iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Крест на плацу
Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Интервью
ЖМП № 5 май 2014 /  20 мая 2013 г. 12:38
версия для печати версия для печати

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий: Утвердить в обществе значение подвига новомучеников

В марте Священный Синод назначил одного из самых авторитетных иерархов Русской Православной Церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия председателем Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомученников и исповедников Российских. Статус у нового совета высокий — это совет при Патриархе Московском и всея Руси. Чем он будет заниматься? И как сегодня строится работа самого Священного Синода? Об этом митрополит Ювеналий рассказывает ответственному редактору ЖМП Сергею Чапнину.

— Ваше Высокопреосвященство, на последнем заседании Синода вы были назначены председателем новой церковной структуры с довольно сложным названием — Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. С чем связана необходимость создания совета, если уже более 20 лет действует Синодальная комиссия по канонизации святых, занимающаяся прежде всего именно новомучениками?

— Синодальная комиссия по канонизации святых имеет совершенно иную направленность деятельности, нежели Церковно-общественный со­вет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Комиссия изучает материалы о канонизации подвижников благочестия, в частности о новомучениках, поступающие от Святейшего Патриарха и из епархий. Она не занимается увековечением памяти новомучеников и популяризацией их подвига. Создание же упомянутого совета является закономерным следствием постановления Архиерейского Собора 2011 года, принявшего документ по этому вопросу. Совет создан для координации усилий, которые Церковь будет предпринимать в этом направлении.

— Как вы видите цели и задачи совета? Какие первые шаги вы предполагаете предпринять?

— Цели и задачи Совета я вижу в планировании и координации мероприятий, способствующих утверждению в обществе представления о значимости подвига новомучеников. Чтобы начать эти труды, необходимо узнать, что сделано на сегодняшний день. Для этого запрошены правящие архиереи, а также предложено некоторым членам совета прислать свои отзывы. Полученные сведения будут проанализированы, и на первом пленарном заседании мы наметим шаги на пути осуществления целей совета.

— Достаточно необычно выглядит состав совета. Помимо епископов, священников и церковных историков в него входят, например, Сергей Леонидович Шумаков, первый заместитель генерального директора ВГТРК, и Игорь Михайлович Реморенко, статс-секретарь, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации. Какова их роль в деятельности совета?

— Состав Церковно-общественного совета сформирован в соответствии с его задачами. В программе его деятельности достаточно ясно прописаны такие вопросы, как освещение подвига новомучеников в средствах массовой информации, а также содействие разработке образовательных программ, посвященных их жизни. Естественно, что для реализации намеченного потребуются не только усилия архипастырей, пастырей, церковных ученых, но также и работников Министерства образования и средств массовой информации. Задачи совета настолько обширны, что мы сможем их осуществить только общими и согласованными усилиями.

— Пользуясь случаем, хотелось бы задать вам несколько вопросов о деятельности Священного Синода. Как известно, в Синоде заседают постоянные и временные члены. Различаются ли их функции, отличается ли их роль на заседаниях в принятии решений, в обсуждении различных позиций? Если да, то в чем и как это выражается?

— В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви Священный Синод, возглавляемый Святейшим Патриархом, является органом церковного управления в период между Архиерейскими Соборами. Что касается состава Синода, то он, с одной стороны, состоит из постоянных членов, которые представляют определенные кафедры или должности. Участие этих архиереев обеспечивает представительство наиболее крупных церковных образований и гарантирует преемственность в деятельности Синода. С другой стороны, к работе привлекаются временные члены, через которых осуществляется связь с епархиями, с жизнью на местах.

Что касается участия в обсуждении конкретных вопросов, то оно зависит от компетентности каждого отдельного члена Синода в том или ином пункте повестки дня.

— Кто и как участвует в формировании повестки дня очередного заседания Синода. Есть ли у членов Синода возможность накануне поработать с проектами документов?

- В соответствии с Уставом повестку дня формирует Святейший Патриарх. Он готовит ее на основании анализа текущих актуальных проблем жизни Церкви. Сейчас вошло в практику, что члены Священного Синода заблаговременно получают документы, предусмотренные повесткой. В принципе возможен и такой вариант, когда члены Синода через Предстоятеля Церкви предлагают какие-то пункты в повестку дня.

