выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Если Господь — ведущий
У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Нев­ский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-­японской войны. Увы, ни одна из тех церквей до нас не дошла. Сейчас в Прасковее два храма: переделанный после войны из обычного сельского домика Вознесенский и новый красавец Александро-Невский — ныне вторая кафедра правящего архиерея Георгиевской епархии епископа Гедеона. Их общины фактически составляют единый приход во главе с протоиереем Димитрием Морозовым. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» провел день с настоятелем и делится впечатлениями с читателями. PDF-версия.    
29 ноября 2021 г. 15:00
Если хочешь — угостись
На стойке в приходском кафе Александро-Невского храма Московского государственного университета международных отношений — грифельная доска с написанным мелом слоганом: «Если можешь — угости, если хочешь — угостись!» Рядом — ящик для пожертвований. Любой желающий может «подвесить» кофе или чашку чая с булочкой, неимущий или просто оказавшийся в кафе без денег прохожий — воспользоваться милостыней и подкрепиться. Ничего необычного, скажете вы: и в церковных, и вообще во многих общедоступных заведениях с общепитовскими функциями это давно стало обыденностью. И будете, в общем, правы. Но особая деликатность и ненавязчивое постоянство, с которыми принципы приходской солидарности здесь претворяются в жизнь, мгновенно улучшают настроение даже у человека, случайно зашедшего с улицы не в настроении. На Александро-Невском приходе подобный стиль общения универсален: здесь редко кто-то кого-то заставляет, при этом совокупность совместных дел, направленных на проповедь, миссию и социальное служение, исчисляется несколькими десятками. PDF-версия.
11 мая 2021 г. 13:00
Интервью
ЦВ № 17 (390) сентябрь 2008 /  14 сентября 2008 г.
версия для печати версия для печати

Православный женсовет

Пять лет в Воронежской епархии действует необычная организация — Женсовет. Она возникла по благословению и при деятельном участии митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия и объединяет жен епархиального духовенства. Возглавляет Женсовет Татьяна Алексеевна Володько, супруга протоиерея Василия Володько, настоятеля Воскресенского храма г. Воронежа. Ее кабинет расположен в здании Епархиального управления, и здесь ни на минуту не прекращается работа: непрестанно звонит телефон, заходят посетители...

— Матушка Татьяна, расскажите, пожалуйста, как возникла идея женсовета.

— Нередко бывают ситуации, когда супруге священника необходимо подставить плечо, оказать моральную или материальную помощь. Когда есть такая организация, помочь легче. Сегодня мы помогаем не только женам, но и вдовам священников. Среди них не только пожилые, но и много молодых, с маленькими детьми. Им действительно нужна помощь. Иногда, например, они остро нуждаются в жилье.

— Какой вам видится роль матушки на приходе?

— Само слово «матушка» — что оно определяет, что значит? «Мать». Она должна быть матерью прихода. Не суперзвездой, к которой нельзя подойти. Владыка всегда нас призывает к тому, чтобы матушки были открытыми для прихожан. Люди не всегда осмеливаются подойти сразу к священнику. Ниточкой, связующей народ и священника, может быть матушка. Очень часто к матушкам обращаются за советом: как креститься, повенчаться, должным образом исповедоваться, как решить ту или иную семейную проблему. Иногда матушка может подсказать, как вести себя в храме, как подготовиться к тому или иному Таинству. Когда человек приходит к Богу, воцерковляется, у него возникает потребность раскрыть душу.

Многие матушки занимаются социальной деятельностью, помощью инвалидам, лежачим больным, одиноким старикам, многодетным семьям. Окормляем социальные учреждения по всей области. 1 октября мы отмечаем День пожилого человека, в этот день мы кормим более шести тысяч неимущих стариков.

У нас есть еще хор матушек, с которым мы ездим по интернатам, домам престарелых. Приезжаешь в дом престарелых, берешь эту бабульку за руку и видишь, насколько она одинока, как мы ей нужны.

Еще мы посещаем женщин, которые находятся в КПЗ. Там люди часто находятся в мучительной неопределенности. Сейчас очень много женщин, которые сидят за убийство. Приходишь в камеру — там сидят пять девчонок. Если им начнешь читать нравоучения, то они тебя не услышат. Сначала им надо внушить к себе доверие, чтобы люди раскрылись, можно было им что-то сказать, чтобы они не озлобились.

— Как матушкам удается найти время и силы, чтобы еще заниматься общественной деятельностью, благотворительностью? Ведь у всех семьи, часто многодетные.

