iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Пастыри с открытым сердцем
На заседании Священного Синода 25 августа 2022 года было утверждено Положение о Центре поддержки миссионерских станов при Синодальном миссионерском отделе с целью  дальнейшего развития миссионерской работы в отдаленных регионах России (журнал № 86). Согласно Положению, основными задачами центра являются открытие и развитие миссионерских станов на Дальнем Востоке, Сибири и Крайнем Севере; их кадровое обеспечение; проведение социологических, аналитических исследований состояния «миссионерского поля» Русской Православной Церкви в местах расположения миссионерских станов, а также предложения по организации работы миссионерских станов; обучающие мероприятия, в том числе семинары, конференции и рабочие встречи по проблемам деятельности и развития миссионерских станов. Центр поддержки возглавил митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. С какими проблемами сталкиваются проповедники сегодня и что необходимо для повышения эффективности их служения, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
14 ноября 2022 г. 15:00
Наследники древней Алании
Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа. PDF-версия.
20 сентября 2022 г. 16:00
В армии священник нужен больше, чем автомат
Многие, кто знал протоиерея Михаила Васильева, погибшего 6 ноября 2022 года в зоне специальной военной операции на Украине при исполнении пастырского долга, отмечают его невероятную энергию. Для военных священников он был «духовным локомотивом», который очень многие вопросы и проблемы тянул на себе, пытаясь решить самостоятельно. И это ему часто удавалось, прежде всего за счет своего авторитета как среди духовенства, так и среди военных. А уважение людей с погонами он заработал, пройдя через горячие точки в Косове, Боснии, Чечне, Сирии, Абхазии, Киргизии и  Донбассе, — везде, где сражались русские воины, с ними был отец Михаил.  Он был настоятелем нескольких приходов, за свою жизнь восстановил и построил четыре храма и воспитал многих священников, окормляющих десантников. PDF-версия.    
26 января 2023 г. 14:00
Священноисповедниче Михаиле, моли Бога о нас
На заседании Священного Синода 25 августа 2022 года (журнал № 76) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской было включено имя протоиерея Михаила Союзова (12.05.1869 – 19.10.1922). 4 сентября в храме Христа Спасителя в Москве за богослужением Святейший Патриарх Кирилл совершил чин его прославления в лике святых. Память священноисповедника Михаила Союзова будет отмечаться 6/19 октября.  Протоиерей Михаил в 1919–1922 годах являлся настоятелем Князь-Владимирского собора в Петербурге. В мае 1922 года был арестован, осужден в ходе Петроградского процесса по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей»и скончался в тюремной больнице 19 октября 1922 года. В 1990 году Верховным Судом СССР судебное дело пересмотрено и издано постановление об отсутствии в деяниях осужденных состава преступления, в их числе был священник Михаил Союзов. Материалы к прославлению священноисповедника Михаила были предоставлены Санкт-Петербургской епархией. О том, как собирались необходимые для канонизации документыи каковы основные вехи жизни нового святого Русской Церкви, рассказывает Екатерина Карловская, секретарь епархиальной Комиссии по канонизации, принимавшая активное участие в этой работе.  PDF-версия.
25 октября 2022 г. 15:00
Интервью
Поклонный крест в селе Лявля
ЖМП № 11 ноябрь 2012 /  22 октября 2012 г.
версия для печати версия для печати

Николай Суханов: Мы узнаем новые факты о новомучениках каждый день

Центр по изучению и сохранению памяти новомучеников и исповедников Российских создан в Архангельской митрополии по инициативе краеведов и поисковиков. Храня память о погибших здесь в советское время тысячах заключенных, местные жители с конца 1980-х годов сами начали собирать материалы об их судьбах и открыли немало примеров подвижничества.

Исполняя решения Архиерейского собора 2011 года Архангельская митрополия поддержала усилия приходских энтузиастов и помогла им объединиться. О том, что нужно сделать для сохранения памяти о погибших за веру на Архангельской земле рассказывает руководитель центра историк-краевед Николай Суханов.

— Николай Васильевич, какие задачи ставит перед собой центр и как будет организована его работа?

— В структуре нашего центра пять отделов. Это Музей новомучеников, паломническая служба, отделы православного краеведения и археолого-поисковой работы и дирекция по организации крестных ходов.

