Как вызвать священника к больному в стационар Министерство здравоохранения РФ направило в регионы и в федеральные органы исполнительной власти текст методических рекомендаций по установлению порядка посещения священнослужителями лиц, находящихся на лечении в медицинских стационарах. По сути это «дорожная карта», описывающая (в развитие принятой больше десяти лет назад нынешней редакции 19-й статьи федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ») механизм допуска духовенства в больницы. Но одновременно это и важный прецедент: ранее подобного документа в России не было. Именно поэтому вице-премьер Кабинета министров Татьяна Голикова параллельно поручила субъектам федерации и федеральным органам исполнительной власти принять на основе этих рекомендаций собственные нормативные акты, в соответствии с которыми священники смогут приходить к пациентам в конкретные медицинские учреждения. PDF-версия.
28 марта 2022 г. 17:00
Пастырская психиатрия: понять, помочь, спасти В январском номере мы опубликовали первую часть интервью с профессором психиатрии В. Г. Каледой, автором вышедшей в свет книги «Основы пастырской психиатрии», в которой врач рассказал о несбывшихся прогнозах ВОЗ и наиболее серьезных психических расстройствах, с которыми встречаются священники в пастырской практике. В этом номере читатель узнает, почему психопатические расстройства могут привести к преступлению, если не обращать на них внимания, способствуют ли социальные сети возникновению психических заболеваний и как священнику предупредить агрессию в беседе с душевнобольным человеком. PDF-версия.
18 марта 2021 г. 16:30
Пастырская психиатрия: понять, помочь, спасти В Издательстве Московской Патриархии вышла книга профессора психиатрии Василия Глебовича Каледы. Автор обобщает многолетний опыт работы с людьми, у которых вера в Бога и понимание христианского служения искажается психическими расстройствами. О том, как научиться понимать таких людей, к чему быть готовым в общении с ними, что необходимо знать для оказания им помощи и поддержки, предупредив тем самым непоправимые поступки, врач-психиатр рассказал «Журналу Московской Патриархии» на ярких примерах своей практики. PDF-версия.
4 февраля 2021 г. 13:00
Епископ Калачинский и Муромцевский Петр: «Пандемия — бич Божий по грехам нашим» Пандемия коронавируса обострила отнюдь не только медицинские, санитарно-гигиенические и экономические вопросы и задачи. Резко возрос интерес к природе вирусов и их роли в сообществе живых организмов на Земле, управляемости человеческой цивилизацией в условиях выраженного в той или иной степени хаоса, духовным причинам переживаемых нами проблем и верным выводам, которые из них следует сделать. В интервью «Журналу Московской Патриархии» занимающий кафедру в Омской митрополии архиерей, в прошлом ученый-вирусолог, рассуждает об оправданности карантинных ограничений, объясняет, почему Россия оказалась впереди в создании вакцины, и советует не поддаваться панике. PDF-версия.
22 января 2021 г. 14:30
Дробное питание и прогулки пешком Затяжной рабочий день, богослужения с продолжительным неподвижным стоянием на ногах плюс несбалансированное питание — все эти особенности, способные существенно ухудшить здоровье, постоянно сопровождают служение каждого священника. Как священнослужителю избежать обусловленных специфическим режимом питания профессиональных болезней, советует Олег Ольхов, известный шеф-повар и специалист по русской и монастырской кухне, который в силу своей профессии сам столкнулся с этими проблемами и научился предотвращать их последствия. PDF-версия.
13 июля 2020 г. 13:00
Священники поделились пастырским опытом попечения о душевнобольных В ОВЦС состоялась секция XXVIII Международных рождественских чтений «Попечение Церкви о душевнобольных». Ее участники - врачи, духовенство, преподаватели медицинских вузов говорили о видах психиатрических заболеваний, специфике духовного окормления людей с этим диагнозом, видах помощи душевнобольным и делились случаями из практики.
