iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Интервью
Кафедральный собор в Сан-Франциско
ЖМП № 11 ноябрь 2015 /  11 ноября 2015 г. 14:39
версия для печати версия для печати

Протоиерей Петр Перекрестов: В нашем соборе 50 лет ежедневно совершается Божественная литургия

Кафедральному собору Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско (США) 6 ноября исполнилось 50 лет. В интервью «Журналу Московской Патриархии» ключарь собора протоиерей Петр Перекрестов рассказал о истории собора, о тех, кто служил здесь полвека назад, о его прихожанах, его реликвиях и богослужебных традициях.

— Ваше Высокопреподобие, как возник приход и как создавался собор?
— Ровно 50 лет назад, в неделю Православия, великий чудотворец ХХ века архиепископ Иоанн (Максимович) совершил первую Божественную литургию в нововозведенном величественном кафедральном соборе Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих» Радость в Сан-Франциско.

Первый православный приход в Сан-Франциско, да и в США, был основан в 1868 году в честь святого благоверного Александра Невского (почти 100 лет спустя указом архиепископа Иоанна № 201 от 22 октября 1965 года святой Александр был определен небесным покровителем Сан-Франциско и его имя должно поминаться на отпу´стах всех служб в городских церквах). Впоследствии этот храм на улице Пирс сгорел, а новый был построен на улице Пауэлл в честь святого Василия Великого — именно там служил будущий патриарх Тихон, когда управлял Северо-Американской епархией. Во время мощного землетрясения и последовавших за ним пожаров в 1906 году этот храм тоже сгорел, и приход построил нынешний Свято-Троицкий собор на улице Грин. В 1927 году, когда митрополит Платон (Рождественский) порвал с Русской Православной Церковью Заграницей, часть прихожан Троицкого храма, оставшаяся верной своей юрисдикции, основала новую общину в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Община ютилась в разных помещениях, пока в 1930 году не купила епископальный храм в честь архидиакона Стефана на улице Фултон.

Помещение епископального храма, выдержанное в стиле деревянной готики, было переоборудовано в стиле древних русских церквей воспитанником Санкт-Петербургской художественной академии Г.А. Ильиным. Этот храм сохранился, мы его называем старым собором. После Второй мировой, когда из Китая и Европы в Сан-Франциско прибыло несколько тысяч православных эмигрантов, храм на Фултон-стрит оказался маловат, поэтому и было принято решение о постройке нового большого собора в русском стиле. Закладка нового собора состоялась в 1961 году, а в 1965-м, полвека назад, после немалых трудностей и искушений строительство было завершено. Собор в течение девяти лет (исключительно в летнее время) расписывал главный изограф Русской Зарубежной Церкви, ныне покойный насельник Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле архимандрит Киприан (Пыжов). Иконостас был выполнен под его наблюдением в столярной мастерской этой же обители.

— В чем отличие кафедрального собора в Сан-Франциско от других православных храмов Америки?
— Самое главное, как мне кажется, что в нашем соборе уже 50 лет ежедневно совершается Божественная литургия. Наш храм — единственный приходской храм в Северной Америке, причем среди всех юрисдикций, где богослужебный круг ежедневен. Второе: в нашем соборе находятся нетленные и чудодейственные мощи святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Мы часто говорим, что главная причина того, что Сан-Франциско, известный не только своей красотой, но и своими пороками, всё еще стоит, — ежедневная Литургия и мощи владыки.

— Есть ли в соборе другие реликвии?
— В соборе немало святынь и реликвий: частицы Животворящего Креста Господня, около 200 частиц мощей, начиная с апостола Андрея Первозванного и святых Марии Магдалины, первомученика архидиакона Стефана, великомученицы Варвары, Спиридона Тримифунтского и великомученика Пантелеимона и кончая святыми Лукой Крымским, блаженной Матроной Московской и Николаем Жичским. Среди реликвий следует также отметить византийский запрестольный крест XVI века. Этот крест в разрубленном виде архимандрит Киприан (Пыжов) купил в антикварном магазине, лично его отреставрировал и поместил в алтаре главного храма Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. Однако он был слишком велик для этого алтаря, и в 2006 году Митрополит Лавр, наш первоиерарх в то время, подарил крест нашему собору. В храме хранятся церковнославянское Евангелие, изданное при царе и великом князе Михаиле Феодоровиче в XVII веке, скуфья святого Митрофана Воронежского, пояс святого Иоанна Кронштадтского, спасенное от уничтожения коммунистами знамя Симбирского кадетского корпуса, башлыки святого царя-мученика Николая и царевича Алексия, семейная Библия царской семьи, час­тица окровавленной стены Ипатьевского дома, около которой были расстреляны царственные мученики и их верные слуги, пожертвованная великим князем Никитой Александровичем Романовым, а также икона Божией Матери «Благодатное Небо», прошедшая вместе с царской семьей ссылку в Екатеринбурге.