Музей только создается. Экспозицию составят, во-первых, предметы, которые наши поисковики нашли на местах массовых захоронений, а во-вторых, документы. Тут за дело возьмутся сами потомки репрессированных в годы богоборчества священников и православных мирян. Они, а всего их около 20 человек, создали свою общественную организацию "Наследники", которая и будет искать факты о жизни погибших родственников и собирать материалы для экспозиции музея. Что-то у них уже есть в семейном архиве. Это фотографии, личные вещи, книги и письма. Кроме того, хотелось бы, чтобы экспонатами нашего музея стали две иконы, которые были найдены на местах захоронений казненных в Лявлинских лесах. Это икона Божией Матери Всех скорбящих Радость и образ великомученицы Варвары, случайно обнаруженный в реке местным рыбаком. Иконы были отреставрированы (вернее, реконструированы, так как были сильно повреждены) и переданы сейчас в Успенский храм поселка Лявли.

Прежде всего центр должен будет собирать материалы для комиссии по канонизации, а также обустраивать мемориалы на местах массовых захоронений, например в селе Лявля, где в 1928  году находилось одно из отделений Управления Северных лагерей особого назначения (УСЕВЛОН) и где нашими поисковиками была обнаружена огромная братская могила.

Особое направление — это организация крестных ходов. Надо сказать, что в митрополии есть традиция крестного хода в урочище Куртяево, которой уже семь лет. Последние годы паломники ходят сюда из Северодвинска. Так вот сейчас именно в этих местах обнаружен большой массив захоронений жертв репрессий, заключенных Ягринского Исправительно-трудового лагеря (Ягринлага), которые строили Северодвинск. Есть инициатива поставить поклонный крест в начале куртяевской дороги и организовать сюда особый крестный ход.

Последние два года мы проводим еще один крестный ход: от Музея деревянного зодчества "Малые Корелы" в село Лявлю, по местам захоронений жертв репрессий, которые нам удалось обнаружить в поисковых экспедициях. В нем принимает участие митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил.

— Насколько сами жители Архангельской области готовы участвовать в таких мемориальных акциях? Помнят ли вообще о массовых расстрелах и баржах с арестантами, затопленных в Северной Двине?

— О том, что Архангельская земля вся полита кровью, почти все наши земляки, конечно же, знают. Мы не можем сказать, что большинство населения понимает смысл подвига пострадавших за веру. Но тот факт, что начиная с конца 1980-х годов у нас появляются добровольцы, которые ищут и находят места массовых захоронений, собирают материалы о жизни погибших в местных лагерях священников и монахов, а сейчас готовы вкладывать средства в установку крестов и строительство храмов, уже говорит о многом. Митрополия поддержала инициативу достаточно многочисленной группы людей, которые многие годы занимаются православным краеведением.

Среди них Алексей Климов, преподаватель Северного Арктического федерального университета (САФУ), он возглавит отдел краеведения; Алексей Андреев, который займется организацией паломничества; Дмитрий Ильин, молодой предприниматель, специалист по спортивному туризму организовывает отдел археолого-поисковой работы; Михаил Орехов; секретарь епархиальной комиссии по канонизации краевед Светлана Суворова и другие. Нашим духовником будет протоиерей Евгений Соколов, настоятель домового храма во имя Иоанна Кронштадтского при САФУ.

Мы узнаем новые факты каждый день: вот буквально на днях обнаружили могилу протоиерея Николая Пискановского, духовного отца академика Дмитрия Лихачева, который в молодости сам прошел через Соловецкий лагерь. За последний год мы подготовили и отправили в Комиссию по канонизации святых документы на двоих православных подвижников.

С другой стороны, на общероссийском уровне о тысячах погибших на Архангельской земле знают мало. Утрата исторической памяти — это беда нашего народа. Все знают, что такое Соловки или Бутово. Но далеко не все в России слышали, что такое Холмогорский концентрационный лагерь или лявлинские захоронения. Массовые расстрелы в этих местах начались в 1920-х годах, продолжались вплоть до 1950-х. Сколько погребено в лесах человек, трудно сказать. Жители окрестных деревень считают, что не менее восьми тысяч.

Здесь нужен общероссийский мемориал, и, конечно же, мы должны молиться за тех, кто пострадал за веру. Известно, что многие из погибших были священниками и монахами. Узнавая о судьбах новомучеников, мы и сами можем укрепиться в вере. Занимаясь изучением их подвига, невозможно оставаться равнодушными.

Когда мы готовили лявлинский крестный ход, то ожидали, что придет человек 30–40, тем более что и погода не располагала к прогулкам. Но собралось более 400 человек!

— Какой путь прошли крестоходцы?