27 января 2020 г. 18:50
Коварный варикоз Варикозную болезнь часто называют недугом, сопутствующим цивилизации. Действительно ли священнослужители особенно подвержены этому заболеванию, можно ли справиться с ним консервативным методом лечения и при каких симптомах необходимо обращаться ко врачу? Об этом корреспондент «Журнала Московской Патриархии» расспросил доцента Лечебного факультета Российского научно-исследовательского медицинского университета имени Пирогова, врача Центральной клинической больницы святителя Алексия Павла Голосницкого. PDF-версия
17 января 2020 г. 10:00
Сестры по уходу В Центральной клинической больнице святителя Алексия теперь появилось 2-е отделение паллиативной медицины. В отличие от 1-го отделения (см. материал «Паллиативное решение вечной проблемы» в № 2 за 2017 год), где неизлечимые пациенты размещаются независимо от места постоянной регистрации, сюда в рамках федеральной целевой программы оказания паллиативной помощи госпитализируют только москвичей. Сколько приходится ожидать в очереди на госпитализацию, что тут делают пациенты вовсе без прописки и почему медсестры считают это отделение самым престижным, в больнице на Ленинском проспекте разбирался обозреватель «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия
10 января 2020 г. 12:38
В Синодальном отделе по церковной благотворительности обсудили зависимость депрессии от религиозности В Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению состоялась секция XXVII Рождественских чтений:«Попечение Церкви о душевнобольных». Священноначалие, духовенство и специалисты в сфере психиатрии обсудили формы проявления и методы лечения такого психического расстройства, как депрессия, отношение к ней святых подвижников и как протекание болезни зависит от религиозности человека.
27 января 2019 г. 17:30
Эффективная модель взаимодействия Одна из основных задач Российской государственной антинаркотической политики — организация единой системы наркологической помощи. В нее входят: вовлечение в оказание помощи, оказание собственно самой наркологической помощи, медицинской реабилитации и реадаптации с четким определением полномочий всех субъектов этой деятельности, конкретизацией их целей и задач. PDF-версия
27 декабря 2018 г. 12:50
|
29 ноября 2011 г. 01:00
Прот. Сергий Филимонов: Суррогатное материнство с богословской позиции есть бунт против ТворцаПрезидент РФ Дмитрий Медведев в ноябре подписал закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который регламентирует оказание медицинских услуг населению России. Документ вызвал неоднозначную реакцию в обществе. С резкой критикой данного законопроекта на сайте e-vestnik.ru выступил руководитель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. Сегодня мы публикуем интервью с другим признанным экспертом в данной сфере - председателем Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. святителя Луки (Войно-Ясенецкого) протоиереем Сергием Филимоновым.
- Федеральный закон об основах охраны здоровья россиян, подписанный президентом Д.Медведевым, узаконивает так называемое суррогатное материнство. Как бы вы могли прокомментировать данный факт? - В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, в главе, которая касается биомедицинской этики (гл. 12), даны совершенно четкие Соборные определения, касающиеся суррогатного материнства. Считается, что совершение данной медицинской технологии недопустимо для осуществления или реализации репродуктивных прав той или иной семьи, женщины. Почему? Потому что при суррогатном материнстве нарушается целостность брака и в браке участвует третья сторона. При реализации суррогатного материнства у ребенка может возникнуть пять родителей, часть из которых биологические (бездетная пара, мужчина и женщина, предоставившие свой биологический материал, и суррогатная мать – ред.). Суррогатное материнство может привести к кровосмешению, так как от биоматериала одного мужчины может быть оплодотворено 500 яйцеклеток разных женщин. Кроме того, суррогатное материнство с богословской позиции есть бунт против Творца, несогласие с Его волей, отсутствие подчинения своей воли промыслу Божию, проявление явного неверия, отрицание Бога и хула на Него. То, что законодательный документ узаконивает суррогатное материнство, создает противоречия между государственным законодательством и законом Божьим.