Хотелось бы еще особо отметить одну новую икону — святых покровителей града Сан-Франциско. На ней изображены десять святых, которые либо здесь жили, либо ходили по этому городу, либо приняли здесь мученическую кончину. Это Патриарх-исповедник Тихон, святители Иннокентий Московский, Николай Сербский и Николай Японский, священномученик Александр Хотовицкий и мученик Петр Алеут. В нынешнем же году Сербская Церковь причислила к лику святых уроженца Сан-Франциско, первого православного священника из рожденных в Америке преподобного Севастиана (Дабовича) Джексенского, а также сербского святителя Мардария, который служил в Чикаго и неоднократно посещал наш город. Мы надеемся, что в скором будущем в соборе появится и икона преподобного Севастиана, и частица его мощей.

— Расскажите немного о тех, кто служил в Сан-Францисском соборе за эти полвека.
— Во-первых, здесь служил сам святитель Иоанн (Максимович), а также в течение многих лет архиепископ Антоний (Медведев), составитель, по-моему лучшей, с точки зрения литургичности и гимнографии, службы святым новомученикам Российским. А вообще за 88 лет на нашем приходе было немало дивных священнослужителей и клириков. Я бы выделил соловецкого узника — протопресвитера Михаила Польского, автора двухтомного труда «Новые мученики Российские». Священнослужителя китайского происхождения протопресвитера Илью Веня, который скончался в возрасте 110 лет. Магистра богословия протоиерея Николая Домбровского. Епископа Нектария (Концевича) — духовного сына последнего оптинского старца Нектария. А также легендарных протодиаконов русского зарубежья — Николая Патоева и Николая Поршникова. В 1960-х годах обязанности псаломщика на соборном приходе исполнял Евгений Роуз, будущий иеромонах Серафим, подвижник и духовный писатель. А послу­шание регента в течение многих лет нес известный церковный композитор русского зарубежья Михаил Константинов.

— Есть ли, в связи с этим, у вас на приходе свои богослужебные традиции?
— Богослужебный строй кафедрального собора сложился под влиянием первых священнослужителей нашего прихода. Они были либо выходцами из старой России, либо прибыли в Сан-Франциско через Китай, где церковная жизнь неизменно хранилась по образцу старой России. Настоятели нового кафедрального собора с 1962 по 2000 год архиепископ Иоанн (Максимович), а затем архиепископ Антоний (Медведев) были учениками блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого). Они уделяли особое внимание строю, динамике и осмысленности богослужения. Поэтому служба у нас, с одной стороны, чинная, а с другой — есть свои интересные традиции, установленные главным образом святителем Иоанном. Например, перед тайносовершительными словами евхаристии («И сотвори убо хлеб сей…») на соборной службе сослужащее духовенство подходит ближе к престолу и вполголоса повторяет вместе с архиереем или старшим священником эти слова. Царские врата и диаконские двери закрываются не после Литургии Светлой субботы, а на всенощной недели Антипасхи при пении слов «дверем заключенным», первой стихиры на «Господи воззвах».

Или еще: мы убираем плащаницу с престола не в день отдания Пасхи, а в конце вознесенской Литургии, после того как выносится Святая Чаша — как раз перед этим священник произносит слова «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя». Уже полвека в нашем храме совершаются, по традиции Московского Успенского собора, чин омовения ног в Великий четверг и полный чин анафемы в неделю Православия. На Пасху и весь пасхальный сорокоднев мы в согласии с дореволюционной церковной практикой служим исключительно в белых облачениях. А еще многие приезжающие к нам богомольцы думают, что у нас не приход, а монастырь, когда оказываются на наших немноголюдных будничных службах с простым монастырским пением на клиросе.

— Ваш храм в 2006 году принимал исторический IV Всезарубежный Собор, на котором решался вопрос о восстановлении русского церковного единства...
— Да, и это не единственное значимое для Русской Церкви событие, которое происходило в этих стенах. Здесь, в соборе, были причислены к лику святых небесный покровитель Северо-Американской земли преподобный Герман Аляскинский, святые китайские мученики и святитель Иоанн (Максимович). Здесь состоялись три всезарубежных съезда русской православной молодежи. При соборе нередко проходили как Архиерейские Соборы Русской Зарубежной Церкви, так и заседания Архиерейского Синода. Наш приход принимал великие святыни — чудотворные иконы Божией Матери Курскую-Коренную, Владимирскую, Иверскую-Мироточивую, Державную, Ситкинскую и «Умягчение злых сердец».

