iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
Новости
Обложка августовского номера "Журнала Московской Патриархии" (№8, 2022)
ЖМП № 8 август 2022 /  29 июля 2022 г. 13:00
версия для печати версия для печати

Вышел в свет №8 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год

Дорогие читатели!

Преображение Господне — событие евангельской истории, открывшее ученикам Спасителя Его истинную Божественную природу. После Фавора слова проповеди Христа приобрели иной смысл и иное звучание: в свете Преображения учение Христа наполнилось светом вечности. Много позже ученики будут проповедовать не отвлеченное нравственное учение, но приблизившееся Царствие Небесное, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни (1 Ин. 1, 1).

Не столько словом поражали христиане людей, сколько своей жизнью, резко отличающейся от господствующих норм поведения в окружавшей их действительности. «Смотри… как они любят друг друга… как они готовы друг за друга даже умереть» — так еще в III веке современные Тертуллиану язычники характеризовали высокие отношения между христианами. Главное не изменилось за два тысячелетия, мы призваны проповедовать не только с амвона, но и своими делами, своей жизнью радость приблизившегося Царствия Небесного.

И особенно пронзительно это служение там, где нет никакой внешней красоты, благолепия и тишины. О том, как живут наши приходы рядом с фронтом, как молятся под обстрелами в изрешеченных пулями храмах, как жизнь жительствует и в такой обстановке, — в материале «Приход между двух огней». Должен ли священник принимать личное участие в каждом деле православной общины, насколько допустимо прихожанам самим читать и толковать Священное Писание? Об опыте организации приходских евангельских групп — в подборке «Говорить о слове Божием». Священническое облачение — это одежда или нечто большее? В статье «Подрясник как форма проповеди» пастыри обсуждают важный вопрос: какая одежда приемлема для духовенства? И конечно, тем, кто несет слово Божие, необходимо не только отличающее их одеяние, но и добрые помыслы и христианская любовь к людям. Таким был преподобный Макарий, который сам вел праведную жизнь и сумел обратить в православную веру целый народ. О деятельности великого русского миссионера читайте в материале «Апостол Алтайской земли».

Все наши труды в Церкви — от устройства приходской жизни и до больших миссионерских дел — есть свидетельство о том Свете, носителями которого мы призваны быть.

                                                                                                Редакция «Журнала Московской Патриархии»

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА:
 
Официальная хроника
 
■Служения и встречи Святейшего Патриарха Кирилла
■Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Пензенскую митрополию
■Первосвятительский визит в Новороссийскую епархию
■Рабочая поездка Святейшего Патриарха Кирилла в Калининградскую митрополию
■Первосвятительский визит на Валаам
■Наречение и хиротония архимандрита Игнатия (Сидоренко) во епископа Актюбинского и Кызылординского (Казахстанский митрополичий округ)
■Наречение и хиротония архимандрита Клавдиана (Полякова), клирика Астанайской епархии, во епископа Талдыкорганского, викария Астанайской епархии

Церковь и общество

■Дмитрий Анохин. Приход между двух огней. Храмы Донбасса: кровоточащие, но не сломленные и живые

Епархия
 
■Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.Призывает к служению Сам Господь. Наша задача — не погасить в молодежи это горение
■Дмитрий Анохин. Найти дорогу к вере Социально-образовательные проекты в Нижегородской епархии

Пастырь

■Подрясник как форма проповеди. Как следует одеваться священнослужителю
Катехизация

■Елена Алексеева. Говорить о слове Божием. Евангельские встречи: опыт прихожан
■Иерей Александр Сатомский. Если Господь дает возможность собираться и читать Священное Писание, то Он преподаст и дары понимания

Летопись святости

■Протоиерей Георгий Крейдун. Апостол Алтайской землиК 175-летию со дня кончины преподобного Макария (Глухарева)
■Архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат. Преподобный Макарий Алтайский — наш учитель
■Иеромонах Пафнутий (Фокин). Размышляя о дивных делах Твоих, Господи. Архимандрит Леонид (Кавелин) в годы наместничества в Троице-Сергиевой лавре
Музейный гид

■Дмитрий Анохин. Россия в иконе, Петр Великий и редкие образы Николая Чудотворца. Три самые интересные выставки конца лета в российских столицах

Чтение

■Книги Издательства Московской Патриархии

Вечная память

■Протоиерей Вячеслав Швец

 

29 июля 2022 г. 13:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00