iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету - четверть века
Первый набор студентов Православный Свято-Тихоновский богословский институт, как тогда назывался ПСТГУ, провел осенью 1992 года. И тогда же состоялся первый в истории ПСТБИ торжественный акт — в день избрания святителя Московского Тихона на патриарший престол, 18 ноября, ставший по патриаршему благословению институтским праздником. Первый в Церкви университет — ведущее в России православное высшее учебное заведение открытого типа, ежегодно выдающее государственные дипломы установленного образца по десяткам специальностей, преодолело за этот период колоссальный путь. «Журнал Московской Патриархии» устами ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева вспоминает главные вехи на этой дороге и рассказывает об основных задачах развития вуза. PDF-версия Но сначала мы приглашаем читателей на небольшую экскурсию в университетский городок в столичном районе Марьино. PDF-версия
20 ноября 2017 г. 11:30
Новости
Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий. Фото Алексея Реутского
1 февраля 2015 г. 12:55
версия для печати версия для печати

Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий: Необходимо четкое понимание конечной цели - кого формирует духовная школа

В рамках XXIV Рождественских чтений в Храме Христа Спасителя состоялась секции «Воспитание в духовных школах: богословские и психологические аспекты» и «Психологические проблемы и церковная жизнь», участники которых размышляли о проблемах обучения будущих пастырей и о объеме их компетенций в области психологии и душепопечения.

О подготовке будущих пастырей говорили на секции «Воспитание в духовных школах: богословские и психологические аспекты». Участники секции размышляли над вопросом- что есть «пастырь добрый», какими качествами он должен обладать и как их в нем воспитать. Ведущий секцию ректор Хабаровской духовной семинарии (ХДС), канд.психол.наук митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий ответил на эти вопросы в докладе «Основной фактор и критерий акмеологического развития пастыря». Он убежден, что деятельность духовных школ должна основываться на принципах системности. «Системно должен быть организован научный, учебный, воспитательный процесс, и все внутреннее образовательное пространство, - подчеркнул архиерей. - А для этого необходимо четкое понимание конечной цели - кого формирует духовная школа - сформулированной в духовно-психолого-педагогических терминах и понятиях. Но такого «конечного портрета» мы как раз и не имеем, хотя попытки создать его осуществляются. С другой стороны, современный пастырь призван совершать свое служение в совершенно новых, нетрадиционных для Церкви условиях и обращаться со словом Божьим к современным, в большинстве своем нецерковным людям. Поэтому нужно этого знать их проблемы, которые, в основном, имеют характер не духовный, а психологический. И то, и другое требует от пастыря не только знаний в психологии, но и определенных психологических навыков». Митрополит Игнатий рассказал, что главным фактором в воспитании семинариста является, по терминологии пасторологов, развитие в нем «пастырского настроения», которое заключает в себе три основных элемента: посредничество, пастырскую любовь и самоотвержение.

«Если наш студент на воспринимает себя, как посредник между Богом и своими прихожанами, если он не относится к людям с пастырской любовью, если он самоотверженно не служит им, он не может быть пастырем»,- подчеркнул выступающий. Поэтому в ХДС создаётся практико-ориентированная система обучения, когда все, что семинаристы изучают теоретически, в аудиториях, они закрепляют, применяют, опробуют в работая в епархиальных отделах. Это называется — пастырская практика. Молодые люди помогают в больницах и бездомным, ходят в тюрьму, участвуют в организации молодежной работы на приходах и т.д. Им приходится преодолевать собственные брезгливость, отвращение, эгоизм, невежество. Но в результате осознают свое призвание к тому или иному направлению работы. А практическое использование теоретических знаний дает более глубокое усвоение материала и усиливает мотивацию к учебе.

Говоря о трудностях, с которыми придется столкнуться организаторам такой практики,  руководитель пастырской практики в ХДС священник Евгений Сергеев уточнил, что не просто подобрать мероприятия, которые бы не только развивали семинаристов, но и были бы им по силам. Или совместить учебное задание семинариста с учебной программой. Каждый отдел обычно преследует свои цели и для участия в мероприятии семинариста план нужно дорабатывать. Кроме того, сложно подобрать учебное задание к конкретному мероприятию отдела. Поэтому нужен куратор, выполняющим функцию связующего звена между епархиальным отделом и семинаристами.
Известно, что в своем служении священникам приходится общаться в том числе и с людьми, находящимися в тяжелом душевном состоянии. Например, получившими психологическую травму и находящимися в острой стрессовой ситуации (смерть близких, насилие и т. д.) или с теми, кто запутался в собственных психологических проблемах. О том, как распознать суть проблемы, с которой обращается человек, а главное, чем может ему помочь священник, делились практическим опытом остальные участники секции.

