![]()
Духовное образование без границ С созданием в конце 2021 года Патриаршего экзархата Африки Русской Православной Церкви возникла острая необходимость в подготовке духовенства для местных приходов. Почти год назад, в ноябре 2022 года, одиннадцать студентов приехали в Россию, чтобы получить духовное образование и стать затем православными пастырями у себя на родине. Как выстроена в Санкт-Петербургской духовной академии система обучения иностранцев и какие трудности приходится преодолевать африканским студентам, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель международного отдела академии протоиерей Димитрий Сизоненко. PDF-версия.
27 июля 2023 г. 14:30
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу» Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Докторантура в системе подготовки научных кадров Русской Православной Церкви Отвечая на вопросы корреспондента «Журнала Московской Патриархии», начальник отдела докторантуры ОЦАД протоиерей Алексий Марченко затронул актуальные вопросы подготовки кадров высшей научной квалификации в докторантуре. PDF-версия.
16 ноября 2022 г. 17:00
Воспитывать эрудированных и духовно просвещенных пастырей Официальной датой учреждения Смоленской православной духовной семинарии (далее СПДС) считается 5 мая 1995 года. Но ее основы были заложены архиепископом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Патриарх Московский и всея Руси) еще в 1988 году при создании Смоленского межъепархиального духовного училища. Какие основные этапы в своем развитии прошла эта духовная школа и чем живет в наши дни, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
21 ноября 2021 г. 15:00
Протоиерей Владимир Воробьев: «В этом мире без подвига ничего хорошего не сделаешь» В этом году ректору Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерею Владимиру Воробьеву исполнилось 80 лет. Известный московский священник рассказал «Журналу Московской Патриархии» о том, как жили верующие семьи в советское время, как москвичу и кандидату наук было непросто стать священником, как зарождался Свято-Тихоновский университет и чем ценен для нас подвиг новомучеников. PDF-версия.
3 июня 2021 г. 16:00
Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Духовная литература — фундамент русской классики» Сегодня, 14 марта, отмечается День православной книги. День православной книги — это праздник, появившийся чуть более десяти лет назад, но ставший ожидаемым событием церковной жизни. Это торжество напоминает о значении православия в жизни нашего государства.
3 января 2020 г. 15:45
Митрополит Калужский и Боровский Климент: Молиться и созидать Митрополит Калужский и Боровский Климент почти не расстается с компьютером и забыл, что такое отпуск. Его график работы поражает своей плотностью, а география командировок — разнообразием направлений. Как и разнообразие сфер, в которых владыка задействован: и образование, и экономика, и издательское дело, литература, искусство и даже роботизация. Как митрополиту Клименту удается совмещать окормление калужской паствы с другими послушаниями, он рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» накануне своего 70-летия. PDF-версия.
21 августа 2019 г. 12:10
Вуз под вязом Московскому православному институту святого Иоанна Богослова четверть века. Патриарх Алексий II благословил создание вуза в октябре 1992 года. Но время вплоть до начала следующего учебного года ушло на выработку образовательной концепции, формирование программ, поиск оптимальной структуры, подбор профессорско-преподавательского состава и нахождение в Москве помещений для учебных аудиторий. Так что реальное обучение студентов началось лишь в 1993 году. Поэтому именно сейчас уместно говорить о 25 годах деятельности вуза, на официальном логотипе которого теперь красуется дорогой сердцу каждого москвича абрис одного из известнейших и почитаемых храмов Первопрестольной — церкви святого апостола Иоанна Богослова под вязом на Новой площади. ПДФ-версия
26 октября 2018 г. 11:00
В Москве открылась конференция, посвященная духовному наследию сщмч. Иринея Лионского В Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия начала работу V международная патристическая конференция «Святитель Ириней Лионский в богословской традиции Востока и Запада». Доклады ее участников включают литературное наследие сщмч. Иринея Лионского, его историческое окружение, вклад в богословскую полемику, его учение о Боге, мире и человеке, особенности его библейской экзегетики, а также рецепцию идей святого Иринея в последующей христианской традиции Востока и Запада.
19 апреля 2018 г. 21:10
Без царя в голове Статистика свидетельствует: в канун великих потрясений Русская Церковь находилась в сложном положении. Общее количество священников и приходских храмов явно не успевало за темпами роста православного населения империи, прихожане в географическом отношении отдалялись от храмов, миллионы детей не имели возможности получить как общее начальное образование, так и самые общие представления о православной вере. В предвоенный период государственная власть предприняла совершенно исключительные усилия для распространения начального образования в России. При сохранении общей динамики финансирования отрасли эта важнейшая задача могла быть решена в течение нескольких лет мирной жизни. Но помешали война и революция. PDF-версия
5 февраля 2018 г. 13:00
|
![]()
ЦВ № 15-16 (460) август 2011 /
30 августа 2011 г.
Кирилл Писенко: В столице растет популярность церковноприходских школГруппа преподавателей и студентов Российского православного университета имени святого апостола Иоанна Богослова совершила ознакомительный объезд православных школ Москвы и Подмосковья. О своих впечатлениях рассказывает преподаватель РПУ, кандидат юридических наук Кирилл Писенко. — Кирилл Андреевич, каково ваше впечатление от православных школ? — До того как отправиться с рекрутинговой миссией по православным гимназиям, я был незнаком с системой среднего православного образования. Весь мой опыт общения с преподавателями и детьми из верующих семей был ограничен работой вожатым в летнем лагере лет десять назад. О православных школах я слышал много разных мнений. В частности, что это мини-секты, где детей бьют розгами, ставят на горох и дают непонятно какое образование. Однако с первых же минут общения с детьми и педагогами все опасения по поводу православных школ рассеялись. Прием везде был очень доброжелательным, мы увидели квалифицированных педагогов, умных, любознательных детей, кругом царила атмосфера добра, семейственности. Всё это создается целым комплексом различных факторов. В каждой школе есть либо храм, либо молельная комната. Либо храм находится рядом со школой. Во всех школах есть трапезная, где школьники кушают. При этом они молятся перед едой, молятся перед началом и по окончании учебы. Кругом иконы, стенды с событиями из церковной жизни, истории, рисунки, в которых удачно сочетаются детское творчество и православное искусство. В составе преподавателей обязательно присутствуют священники. Конечно, многие батюшки очень заняты, но педагоги стараются, чтобы священники регулярно посещали школу, проводили беседы и т.д. Всё это и дает нужный эффект. — Что вы можете сказать об уровне образования в православных школах? — Уровень образования в православных школах разнится. Что касается возможностей поступления в вуз после окончания православной школы, то это вещь достаточно индивидуальная и зависит не только от школы, но и от ученика, его способностей, желания, усидчивости и других качеств. В целом уровень поступлений в институт достаточно высок. За счет того, что подростки, закончившие православные школы, не подвержены многим порокам жизни, они более открыты для информации, ответственнее подходят к обучению. Их церковность позволяет им шире смотреть на окружающий мир, лучше воспринимать и анализировать информацию. Во многих школах большое внимание уделяется участию детей в городских, областных и общероссийских конкурсах, олимпиадах и т.д. Они работают в контакте с ведущими вузами, приглашают специалистов для помощи и консультаций. То есть православные школы — это не гетто, которые не имеют связи с образовательной средой. — По вашему ощущению, насколько воцерковлены дети, которые приходят в православные школы? — В некоторых школах наши визитации совпали со встречами школьной администрации с родителями. Мы выяснили, что далеко не всегда в православную школу поступают дети из воцерковленных семей. Значительная часть родителей, которые отдают своих детей в православное учебное заведение, скорее сочувствует православию. Они видят в Церкви положительный элемент общественной жизни и воспринимают ее как некий гарант в преодолении социальных зол. Такие родители приходят в православные школы и находят там позитивную атмосферу, которая подтверждает их интуитивные ощущения. По этой причине сегодня в православных гимназиях большой конкурс. — То есть кому-то приходится отказывать? — Да, многие школы вынуждены отказывать в приеме детей, потому что им элементарно не хватает помещений, классов и т.д. Вводятся различные ограничения. Например, где-то обязательным при устройстве детей является благословение духовника. Хотя с точки зрения миссии и возможностей педагогов, у которых есть желание работать с большим количеством детей, это неправильно. В итоге получается, что в православные вузы практически нет конкурса, а в школах спрос значительно превышает предложение. Мы с одним директором подсчитали, что количество выпускников православных школ на всю Москву не превышает 200 человек в год. Что такое 200 человек на количество не то что всех московских, а хотя бы православных вузов? Притом что поступление в РПУ и ПСТГУ не является целью всех выпускников. Есть масса других государственных вузов, где можно получить достойное образование и в которых при этом есть храмы, кафедры