выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Интервью
Фото из архива миссионерского отдела Сахалинской епархии
5 июня 2020 г. 10:50
версия для печати версия для печати

Протоиерей Виктор Горбач: «Пандемия проверила на эффективность систему церковной онлайн-коммуникации».

Пандемия коронавируса охватила все регионы России. Не стал исключением и остров Сахалин. На день публикации этого материала в Сахалинской области зарегистрировано 147 заболевших. О том, что изменилось в работе епархии в условиях карантина, какие полезные уроки преподнесла эпидемия и чем православные добровольцы помогли региону, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель миссионерского и молодежного отделов Южно-Сахалинской и Курильской епархии, настоятель храма Cвятителя Иннокентия Московского в Южно-Сахалинске протоиерей Виктор Горбач.

— Ваше Преподобие, что изменилось в жизни храмов, епархии с введением на Сахалине карантина?

— Заметно уменьшилось количество людей в храме. Накануне Страстной седмицы мы призывали всех, особенно пожилых, оставаться дома, и на богослужения стала приходить примерно четверть прихожан. Сократилось и само число богослужений. С конца марта служим уже не каждый день, а только в двунадесятые, престольные и воскресные праздники. В новых условиях стараемся служить вдвоем — один священник служит, другой исповедует, чтобы не задерживать прихожан в храме. В конце марта миссионерский отдел епархии открыл телефонную горячую линию, где священники круглосуточно отвечают на вопросы верующих. Чаще всего людей интересовало, какие меры безопасности требуется соблюдать при посещении богослужений, как в новых условиях проходит исповедь, преподается Святое Причастие, как можно попросить священника прийти домой? К слову, священников стали чаще приглашать к прихожанам для совершения треб. В среднем было до 10 звонков в день, но сейчас звонят один-два раза в сутки. Не поверите, люди до сих спрашивают: «Храмы открыты или нет? Можно зайти поставить свечку и написать записку?» Хотя вся информация есть у нас на сайте.

В первые недели карантина звонили не только из Южно-Сахалинска, но и из других районов и городов Сахалинской области (из Корсакова, Невельска, Холмска, Поронайска, Охи, Курильска и др.). Было несколько звонков из Москвы и Московской области. Москвичи почему-то первыми находили в интернете телефон нашей горячей линии. Людям хотелось, чтобы их выслушал священник, поддержал, развеял страхи, вселил уверенность и надежду. Но из-за разницы во времени у нас уже часто была ночь. Вот так ощущается церковное единство нашей большой страны.

— Вы лично и ваша семья как на себе ощутили карантин?

— Я почувствовал, что стал более ответственен за своих прихожан. Ведь никто вначале не знал, какова степень распространения заболевания на Сахалине. Люди в поисках заработка прилетают к нам со всех уголков России и даже из стран ближнего зарубежья. Например, ты принимаешь исповедь. А вдруг этот человек болеет, да еще без симптомов? Общаешься с прихожанами и постоянно думаешь об этом, особенно накануне праздника Пасхи, когда в интернете и СМИ гуляли самые противоречивые слухи. К счастью, региональная власть быстро приняла все необходимые меры. В аэро- и морских портах всех приезжающих переписывают, берут у них анализы и отправляют на 14-дневный карантин. Благодаря этому процент заболевших в Сахалинской области продолжает оставаться одним из самых низких в стране. Сам я тоже несколько раз сдавал анализы и делал КТ (компьютерная томография). Слава Богу, ни я, ни мои близкие не заболели. Что касается финансового положения, то оно у нашего духовенства, как и у многих прихожан, сейчас сложное, пожертвования сильно сократились. Священники разделили последствия эпидемии вместе со своей паствой.

— Вы сказали, храм по-прежнему посещает только четверть прихожан. Какого возраста эти люди?

— Это одинокие люди самого разного возраста, которым тяжело долго находиться дома. Те, у кого есть семья или пожилые родственники, откровенно признаются, что боятся за своих близких: «Батюшка, я бы пришел с удовольствием на службу, но боюсь за своих детей». Или: «Со мной бабушка живет, мало ли что». Кроме того, в каждом храме есть категория людей, которые приходили не на службы, а просто поставить свечу или подать записку. Большинство из них после начала карантина приходить перестали.