— Как собственно принимаются журналы Синода? Все ли журналы обсуждаются, возможно ли изменение проектов решений и в каких случаях это может происходить? Как происходит корректировка решений: после предварительного обсуждения принимается большинством голосов или единогласно? Возникают ли споры и дискуссии? Здесь, если возможно, хорошо бы привести примеры.

— После обсуждения очередного пункта повестки дня Святейший Патриарх предлагает проект решения. Как правило, эти формулировки принимаются единогласно. Хотя Уставом предусмотрена ситуация, когда мнения участников заседания разделились поровну. В таком случае решающее значение имеет голос председателя. На моей памяти такого не случалось никогда. Обычно Предстоятель Церкви ведет обсуждение так, чтобы дать всем присутствующим свободно высказать свое мнение, и подводит дискуссию к единогласному принятию решения. Случается, что возникает необходимость сделать резолюцию более пространной и аргументированной. Тогда по результатам дискуссии в проект вносятся определенные коррективы или дополнения.

Некоторые документы, принимаемые Священным Синодом, бывают весьма объемными. В ходе их обсуждения иногда возникает необходимость внести поправки. Конечно, наши дискуссии не имеют ничего общего с тем, что подчас демонстрируется на телевизионных экранах. На синодальных заседаниях идет взаимоуважительная и плодотворная работа по выработке решения того или иного вопроса.

Если говорить о примерах, то, как известно, в последнее время происходит значительное увеличение епископата нашей Церкви. Кандидаты сначала получают рекомендацию от правящего архиерея, затем с ними знакомится управляющий делами Московского Патриархата, далее каждого из них принимает для подробной беседы Святейший Патриарх. Лишь после этого на заседании Священного Синода представляется кандидат во епископы. Так вот, бывали случаи, когда предложенный священнослужитель во архиереи не избирался. Думаю, что это вполне убедительный пример того, что решения Синода принимаются в демократичной обстановке.

— Не раз приходилось слышать, что форма «слушали-постановили» для решений одного из высших органов церковной власти выглядит очень старомодно и громоздко. Как вы думаете, возможно ли оформлять решения Синода в какой-то иной, более современной форме? Например, как отдельные постановления. Такую форму, в частности, использует сегодня Правительство России.

— Если честно говорить, то из вашего вопроса я впервые узнаю, что здесь есть какая-то проблема, какая-то нужда в модернизации. Ведь журналы Синода и являются краткими постановлениями. С моей точки зрения, нет никакой очевидной необходимости вносить в эту практику какие-либо изменения.

— Вы много лет участвуете в заседаниях Синода как его постоянный член. Меняется ли как-то характер работы синодалов? Уместно ли говорить о том, что работа становится более эффективной?

— Обычно о каждом периоде истории принято говорить, что он самый лучший в сравнении с предшествующими. Если же быть объективным, то надо признать, что эффективность зависит от многих факторов. Когда я начал участвовать в работе Священного Синода четыре десятилетия тому назад, условия жизни Церкви не имели ничего общего с тем, что мы видим сегодня. С тех пор в Русской Православной Церкви были разные Предстоятели, личности которых также оказывали влияние на работу Синода. Почти полвека тому назад он собирался два-три раза в год, и для обсуждения повестки дня было достаточно одного предобеденного заседания. В настоящее время Синод работает один-два, а то и три полных дня, и происходит это в течение года гораздо чаще.

Вспоминаю, как недавно один из членов Синода спросил Святейшего Патриарха Кирилла, не нарушает ли его внутреннее равновесие то, что даже по вроде бы несложным вопросам на заседаниях иногда возникает оживленная дискуссия. На это Его Святейшество ответил, что, напротив, это помогает ему найти правильное решение той или иной проблемы на основе опыта современной церковной жизни.

Широкое развитие различных форм социального и просветительского служения требует от руководящего органа квалифицированного подхода и вдумчивого отношения к жизни Церкви сегодня. В этой связи Святейший Патриарх постоянно напоминает об ответственности, лежащей на каждом из членов Священного Синода. Поэтому идет углубленное и детальное обсуждение вопросов повестки дня, что, естественно, имеет следствием возросшую продолжительность заседаний.

20 мая 2013 г. 12:38
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00