— Есть такой парадокс: чем больше детей, тем активней матушка. К сожалению, большинство из нас сейчас эгоисты. Одно дело, если матушка — дочь священника, она видела, как живут, чем занимаются родители, и для нее это норма. Иногда к нам подходят мамы подрастающих дочерей и спрашивают: «Как стать матушкой, где этому учатся?» Просто так на приходе к матушке не будет уважения, его еще нужно заработать. Иногда образ жизни матушки — внешняя его сторона, конечно, потому что оборотной народ не видит, — вызывает зависть. Ее муж, священник, пользуется уважением, красиво служит, хорошо одет, не пьет, не курит, деньги домой приносит... Но на самом деле, быть супругой священника — очень тяжелый крест. Нужно тянуть дом, детей, приход, хор, воскресную школу, печь просфоры, мыть полы в храме, когда их помыть некому, и при всем при том быть еще образцом для всех прихожан.

— Что, на ваш взгляд, больше всего отталкивает прихожан от матушки?

— Пафос. Это касается не только матушек, но и молодого духовенства в целом. Когда он еще мирянин, на клиросе стоит, пономарит — это один человек. Стоит ему рукоположиться, и он моментально меняется, появляется высокомерие. И девочка, его жена, которая тоже до сих пор где-то незаметно стояла на клиросе, вдруг начинает превозноситься. Этого ни в коем случае нельзя допускать. Каким бы ни был приход, даже в глухой-преглухой деревне, нужно в первую очередь отдать себя людям, прежде чем ты получишь от людей какую-то отдачу.

— Как сформировать на приходе дружную общину, и что для этого может сделать матушка?

— Это должна быть действительно община. Когда после службы все вместе садятся за стол: батюшка, матушка, прихожане. Когда прихожанам уделяется должное внимание. Ведь смотрите: обычно люди приходят к Богу, когда, как говорится, их жареный петух в темя клюнул. В этот момент человеку нужно протянуть руку помощи. Ведь он прошел множество разных скорбей, и только потом пришел в храм. Нужно оказать ему внимание, поддержать, не обидеть, не оттолкнуть, дать совет, помолиться о нем. Кому-то дать денежку, обуть, одеть. Я родом с Кавказа, из казаков, и у нас всегда было так: если престольный праздник, то едет в гости один приход к другому. Всегда были накрыты столы для всех прихожан, всех с радостью принимали. Вот это и есть община.

— Представьте себе такую ситуацию: человек начинает ходить в храм, воцерковляться. На приходе он видит: вот есть одна группа людей, наиболее близких к батюшке: певчие, бухгалтер, преподаватели воскресной школы. После службы они собираются вместе, идут в трапезную. Есть более широкий круг людей, знакомых между собой, выполняющих при храме какие-то послушания. Как себя вести, чтобы с улицы войти в общину, найти в ней свое место?

— Как раз для таких случаев при храмах должны быть не только воскресные школы, но и центры катехизации. Если новый прихожанин — это молодой человек, то с молодежью он познакомится быстрее.

— Какой еще социальной деятельностью занимаются сейчас матушки?

— У нас проводятся акции против абортов. Мы приходим в роддома, стараемся распространять литературу. Иногда после этих акций подходят люди и спрашивают: «А почему вы об этом не говорили раньше, что аборт — это грех? Если бы мы раньше узнали, что аборт — это детоубийство, мы бы так не поступали». Акушерки с большим стажем, и те говорят: «А ведь даже мы не знали, что это такое. Нас учили, что эмбрион — это еще не ребенок, а просто какой-то сгусток, скопление клеток».

— Неужели и сегодня есть люди, которые никогда не слышали, что аборт — это грех? Казалось бы, столько издано литературы, расклеено листовок, плакатов...

— Да, такие люди есть... Многие матушки имеют выход на женскую консультацию, на врачей. Это позволяет успеть побеседовать с женщиной, собравшейся на аборт. В районах, в деревнях легче отговорить женщину от аборта. Там все на виду, а священник является чуть ли не центром общественной жизни. О детях, которые родились у матерей, отказавшихся от аборта, священники говорят: «Это наши дети, вон, бегают». Даже если из сотни пять-шесть женщин откажутся делать аборт, это большая награда.

— Есть ли какие-то данные, сколько процентов женщин отказываются делать аборт?

— В тех районах, где акции против абортов проводятся уже не первый год, результаты очень хорошие — до половины женщин решают рожать.

— А что производит на женщин наибольшее впечатление и заставляет изменить решение?

— Мы показываем им фильм «Безмолвный крик», даем почитать литературу. Если невоцерковленному человеку говорить: «Ты губишь себя, своего ребенка, свою душу», — это вообще не воспринимается. А когда женщина видит на экране, что может произойти с ее ребенком, это совсем другое. Люди каются, приходят к Богу.

