выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00
Православие и самодержавие
Триста лет назад, в феврале 1725 года, скончался русский царь и первый российский император, крупнейший преобразователь и реформатор Российского государства Петр I, прозванный потомками Великим. В историю Русской Церкви Петр тоже вошел как реформатор: своими указами он ликвидировал в Церкви патриаршество, установил правление Святейшего Синода, а формальное главенство над Русской Церковью закрепил за собой. Ответу на вопрос, как после этих преобразований существовала Русская Церковь с XVIII до конца второго десятилетия XX века, посвящено новое учебное пособие доктора исторических наук, профессора С. Л. Фирсова «История Русской Православной Церкви. Синодальный период», выпущенное Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. «Журналу Московской Патриархии» Сергей Львович рассказал о смысле церковной реформы Петра I, о жизни Церкви в синодальную эпоху и о церковно-общественном кризисе, которым эта эпоха завершилась. PDF-версия.    
25 апреля 2025 г. 14:00
Русская Православная Церковь Заграницей и Московский Патриархат: история разделения и примирения внутри Поместной Русской Церкви
В 2025 году Русская Православная Церковь отмечает 100 лет преставления святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. В годы его Патриаршего служения Русской Церкви пришлось столкнуться с беспрецедентными событиями и вызовами, и все они требовали первосвятительского вмешательства. Одним из важных и трагических событий 1920-х годов стал Русский исход — массовая эмиграция в страны Европы и Америки, где русские беженцы образовали Русскую Православную Церковь Заграницей (РПЦЗ). Об истории РПЦЗ, ее идеологии, причинах расхождения с Московским Патриархатом и радостном ­воссоединении, а также о том, почему важно изучать историю Зарубежной Церкви, «­Журналу Московской Патриархии» рассказал автор вышедшего в 2024 году учебного пособия по истории РПЦЗ, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ и Института дистанционного образования ПСТГУ Андрей Александрович Кострюков. PDF-версия.    
19 февраля 2025 г. 18:00
Херсонес таит в себе еще много загадок и открытий
В 2024 году в Севастополе состоялось историческое событие. В прибрежной части города открылся уникальный музейно-храмовый комплекс «Новый Херсонес», который включает несколько музеев: Музей христианства, Крыма и Новороссии, Античности и Византии, реконструированный «Византийский квартал» и другие постройки. Перед строительством на данном участке были проведены археологические раскопки и обнаружено около 5 миллионов древних находок: от небольших фрагментов керамики до крупных скульптурных погребальных стел. Какие из них имеют отношение к христианской культуре, как определить время их изготовления и бытования, как сегодня организовано изучение церковных древностей Херсонеса, рассказала заведующая отделом византийской истории Музея-заповедника «Херсонес Таврический» Татьяна Яшаева. PDF-версия.    
14 января 2025 г. 17:00
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новости
Сергей и Татьяна Курбаковы нашли друг друга по молитвам святых Петра и Февронии
23 сентября 2011 г. 11:10
версия для печати версия для печати

Молодежному клубу в честь святых Петра и Февронии исполнилось четыре года

При храме Успения Пресвятой Богородицы в Путинках действует молодежный клуб, одна из задач которого – помочь одиноким людям найти свое семейное счастье. Каждое воскресение здесь служатся молебны с акафистом святым покровителям супружества. Только в этом году в Успенском храме венчались семь семейных пар.

 Помолиться о помощи Божией в создании семьи приходят не только москвичи. В Успенской церкви можно встретить прихожан из храмов Истры, Подольска, Зеленограда и даже Твери. «Конечно, заказать молебен святым покровителям супружества и у себя в храме не проблема, - размышляет жительница Жуковского, Мария (имена респондентов изменены), - но здесь уже сложился определенный круг общения, особая атмосфера, люди приходят с конкретными намерениями и самое главное, подавляющее число из них – воцерковлены».

 Последнее условие не случайно. Поговорите с представительницами прекрасного пола и вы узнаете, что их требования к личным качествам будущего супруга вряд ли можно назвать завышенными. Первое – он должен быть православным и стремился жить по заповедям Христа, а второе – чтобы просто был мужчиной (мог взять на себя ответственность, вел за собой, крепко стоял на ногах). Многих судьба привела в храм именно из-за неудач в семейной жизни.

Татьяне 26 лет, ее первый брак распался. Вскоре после свадьбы выяснилось, что муж любит ночную жизнь, а Татьяне это было не по душе. В одиночестве она провела ни одну бессонную ночь, прежде чем поняла, что живет с совершенно чужим ей человеком. «К Богу пришла скорбями, - грустно улыбается она. – Но теперь я знаю, какой человек мне нужен. Жаль только, что воцерковленные мужчины очень не решительны и мне трудно познакомиться в своем храме. Я же не могу подойти там к понравившемуся человеку и сказать - не пригласите ли вы меня в Пушкинский, там интересная выставка?».

У Галины другая проблема. Несмотря на то, что в ее окружении много молодых людей (она инженер на авиационном предприятии), девушка привлекательна и остроумна,  ей трудно найти спутника жизни. Молодые люди знают ее твердое правило – близкие отношения только после свадьбы и не спешат ухаживать за ней, предпочитая может быть менее интересных, но более свободных в отношении с мужчинами молодых женщин.

Среди участников молебнов много людей в возрасте до 30 лет. «Почему для молодежи настолько остра сейчас эта проблема, что она приходит в храм специально за этим?»,- интересуюсь у президента клуба Екатерины Громовой.

