iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Крещение в Тихом океане
В 2015 году телеканалы показали, как более двухсот филиппинцев в один день приняли крещение в водах Тихого океана и тут же на берегу во время Божественной литургии впервые причастились. И это было не первое такое массовое крещение жителей островного государства. Филиппины на сегодняшний день единственная страна Юго-Восточной Азии, где большинство населения — христиане, среди которых преобладают католики. Но в последние годы благодаря нашим миссионерам православных христиан здесь становится все больше и больше. В декабре 2018 года приходы Московского Патриархата на Филиппинах были включены в состав Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии. А в феврале 2019 года создана Филиппинско-Вьетнамская епархия. Об особенностях служения на Филиппинских островах «Журналу Московской Патриархии» рассказывает иеромонах Корнилий (Молев), секретарь Филиппинско-Вьетнамской епархии, клирик храма блаженной Матроны Московской в городе Давао и руководитель образовательного центра при храме. PDF-версия.
5 октября 2021 г. 18:00
Пасха в Камбодже
«Христос воскресе!» — это радостное пасхальное приветствие звучит сегодня на всех континентах, в том числе и в странах Юго-Восточной Азии. Первые русские приходы в этом регионе — на Филиппинах и в Голландской Ост-­Индии (ныне Индонезия) — возникли вскоре после революции 1917 года в результате небывалого прежде рассеяния паствы Русской Православной Церкви по всему миру. В 1946 году был образован Восточноазиатский Экзархат Московского Патриархата. Экзархом был назначен архиепископ Нестор (Анисимов), много сделавший для Церкви в Восточной Азии. Но через десять лет экзархат был упразднен. Следующим толчком к распространению русских приходов в Юго-Восточной Азии стал распад Советского Союза, появление новой волны эмигрантов и туристов из стран бывшего СССР, а также рост интереса к Православию среди коренного населения. В наши дни, в декабре 2018 года, был учрежден Патриарший Экзархат в Юго-Восточной Азии, который возглавил митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий. На сегодняшний день в Экзархат входит 13 стран, в том числе и Королевство Камбоджа. Как развивается православная миссия и как празднуется Пасха в стране кхмеров, рассказал «Журналу Московской Патриархии» исполняющий обязанности благочинного церквей Камбоджийского округа Таиландской епархии иеромонах Паисий (Ипате). PDF-версия.
8 июня 2021 г. 18:00
Новости
Конференция в Козлово, фото Алексея Реутского
15 июля 2014 г. 10:01
версия для печати версия для печати

Священник Александр Мазырин: Возрождение памяти новомученников в регионах во многом зависит от энтузиастов-краеведов

Сохранение памяти и почитание новомученников, популяризация их подвига в народе в немалой степени зависит от местных энтузиастов-краеведов. Об этом на межрегиональных духовно-просветительских чтениях, состоявшихся в Бежецкой епархии (с.Выдропужск Спировского района Тверской области) заявил профессор ПСТГУ священник Александр Мазырин. По его мнению почитание святых в истории Церкви всегда начиналось по инициативе простых верующих людей, не обличенных духовной властью. Исключением можно считать только 2000 год, когда на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был прославлен целый сонм новомученников, о которых мало кто знал. «Для широкого почитания пострадавших за веру сейчас очень важно, чтобы началось какое-то движение из самого народа. Грань между теми, кто прославлен и кто не прославлен, на самом деле достаточно условная, - сказал священник. - Богом прославлены все беспорочно пострадавшие за Христа в эпоху гонений. Поэтому очень важно обо всех них собирать, может быть по крупицам, новые сведения, издавать книги, проводить конференции, в разных формах поднимать эту тему». 

Например, такая работа проводится энтузиастами -краеведами в Тверской митрополии, в частности в Бежецкой епархии. Там собран материал и издана книга «Священномученики и исповедники удомельской земли», автором которой является краевед Дмитрий Подушков.
Одному из них - новомученику Михаилу Новоселову в этом году и были посвящены межрегиональные духовно-просветительские чтения, состоявшиеся в рамках IX -го Фестиваля традиционных ремесел, социальных и предпринимательских проектов «Наследие». Михаил Новоселов - известный православный миссионер и просветитель, родился в Тверской губернии, в селе Бабье 150 лет назад.

