iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Святой Илия. Пророк с мечом в руке
2 августа Православная Церковь празднует память святого пророка Божия Илии — пожалуй, самого почитаемого в России ветхозаветного святого. Сегодня трудно найти епархию, в которой не было бы ни одного храма или хотя бы храмового придела, освященного в его честь. Большинство верующих знают о пророке Илие лишь то, что он помогает во время засухи и, как и пророк Енох, был вознесен в огненной колеснице на небо, чтобы вернуться на землю для проповеди в последние времена. Но немногие могут ответить на вопрос, какую роль он сыграл в низвержении культа Ваала в ветхозаветные времена и почему именно его Бог выбрал вместе с Моисеем для встречи с Христом на горе Преображения. О том, какое значение личность святого Илии имеет для современных христиан, о его духовном родстве с Иоанном Крестителем и о параллелях в сюжетах Ветхого и Нового Заветов, связанных с его именем, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор богословия, представитель Русской Церкви при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока в Дамаске игумен Арсений (Соколов). PDF-версия.  
1 августа 2019 г. 18:28
Новый шаг в развитии богословия в России
В издательстве «Познание» вышли первые книги из серии учебников для бакалавриата духовных школ Московского Патриархата, рассчитанные также на студентов теологических факультетов. Проект осуществляется под общим наблюдением Святейшего Патриарха Кирилла и Высшего Церковного Совета. Непосредственное руководство проектом осуществляет митрополит Волоколамский Иларион. Серия «Учебник бакалавра теологии» предусматривает порядка 60 учебников. Впервые за 30 лет в практике издания учебной православной литературы все книги написаны по единому образовательному стандарту. Об этой и других особенностях этой серии, о новом методическом подходе к рассмотрению библейских событий, а также о том, зачем к некоторым учебникам написаны хрестоматии, «Журналу Московской Патриархии» рассказал заместитель главного редактора Издательского дома «Познание» Максим Калинин. PDF-версия.  
10 апреля 2019 г. 13:58
Новости
Конференция "Византийская агиография: темы, тексты и проекты"
16 ноября 2012 г. 13:34
версия для печати версия для печати

Конференция, посвященная проблемам агиографии, собрала в Москве ведущих специалистов по этой теме из разных стран

В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете завершила свою работу международная научная конференция "Византийская агиография: темы, тексты и проекты" (12-14 ноября 2012 г.). В ней приняли участие ведущие российские и иностранные специалисты, предметом обсуждения которых стал самый широкий круг вопросов: от современного научных тенденций в сфере изучения византийской агиографии до проблем реализации различных исследовательских проектов.

Конференция состоялась в рамках проекта "Византийское богословие", который Богословский факультет Свято-Тихоновского университета реализует совместно с Центром гуманистических исследований Венецианского университета Ка Фоскари.

Работа конференции открылась приветственными словами глав трех национальных комитетов византинистов, под эгидой которых она была организована: академика РАН Сергея Карпова (Россия), профессоров Антонио Риго (Италия) и Винсена Дероша (Франция).

Самые различные темы, тексты и периоды исследовались в докладах российских византинистов и исследователей, прибывших в Москву из Болгарии, Греции, Италии, Сербии, Франции и т.д.

В частности, Элис-Мэри Талбот (Центр Византийских исследований Дамбартон Оакс, Вашингтон), говорила о завершении критического издания и комментированного английского перевода московской версии жизнеописания св. Василия Нового. По ее мнению, жизнеописание представляет собой, с одной стороны, важный исторический источник, а с другой – один из наиболее развитых в византийской литературе примеров изложения византийского представления о посмертном путешествии души и о Страшном Суде.

Обсуждался и вопрос о роли и значении снов в житийной литературе раннего периода (Анна Крюкова, Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, Москва).

Катерина Николау (Афинский университет) посвятила свой доклад изображению византийской женщины в агиографических текстах, а Ирина Охлупина (Уральский федеральный университет, Екатеринбург) – образам матерей в византийской агиографии VIII-XII вв.

Примечательно, что последний из представленных на конференции докладов был посвящен изучению русских агиографических традиций в грекоязычном православии XVI-XIX вв. (Симеон Пасхалидис, Фессалоникийский университет). Докладчик поставил перед собой задачу проследить "обратное движение" агиографических традиций, т.е. рассмотреть не влияние византийской агиографии на развитие славянской житийной литературы, а передачу русских агиографических традиций греческому миру.

Таким образом, данным докладом был подведен некоторый "хронологический" и "идеологический" итог конференции, пройден путь от истоков византийской агиографии к позднейшему русскому житийному творчеству.

16 ноября 2012 г. 13:34
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00