выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Интервью
ЦВ № 24 (421) декабрь 2009 /  24 декабря 2009 г.
версия для печати версия для печати

Родительский клуб в сельской школе

Задачи православного педагога — сохранить в чистоте детскую душу, научить детей уважению к старшим, к родителям, к труду, к Родине, привить основы веры. Однако достичь этих целей можно только при взаимопонимании и взаимодействии родителей и учителей. О своем опыте такого сотрудничества рассказывает Татьяна Волнейкина, учитель начальных классов Катуаровской средней школы Дмитровского района Московской области.

— Татьяна Александровна, какие задачи вы ставите перед собой как педагог?
— В нашей образовательной работе мне особенно дороги две идеи. Во-первых, это приобщение детей к святыням русского народа, восстановление связи с культурными корнями. Хочется воспитать детей, которые осознавали бы себя частью великой страны, любили ее, дорожили ее прошлым, хотели работать во благо своей Родины.
Вторая идея — сохранение особенностей характера, которые присущи человеку русской культуры. В основе своей наша культура христианская. Ее суть — желание добра не только себе и своим близким, но и чужим людям.
На мой взгляд, перед педагогами стоит и еще одна важная задача — сохранение чистой детской души в сегодняшнем мире. К счастью, в душе человека есть сила, данная свыше, влекущая его к добру и не принимающая зло. Эту силу мы называем совестливостью. Совместно с родителями мы и пытаемся сохранить в детях это естественное нравственное начало.

— Как организовано ваше сотрудничество с родителями?
— Все началось в сентябре 2006 года с инициативы родительского комитета нашего 1-го класса. На родительском собрании наиболее активная часть родителей спросила меня: что, кроме обычной учебной программы, я могу им предложить?
В школу я пришла в 1977 году по призванию, закончив Шуйский педагогический институт. Главным в своей работе я считаю любить детей. Меня интересует каждый ребенок, я должна знать все его радости и невзгоды, чем он живет, что его беспокоит и радует. Кроме того, на протяжении всех 30 лет работы я всегда, со всеми своими детьми веду активную внеклассную работу. Сама пишу сценарии наших праздников и сама же их провожу. Но что особо меня обрадовало, так это то, что родители моего нового класса сами оказались людьми интересными, активными и инициативными. Они предложили создать родительский клуб, который стал бы площадкой для общения детей, педагогов и родителей.
Осенью 2007 года у наших активистов возникло желание устроить на территории школы сад. Ведь каждому человеку хочется оставить след на земле. Написали коллективное письмо и отправились с ним к главе администрации поселка. Она согласилась помочь.
Школа наша — единственное учебное образовательное учреждение на территории поселка Некрасовский. Последний раз деревья здесь сажали 30 лет назад. Поэтому нашу идею поддержали и другие классы. Наши родители заказали саженцы рябины в Тимирязевской академии, администрация поселка оплатила счет — и начался праздник посадки деревьев. Во дворе школы играла музыка, дети, родители и выпускники прежних лет пришли с ведрами, лопатами... Сейчас сад из молодой рябины радует глаз всем, кто приходит в школу. А ребята ухаживают за своими именными саженцами. И таких запоминающихся праздников у нас проходит много. Мероприятия нашего родительского клуба мы проводим на школьной сцене, после устраиваем чаепития. Я не теряю связи и с моими бывшими учениками. Они по-прежнему участвуют в наших спектаклях.