В молодости, еще учась на историко-филологическом факультете Московского университета Михаил Новоселов увлекся «учением» Льва Толстого, которого знал лично. Он также пытался реализовать идеи Толстого на практике, состоял с ним в переписке, создал общину в деревне, но со временем разочаровался в толстовстве, хотя и сохранил теплые воспоминания о дружбе с писателем. Об отношениях Толстого и Новоселова, о их переписке рассказал настоятель Свято - Алексеевского храма с.Козлово иерей Дмитрий Лихачев. Так в одном из последних писем Новоселов писал Толстому: «Мне грустно, что их нет теперь (наших дружеских отношений) и не может быть, - писал Новоселов Толстому, - пока между нами стоит Он, Господь мой и Бог мой, молитву к Кому Вы считаете кощунством и Кому я молюсь ежедневно, а стараюсь молиться непрестанно. Молюсь и о Вас, и о близких Ваших с тех пор, как, разойдясь с Вами, я после долгих блужданий по путям сектантства вернулся в лоно Церкви Христовой».

Михаил Новоселов был хорошо знаком с Флоренским, Ильиным, Булгаковым, Розановом и другими российскими религиозными мыслителями. Публиковал брошюры и книги отвечающие на злободневные вопросы веры. Создал религиозно-философское общество под названием "Кружок ищущих христианского просвещения в духе Православной Христовой Церкви", был активным участником братства святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и почетным членом Московской Духовной академии. Михаил Александрович был близок со святым праведным Иоанном Кронштадским, старцами Зосимовой пустыни.«Он был одним из организаторов Поместного собора 1917 года, критиковал большевитскую власть, закрывающую храмы и монастыри», - отметил в своем выступении депутат собрания народных депутатов Удомельского района, краевед Дмитрий Подушков. Новоселов был арестован в 1929 году, и больше на свободу не вышел. С окончанием одного срока, его дело каждый раз пересматривалось и назначался новый срок. Однако даже в тюрьме перед угрозой смерти Новоселов не отступил от своей веры и обратил в православие мусульманина, который находился в одной с ним камере. В январе 1938 года Михаил Новоселов, которому на тот момент исполнилось 74 года был расстрелян.

По словам профессора ПСТГУ священника Александра Мазырина, Михаил Новоселов не принял декларацию митрополита Сергия и просил первоиерарха отказаться от ее подписания. В последствии он даже пытался создать против митрополита оппозицию и собрал сборник документов с названием «Дело митрополита Сергия», как свидетельство, что тот не имеет права возглавлять Церковь. «Существует миф, что Михаил Новоселов был тайно рукоположен в епископа с именем Марк, однако это никак не подтверждается документально», - подчеркнул священник.

По итогам чтений у слушателей было много вопросов к докладчикам и в частности, насколько была оправдана политика митрополита Сергия, стремящегося к компромису с безбожной властью? «Митрополит Сергий был дипломатом, - ответил священник Александр Мазырин.- Ему непросто было принять этот компромисс, но он полагал что таким образом сможет сохранить Церковь. Но ему не удалось спасти даже ближайших сторонников. Но если бы он не пошел на этот компромис, то оказался бы в заключении. А власть может быть с еще жесткими условиями заставила выполнять свои требования кого-то другого, кандидаты у них были».

Корреспондент ЦВ поинтересовался у председателя чтений, епископа Бежецкого и Весьегонского Филарета, насколько важно для возрождения православия и памяти пострадавших за веру в селе такое немногочисленное мероприятие, на котрое собралось не более сорока человек.

«Может быть в масштабах столицы эти чтения как капля в море, но в наших масштабах - оно очень значимо, -ответил архиерей. - Ведь мы удалены от Москвы более чем на 300 км и на 100 от Твери. Однако опыт показывает, что такие мероприятия несут определенные знания о новомученниках, консолидируют местные силы — священнослужителей, педагогов, краеведов, работников культуры — всех, кому не безразлична судьба этих мест и судьба людей, когда живших здесь. Если проводить их только в центральном районе, информация до периферии не дойдет, слишком большие расстояния. И такие образовательные мероприятия - это только начало, первый наш опыт, на нем мы отрабатываем их технологию. К тому же для нас очень важно, что к нам приезжают и гости из исследовательских сообществ Москвы и Твери, принося сюда свой профессионализм и знания».

«Все о чем мы говорили сегодня, жители окрестных сел и деревень, которые собрались в этом небольшом зале местного клуба расскажут о том, что услышали своим близким, друзьям и знакомым, - согласен с мнением епископа священник Александр Мазырин. - Самое главное, что они соприкоснуться с подвигом новомученников. Ведь очень важно, чтобы он не забывался и к этой теме не было равнодушия. Участники тех событий уходят из жизни, новые поколения не знают и не всегда хотят знать, что творилось в годы гонений. Здесь собрались наиболее активные верующие этого района. Они пришли несмотря на будний день, значит - по зову сердца. Это вселяет определенную надежду, что память о пострадавших за Христа в российско глубинке будет постепенно возрождаться».

 

15 июля 2014 г. 10:01
Ключевые слова: новомученики
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00