 «Ключевая причина, на мой взгляд, в том, что женщины или мужчины в окружении наших завсегдатаев не готовы к трудностям супружеской жизни, к самоотдаче, к воспитанию детей, - отвечает Екатерина. - Я считаю, что семья создается с рождения ребенка, а это огромная ответственность за жизнь человека, требует много сил и материальных затрат. А тут собираются люди подходящие к выбору супруга осознано, трезво воспринимающие проблемы семейной жизни».

Сергей из Дубны, ему 30 лет, он программист. О создании семьи задумался совсем недавно, раньше по его словам было не до этого. Для него важно, чтобы спутница была православной потому, что для воспитания детей важно иметь одно мировоззрение. В материальном Сергей плане обеспечен, но есть проблема: он каждый раз испытывает сильное смущение, когда хочет познакомиться с девушками, причем даже в своем храме. А здесь оказалось это сделать гораздо легче.  А Максим из Домодедово не может найти свою избранницу в храме, потому что женщины, которые подходят ему возрасту, уже замужем (Максиму 44 года), а с молодые девушки ему не интересны.

Марине 24 года, с Денисом они познакомились три года назад, участвуя в работе Молодежного клуба, их дочке - год. «Когда я училась в институте, за мной ухаживали молодые люди, но по мере воцерковления, отношение к себе самой у меня изменилось, душа стала очищаться, - объясняет она. – И изменилось отношение к окружающим мужчинам». Ей захотелось искренних и более серьезных отношений, настоящего чувства. Захотелось построить семью по образцу старой России, где мужчина был бы глава семьи, а женщина смирялась. «Мне не нужно ни равноправия, ни независимости, меня вполне устраивает традиционная семейная иерархия. Как Бог создал: муж - глава, женщина- шея. Поэтому я и стала ходить на молебны в Успенский храм, душа искала именно такого мужчину»,- продолжает Марина.

- А как вы относитесь к фразе «жена да убоится мужа своего?»

- Прекрасно отношусь. Убоится в смысле обидеть мужа своими грехами. Не в том смысле, что он ее ремнем отчешет (смеется), а что я не всегда соответствую тому, что говорю о себе.

«Настоятель храма, протоиерей Алексий Гомонов говорит, что цель клуба не сводить людей, т.к. у нас не клуб знакомств, - продолжает Екатерина. - Мы хотим, чтобы люди почувствовать новую атмосферу общения и забыли об одиночестве, нашли близких по духу друзей. И еще у клуба миссионерское значение – привлечение новых членов, чтобы не пиво пили в подворотне, а приходили к нам в храм».

После каждого молебна с акафистом (на который приходит 150-200 человек) в храме проходят чаепития, где люди непринужденно общаются друг с другом. «Жаль только столов и скамеек не хватает, хорошо бы нашелся благотворитель, кто помог бы их докупить»,- сетует Екатерина. Иногда летом после молебна его участники устраивают на Страстном бульваре возле памятника Рахманинову бальные танцы, пары танцуют вальс, менуэт и т.д. Для обучения желающих приглашаются профессиональные преподаватели. По словам Екатерины у окружающих это вызывает не скрываемый интерес и многие в сквере точно так же танцуют вместе с ними. Кого-то из них Екатерина потом видит в Успенском храме на службе.

Опрашивая уже сложившиеся супружеские пары, мы убедились, что многие нашли друг друга, участвуя именно в работе клуба. Кто-то делал вместе стенгазету и работал на сайте, кто-то ездил с концертами в Детский дом, кто-то занимался в театральном кружке или организацией паломнических поездок (подробнее о работе клуба www.club-pif.ru)». Но тогда какова тут роль молебнов?

Молебен – это просьба к Богу и святым Петру и Февронии помочь в супружеском счастье, а если ты холост - встретить свою «половинку». Молитва открывает глаза на будущего избранника. Помогает увидеть нечто, что не увидишь без помощи Бога.

Павел и Ирина обратили внимание друга на друга только в паломнической поездке на Соловки, хотя оба часто приходили на молебны святым Петру и Февронии. До этого Павел уже обращался к настоятелю с просьбой благословить его отношения с другой девушкой. Но батюшка отказывал, интуитивно чувствовал, что та избранница Павла предназначена для другого. На Соловках Павел и Ирина как-то по - новому взглянули друг на друга. И домой вернулись в уверенности, что нашли свою любовь. Так оно и оказалось.

Клуб во имя святых Петра и Февронии заявлен на сайте как «Молодежный». Однако понимать это следует в более широком смысле – сюда приходят те, кто молод душой. И по отзывам старожилов по молитвам святым Петру и Февронии свое семейное счастье находят и в 19 лет и кому далеко за пятьдесят. Главное - быть к этому готовым.

23 сентября 2011 г. 11:10
Ключевые слова: Москва
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: «Мы призваны совершать свою миссию в духе мира и добрососедства»
В 1555 году священнослужители новоучрежденной Казанской епархии начали проповедь о Христе среди местных народов. Эту миссию благословила Сама Царица Небесная, явив девятилетней девочке Матроне Свой Пречистый образ, всемирно ­известный ныне как Казанский и прославившийся многими чудотворениями. Христианская миссия на территории Татарстана совершается и сегодня, но уже направлена на просвещение крещеных соотечественников. Какое влияние на это может оказать будущая Казанская духовная академия, что лежит в основе гармоничных отношений православных и мусульман Татарстана, какие характерные отличия у поколения молодых священников? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. PDF-версия.    
13 июня 2025 г. 13:00