— Расстояние около 12 километров. Это места массовых захоронений. Готовились провести покаянный крестный ход более десяти лет: выясняли исторические факты, вели раскопки, возводили поклонные кресты. Доказали, что лявлинские захоронения действительно существуют. Десять железных крестов установили в населенных пунктах: Жаровиха, Уйма, Новинка, Малые Корелы, Черный Яр, Бабонегово, СОТ "Северодвинка", на островах Красный и Ельничный.

Конечно, места захоронений жертв репрессий, где возвели кресты, обозначены условно: там вся земля усеяна костями, на месте братских могил уже построены дачи, размещены военные базы и полигоны. Все десять крестов поставлены Архангельским православным союзом промышленников и предпринимателей и приходом церкви Успения Пресвятой Богородицы села Лявля.

В 1989 году мы с коллегой Владимиром Митиным сделали пробный раскоп в лесу около СОТ "Северодвинка" и нашли человеческие останки. Затем сотрудники прокуратуры Приморского района, обследовав захоронения, насчитали сорок два черепа со следами выстрела в затылок, провели экспертизу и определили, что расстрелы производились в 1934–1936 годах. На этом месте позднее приходом Успенского храма села Лявля был установлен поклонный крест. Все границы захоронений установить невозможно, так как они тянутся вплоть до берега реки, приблизительно 200–300 метров.

В октябре 2011 года по приглашению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила в Архангельск приехал старший научный сотрудник Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН, один из создателей георадара профессор Павел Морозов. Его прибор позволяет обнаружить подземные объекты, в том числе захоронения, без раскопок. Было сделано несколько проходов. Георадар обнаружил одиночные ямы глубиной от 2,5 метра до полуметра и три рва длиной 15 метров в длину и три в ширину. Эти рвы, по мнению эксперта, и нужно считать захоронениями.

— А есть ли возможности для проведения регулярных поисковых работ в дальнейшем?

— А вот поисковой работой займется молодежь — этот процесс уже отлажен. Я и сам много лет ездил в такие экспедиции. Например, трижды мы отправлялись на поиски мощей преподобномучеников Вениамина и Никифора. Архимандрит Вениамин был последним настоятелем Соловецкого монастыря, в начале 1920-х годов находился в заключении в Холмогорском концлагере, а погиб в селе Часовенском Архангельской области. Во время раскопок там мы обнаружили множество артефактов, но мощей так и не обрели. Теперь уже возраст у меня не тот, чтобы снова ехать, но нам на помощь пришло новое поколение. Сотрудниками Центра по сохранению памяти новомучеников стали несколько молодых успешных людей, они занимаются предпринимательством, а в свободное время, но при этом систематически, помогают нам. Проблем с организацией экспедиций быть не должно. Желающих поработать лопатой и кистью, думаю, более чем достаточно, наверное, будем проводить отбор, поскольку группа должна быть 20–30 человек.

 

Русский Север пережил одно из самых страшных гонений на веру Христову

комментарий митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила

Церковь торжествует, возвышается, когда претерпевает гонения. По слову святителя Иоанна Златоуста, худшее гонение для Церкви — это отсутствие всяких гонений. Мученическая кровь - очистительная жертва для всех нас. И эту жертву принесла Русская Церковь в лице своих Новомучеников и Исповедников в послереволюционное время. Ради любви ко Христу и ближнему они обрекали себя на тюрьмы, пытки и расстрелы. И мы сейчас живем и возносим молитвы Богу только благодаря их подвигу.

Русский Север пережил одно из самых страшных гонений на веру Христову. В безбожное время на Поморской земле были уничтожены и взорваны почти всех храмы; сюда по этапу привозили заключенных, здесь их расстреливали, изводили непосильным трудом, морили голодом, топили в воде. Наш Север - это "живой" антиминс. Это тысячи известных и неизвестных верующих людей, чей мученический подвиг стал украшением и прославлением Русской Церкви.

Но проходит время, и память об их подвиге начинает забываться. Мутный информационный поток заслоняет память о тех, кому мы обязаны сейчас возрождением Церкви. Поэтому во исполнение определения Архиерейского Собора 2011 года "О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших" в Архангельской митрополии создан Центр Новомучеников и Исповедников Российских. Именно сейчас необходимо как можно подробнее рассказать людям о тех героях духа, которые здесь жили, погибали в тюрьмах и лагерях, и, несмотря на все испытания, остались верны Христу.

22 октября 2012 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
К чему призывает Господь
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, которые знакомят читателей с ответами известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой, позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника.  Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
10 января 2023 г. 13:00