выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Интервью
ЖМП № 9 сентябрь 2012 /  31 августа 2012 г.
версия для печати версия для печати

Митрополит Ювеналий: Нельзя разделить патриотизм и преданность Православию

В преддверии празднования 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ответил на вопросы ответственного редактора "Журнала Московской Патриархии" Сергея Чапнина.

- Ваше Высокопреосвященство, 200-летие Отечественной войны 1812 года – одно из центральных событий нынешнего года. Какие цели и задачи Вы ставили, формируя епархиальную программу, посвященную этому знаменательному событию?

- Прежде всего, нужно сказать о том, что празднование юбилея будет и общецерковным, и общегосударственным. Особенность положения Московской епархии в том, что решающие события, связанные с войной 1812 года, происходили на ее территории.

Святейший Патриарх Кирилл образовал в апреле этого года Организационный комитет по празднованию юбилейных дат в 2012 году под моим председательством. Нами был разработан план празднования. О нем можно сказать подробнее.

2 сентября состоится государственное торжество с участием Президента России В.В. Путина на Бородинском поле. 7 сентября будет осуществлено принесение в Бородино из Смоленска исторической Смоленской иконы Божией Матери, перед которой российское воинство совершало молитву в ожидании сражения на Бородинском поле. На следующий день на поле боевой славы в Спасо-Бородинском монастыре будет совершена Божественная литургия, за которой последуют крестный ход на батарею Раевского и молебен в "воспоминание избавления Церкве и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык".

Следует отметить, что ежегодно в Московской епархии в Спасо-Бородинском монастыре и собственно на Бородинском поле совершаются молитвы в память о событиях 1812 года. Поэтому будет вполне органичным наше участие и в торжествах в этом году.

- В августовском номере "Журнала Московской Патриархии" опубликован большой очерк по истории Спасо-Бородинского монастыря. Какова сегодня, с Вашей точки зрения, роль монастыря в деле сохранения памяти о войне 1812 года?

- Эта обитель, постепенно восстанавливающаяся после периода разрушения и поругания, продолжает исполнять ту миссию, которая на нее была возложена еще при основательнице – игумении Марии (Тучковой). Она состоит в том, чтобы молитвенно поминать воинов, положивших жизни свои за Отечество и веру православную. Помимо этого, монастырь сотрудничает с расположенным тут же военно-историческим музеем и, таким образом, содействует духовно-патриотическому воспитанию многочисленных посетителей Бородина.

- Какие еще монастыри и храмы Московской епархии связаны с событиями Отечественной войны 1812 года?

- Их у нас немало. К юбилею мы опубликовали иллюстрированную брошюру, повествующую о них. Речь идет об Успенском Колоцком и Лужецком Богородицерождественском монастырях, о Екатерининской и Вознесенской Давидовой пустынях, Богоявленском соборе в Ногинске и Успенском соборе в Дмитрове и многих других храмах.

Поражение Наполеона стало свидетельством торжества правды Божией. Святитель Филарет Московский, рассуждая по этому поводу писал: "Оставив Бога, оно (государство) может быть оставлено самому себе, по закону долготерпения, или в ожидании его исправления, или в орудие наказания для других, или до исполнения меры его беззаконий; но вскоре поражается правосудием".

Изгнание захватчиков и триумф российского воинства воспринимались современниками как свидетельство торжества православия и знак Божиего благоволения к России. В связи с этим особо хочется обратить внимание на то, что в воспоминание о победе над врагом в Подольске был построен величественный Троицкий собор. 16 сентября в этом храме на богослужение соберется духовенство всех исторических обителей и церквей, чье прошлое связано с Отечественной войной 1812 года. Тогда же в городе планируется и масштабная военно-историческая реконструкция.

- Книга "Пушки у святых ворот" - это не только переиздание воспоминаний о Новодевичьем монастыре в 1812 году, но и серьезное историческое исследование. Расскажите, как готовилось издание этой книги?

Дело в том, что исторические материалы, вошедшие в состав этого сборника, были много лет назад обработаны Л.И.Шлионской, сотрудницей отделения Государственного исторического музея, располагавшегося в Новодевичьем монастыре. Плоды этих трудов увидели свет только после того, как обитель была передана Церкви. Можно сказать, что это издание является свидетельством доброго и конструктивного сотрудничества между светской и церковной наукой.

- Что для Вас представляется важным и значимым в событиях Отечественной войны 1812 года? Что для нас, живущих в России сегодня, значит память о той войне?

- Наполеоновское воинство несло жителям стран, в которые оно вторгалось, многочисленные мучения, важнейшим из которых было поругание веры, уничтожение храмов и осквернение святынь. Свидетелем того был и Новодевичий монастырь, чудом спасенный сестрами от разрушения. А у стен обители врагом был взорван храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, который ныне планируется восстановить. В связи с этим Святейший Патриарх Кирилл благословил принести чудотворную Смоленскую икону 15 сентября в Новодевичий монастырь, место особого почитания этого святого образа.

Сопротивление врагу стало для нашего народа, прежде всего, делом духовного подвига. По слову святителя Филарета, "усердие к вере превращалось в пламенную, неутолимую ревность наказать ее хулителей и даже в ободряющую надежду, что враг Божий недолго будет счастливым врагом нашим". Поэтому применительно к подвигу защиты Родины в 1812 году можно говорить о неразделимости патриотизма и преданности православию. Думаю, что этот пример может подвигнуть наших современников к серьезным размышлениям о том, какой надлежит быть ответственности гражданина перед своим народом и Отечеством.

31 августа 2012 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи