выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Первенство как политический институт
Восемнадцатого ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, свой 30-летний юбилей празднует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви. За тридцать лет университет закончили более пятнадцати тысяч человек.  Среди них 16 архиереев, более 1000 священников и 150 монашествующих. ПСТГУ также является крупнейшим церковным научным центром, в котором трудятся член-корреспондент РАН, два члена-корреспондента РАХ, 45 докторов наук и 203 кандидата наук. В Свято-Тихоновском университете преподают и занимаются наукой первый кандидат теологии в России протоиерей Павел Хондзинский, первый доктор теологии протоиерей Олег Давыденков и первая в России женщина — доктор церковной истории профессор Наталья Юрьевна Сухова. Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующего лабораторией исследований церковных институций священника Павла Ермилова посвящена генезису  одного из актуальных в православном богословии вопросов — о первенстве в Церкви. PDF-версия.
12 декабря 2022 г. 17:00
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
Новости
Пастырское богословие: учебник для бакалавриата теологии / Под общей редакцией митрополита Илариона (Алфеева).  М.: ИД «Познание», 2021. — 384 с.
ЖМП № 6 июнь 2021 /  26 июля 2021 г. 17:00
версия для печати версия для печати

Богословие пастырства для будущих священнослужителей

ВЫШЕЛ В СВЕТ НОВЫЙ УЧЕБНИК ДЛЯ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ТЕОЛОГИИ

Под эгидой Общецерковной аспирантуры и докто­ран­туры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Издательский дом «Познание» выпустил очередную новинку из корпуса новых учебников для высших духовных школ. Под общей редакцией митрополита Волоколамского Илариона серия «Учебник бакалавра теологии» пополнилась важнейшей книгой для будущих священнослужителей — «Пастырским богословием». PDF-версия.


Авторитетный коллектив авторов (а это 13 опытных специалистов с колоссальным преподавательским стажем) трактует предмет изучения как пересечение двух важнейших для священника сфер знания. Это рассмотрение, с одной стороны, спектра основных богословских дисциплин (литургики, гомилетики, библеистики, аскетики) с позиций пастыря Церкви и, с другой, развитие умения справляться с вызовами мира, основанного на опыте апостолов, святых отцов и выдающихся священнослужителей. Задача на первый взгляд кажется посильной разве что ученым-­теологам. Но это, разумеется, книга не только для богословов, хотя и у них не будет зря занимать место на полке, и именно в этой универсальной обращенности заключается ее главное достоинство. Учебник будет полезен как студентам и преподавателям духовных учебных заведений, священнослужителям, так и всем интересующимся проблематикой пастырского служения. Авторы доступным языком ведут диалог с основной своей аудиторией — молодыми людьми, обучающимися в духовных школах на ступени бакалавриата. Пособие грамотно выстроено с методической точки зрения. Пять крупных разделов — «Богословские и канонические аспекты пастырства», «Подготовка к пастырскому служению», «Внутренняя, семейная и частная жизнь пастыря», «Приходское служение пастыря», «Практические грани служения пастыря» — представляют основные аспекты изучаемой дисциплины. Параграфы внутри каждого раздела акцентируют внимание в первую очередь на практических аспектах того или иного направления пастырского богословия. Так, например, в разделе «Подготовка к пастырскому служению» таких частей две — «Пастырское призвание» и «Хиротония и сорокоуст», в разделе «Приходское служение пастыря» — три: «Община и приход», «Пастырское душепопечение и духовничество», «Проповедь». Каждый параграф заканчивается традиционными для учебных пособий контрольными вопросами для лучшего усвоения пройденного.

Подобная структура пособия чрезвычайно удобна, поскольку дает возможность уделить внимание всем темам предмета, несмотря на продолжительность курса и объем выделенных для изучения аудиторных часов. 

В заключение необходимо отметить, что авторы не прячутся за строгой академической вывеской профиля издания, уделяя внимание и таким острым вопросам современной жизни священнослужителя, как карьеризм, пастырское выгорание, самообольщение, лжестарчество и многим другим.


