iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Начало поражения обновленцев было положено в Москве
В 2022 году в связи со столетием начала кампании по изъятию церковных ценностей «Журнал Московской Патриархии» много писал о тех событиях. В 1922 году в разгар этой кампании возникло движение обновленцев, ставшее одновременно печальной и героической страницей в истории Русской Церкви. Сто лет назад, весной 1923 года, в Москве прошел раскольничий собор, на котором была сделана попытка отменить институт патриаршества и лишить Предстоятеля Русской Церкви патриаршего сана и монашеского достоинства. О причинах возникновения обновленцев, о том, как готовился этот «собор» и как он стал началом краха обновленческого движения, как Патриарх Тихон вместе со своей паствой сумел противостоять разрушительной силе раскола, рассказывает священник Сергий Иванов, кандидат богословия, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. PDF-версия.
16 мая 2023 г. 10:30
Митрополит Гурий (Егоров) – защитник веры и исповедник xx века
В послереволюционные советские годы гонений на Церковь такие пастыри, как митрополит Гурий, спасали Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Иеромонах Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, прошел через тюремные застенки и ссылку, после освобождения из Беломорско-Балтийского лагеря уехал в Ташкент и там со своими духовными чадами организовал тайную общину. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, готовил к открытию Троице-Сергиеву лавру и возвращение Церкви мощей преподобного Сергия Радонежского. Более шести лет возглавлял Ташкентскую кафедру, служил в Саратовской епархии, обустраивал храмы и монастыри на Украине и в Белоруссии, возглавлял Ленинградскую кафедру и окончил служение в Крыму, упокоившись в 1965 году. PDF-версия.  
27 апреля 2023 г. 14:30
Новости
Илл.1. Вариант 1
24 июля 2013 г. 15:40
версия для печати версия для печати

Архитектурный конкурс на лучший проект памятника героям Первой мировой войны вступает в решающую стадию

На победу претендуют полтора десятка работ, макеты которых выставлены в зале экспозиций Государственного Исторического музея (здание Музея Отечественной войны 1812 года на площади Революции). Через год монумент должен появиться на столичной Поклонной Горе. Как считает настоятель соседнего Георгиевского храма (Патриаршее подворье) протоиерей Серафим Недосекин, среди прошедших сито предварительного отбора претендентов есть как откровенные удачи, так и не лучшие представители авангардного направления современной скульптуры, появления которых в святом для любого русского человека месте следовало бы избежать.

Через неделю, 1 августа, Россия впервые будет отмечать День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне (соответствующие изменения в федеральный закон «О днях воинской славы и памятных днях России» были внесены в конце прошлого года). Именно к этой дате жюри должно определить призеров и победителя архитектурного конкурса, с которым будет заключен контракт на реализацию его идеи (на саму установку отводится ровно год).

Первоначально памятник героям Первой мировой войны предложили возвести Координационные советы соотечественников во Франции и Великобритании. После одобрения этого начинания президентом России Владимиром Путиным и делегатами Всемирного конгресса российских соотечественников за рубежом начался активный сбор средств на установку памятника. Недавно аналогичный счет открыло и Российское историческое общество. Что касается бюджетных источников, профинансировать возведение мемориала согласились как федеральное, так и московское правительства.

Последнее, кстати, уже выделило место – в самом начале центральной аллеи Мемориального комплекса на Поклонной горе, слева от ее главной пешеходной оси. Именно выбор этой точки, считает настоятель соседнего Георгиевского храма, благочинный храмов Георгиевского округа Западного московского викариатства протоирей Серафим Недосекин, налагает серьезные ограничения на стилистику памятника и на исполнительские средства, выражающие основную архитектурно-скульптурную идею композиции.

«До последнего времени здесь стоял памятник жертвам нацистских концлагерей работы Зураба Церетели, - рассказывает о. Серафим. – По многочисленным просьбам жителей окрестных домов, которые так и не смогли понять своеобразный творческий замысел автора, его переместили в другое место мемориального комплекса. Поэтому ставить тут абстрактную композицию нельзя. В лучшем случае москвичи опять будут жаловаться, в худшем мы получим разрушение визуального образа Поклонной Горы – святого для любого русского человека места».

После предварительного отбора на победу в конкурсе претендуют полтора десятка работ. Пока все они, естественно, зашифрованы девизами. Но, как удалось узнать «Церковному Вестнику» в оргкомитете, большинство проектов-финалистов выполнено маститыми мастерами, хотя пробились в финал и студенческие творческие коллективы.

«За редчайшим исключением 15 из 33 первоначально заявленных работ, которые мы демонстрируем на выставке, глубоко профессиональны, - заявил «ЦВ» заведующий отделом конкурсов Москомархитектуры Владимир Семенов. – Единственное, победителем лично мне хотелось бы видеть проект, которые не только был бы безупречно исполнен, но еще и рассказывал о войне, нес бы просветительскую функцию».

А вот с этим, как показывает даже беглый осмотр экспозиции, справиться удалось далеко не всем конкурсантам. При сходном замысле (первостепенной для участников оказалась задача передать всенародную скорбь по погибшим) изобразительные средства сильно разнятся. Присутствуют тут и практически полные копии всемирно известных архитектурных шедевров (например, Мавзолея Кира), и массовки на поле боя, и даже распятый на винтовке солдат. «Церковный Вестник» предлагает вниманию своих читателей все варианты-финалисты (см. Илл. 1 – 15) (отметим также, что в Интернете идет народное голосование за них).

"Мне по душе вариант № 1, - делится впечатлениями протоиерей Серафим Недосекин. – Он удачно передает сегодняшнее ощущение Первой мировой войны, ее историческую символику: Россия, вставшая на защиту своих ценностей, проходит сквозь створки рассеченных Ворот Скорби к своей Голгофе. Русские православные философы утверждали: 1914 год - начало крестного пути России в ХХ веке, и это утверждение олицетворяет путь к Кресту на Поклонной Горе. Архитектурное восприятие Горы не распадается – наоборот, обретает центральный компонент в виде Поклонного Креста на фоне Центрального музея Великой Отечественной войны. Единственное, что я бы изменил – добавил бы образу молодого солдата нательный крестик, который тот целует, уходя в бой".

Согласен с о. Серафимом и предводитель Российского Дворянского Собрания Григорий Гагарин, положительно оценивший, кроме 1-го, еще и 9-й и 30-й варианты проектов. Князь Гагарин также подчеркнул неприемлемость излишне помпезных и авангардных решений монумента. По его мнению, для увековечивания подвига героев Первой мировой войны уместен только классический памятник.

Справка. Россия вступила в Первую мировую войну 1 августа 1914г., а вышла, заключив сепаратный мир с Германией ("Брестский мир"), 3 марта 1918г. По разным оценкам, потери нашей страны составили с учетом гражданского населения от 1 до 3 млн чел. Ранее официального дня памяти погибших в Первой мировой войне в России не было. Большинство стран-участниц вспоминает погибших 11 ноября (в этот день в 1918г. Германия капитулировала перед Антантой).

24 июля 2013 г. 15:40
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00