Так кризисный психолог Михаил Хасьминский организует консультативную помощь людям в стрессовой ситуации на группе сайтов «пережить.ру». Об актуальности портала говорит посещаемость — 70 тыс. человек в день. Доклад был посвящен теме «Особенности эмоционального и чувственного восприятия в духовном окормлении и психологическом консультировании». Может оказаться, что оказавшись с тяжелой ситуации, человек впервые пришел в храм, как за последней надеждой. И важно знать, как именно его можно поддержать, не оттолкнуть. «К нам обращаются самые разные люди - и потерявшие близких, пережившие насилие, страдающие неизлечимыми болезнями, склонные к суициду. Зная, что на портале работают православные психологи и священники, они рассчитывают получить помощь и поддержку. Поэтому участвовать в этой работе мы приглашаем семинаристов, это будет хорошая практика в душепопечении, которая убережет их в будущем от ряда ряда ошибок и промахов», - отметил Михаил Хасьминский.

О психологических проблемах, с которыми приходится сталкиваться психологу при консультировании православных верующих размышляла в докладе «Психологические механизмы искажений религиозного опыта» православный психолог Марина Филоник. «К этим проблемам можно отнести трудность осознания своих чувств, дефицит ценности себя (невроз самооценки), зависимость от авторитета (в том числе и духовника), искажение образа Бога. И речь идет не о психическом расстройстве или болезни, просто человек пока еще не научился слышать себя и распознавать свои переживания. Однако такая неосознанность может стать препятствием для честных отношений в том числе с Богом», - убеждена психолог.
Опытом общения с травматиками (людьми, в чьей жизни случилась психологическая травма, повлиявшая на формирование психики) поделилась аналитический психолог Лидия Сиделёва в докладе: «Особенности взаимодействия с травматиками в психотерапии и душепопечении». “Травматика можно сравнить с человеком, в комнате которого разбито окно. Но вместо замены стекла, он начинает адаптироваться к возникшей ситуации- одевается теплей, придвигает к окну шкаф и т. д. Но ремонтировать окно ему и в голову не придет», - сказала она. Признаками травматика являются отсутствия радости в жизни и потеря интереса к ней, утрата чувствительности, отсутствие влечений к жизни, творчеству и т. п. В православной жизни это выражается, в частности, в обрядоверии, как в стремлении снять внутренние тревоги, создав некие ритуалы, организующие жизнь. «У травматика нет внутренних смыслов, ему нужны внешние смыслы», - уточнила психолог. Обычно это выражается в действии ради действия. Поэтому пост, например, превращается в голодание с безудержным количеством поклонов. Особенность помощи таким людям в том, что они нуждаются не в советах, а в том, чтобы кто-то их выслушал, понял, побыл рядом с ними, принял его таким, каков он есть, научил различать мысли, чувства, поступки и контролировать свои действия. «В целом же, этой проблемой занимается когнитивная психология»,- отметила Лидия Сиделева.

Помогая людям, находящимися в психологическом кризисе нельзя механически советы святых отцов и использовать их практику, отметил митрополит Игнатий. Нужно помнить: их глубокие покаянные молитвы, уничиженный настрой рождались в свете открывшейся им непостижимой Христовой любви. И свою нечистоту они увидели именно на этом фоне. «Только в этом случае самоуничижение способно сделать человека ближе к Богу, не оставить в червячном состоянии, не извести в унынию или отчаянию, - сказал архиерей. - Поэтому, каждого воцерковляющегося, священник должен вводить в мир Церкви постепенно. Давать ему духовно-аскетические упражнения, в той мере, которую тот способен воспринять». Помнить самому и учить этому других: Бог есть Любовь. Эта любовь разлита повсюду, а все остальное - её следствие или отсутствие. «Чтобы действительно, а не мечтательно понять свою греховность, нужно знать, что Господь тебя создал добрым. Что Он Сам — хороший, добрый , близкий. Он рядом и зовет к Себе и за Собой. А грехи твои - большая, серьёзная, но все же лишь помеха, вот и избавляйся от них.», - заключил митрополит Игнатий.

1 февраля 2015 г. 12:55
Ключевые слова: семинария, психология
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00