теологии. Таким образом, из выпускников православных школ до православных вузов доходят немногие. Православным школам необходимо помогать. По словам одного из директоров, если хотя бы на каждый округ — а их у нас всего десять — было полноценное школьное здание, в котором бы могла разместиться православная гимназия, ситуация бы изменилась. Может быть, для этого понадобится уплотнить две школы, в которых ощущается явный недокомплект, а освободившееся здание передать православным энтузиастам. Ведь социальный спрос есть, более того, он огромный. — Вы назвали благословение духовника одним из требований при приеме ребенка в школу. Существуют ли еще какие-нибудь критерии приема? Например, учитывают ли способности ребенка? — В тех школах, где мне удалось побывать, были серьезные критерии отбора. С детьми проводились собеседования, их тестировали и таким образом выявляли самых способных. С другой стороны, к родителям также предъявлялись определенные требования. При прочих равных предпочтение отдавали детям из воцерковленных семей. В этом случае у ребенка не будет барьера между молитвенной жизнью в храме и в семье. В то же время есть школы, которые готовы принимать любых детей. В основном это учебные заведения, которые находятся не в густонаселенном районе. При этом, если родители недостаточно воцерковлены, с ними проводится отдельный разговор. Семья берет на себя определенные обязательства. Например, читать утренние и вечерние молитвы, не смотреть телевизор. При этом на родителей не давят. Им просто объясняют, зачем это надо. — Не возникает ли на этой почве разногласия и непонимания между родителями и педагогами? — В отношениях между родителями и школьной администрацией бросается в глаза то, что в православных школах нет органов родительского самоуправления. Что это? Боязнь руководства школы лишней демократии? Боязнь, что разрушится система, что родители не готовы? У меня нет информации по этому поводу, но, думаю, этот факт заслуживает серьезного обсуждения. Так или иначе, но участие родителей в школьной жизни не должно ограничиваться только финансовыми пожертвованиями. Необходимо подумать о развитии традиционных форм общественного контроля и самоуправления. Родительские комитеты могут совместно с руководством помогать школе в решении проблем, брать на себя какие-то обязанности. Может, тогда преодоление материальных нужд и рост православных школ выйдут на новый уровень. — Часто православные школы упрекают в том, что по мере вращения в среде школьники превращаются в циников по отношению к религии. В школе от них требуют одного, а когда они выходят за порог школы, приходят домой, то видят совсем другую жизнь. В итоге они перестают доверять взрослым, учителям, у них развивается двуличие. — Думаю, что в том или ином аспекте это вещь неизбежная. И виноваты в этом не столько школы, сколько семья, окружающий мир, в который окунаются дети, покинув школьные стены. В то же время такая ситуация очень субъективна и зависит от ряда факторов. Каков конкретный состав педагогов, детей, откуда они пришли, православны ли их семьи? Это каждый раз отдельная история. В беседе с руководством вырисовалась заинтересованность в развитии непрерывного православного образования: сад — школа — вуз. Поскольку дети не все имеют генетическую закваску церковности, выходя из школы в вуз, они подвергаются мощному воздействию среды и не всегда бывают готовы противостоять духовным искушениям. Поэтому учеба в серьезном вузе, дающем полноценное образование, но основанном на церковных ценностях, — это хорошая платформа для перехода к зрелости. — Сейчас в связи с реформой образования высказывается мысль, что православные школы станут оазисами, куда негативные последствия реформы не проникнут. — Они уже являются оазисами. Пока еще мало кто понимает, что будет в результате реформы, но, насколько мне известно, она предусматривает взимание с учеников платы за отдельные предметы. Я думаю, что на этой почве православные школы станут еще более востребованы. Несмотря на то что в православных школах с практически нулевым бюджетным финансированием приветствуются пожертвования со стороны родителей, там всегда идут навстречу семьям, которые находятся в трудном материальном положении. Естественно, что, если вся система образования будет переходить на платную основу, востребованность православных школ возрастет. Другое дело, что, как я уже говорил, школы будут просто физически не способны принять такое количество детей. Кстати, параллельно с программой по строительству в Москве новых храмов можно было бы подумать и над проблемой нехватки школьных зданий. — Какое место, на ваш взгляд, православные школы занимают в общей системе образования? Если оставить в стороне воспитание, в чем состоит их образовательная функция? — Мне представляется очень важной интегративная функция православных школ. Православный педагог должен быть способен выполнить требования образовательного стандарта и в то же время прокомментировать тот или иной факт с позиций православия, интегрировать его в контекст преподаваемого предмета. Это непросто. Поэтому сегодня надо создать методические пособия для преподавателей, где бы с учетом действующего стандарта в качестве побочного материала было прописано, как подать тот или иной урок с учетом православного компонента.
