![]()
Вышел в свет №5 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год К читателям обратился митрополит Волоколамский Иларион, председатель Редакционного совета «Журнала Московской Патриархии».
27 апреля 2022 г. 17:00
Вышел в свет №4 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год К читателям обратился митрополит Волоколамский Иларион, председатель Редакционного совета «Журнала Московской Патриархии».
4 апреля 2022 г. 14:00
Вышел в свет №3 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год К читателям обратился митрополит Волоколамский Иларион, председатель Редакционного совета «Журнала Московской Патриархии».
28 февраля 2022 г. 15:00
Почему отнятое у Церкви не спасло голодающих В феврале этого года исполняется ровно сотня лет с начала кампании по опустошению православных храмов большевиками под лозунгом помощи голодающим. И хотя эти события многократно отражены в различных исследованиях, необходимо рассмотреть их прежде всего в освобожденном от неправды историческом контексте. Какая истинная и неприглядная реальность скрывалась за передовицами партийных газет, бодро рапортующих о потраченных церковных ценностях на закупку заграничного хлеба для спасения населения Поволжья, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Сергий Иванов. PDF-версия.
25 февраля 2022 г. 17:00
Новоторжец В 1667 году Патриархом Московским и всея Руси стал Иоасаф II. Это был человек преклонных лет, но, вопреки прогнозам недоброжелателей, ему удалось сделать немало. Патриарх много потрудился для того, чтобы установить мир и спокойствие в Церкви. Новую жизнь получило при Иоасафе II миссионерское служение на окраинах государства, он начал необходимые преобразования в богослужении, радел о соблюдении традиционного канона в иконописании, при нем активно развивалось книгоиздание, восстановилась традиция произнесения проповеди за богослужением. И пусть не все из задуманного удалось за пять лет его патриаршества, но поистине тот огонь любви к Православию, что горел в его сердце, смог воодушевить на новые свершения в Русской Православной Церкви многих людей. Каким был этот человек и чем запомнился своим современникам, «Журналу Московской Патриархии» рассказала петербургский историк Наталья Тарасова. PDF-версия.
8 февраля 2022 г. 17:00
Вышел в свет №2 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год К читателям обратился митрополит Волоколамский Иларион, председатель Редакционного совета «Журнала Московской Патриархии».
31 января 2022 г. 15:00
Протоиерей Алексий Злобин У каждого священника свой путь. За 66 лет в священном сане у тверского протоиерея Алексия Злобина этот путь был, с одной стороны, простым — он сменил всего два храма за все время своего служения, а с другой стороны, уникальным — именно ему, священнику и депутату, выпало служить Литургию в осажденном Белом доме в августе 1993-го. PDF-версия.
15 декабря 2021 г. 13:30
Вышел в свет №12 «Журнала Московской Патриархии» за 2021 год К читателям обратился митрополит Волоколамский Иларион, председатель Редакционного совета «Журнала Московской Патриархии».
6 декабря 2021 г. 17:00
Митрополит Киккский Никифор: «Одностороннее решение Патриарха Варфоломея по Украине грозит всеправославному единству расколом чудовищных размеров» На заседании конференции «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения» 16 сентября 2021 года, которая проходила в Москве в Храме Христа Спасителя, прозвучал совместный доклад митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора и митрополита Тамасосского и Оринийского Исаии (Кипрская Православная Церковь). PDF-версия.