— Много ли у вас бывает паломников?
— В наш собор притекают православные со всего мира, поскольку здесь открыто почивают нетленные мощи святителя Иоанна. Мы постоянно встречаем гостей из России, Сербии, Румынии, Австралии, Греции, Грузии, Иерусалима, с Украины, Афона и, конечно, со всех концов США и Канады. В начале сентября наш собор посетил Святейший Патриарх Сербский Ириней, у нас уже неоднократно были главы Поместных Церквей, богоносные старцы из России, с Синая, Афона, известные богословы, знаменитые политики, ученые, спортсмены, артисты. Для многих из них наш собор — главный в Америке. Есть, конечно, в США храмы больше, богаче, может быть, и красивее, где прекрасно поют и служат удивительные проповедники. Но, пожалуй, только в один храм в Америке люди совершают специальные паломнические поездки — в наш собор, где почивают мощи чудотворца Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна.

— Насколько тесны связи вашего прихода с Россией?
— Жизнь приходов Русской Зарубежной Церкви всегда была связана с Россией, с русским Православием. Мы старались бережно хранить духовное наследие Святой Руси. Зарубежная Церковь не отделяла себя от русского народа и гонимой в те годы Церкви в России. В 1990-х годах при кафедральном соборе был создан «Очаг» — фонд помощи русским православным людям. Отсюда в Россию отправлялись контейнеры с гуманитарной помощью, сотни томов духовной литературы, денежные пожертвования, компьютерная техника и даже оборудование для типографии. «По характеру и размаху общественной и благотворительной деятельности русскую общину Сан-Франциско относят к самым крупным центрам всего русского зарубежья», — пишет в своей книге «Русский Сан-Франциско» профессор из Владивостока А.А. Хисамутдинов.

Когда железный занавес рухнул, в Сан-Франциско начали приезжать гости из России — духовенство, писатели, общественные деятели. Мы регулярно устраивали встречи с этими людьми и с интересом слушали их рассказы о том, что происходит в России. В 2004 году, еще до воссоединения двух частей Русской Церкви, у нас проходил Первый всезарубежный съезд молодежи, в котором официально принял участие священник Московского Патриархата протоиерей Максим Козлов. А теперь архиереи и священники из России, Беларуси, с Украины служат в Сан-Францисском соборе практически каждый месяц, а духовенство собора, в свою очередь, посещает эти страны и участвует в церковной жизни Поместных Церквей. Следует отметить, что духовенство и верующие из России охотно жертвуют на благоустройство нашего собора. Если в прошлом мы помогали приходам в России, то в последние годы россияне нередко поддерживают нас, разделяя с нами расходы по ремонту и содержанию собора.

— Много ли сейчас людей на приходе и кто ваши прихожане?
— Сейчас приход у нас немногочисленный, но очень разнообразный: старые эмигранты, выходцы из Китая и Европы, их потомки, порой состоящие в браке с американцами, новообращенные из американцев, эритрейцы, сербы и румыны, переселенцы из России, Украины и Беларуси. На субботних всенощных и на поздней воскресной Литургии до половины молящихся — паломники и гости города, ведь в Сан-Франциско приезжает очень много туристов. Господь приводит к нам разных людей, они приходят разными путями. Помимо наших непосредственных прихожан у нас есть много таких, кого я называю «сателлитными» (от англ. satellite — спутник), то есть людей, по разным причинам тесно связанных с кафедральным собором и святителем Иоанном. Это не только те, кто некогда жил в Сан-Франциско, но и те, кто здесь бывал на праздниках и торжествах, совершал паломнические поездки, кто регулярно обращается за помощью к святителю Иоанну и просит у нас молитв, кто получил исцеление и помощь по молитве к нему. Все эти люди из разных концов Европы и России так или иначе постоянно общаются с нашим приходом, любят его — они связаны с нами живыми нитями. Для меня это тоже наши прихожане. Слава Богу, церковная жизнь в нашем соборе, построенном полвека назад, благодатно и радостно продолжается.

Справка

Протоиерей Петр Перекрёстов — ключарь кафед­рального собора иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско (США), секретарь Духовного суда Сан-Францисской и Западно-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ). Родился 14 августа 1956 г. в Монреале (Канада). В 1978 г. окончил Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвилле (США). С 1980 г. — клирик кафедрального собора иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско.
В 1990‑х гг. — секретарь Западно-Американской епархии. В 2004 г. был членом делегации РПЦЗ во время первого официального визита в Россию митрополита Лавра. В мае 2006 г. был делегатом IV Всезарубежного Собора РПЦЗ, старшим секретарем Собора. В мае 2007 г. — член официальной делегации РПЦЗ, участвовавшей в подписании Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью.

11 ноября 2015 г. 14:39
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00