30 августа 2011 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Светлана Кекова: «Человек, творящий словом» В этом году одним из лауреатов Патриаршей литературной премии стала поэт Светлана Кекова. В ее творчестве ключевое место занимает православная тема. Ее стихи передают пасхальный взгляд на мир и чувство благодарности Творцу. В интервью «Журналу Московской Патриархии» Светлана Кекова поделилась своими мыслями о современной русской литературе. PDF-версия.
29 ноября 2023 г. 15:00
Помочь молодому человеку найти свой путь Сегодня существует серьезная угроза институту семьи. Снижение уровня культуры и насаждение чуждых нашему обществу идеалов ставят под вопрос необходимость следования христианским ценностям и соблюдение многовековых нравственных норм, на которых держится наше общество и от которых зависит бытие мира в целом. Особенно сильное разрушительное воздействие эти факторы вкупе с отрицательными сторонами технического прогресса оказывают на молодое поколение, на тех, чья личность только формируется. Как противостоять этому? Как найти общий язык с молодым поколением? Как воспитать детей в традициях православной культуры? Что может объединить нас всех? Конечно, наша православная вера и Господь. О первом опыте, о том, как священнослужители начали диалог со старшеклассниками и о чем они говорят, рассказал иерей Николай Богатов, клирик Преображенского собора города Люберцы Московской области. PDF-версия.
27 ноября 2023 г. 15:00
Митрополит Даниил (Нусиро) 05.09.1938–10.08.2023 10 августа 2023 года на 85-м году жизни отошел ко Господу Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви Митрополит Токийский и всей Японии Даниил (Нусиро).
24 ноября 2023 г. 14:00
Глава Издательства Московской Патриархии поздравил редакцию «Журнала Московской Патриархии» с 80-летием возобновления выпуска журнала Сегодня, 24 ноября 2024 года, Главный редактор Издательства Московской Патриархии и «Журнала Московской Патриархии» епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай поздравил коллектив редакции «Журнала Московской Патриархии» с 80-летием возобновления выпуска журнала, которое отмечается в этом году.
24 ноября 2023 г. 12:00
Спасительное благовестие новомученика В Издательстве Московской Патриархии есть уникальный проект — книжная серия «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников: их богословские труды, проповеди, статьи, касающиеся различных сторон церковной жизни, письма, дневники, стихотворения — все, что связано с жизнью и церковным служением того или иного новомученика, о ком удается собрать разрозненные по архивам и частным собраниям уцелевшие сведения. В серии уже вышло двадцать три книги, четыре из которых содержат духовное наследие священномученика протоиерея Иоанна Восторгова. Еще при жизни этого пастыря — видного церковного писателя, проповедника, миссионера — увидело свет его пятитомное собрание сочинений. Недавно удалось обнаружить большой корпус неизвестных материалов протоиерея Иоанна, которые легли в основу современного издания. В одном из томов — «Взыщите Господа!» — собраны cлова и речи священномученика, обращенные к юной пастве. О том, как возникла эта книжная серия и каких авторов она представляет, рассказывает главный редактор «Церковности» протоиерей Максим Максимов. PDF-версия.
22 ноября 2023 г. 15:00
|