iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Новости
Участники круглого стола «Кризис семьи: есть ли у Церкви и общества еще 20 лет?»
9 ноября 2011 г. 16:04
версия для печати версия для печати

Государство готово поддержать проекты Церкви, но они должны быть легитимны

В рамках работы церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь» состоялся «круглый стол» на тему: «Кризис семьи: есть ли у Церкви и общества еще 20 лет?». Ответ на этот вопрос искали духовенство, представители государственной власти и общественных организаций.

В самом начале мероприятия епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон обнадежил собравшихся, заметив, что надежда остановить процесс разрушения российской семьи (сегодня в России на 100 браков приходится 80 разводов) пока еще сохраняется. И предложил поэтапно обсудить три вопроса: в чем причины разрушения семьи, какой опыт уже накоплен Церковью и обществом для ее сохранения и какие меры необходимы для этого в масштабах государства?

Среди причин были названы смена приоритетов в общественном сознании – от многодетной к малодетной семье, преобладание плотских удовольствий над стремлением создать семью и воспитывать детей, прагматичное, хищническое отношение мужчин к женщинам, утрата людьми истинных христианских ценностей. «Главная причина - утрата именно христианской веры, потому что какая-то вера есть у всех людей. Например, 84% наших сограждан считают себя православными, но при этом 62% из них верят в астрологию. Вот и думайте теперь, что у них в голове», - сказал протоиерей Дмитрий Смирнов. Выступающие так же отмечали, что участились случаи развода в священнических семьях, причем мотивом мужская половина называет любовь к другой женщине. И это вызывает особое беспокойство, потому что священник должен во всем служить примером для своих прихожан. «Положение критическое, враг не под Москвой стоит, а уже орудует в Москве, то есть «семя раздора» растет внутри семьи», - образно обрисовал ситуацию владыка Пантелеимон.

Заметив, что при Святейшем Патриархе сейчас создается совет по делам семьи, протоиерей Димитрий Смирнов предложил свою программу выхода из кризиса, назвав ее весьма лаконично - «Огород». В этой программе роль почвы играет народ, семян - дети, тепла и влаги - любовь и благодать Божия, сорняков - заполнившие теле - радио эфир и интернет развращающие детское сознание программы и сайты, а вредителями – люди, которые их спонсируют и поддерживают. Борьба с последними должна быть самой радикальной, если мы хотим что-то изменить, считает священник. А критерием отбора «вредителей и сорняков»  должен стать здравый смысл.

Советник Президента РФ по социальным вопросам Евгений Юрьев напомнил, что в ближайшие год – два Россия окажется в демографической яме (резко сокращается число граждан фертильного возраста), и эта ситуация продлится 25 лет. «Укрепление семьи в этот период является приоритетной задачей. И нужно, чтобы Церковь стала в решении этого вопроса национальным лидером», - заметил советник Президента РФ. Он так же привел слова из завещания Александра III своему сыну, будущему императору Николаю II: «Береги семью- она основа каждого государства».

«Чтобы решить демографическую проблему семья с большим числом детей должна стать целью и смыслом национальной жизни, - пояснил «Церковному вестнику» Евгений Юрьев. – Церковь - единственный институт, который способен поднять эту мысль на должную высоту и организовать на общую работу представителей культуры, СМИ, науки и государственной власти».

Одним из инструментов этой работы, по мнению Евгения Юрьева является механизм общественно-государственного партнерства. «Это - европейская классика социальной семейной политики, когда Церковь формирует проекты, а государство их поддерживает финансами и льготами, - заметил собеседник «Церковного вестника». – Например, во Франции – больше 2 тысяч социальных учреждений, из которых только 1 тысяча является государственной, остальные – конфессиональные. Примеры есть и в нашей стране. Сейчас принят закон о социально-ориентированных организациях, уже выделяются для них первые миллиарды, в виде грантов».

Однако государство может оказывать финансовую поддержку лишь тем проектам, которые доказали свою практичность, необходимость и оформлены юридически, то есть стали легитимными. Когда понятно, что и как надо поддерживать. В качестве примера Евгений Юрьев привел проекты службы Милосердия, созданные епископом Смоленским и Вяземским Пантелеимоном. «До фазы легитимности государственная поддержка чрезвычайно затруднительна», - заключил он.

9 ноября 2011 г. 16:04
Ключевые слова: дети, Москва
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00