iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Александр Благословенный, Вятка и старец Федор Кузьмич
Ровно 220 лет назад, в ночь с 23 на 24 марта (н.ст.) 1801 года, в результате последнего в российской истории дворцового переворота на престол восшел 23-летний сын Павла I Александр I. Приближающийся двухвековой юбилей перехода в жизнь вечную этого монарха поднял интерес к его персоне, на период царствования которой пришлось несколько ключевых событий в жизни нашей страны. Оживилось и обсуждение популярной версии  мистификации  смерти самодержца, якобы организованной им самим для того, чтобы, удалившись от дел, тихо завершить свой век в скромных  молитвенных трудах. Меж тем всего за год до своей кончины в Таганроге Александр I совершил большое путешествие по России, в ходе которого посетил Вятку. Церковный историк и архивист из Вятской митрополии вспоминает об этом событии  в жизни губернского города и анализирует некоторые его особенности, могущие пролить свет на сопутствующие последним годам жизни Александра Благословенного загадки.
23 марта 2021 г. 15:00
В ПСТГУ состоялась научная конференция, предваряющая восьмивековой юбилей со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского
Вчера, 6 октября, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете прошла одна из первых научных конференций в программе празднований 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Открывший ее председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин провел сравнительный анализ исторических периодов, в течение которых Александр Невский почитался на Руси в той или иной различной степени, выражавшейся в числе посвященных ему соборов, церквей и часовен, в общественном интересе к его подвигу, в известности его как исторической личности. По мнению отца Леонида, вне конкуренции здесь имперский XIX век, когда три российских государя носили имя Александр. На втором месте – нынешнее время церковного возрождения, а на третьем – петровская эпоха, ознаменовавшаяся перенесением мощей святого в новую северную столицу и устроением там Александро-Невского монастыря.
7 октября 2020 г. 17:00
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
Голоса минувших эпох ожили в уникальном документально-анимационном проекте Ирины и Михаила Разумовских
Сегодня, 26 августа, в российской столице представлен первый сезон документально-анимационного сериала «Живые мемории», в основе которого – воспоминания и размышления россиян разных лет о своей Родине. Десять серий, каждая продолжительностью от семи до десяти минут, представляет собой анимационный фильм с отрывками ранее изданных воспоминаний, начитанными известными актерами в сопровождении оригинального музыкального трека. Московская премьера мини-сериала на большом экране состоится 28 сентября в кинотеатре «Пионер», на 15 октября намечена онлайн-премьера на официальном канале «Кто мы. Медиа», а в декабре пройдет «живой» спектакль на основе сценариев всех серий в театре Сергея Женовача «Студия театрального искусства».
26 августа 2020 г. 23:15
Новости
Илл.1. Вариант 1
24 июля 2013 г. 15:40
версия для печати версия для печати

Архитектурный конкурс на лучший проект памятника героям Первой мировой войны вступает в решающую стадию

На победу претендуют полтора десятка работ, макеты которых выставлены в зале экспозиций Государственного Исторического музея (здание Музея Отечественной войны 1812 года на площади Революции). Через год монумент должен появиться на столичной Поклонной Горе. Как считает настоятель соседнего Георгиевского храма (Патриаршее подворье) протоиерей Серафим Недосекин, среди прошедших сито предварительного отбора претендентов есть как откровенные удачи, так и не лучшие представители авангардного направления современной скульптуры, появления которых в святом для любого русского человека месте следовало бы избежать.

Через неделю, 1 августа, Россия впервые будет отмечать День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне (соответствующие изменения в федеральный закон «О днях воинской славы и памятных днях России» были внесены в конце прошлого года). Именно к этой дате жюри должно определить призеров и победителя архитектурного конкурса, с которым будет заключен контракт на реализацию его идеи (на саму установку отводится ровно год).

Первоначально памятник героям Первой мировой войны предложили возвести Координационные советы соотечественников во Франции и Великобритании. После одобрения этого начинания президентом России Владимиром Путиным и делегатами Всемирного конгресса российских соотечественников за рубежом начался активный сбор средств на установку памятника. Недавно аналогичный счет открыло и Российское историческое общество. Что касается бюджетных источников, профинансировать возведение мемориала согласились как федеральное, так и московское правительства.

