это никак не отражено в газете или на сайте. — Как вы стали руководителем патриаршей пресс-службы? Думали ли вы, когда решили стать священником, что будете в Церкви в том или ином виде заниматься журналистикой? — Честно говоря, я шел в Церковь не для того, чтобы заниматься журналистикой. В 2004 году меня пригласили возглавить пресс-службу Архиерейского Собора. Когда Собор закончился, я сообщил Патриарху Алексию II, что в светской прессе было 15 000 упоминаний о работе Собора. А по итогам предыдущего Архиерейского Собора 2000 года, который был по значимости намного важнее — канонизация новомучеников, открытие Храма Христа Спасителя — было всего около 3000 упоминаний. Стало очевидным, что, если делом заниматься профессионально, это реально может улучшить информационное освещение жизни Церкви. И когда меня спросили, что нужно делать, я сказал: в первую очередь надо создать пресс-службу. — Изменилась ли качественно православная журналистика с появлением интернет-изданий, социальных сетей? — Интернет открыл для нас новые возможности. В 1990-е годы церковная печать была в глубокой осаде. Либеральные СМИ бранили Церковь, на их страницах о Православии появлялось такое похабство, которое могло сравниться только с печатью 1920–1930-х годов. Интернет разрушил эту антицерковную информационную блокаду. Изменился сам язык публикаций и способ подачи материала. Мы впервые создали официальный веб-сайт Патриархии, который стал писать на человеческом языке. Раньше та же информация подавалась таким образом, что среднестатистический человек просто не мог ее понять в силу особенностей лексики и фразеологии. Когда я возглавлял пресс-службу Патриархии, у меня в качестве редакторов работали... кандидаты филологических наук. Это способствовало становлению стиля православной журналистики. Мы показали, что о церковных и околоцерковных событиях можно писать нормальным человеческим языком. И читательская аудитория, кстати, сразу увеличилась. — Насколько уместно и допустимо наличие среди православных журналистов людей в священном сане или всё же эта профессия больше подходит мирянам? — Священникам сейчас уже не до журналистики. Я считаю, что из многих православных структур священники уже могут уходить и посвящать себя своему прямому пастырскому делу. Православная и церковная журналистика, журналистская полемика — это дело мирян. Чем меньше здесь будет священников, тем лучше. Просто раньше «на безрыбье» священники были вынуждены заниматься этим. Кроме того, мы жили и до сих пор живем в уникальное время — в Москве у нас более 60% священников имеют светское образование. Среди них есть физики, музыканты, художники, искусствоведы, писатели. Эти люди писали и, наверное, будут писать. — Насколько активно развивается православная журналистика в социальных сетях? — Настолько активно, что в некоторых областях уровень блогеров даже выше, чем в профессиональной журналистике. В Интернете рождаются новые жанры. И это очень важно, поскольку один из показателей кризиса мировой журналистики — полное отсутствие новых жанров. На протяжении десятилетий не появляется ничего нового, принципиально отличного от того, что уже давно существует в этой области. А в социальных сетях, напротив, всё активно развивается. Справка
Ключевые слова:
Вера и слово, журналистика
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Поучение новопоставленному иерею В пасхальном номере Американского Православного Вестника, официального органа Русской Церкви в Америке (№ 8, 15–28 апреля, за 1900 год) было опубликовано Послание святителя Тихона, в то время епископа Алеутского и Северо-Американского, новопоставленному иерею Владимиру Александрову. Архипастырь напутствовал священника, которого ждала многонациональная и в большинстве своем нецерковная паства. Прошло более ста лет, но слова наставления звучат как будто для нас сегодняшних. PDF-версия.
26 мая 2023 г. 16:00
«Введение в арамеистику и сирологию» В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге. PDF-версия.
23 мая 2023 г. 16:30
Протоиерей Борис Глебов 01.06.1936 – 28.02.2023 28 февраля 2023 года на 87-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни отошел ко Господу почетный клирик Спасо-Преображенского собора города Санкт-Петербурга протоиерей Борис Глебов.
18 мая 2023 г. 16:40
|