выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Новости
фото Алексея Реутского
19 ноября 2014 г. 15:01
версия для печати версия для печати

Самый распространенный вид домашнего насилия - психологическое, считает православный священник

В ОВЦС состоялся трехдневный семинар для священников, православных психологов, социальных работников и педагогов на тему «Базовые знания и навыки для эффективной помощи семьям с проблемами домашнего насилия и жесткого обращения с детьми».

Как сообщила ЦВ организатор семинара и сотрудник ОВЦС Маргарита Нелюбова, тема домашнего насилия появилась в повестке дня семинаров Отдела примерно 3 года назад.  «Домашнее насилие , к сожалению, повседневное явление нашей жизни. Церковь должна, используя свой моральный авторитет, искать пути решения этой проблемы, помогая семье  в конфликтных ситуациях, укрепляя ее и поддерживая, - отметила Маргарита Нелюбова. - Поэтому священнику, приходским социальным работникам, занимающимся этой темой, нужно прежде всего научиться диагностировать насилие или кризис в семье, обладать необходимым инструментарием и знаниями как помочь. Но вместе с этим и понимать, до какой степени можно вмешиваться во внутреннюю жизнь семьи. Об этом мы и говорим на наших семинарах».

В рамках программы с участниками семинара встретился ректор Института Христианской Психологии протоиерей Андрей Лоргус. Добавив к уже известным видам семейного насилия (физическое, сексуальное, эмоциональное, психологическое) еще и религиозное, отец Андрей предположил, что именно семейное насилие, пережитое в детстве, является одной из причин долгого не вступления в брак молодых мужчин или женщин. Формами религиозного насилия, по его мнению, например, может быть принуждение родителями маленького ребенка к исповеди после неблаговидного проступка. Или самооправдание мужем психологического давления на жену хрестоматийной фразой «да убоится жена мужа своего»(Еф, 5:33). По словам священника, самый распространенный вид семейного насилия именно психологическое. Его трудно доказать и диагностировать и, как правило, человеку его совершающему, всегда можно оправдаться. По оценке американских специалистов оно страшней, чем сексуальное и физическое насилие, поскольку имеет более разрушающие для личности человека воздействие. «Особенность в том, что ребенок может не осознавать, что над ним совершается психологическое насилие, - пояснил священник. - Ребенок сыт, обут, одет, ходит в школу, гуляет,у него даже есть планшет. Но его могут постоянно попрекать или не говорить с ним три дня. И для него бытие в семье становится адом. Хотя он и не думает об этом, а узнает через тридцать лет, столкнувшись с проблемами и обратившись к психологу. Многие родители даже не задумываются о том, что совершают психологическое насилие».

Одна из причин насилия в семье — присутствие разных форм насилия в обществе. Если, допустим, отец или мать постоянно вынуждены терпеть унижение на работе, и не могут адекватно ответить, накопленное раздражение и агрессия выливается на домочадцев. То есть происходит перенос агрессии из социальной среды в семью. Другая причина, неудовлетворенность своим супругом, когда один из двоих,вступая в брак, последовал поговорке «стерпится-слюбится». «По моему опыту эта поговорка в браке не работает»,- подчеркнул отец Андрей. Еще одна причина — случай, когда семейная пара, вступившая в брак по любви, но утратившая эмоциональную близость, не привыкла, не хочет, боится или не знает как говорить о своих чувствах. При этом внешне она может выглядеть вполне благополучной семьей.

Какую помощь, какой выход может предложить Церковь семье?
Отец Андрей отметил, что несмотря на то, что Церковь всегда относилась к семейному насилию как к преступлению, однако на протяжении веков никаких документов на эту тему выработано не было. Это еще только предстоит сделать. По словам Маргариты Нелюбовой такой документ сейчас готовится в Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви.

Но что может сделать сегодня приходской священник, который сталкивается с проблемой семейного насилия среди своих прихожан. «Прежде всего понимать, что всякое использование манипуляций, психологического давления или насилия — это не любовь, а ненависть, - сказал отец Андрей. - Но если мы говорим, что оба любят друг друга, то речь идет о проявлении страсти (что в психологии называется комплексом или неврозом). Следовательно, в этом случае преодоление причин домашнего насилия - это прежде всего борьба с теми страстями, которые толкают человека к насилию. С этой точки зрения понятно, что насилие — преступление, и борьба с ним - часть общей аскетической духовной работы христианина над собой. а для пастырей - это часть общедуховной церковной пастырской работы.    

Мы можем ставить вопрос, как построить работу, чтобы люди научились хоть как то преодолевать свои гнев, злость в семье или в храме. «Я редко слышу, чтобы каялись в раздражительности. Вообще, свои эмоции очень мало люди анализируют. Создается впечатление что это не духовная работа, что эмоциями занимается психолог. Но это не так. И если мы говорим о духовной борьбе со страстями, в частности, с гневом и злобой, то должны говорить и о других страстях, которые приводят к ненависти, злобе, гневу, раздражительности», - отметил священник. Работа с гневом, злостью и даже обидой — это часть общей работы со страстями, и относится не только к психологической, но и духовной тематике, убежден священник. Он рассказал, что на это обращают внимание и светские специалисты. Так, недавно в Российском православном университете состоялись лекция и семинар кандидата психологических наук, профессоры кафедры детской и семейной психотерапии МГППУ Татьяны Гавриловой на тему: «О гневе, как с ним бороться».

В семинаре приняли участие 22 человека из Уфимской, Владимирской, Санкт-петербургской, Брянской, Челябинской, Ростовской и Московской епархий.

19 ноября 2014 г. 15:01
Ключевые слова: ОВЦС, психология
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00