Например, в Борисоглебске мы проводили большую акцию на площади, зажигали свечи в память о нерожденных младенцах. Ребята из более чем 40 учебных заведений подготовили стихи, песни.

Сейчас парадокс в том, что мамы ведут дочек на аборт, а дети приводят аргументы против.

— Как вам удается достучаться до молодежи, зачастую скептически настроенной, ироничной?

— К молодежи мы обращаемся силами самой молодежи. Например, студенты-медики рассказывают об абортах: мы это сейчас изучаем, вот вам такие-то и такие-то доказательства, что это вредно, что эмбрион — уже человек.

— Ваши акции встречали какое-то противодействие?

— Аборты — это огромная индустрия, медицинский бизнес, который приносит большие доходы. Понятно, что, ведя пропаганду против абортов, мы уменьшаем чьи-то источники доходов, и они этому не рады. Сейчас мы готовим соглашение между горздравом, облздравом и епархией о том, чтобы врачи имели право отказаться от совершения аборта по этическим соображениям. Сейчас у таких врачей есть проблемы.

— «Православный женсовет» сотрудничает со светскими женскими организациями Воронежа?

— Да, четыре года назад было подписано соглашение между областным и нашим женсоветом. Мы проводим совместные мероприятия, матушки входят в составы районных женсоветов. Например, мы отслеживаем детей, которые попадают из неблагополучных семей в центры реабилитации. Женщины из районных или поселковых женсоветов знают эти семьи уже не первый год. Матушки приходят в такие семьи, как-то пытаются на них воздействовать, иногда привлекают священников. Это же обязанность священника — проповедовать самому разному народу, живущему на территории прихода, в том числе и такому. Если нужно, помогают вещами, деньгами. Мы стараемся спасти детей от перспективы беспризорности, безнадзорности, пьянства, наркотиков. Если в какой-то семье муж требует, чтобы жена сделала аборт, женщины тоже собираются и приходят на помощь. На каждом приходе есть «вещевые банки». Люди приносят туда пеленки, коляски, игрушки, одежду — кто что может, что для кого нужно.

Господь с нас спросит: чем же виноват ребенок, у которого родители пьют? Почему вы допустили, что он от голода пошел воровать? Где был священник, прихожане ближайшего храма?

— Сколько сейчас лет вашим детям?

— Старший сейчас в армии, ему 22. Второй сын — семинарист, 7 сентября он венчался. Дочь тоже поступила в семинарию на регентское отделение. Младшему сыну 9 лет.

— Расскажите, что за праздник День православной женщины и как вы его отмечаете.

— В этот день владыка митрополит служит Божественную литургию, на которую съезжаются матушки со всей епархии. После богослужения бывает актовая часть. Владыка встречается с матушками, они могут задать любые вопросы, рассказать о проблемах. Потом матушки выступают с заранее подготовленным концертом. После этого начинает работу благотворительная ярмарка. У нас 16 благочиний, есть еще приходы, относящиеся непосредственно к ведению митрополита. Для ярмарки готовят 17 столов, это тоже сближает матушек, они вместе участвуют в подготовке. Там демонстрируются не только кулинарные способности: есть матушки, которые окончили иконописное отделение, шьют, вышивают. Горожане уже знают об этой ярмарке и хорошо раскупают представленную продукцию. В этом году мы заработали около 140 тысяч рублей. Еще мы проводили недавно медовую ярмарку, заработали 95 тысяч рублей. На них мы хотим закупить системы вентиляции и кондиционеры в интернат для умственно отсталых детей. Многие из детей там лежачие, плохо двигающиеся.

— Среди воронежских матушек популярны домашние роды, идеи отказа от прививок?

— Нет у нас такой «ереси»! Зато у нас есть «свой» роддом, где и заведующая, и главная акушерка — люди православные. Это обычный городской родильный дом, но, тем не менее, они нашли возможность полностью отказаться от абортов. Там очень квалифицированные врачи. Никто не удивляется, не упрекает и не унижает тебя, не показывает пальцем, если ты пришла рожать пятого, седьмого или десятого ребенка. Помню, как я раньше приходила в женскую консультацию и слышала первый вопрос, он же совет: когда делаем аборт? К сожалению, во многих местах до сих пор ситуация не изменилась, с чем мы и стараемся бороться, пока Господь нам дал время, когда мы можем говорить, когда люди обращаются, слушают. Чем мы сможем оправдаться перед Богом, когда придем на Страшный Суд? Разве мы молимся, постимся по-настоящему? Единственное, чем мы можем умилостивить Бога, это добрые дела как выражение любви к ближнему.

Ольга Гуманова
14 сентября 2008 г.
Ключевые слова: аборт, женщины
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00