15 ноября 2021 г. 16:00
|
![]()
ЖМП № 7 июль 2014 /
12 августа 2014 г. 14:27
Протоиерей Сергий Стаценко: По опыту знаю - Господь не оставляетВ глубине городского кладбища № 1 Ташкента, которое сейчас в народе называется Боткинским, среди десятков могил священства узбекской столицы невозможно не заметить силуэт храма, построенного чуть больше 100 лет назад и освященного в честь Святого благоверного князя Александра Невского. Его настоятель протоиерей Сергий Стаценко создал в храме полноценную приходскую общину, живущую по принципу семьи. Кроме того, отец Сергий успевает руководить Просветительским отделом Ташкентской и Узбекистанской епархии и исполнять обязанности проректора по учебной части Ташкентской духовной семинарии. — Отец Сергий, вы были клириком ташкентского кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы в течение десяти лет. В качестве настоятеля ведете свое служение без малого три года. Тяжело ли было менять статус c «один из» на «всему голова»? — Мое назначение настоятелем было довольно случайным. Вижу в этом Промысл Божий. Наша епархия не так богата священниками: на 39 храмов — 49 священников. Сначала перспектива настоятельства меня сильно испугала. Долгое время я был клириком собора и настоятельской работы не искал. Я просто боялся наломать дров в работе с людьми, сделать что-то неправильно. Приход — это мы — Какие изменения стали первыми? — На первом приходском собрании, где мне официально передавались полномочия, я обратился к клирикам и работникам храма с просьбой поддержать мой замысел превратить приход в семью для верующих, а храм — в родной и уютный дом. Тогда я пояснял, что предстоит вести борьбу буквально за каждого человека. Говорил, что храм должен стать многолюдным, что наша работа не может ограничиваться богослужениями, но должна также быть направленной на просвещение. Просил всех присутствовавших понять и «заразиться» этой идеей. — Почти сразу после своего назначения на приход вы открыли благотворительную столовую. Почему вы начали именно с этого? — Существует простое до гениальности правило: священник должен уделять внимание людям. Достаточно порой просто выслушать человека в его нужде или беде, чтобы он стал признателен тебе лично, а в твоем лице и всей Церкви. Если внимание к человеку превосходит простое выслушивание, то уровень благодарных чувств возрастает на порядок. Самое главное, люди уже не чувствуют себя чужими. Сначала мы стали приглашать на обеды бедных пожилых людей, которым трудно ходить, сложно готовить себе еду. Затем к трапезе как-то совершенно естественно и ненавязчиво мы стали приглашать активных прихожан храма. Обеды стали нашей формой внимания и уважения к ним. Сама идея об общих трапезах не нова. Достаточно было адаптировать практику древних агап к современности. Отдельно нужно сказать, что с назначением на Ташкентскую кафедру нашего правящего архиерея Митрополита Викентия практически сразу определились приоритеты в приходской деятельности. Главным направлением стала социальная работа. В том числе по благословению владыки была открыта приходская благотворительная столовая, где могли обедать не только работники и прихожане храма, но и неимущие люди. Когда по санитарным соображениям вход в трапезную для человека был невозможен, горячая пища ему выдавалась в контейнерах. Этой же практики мы придерживаемся и сегодня. — Каким был второй шаг? — Почти сразу после назначения на приход в формате внебогослужебных собеседований была учреждена взрослая группа воскресной школы. До этого при храме была объединенная группа, но особого внимания взрослой аудитории не уделялось.Я не торопил события, никого настойчиво не зазывал. Сначала надо было сформировать концепцию воскресной школы и оценить свои возможности. Главным предметом, который мы начали осваивать, стало Священное Писание Нового Завета. Параллельно обязательно велся диалог с аудиторией по интересующим ее вопросам. После этого шел показ фильмов. Я уверен, что воскресная школа должна стать приходской общиной. Простое собеседование и информатизация населения закончились бы тем, что люди приходили бы и уходили (даже получив знания). За совместной же трапезой люди подсознательно чувствуют свое единство, слушатели знакомятся более тесно. Сегодня слушатели нашей воскресной школы уже стали активными членами приходской общины. — Как проходят занятия в воскресной школе? — За одно занятие мы проходим одну главу Евангелия. Зачитываем ее в синодальном переводе, затем в греческом подстрочном переводе. Одновременно описывается каждый исторический сюжет, выявляется — часто совместно — духовный замысел, заложенный в Евангелие Спасителем. За два года мы добрались только до Деяний святых апостолов, но я считаю это приемлемым. Большая часть времени воскресных встреч посвящена вопросам и ответам. И вопросы слушателей, как правило, не повторяются. — В октябре 2011 года по благословению Митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия на приходах всей епархии было введено обязательное оглашение перед принятием таинства крещения. Как вы отнеслись к этому нововведению? — Я горячо поддерживаю это решение. Сам я пытался заниматься оглашением еще при прежнем руководстве— начинал оглашать людей в ташкентском кафедральном соборе, потом мое дело продолжили другие клирики и семинаристы. Но эта практика не могла обрести должных масштабов, если бы она была необязательной для всех приходов. Сейчас в каждом храме человек в обязательном порядке должен пройти 12 огласительных бесед. С еженедельной периодичностью это составляет приблизительно три месяца. — Не много ли времени занимает оглашение? Как на это реагируют люди? — Сначала у потенциальных оглашаемых энтузиазма было мало. Помню, как на первое занятие, о котором я объявлял заранее несколько раз, не пришел никто. Зато на второе пришли 10–12 человек. Вероятно, что во всех храмах, куда обращались люди, тоже отказались крестить без оглашения. — Сколько человек ходит на огласительные беседы сегодня? — В среднем 50 человек. По-моему, результат неплохой, учитывая то, что наш храм кладбищенский. — Насколько я знаю, обучение проводится по цикличной системе, что позволяет человеку войти в процесс обучения на любом этапе. Не наскучило ли вам рассказывать одно и то же раз за разом? — Конечно, некое приедание есть. Но, во-первых, цикл растянут на продолжительное время, так что оно всё стирает. Во-вторых, есть возможность открывать новые аспекты в повторяющейся теме, а также оттачивать подачу материала. И потом, на беседы приходят разные люди. Мне нравится наблюдать за их реакцией, как в них раз за разом понемногу открывается христианское сознание. Они начинают интересоваться православием, задавать вопросы. Порой приводят с собой и крещеных друзей, которые ничего не знают о вере. Помимо толкования «Символа веры» на каждом занятии мы говорим о нравственных проблемах, о человеческой жизни, грехе, молитве, богослужении… — Оглашение завершено, человек крещен. Остается ли он при храме или, получив заветное свидетельство, исчезает? — Можно привести статистику по городским храмам. В Ташкенте из «выпускников» огласительных бесед в храм приходят 1–2% слушателей. Но проходит время, и 50–60% слушателей часто начинают появляться в храмах. Мне и эти цифры внушают оптимизм. Для меня очевиден принцип духовной социологии. Оптимизм поддерживает еще и то обстоятельство, что семя может быть законсервировано и прорасти гораздо позже, но всё же прорасти. В том, что оно прорастет во многих, я более чем уверен. — При вашем храме третий год успешно действует братство трезвости. Расскажите о нем. — Во время одного из визитов в наш храм Митрополит Викентий поделился мыслью, что приход может стать основой для создания трезвеннического движения в Узбекистане. Этой идеей мы воодушевились. Путь братства не был усыпан лепестками роз. Сначала происходила большая ротация. Люди приходили и ожидали какого-то мгновенного эффекта. Когда им говорили, что нужно работать над собой, очень многие вроде бы соглашались, но на занятиях больше не появлялись. Но мы работу не прекращали. Община — В чем заключается, на ваш взгляд, основная задача формирования общины? — Приучить человека к тому, что у него есть еще один дом — храм. Мы стараемся делать всё, чтобы человек не чувствовал себя чужим. — Какую роль в формировании общины вы отводите настоятелю? — Я стараюсь исключить всякую «ориентацию на батюшку». В силу занятости я редко бываю на приходе. Более интенсивная, глубокая работа с людьми предполагает постоянное присутствие священника на месте. Но у меня это нечасто получается. Я всегда думаю о том, что нужно сделать для того, чтобы община была сориентирована не на человека, но на Бога. Я прекрасно знаю выражение Поражу пастыря, рассеются овцы (Мф. 26, 29). Но почему бы из людей, ходящих в послушании, не воспитывать наставников? — Поясните, что вы имеете в виду? — Формы организации сектантских общин — не их изобретение. Это форма, заимствованная у древнехристианской Церкви, в том числе и из православных общин. Со временем общинность ушла с приходов и стала практиковаться в монастырях. Роль пресвитера при самоуправлении не настолько велика. Для меня было важно, чтобы люди не игнорировали меня как священника и настоятеля (это в принципе и не получится в силу специфики православия). И одновременно чтобы они, нащупав путь и получив какие-то знания, могли продвигаться дальше самостоятельно, не забывая Церковь. Даже если вдруг произойдет смена настоятеля, важно, чтобы человеческое стремление к Богу не угасло, чтобы люди сохранили формы взаимопомощи, которые возникают сейчас. Я дошел опытным путем до того, что любой коллектив людей существует благодаря общей идее, каким-то принципам. Коллектив живет до тех пор, пока он работает, проявляет активность, занимается чем-то общеполезным. Об этом же говорят