- Закон вводит время обязательного ожидания (48 часов на сроке 4-7, 11-12-й недели и 7 дней – на сроке 8-10 недели беременности – ред.) для тех, кто решил совершить аборт. Насколько, по вашему мнению, действенна эта мера? Как вы считаете, почему разработчики не прислушались к голосу церковной общественности, требовавшей принять более жесткие меры в отношении абортов? - Время обязательного ожидания, неделя тишины - это первый шаг для того, чтобы заставить задуматься тех женщин, которые решили совершить аборт. Но мне кажется, что эта мера недостаточно полна и половинчата. Потому что свято место пусто не бывает. Если неделя тишины устраивается тем или иным человеком, то очень важно, кто сопровождает человека в этот момент. Так называемая неделя тишины не может получиться полноценной, так как всегда с человеком кто-то рядом: его супруг, родственники, друзья, знакомые. Мы же не помещаем женщину в какую-то изоляцию. А если бы даже ее изолировали, возникает вопрос: «В эту неделю тишины чей голос услышит эта женщина?» Голос Божий или голос лукавого, который будет настаивать, чтобы она совершила прерывание беременности? На чью сторону она встанет? Кроме того, если женщина в эту неделю тишины предоставлена самой себе, какие чувства ее могут охватывать? Отчаяние, уныние, сомнение по поводу будущего. Поэтому, мне кажется, если бы неделя тишины сопровождалась разъяснением, утешением женщины, рассказами о том, к чему это может привести, все «за» и «против», если с ней беседовали бы люди, которые были настроены на сохранение беременности, а не на прерывание, то тогда эта мера действительно была бы до конца действенной. На данный же момент это только первый осторожный шаг. Жесткие меры в отношении совершивших аборт не всегда годны для применения потому, что люди воспитываются в разной социальной среде, в разной отдаленности от Бога. Если стать на очень жесткие позиции в отношении женщин, совершающих аборты, то тогда можно лишить людей возможности возвращения на путь покаяния, на путь к Церкви и дальнейшей религиозной жизни, отвратить от Бога. К таким людям надо подходить с сожалением, с сочувствием, с понимаем того, что они совершают неверное, и с точки зрения Церкви - преступное действие. Тем не менее святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что надо возненавидеть не грешника, а грех. Нельзя ассоциировать личность человека с тем поступком, который он совершает. Быть может, он потом будет раскаиваться в нем всю оставшуюся жизнь. Поэтому жесткие меры должны быть приняты не в отношении тех людей, которые, запутавшись, идут на этот отчаянный шаг по своему непониманию или духовному невежеству, а в отношении тех врачей и медицинских организаций, которые позволяют женщинам совершать это преступление в отношении человеческой жизни, и тех, кто легально разрешает и регламентирует возможность свободного совершения прерывания беременности. Должно быть мягкое и сочувственное отношение к женщине и строгое, требовательное отношение к тем, кто толкает людей на совершение такого шага и не помогает им в том, чтобы зарождающаяся жизнь была сохранена.
- Закон устанавливает, что пациент имеет право на (цитата): "допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации". Как бы вы могли оценить данную меру? Не нивелирует ли данное разрешение приписка в конце: "…если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации"? - Дело в том, что в законе о свободе совести были точно такие же слова. То, что подчеркивается «внутренний распорядок медицинской организации», имеет право на существование потому, что любое входящее в больницу лицо, в том числе священнослужитель, должно соорганизовывать свои действия с распорядком лечебного учреждения: операции, процедуры и проч. Иначе это может привести к нарушению нормальной работы медицинского персонала. Здесь необходимо дальнейшее развитие этого положения, которое касалось бы помощи в неотложных ситуациях. Сегодня приходится сталкиваться с тем, что, пользуясь этим положением, некоторые врачи или заведующие отделениями лишают больных возможности предсмертного напутствия в виде церковных Таинств. Реально не дают это сделать, ссылаясь на особенность распорядка данного отделения. Но ведь когда идет речь о неотложной помощи умирающему человеку, не говорится же хирургу или врачу скорой помощи о том, что он нарушает распорядок семьи, распорядок учреждения или еще чего-то. Это воспринимается как помощь по неотложным показаниям, экстренная помощь. К сожалению, до настоящего времени ряд медиков не понимают и не воспринимают, что появление священника в ряде случаев может быть экстренным и неотложным. Пациент может изъявить желание на предсмертную подготовку или же подготовку к Таинствам Церкви перед операцией в срочном порядке. Если он сегодня этого не сделает, то завтра может быть поздно: он может погибнуть на операционном столе или не дожить до следующего дня. Необходимо сделать определенную оговорку в отношении пациентов, жизнь которых находится в критических состояниях и которые будут подвергнуты в ближайшее время инвазивным медицинским вмешательствам. Этот пункт, «если не нарушает режим медицинской организации», можно было бы трактовать или предложить изменить в законодательстве на другой пункт: «Допуск священнослужителя в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения возможны при согласовании с внутренним распорядком медицинской организации. В случае неотложных критических состояний в жизни больного допуск священнослужителя не должен ограничиваться никем из медиков, если на это есть изъявление воли пациента». Это бы устранило скользкую двойственность обсуждаемого положения и сделало бы его более четким.
29 ноября 2011 г. 01:00
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений. В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.
15 апреля 2024 г. 17:00
Протодиакон Владимир Ганаба 24.07.1934–26.11.2023 26 ноября 2023 года на 90-м году жизни отошел ко Господу клирик Троицкого кафедрального собора города Подольска протодиакон Владимир Ганаба.
11 апреля 2024 г. 16:10
Схиархимандрит Варсонофий (Радута) 01.09.1938 – 08.01.2024 8 января 2024 года на 86-м году жизни преставился ко Господу старейший клирик Оренбургской епархии схиархимандрит Варсонофий (Радута).
11 апреля 2024 г. 16:00
|