— Можно сказать, что пандемия нас чему-то научила?

— Самое главное, наверное, что для наших прихожан возросла ценность богослужения, ценность участия в Таинствах. Хочется верить, что ко многим пришло понимание, что церковная жизнь не всегда может быть такой доступной, как прежде.

С другой стороны, можно сказать, что эпидемия проверила на эффективность систему церковной онлайн-коммуникации в форс-мажорных обстоятельствах. Например, как хорошо работает обратная связь между духовенством и приходом? Какие у современных средств коммуникаций есть возможности компенсировать привычную духовную жизнь? Так, выяснилось, что не у всех наших прихожан есть дома компьютер, интернет и возможность, не покидая квартиру, посетить занятие воскресной школы на той же платформе Zoom. Мы поняли, что нужны элементарные знания по установке таких программ, что тариф мобильного телефона не позволяет участвовать в коллективных онлайн-мероприятиях.

Но вместе с тем проще стало собрать людей на совместную молитву. По благословению архиепископа Южно-Сахалинского и Курильского Аксия каждый день, в 8 утра и 9 вечера, мы с прихожанами нашего храма молимся об избавлении от эпидемии. И это объединило людей, которые чувствуют необходимость в соборной молитве. Утром и вечером на телефон приходит напоминание, что начинается совместная молитва, и предлагается ее текст. Кроме того, у нашего храма есть несколько чатов в соцсетях, и благодаря общению в них многие прихожане лучше узнали друг друга.

Кроме того, мы увидели, насколько отработана у Церкви система взаимодействия с органами власти и общественными организациями. Например, наши православные миссионеры из Братства Александра Невского, Сахалинского отделения движения «Сорок сороков» и Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел» практически сразу влились в ряды созданного на Сахалине единого волонтерского центра. На его горячую линию поступали заявки от нуждающихся в помощи и находящихся на самоизоляции жителей. Часть заявок передавали в наш епархиальный Молодежный отдел, и молодежь подключались к работе: созванивались, покупали все необходимое и привозили человеку домой, а он уже расплачивался. Чаще всего это были продукты и лекарства. Как правило, такие заявки делали пожилые люди или одинокие мамы с маленькими детьми, но были случаи, когда человек находился на карантине. Поэтому здесь приходилось соблюдать все меры предосторожности.

Также мы провели акцию на день жен-мироносиц. Поздравили наших женщин-прихожанок, подарили им цветы и передали продуктовые наборы, небольшие подарки. Было видно, что им это очень приятно. Неоднократно православные волонтеры развозили продуктовые наборы, которые для одиноких пенсионеров, многодетных и малоимущих семей покупали частные благотворители. Иногда в день нужно было объехать 15–20 адресов. Охватили не только Южно-Сахалинск, несколько раз выезжали в другие районы: в Александровск-Сахалинский, Корсаков, Холмск. Большую работу православные волонтеры проводили в самом северном городе острова — Охе.

Среди наших добровольцев было много студентов и школьников. И хотя учеба у них продолжалась, они нашли способ подменять друг друга. Им выдавались перчатки, маски, антисептические средства. Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко даже отметил двух ребят — Виктора Казначевского и Ирину Жилинскую. Виктор — пономарь в нашем храме. Ирина и Виктор практически каждый день участвовали в волонтерской работе. Вместе с сотрудниками Министерства внутренних дел они патрулировали улицы Южно-Сахалинска и рассказывали прохожим, какие меры профилактики нужно соблюдать, чтобы не заболеть коронавирусом.

Во время волонтерской эпопеи не обошлось и без курьезов. Одну из заявок сделала женщина, которая приехала из Москвы и вынужденно попала в самоизоляцию. Когда мы ей позвонили и спросили, чем помочь, то первое, что она попросила, были сигареты. Мы посовещались и решили, что все-таки надо купить. Но что самое интересное, недавно ее в городе встретил один из наших добровольцев, и она ему рассказала, что после всех событий и переживаний бросила курить.

5 июня 2020 г. 10:50
Ключевые слова: Сахалин, волонтерство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00