Это первый учебник, обобщающий современные представления о пастырском служении

Протоиерей Павел Хондзинский, декан Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор богословия, кандидат наук по теологии

И до революции, и в ХХ веке публиковались только авторские курсы лекций по пастырскому ­богословию — иногда очень интересные и сохраняющие свою ценность до сегодняшнего дня, как, например, курсы митрополита Антония (Храповицкого) или архимандрита Киприана (Керна), но тем не менее, именно в силу своего личностного характера, и ограниченные в чем-то, и неизбежно несущие на себе отпечаток эпохи. Так, ни в одном дореволюционном учебнике вы не найдете главы, посвященной семейной жизни пастыря. Устойчивый сословный быт синодального духовенства делал такого рода попечение излишним. Но теперь мы живем в мире, расцерковленность которого «дотягивается» так или иначе и до священника, и до его семьи, и сегодня дать будущим пастырям в этом отношении необходимые ориентиры представляется достаточно важным и необходимым. Или, например, такая актуальная ныне глава, как «Больничное служение священника», эта тема в новом учебнике пастырского богословия также представлена впервые; или вынесенные в приложение к учебнику «Основы пастырской психиатрии».

Конечно, объять необъятное нельзя. Кстати, получая рецензии, мы сталкивались иногда с совершенно противоположными мнениями. Кому-то казалось, что надо увеличить богословскую часть учебника, а кому-то не хватало практических указаний. Мне бы, например, хотелось, чтобы в учебник вошел раздел, описывающий своего рода типологию русского пастырства. Но я прекрасно понимаю, что если пытаться исполнить все пожелания, то учебник, во-первых, никогда не выйдет, а во-вторых, будет непригоден для освоения в рамках имеющего определенные требования учебного процесса.


Каково правильное устроение пастыря, потерявшего свою супругу? Лишь одно — не допускать до себя помысла о невозможности удержать плотскую страсть, восполняя собственную немощь нелицемерной молитвой и надеждой на Бога (помня о силе священнической благодати, «оскудевающее восполняющей»). Схиархимандрит Иоанн (Маслов) приводит советы преподобного Амвросия Оптинского пастырям, искушаемым блудной страстью: «Противу блудных помыслов вооружайся воздержанием в пище и сне; старайся всегда находиться в труде и при деле, а паче всего имей везде и всегда смирение и самоукорение, не осуждай никого. Смирение в том и состоит, чтобы не осуждать и не укорять».

(Из раздела «Внутренняя, семейная и частная жизнь пастыря», глава «Искушения в жизни пастыря»)


Призванный к пастырскому служению священник — будь он настоятель или рядовой клирик — должен сознавать, что ему нельзя оставаться просто требоисполнителем, строителем, организатором всесторонней приходской деятельности и что его служение — это не просто способ зарабатывать на жизнь. Административно-хозяйственные, организаторские заботы, умение общаться с сильными мира сего, находить деньги для строительства храма и выполнения социально-образовательных программ — далеко не самое важное дело, так как прежде всего он обязан быть пастырем. В этом смысле нет принципиальной разницы между пастырским служением настоятеля и рядового священника.

(Из раздела «Приходское служение пастыря», глава «Община и приход»)


Пастырское богословие: учебник для бакалавриата теологии / Под общей редакцией митрополита Илариона (Алфеева). М.: ИД «Познание», 2021. — 384 с. ISBN 978‑5‑6044872‑4‑2. Митрополит Волоколамский Иларион, епископ Верейский Пантелеимон, епископ Скопинский и Шацкий Питирим, прот. В. Воробьев, прот. Н. Емельянов, свящ. М. Легеев, прот. Д. Лескин, прот. Д. Рощин, прот. Д. Смирнов, прот. П. Хондзинский, свящ. А. Черный, В. Г. Каледа, Н. Ю. Сухова. 

26 июля 2021 г. 17:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00