законы психологии и общественной жизни. Каждый человек остается где-то, пока он востребован и ощущает свою нужность, не равнодушен и не находится в состоянии покоя. Здесь было бы уместно объединить все эти русскоязычные термины в один англоязычный — action. В это понятие входит и активность, и деятельность, и стремление к поступательному расширению этой деятельности. — Как это применимо в православии? — То, что я назвал «экшн», должно быть заложено в основу деятельности любой общины. Активность может развиваться в разных направлениях: социальном, евхаристическом, просветительском. Она может быть увязана с самим храмом, когда община старается поддержать храм во всех отношениях, начиная от богослужебной жизни и заканчивая уборкой. Мне приходилось видеть такие примеры — храм Живоначальной Троицы в Хохлах, где настоятелем является протоиерей Алексий Уминский. Община живет храмом, храм живет благодаря общине. В наших условиях это следует рассматривать как идеал, к которому мы стремимся. — А как это происходит у вас? Чем занимаются члены общины вашего храма? — Мы стараемся задействовать наших общинников в работе социальной службы при храме. Согласно циркулярному письму Митрополита Викентия, основанному на решении Архиерейского Собора 2011 года, при храме были учреждены должности социального работника, молодежного работника и катехизатора. После того как мы основали приходскую службу социальной помощи и поддержки, работа пошла довольно активно. В этой работе стала время от времени участвовать большая часть наших прихожан. — Когда ваши прихожане успевают всё это делать? Ведь еще работать надо! — Большинство и не может прийти. Естественно, люди работают, это радует, говорит о нормальной социальной обстановке. Конечно, не всегда можно отвлечь человека от основной работы. Но по мере возможности и сил он сам включается в приходскую работу. Мы никого не заставляем. — В вашем храме за богослужением поет народный хор. Как вы его собрали? — Слушатели воскресной школы живо воспринимают информацию. Но без богослужений такие занятия могут остаться говорильней. Нужна была вовлеченность в богослужения. Я попросил нашего регента поработать с нашими воскресниками, обучить песнопениям Божественной литургии. Желающих оказалось немало. Занятия шли полгода, потом был дан старт. Теперь каждую субботу в нашем храме проводятся народные литургии. Профессиональный хор запевает, а наши прихожане ведут свои партии, как они были обучены этому. — Исходя из вашего опыта, какой бы вы дали совет священникам и мирянам, создающим приходскую общину? Что самое важное? — Пусть помнят, что важно видеть в человеке не статистическую единицу, заполняющую храм и выполняющую определенную работу. Главное — видеть в человеке человека, суметь разглядеть в нем образ Божий. С людьми нужно говорить, говорить часто, подробно, постоянно повторяться и многократно объяснять элементарные вещи. Это трудная и кропотливая работа, которая похожа на воспитание детей. Порой могут опускаться руки, сковывает усталость. Мало кто сможет вас понять и поддержать. Выход в том, чтобы во всем обращаться ко Христу, звать Его на помощь, просить Его обо всех сразу и о каждом в отдельности. По опыту знаю: Господь не оставляет.
12 августа 2014 г. 14:27
Ключевые слова:
духовенство
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Религиозность и опасные грани секуляризма Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Главному редактору «Журнала Московской Патриархии» исполнилось 72 года Сегодня, 15 мая 2022 года, главе Издательства Московской Патриархии и Главному редактору «Журнала Московской Патриархии» епископу Балашихинскому и Орехово-Зуевскому Николаю исполнилось 72 года.
15 мая 2022 г. 12:30
Говори, Господи, раб Твой слушает Сегодня группы самостоятельного изучения Священного Писания — явление привычное на многих православных приходах. О важности их создания неустанно говорит Святейший Патриарх Кирилл. А каких-то сорок лет назад такие встречи были невозможны на территории храма, и они проходили подпольно, на квартирах. Эти времена хорошо помнят протоиереи Александр Борисов и Геннадий Фаст. Оба эти священника стояли у истоков создания Евангельских групп. PDF-версия.
13 мая 2022 г. 13:00
Вера от слышания С появлением переводов Библии на национальные языки в епархиях, где живут коренные народы, появился запрос на перевод богослужений. В каждом конкретном случае сложность перевода определялась рядом факторов: от наличия в языке множества диалектов и влияния на богослужебный язык христианских миссионеров до отсутствия в языке православной терминологии и даже собственного алфавита. При этом везде требовалось точно подбирать слова, учитывая контекст и не допуская семантических ошибок. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» обобщил опыт тех людей, которые участвовали в переводе богослужения на национальные языки. PDF-версия.
11 мая 2022 г. 11:00
|