Последнее, кстати, уже выделило место – в самом начале центральной аллеи Мемориального комплекса на Поклонной горе, слева от ее главной пешеходной оси. Именно выбор этой точки, считает настоятель соседнего Георгиевского храма, благочинный храмов Георгиевского округа Западного московского викариатства протоирей Серафим Недосекин, налагает серьезные ограничения на стилистику памятника и на исполнительские средства, выражающие основную архитектурно-скульптурную идею композиции.

«До последнего времени здесь стоял памятник жертвам нацистских концлагерей работы Зураба Церетели, - рассказывает о. Серафим. – По многочисленным просьбам жителей окрестных домов, которые так и не смогли понять своеобразный творческий замысел автора, его переместили в другое место мемориального комплекса. Поэтому ставить тут абстрактную композицию нельзя. В лучшем случае москвичи опять будут жаловаться, в худшем мы получим разрушение визуального образа Поклонной Горы – святого для любого русского человека места».

После предварительного отбора на победу в конкурсе претендуют полтора десятка работ. Пока все они, естественно, зашифрованы девизами. Но, как удалось узнать «Церковному Вестнику» в оргкомитете, большинство проектов-финалистов выполнено маститыми мастерами, хотя пробились в финал и студенческие творческие коллективы.

«За редчайшим исключением 15 из 33 первоначально заявленных работ, которые мы демонстрируем на выставке, глубоко профессиональны, - заявил «ЦВ» заведующий отделом конкурсов Москомархитектуры Владимир Семенов. – Единственное, победителем лично мне хотелось бы видеть проект, которые не только был бы безупречно исполнен, но еще и рассказывал о войне, нес бы просветительскую функцию».

А вот с этим, как показывает даже беглый осмотр экспозиции, справиться удалось далеко не всем конкурсантам. При сходном замысле (первостепенной для участников оказалась задача передать всенародную скорбь по погибшим) изобразительные средства сильно разнятся. Присутствуют тут и практически полные копии всемирно известных архитектурных шедевров (например, Мавзолея Кира), и массовки на поле боя, и даже распятый на винтовке солдат. «Церковный Вестник» предлагает вниманию своих читателей все варианты-финалисты (см. Илл. 1 – 15) (отметим также, что в Интернете идет народное голосование за них).

"Мне по душе вариант № 1, - делится впечатлениями протоиерей Серафим Недосекин. – Он удачно передает сегодняшнее ощущение Первой мировой войны, ее историческую символику: Россия, вставшая на защиту своих ценностей, проходит сквозь створки рассеченных Ворот Скорби к своей Голгофе. Русские православные философы утверждали: 1914 год - начало крестного пути России в ХХ веке, и это утверждение олицетворяет путь к Кресту на Поклонной Горе. Архитектурное восприятие Горы не распадается – наоборот, обретает центральный компонент в виде Поклонного Креста на фоне Центрального музея Великой Отечественной войны. Единственное, что я бы изменил – добавил бы образу молодого солдата нательный крестик, который тот целует, уходя в бой".

Согласен с о. Серафимом и предводитель Российского Дворянского Собрания Григорий Гагарин, положительно оценивший, кроме 1-го, еще и 9-й и 30-й варианты проектов. Князь Гагарин также подчеркнул неприемлемость излишне помпезных и авангардных решений монумента. По его мнению, для увековечивания подвига героев Первой мировой войны уместен только классический памятник.

Справка. Россия вступила в Первую мировую войну 1 августа 1914г., а вышла, заключив сепаратный мир с Германией ("Брестский мир"), 3 марта 1918г. По разным оценкам, потери нашей страны составили с учетом гражданского населения от 1 до 3 млн чел. Ранее официального дня памяти погибших в Первой мировой войне в России не было. Большинство стран-участниц вспоминает погибших 11 ноября (в этот день в 1918г. Германия капитулировала перед Антантой).

24 июля 2013 г. 15:40
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Пустите детей приходить ко Мне
Более пятнадцати лет священник Владимир Климзо, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Давыдово Ярославской области, занимается социализацией людей с ограниченными возможностями здоровья, и в частности ментальных инвалидов. За эти годы вокруг прихода образовался небольшой, но профессиональный круг специалистов и единомышленников, у которых сложилось достаточно ясное понимание, как эту деятельность организовать и где найти финансирование. Сегодня они объединили свой опыт и усилия в созданном центре «Преображение». Для пастыря же приоритетом в этой работе по-прежнему остается приобщение подопечных и их родителей к православной вере. О социализации своих подопечных, их воцерковлении и опыте исповеди людей с аутизмом отец Владимир рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
13 апреля 2021 г. 14:00