— Включаете ли вы в свои праздники элементы православной культуры?
— Да, обязательно! В нашей школе я уже шестой год веду кружок «Основы православной культуры». Ребята, с которыми мы начинали изучать азы православия, сейчас учатся уже в 11 классе. Шесть лет назад в нашей школе была введена новая традиция — проведение ежегодных Рождественских праздников, основу которых составляет литературно-музыкальная композиция «Рождественская сказка». Дети моего 4-го «А» класса в этом году уже в четвертый раз будут отмечать Рождество Христово вместе со старшими школьниками.
Родители высоко оценили наши Рождественские праздники и попросили меня продумать цикл мероприятий, основанных на народных и православных традициях. Два года назад у нас появилось новые праздники. Мы рассказали детям, как в древности на Руси встречали весну. Это праздник отмечается в день весеннего равноденствия, 22 марта, когда Церковь празднует память Сорока мучеников Севастийских. По приметам в первые дни весны народный календарь предсказывает, какой будет весна, лето, осень, зима — дождливой или нет, жаркой или холодной? Кроме того, мы спрашивали детей, память какого святого празднуется в тот или иной весенний день, и они с увлечением рассказывали об этом в стихах и песнях.
Второй праздник мы посвятили Светлому Христову Воскресению — Пасхе. Мы пригласили принять в нем участие настоятеля Николо-Прозоровского храма иеромонаха Платона (Кисурина). В сценарий праздника я заложила короткие рассказы о земной жизни Спасителя. Старшеклассники и мои младшие артисты — а это практически весь класс — читали стихи, пели песни и разыграли театральную сценку «Первое Красное яичко». В спектакле участвовали не только те ребята, которые хорошо говорят и обладают актерскими способностями, но и те, у кого есть дефекты речи, кто стесняется или тихо говорит. Но у нас такой принцип: праздники для всех! И актеры у нас — все, без исключения. Пусть ребенок не выговаривает некоторые буквы — зато говорит душой! И если кто-то из детей чуть запоздал со своими словами — не страшно, главное — он уже не боится говорить на публике. Потом мы попросили отца Платона рассказать о Пасхе и ответить на вопросы. Честно скажу, того, что было дальше, никто из взрослых не ожидал. Ребята больше часа задавали вопросы. Их интересовало все: зачем мы живем, почему люди крестятся, что такое Церковь, почему земная жизнь не длится вечно, что такое зло, что такое любовь... Эти сложные вопросы требовали серьезных и подробных ответов. Диспут затянулся почти на полтора часа, но никто не спешил уходить.
Родители и дети были очень благодарны священнику, ведь в храме, во время службы или после нее на такое общение вряд ли можно рассчитывать. Отец Платон стал членом нашего родительского клуба. Теперь тематика наших праздников значительно расширилась, приобрела духовную направленность.

— Какой еще работой вы занимались с детьми в кружке?
— В течение всего учебного года мы проводим экскурсии, ходим в музеи. Своеобразной школой нравственного воспитания являются поездки по святым местам Подмосковья. В прошлом учебном году мы отправились на экскурсионном автобусе в Алексеевскую пустынь. Мы посетили храмы, присутствовали на Литургии, побывали в музеях, расположенных на территории пустыни. Особенно поразил ребят интернат, где живут мальчики-кадеты и девочки — будущие сестры милосердия. Многие из них сироты или дети из многодетных семей. Угощали нас бесплатно, как всех путников, приходящих в храм святого Алексия, человека Божьего. А сколько восторга вызвали у ребят медведи, живущие в вольере на территории храма!
Неизгладимое впечатление произвело на детей посещение Никитского монастыря, где находятся мощи святого Никиты Столпника. Из рассказа экскурсовода ребята узнали о жизни святого. Мы побывали у святого источника, умылись святой водой. Ребята и родители до сих пор вспоминают эти экскурсии и просят организовать новые паломнические поездки.
В прошлом учебном году мы начали изучать краеведение Подмосковья. Побывали в Дмитровском кремле, посетили собор и музеи. Мы используем полученные знания при обучении школьников истории родного края.
Детям необходимо прививать любовь к православной культуре и делать это вместе с родителями, семьей. Эту задачу должны взять на себя воскресные школы, кружки и иные приходские организации.

— Недавно в вашей школе проводился опрос среди детей и их родителей, посвященный семейным ценностям и духовному воспитанию. Что можно сказать о его результатах?
— Ответы ребят обозначили не только приоритет семейных ценностей, но и многие проблемы. Например, на вопрос о том, какие радости в семье тебе запомнились, одни дети отвечали: «Мне понравилось, как мы с папой собирали яблоки и разговаривали», или: «Счастье может быть очень простым. Я, мама и бабушка собрались и испекли пирожков. Мы делали это с душой и радостью, нам было весело и хорошо». Но были и другие ответы: «Мои мама и папа развелись, но я люблю их одинаково. Если бы они были вместе — вот было бы счастье». «Хуже всего тем, у кого нет семьи. Грустно быть одному». Мне запомнился один из ответов: «Семья и вера в Бога — это часть жизни, без которой человек никогда не узнает радости родного дома».
Наша задача состоит в том, чтобы соединить поколения, помочь детям и родителям обрести счастье и единство в семье, осознать смысл труда на благо любимого Отечества. Вот почему для меня и для нашей школы так ценен наш родительский клуб, ставший объединяющим, связующим звеном между обществом, школой и семьей.
 

Людмила Проноза
24 декабря 2009 г.
Ключевые слова: школа
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00