iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Если Христос снисходит в ад — нисходи с Ним и ты
Великая Суббота — один из наиболее значимых дней Страстной седмицы. В большинстве случаев в православном храме в этот день большую часть пришедших на Литургию будет интересовать один-единственный вопрос: когда же священник освятит пасхальные угощения? Даже среди постоянных прихожан есть те, кто, несмотря на все разъяснения, продолжают воспринимать Великую Субботу как день ожидания наступления грандиозного пасхального торжества или как некую передышку между Великой Пятницей и Светлым Христовым Воскресением. Какое место занимает Великая Суббота в сотериологическом замысле Божием, правильно ли считать ее неким днем бездействия и что на самом деле означает Божественный покой, о котором говорят нам богослужебные песнопения накануне Пасхи, рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-версия.
22 апреля 2022 г. 13:00
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00
Новости
Конференция «Евангелие от Матфея: исторический и теологический контекст».
24 сентября 2018 г. 18:09
версия для печати версия для печати

В Москве открылась Международная конференция «Евангелие от Матфея: исторический и теологический контекст»

Первый день конференции прошел в стенах Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. С одним из докладов выступил ректор ОЦАД митрополит Волоколамский Иларион. В частности, он отметил, что «Евангелие от Матфея» нередко называют «Евангелием Церкви». Одна из причин этого в том, что «оно пользовалось значительно большей известностью, чем Евангелия от Марка и Луки» и привлекало наибольшее внимание толкователей библейских текстов. «В начале II века на него уже ссылался Игнатий Богоносец, а в первой половине III века Ориген написал на него полный комментарий. В IV веке полный комментарий на него составил также Иоан Златоуст. Не удивительно, что в Новое время, в эпоху становления академической новозаветной библеистики, это Евангелие стало предметом дискуссий»,- отметил докладчик.

В своем докладе митрополит Иларион назвал и оценил те противоречия в оценке происхождения, датировке и содержания Евангелия от Матфея, которые существуют между церковной традицией и современной библейской наукой. В первой части выступления митрополит Иларион описал образ автора Евангелия от Матфея, который может быть воссоздан на основе самого евангельского текста. А во второй части -подробно рассмотрел свидетельства о возникновении Евангелия от Матфея, которое можно почерпнуть из Предания Церкви и проанализировал их с позиций критерия теологической обусловленности.

С докладами также выступили Ричард Берридж (Кингз Колледж, Лондон, Великобритания), «Матфей и евангелие как жанр:критический обзор работ последних 25 лет, 1993-2018гг.», и Меган Уорнер (Кингз Колледж, Лондон, Великобритания) «Я пришел не отменить, но выполнить»(Мф.5). После чего состоялась научная дискуссия, а затем круглый стол на тему «Основные богословские темы Евангелия от Матфея».

На конференции будет представлено еще 13 докладов ведущих специалистов по Новому Завету из США (Университеты Эмори, Дьюка и Мерсера), Великобритании (Оксфордский и Кембриджский университеты), Германии (Университет Тюбенгема) и Австралии (Университет Мёрдока). Конференция проходит на английском языке и продлится до 28 сентября. Программа здесь.

Справка.

Заседания 24 и 28 сентября проходят в ОЦАД (Москва, ул. Пятницкая, 4/2, стр. 1, конференц-зал); заседания 25 сентября — в ВШЭ (Москва, ул. Мясницкая, 11, ауд. 518); заседания 26 сентября — в ВШЭ (Москва, ул. Старая Басманная, 21/4, стр. 1, ауд. 204, зал заседаний ученого совета ФГН).

 

24 сентября 2018 г. 18:09
Ключевые слова: богословие
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00