iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
В исследовании дела об изъятии церковных ценностей рано ставить точку
В уходящем 2022 году Русская Церковь пыталась осмыслить начавшуюся сто лет назад кампанию по изъятию церковных ценностей, изучая архивные документы, анализируя трагические события двадцатых годов прошлого века, организуя научные конференции, публикуя результаты исследований. На эту тему в «Журнале Московской Патриархии» был напечатан ряд статей, в том числе священника Сергия Иванова, кандидата богословия, научного сотрудника Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. В первой половине 2023 года выйдет его книга «Святой Патриарх Тихон и кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 году». «Журнал Московской Патриархии» встретился с автором и задал ему несколько вопросов о готовящейся к выходу монографии и ставшей ее темой богоборческой кампании двадцатых годов ХХ столетия. PDF-версия.
6 декабря 2022 г. 15:00
Почивать на лаврах некогда
Конец 1990-х годов — время создания многочисленных православных учебных заведений. Они возникали на образовательном небосклоне, и какие-то из них быстро исчезали, не хватало опыта, профессиональных кадров. Некоторые образовательные учреждения, занимаясь духовным воспитанием и приобщением учеников к православной культуре, не уделяли должного внимания общему образованию и также были обречены. Однако к сегодняшнему дню есть и положительные примеры — школы и гимназии, прошедшие нелегкий путь становления и достигшие высоких результатов. Как удается каждый год выпускать отлично подготовленных учеников, выбирающих разные профессии и поступающих в лучшие вузы страны, любящих Бога и не теряющих связь со своей alma mater, делится с читателями «Журнала Московской Патриархии» директор Гимназии имени священномученика Константина Богородского города Ногинска протоиерей Олег Волков. PDF-версия.
10 ноября 2022 г. 15:00
Новости
Ростовский аэропорт 20 марта 2016 г. Фото: 116almet.ru
18 апреля 2016 г. 10:23
версия для печати версия для печати

В Высшей школе экономики поговорили об отношении к смерти в обществе

В Высшей школе экономики состоялся симпозиум на тему: «Смерть и умирание в современной России. Как начать говорить о важном?». Врачи, психологи, ученые, журналисты и священники искали ответ на вопросы: насколько табуирована тема смерти в СМИ и в обществе, что считается смертью с научной точки зрения, что такое «плохая» и «хорошая» смерть, нужны ли обществу примеры личного переживания смерти и др. Мотивом мероприятия послужило желание организаторов начать разговор о смерти в научной среде, искусстве, жизни общества, медицинской практике и в частной жизни людей.

Мнение участников симпозиума о табуировании в СМИ и обществе темы смерти разделились. Одни считали, что эта тема закрыта для обсуждения, если речь идет о смерти одного человека, родственники которого лишены возможности проститься с ним в течение двух дней до похорон. Тело увозят в морг и возвращают уже перед самыми похоронами. И вопрос - может ли быть иначе, когда тело покойного - как в стародавние времена пребывало в доме - не обсуждается. 
«Но в народе не случайно существовали ритуальные традиции прощания и переживания смерти близкого человека, они позволяли психологически справиться с трагедией и жить дальше, благополучно переживая этот стресс», - убежден директор центра городской антропологии  Михаил Алексеевский, который изучал традицию похоронно-поминальных обрядов на Русском Севере. 
Если речь идет о массовой гибели людей (как, например, в последних авиакатастрофах в Египте и в Ростове-на-Дону), факт трагедии ни от кого не скрывается. Другое дело, что о конкретных людях практически не говорится и обсуждение, как правило, сводится только к причинам трагедии: была ли это техническая неисправность, ошибка пилотов, терракт и т.п. «Одна из газет не нашла ничего лучше как провести телефонный опрос среди жителей Ростовской области, что они слышали и видели в момент катастрофы, если находились не далеко от места падения самолета,- отметила кандидат культурологии (РГГУ) Светлана Еремеева. - Между тем потребность поговорить о личных переживаниях и выразить соболезнование никуда не исчезает. Это подтверждается тем, что в здании Ростовского аэропорта стихийно возникло место, куда люди несли игрушки и цветы». Кроме того, по словам Светланы Еремеевой, умирающие от неизлечимой болезни дети открыто обсуждают друг с другом тему своего ухода в соцсетях, в то время как родители такого ребенка боятся и отказываются говорить с ним об этом.
Иными словами, каждому нормальному человеку нужно время и соответствующее отношение со стороны других, чтобы осознать, проговорить, пережить и принять то, что называется смертью, независимо от того- умер близкий или умирает он сам. Но времени, возможности и понимания других нет, как нет и культуры такого общения. Между тем, возникшую пустоту в душе никак не заполнить, особенно, если у человека нет религиозного опыта. 
Кандидат социологических наук, директор Центра методологии федеративных исследований РАНХиГС Дмитрий Рогозин привел данные своего исследования («Сопереживание близости смерти»), согласно которому люди скрывают факт своей неизлечимой болезни и близкой смерти потому, что по их мнению признаться в этом другим стыдно. «Женщина, муж которой был болен раком, не смогла носить это в душе и позвонила своей сестре, чтобы поделиться своим горем. Каково же было ее удивление, когда в ответ она услышала: как хорошо, что ты позвонила, у меня тоже рак, но я боялась сказать тебе об этом»,- рассказал Дмитрий Рогозин. С другой стороны, тяжело болея, люди не спешат ко врачу, чтобы не услышать страшный диагноз и не потерять в оставшееся время радость от жизни, не стать зависимыми от врачей.
В отношении вопроса о «плохой» и «хорошей» смерти выступающие не пришли к общему знаменателю. Одни считают, что под «плохой» смертью следует понимать смерть, когда человек мучительно страдает и нет возможности как-то ему помочь. А под «хорошей», когда паллиативная медицина делает все возможное, чтобы умирающий по возможности эти мучения не чувствовал. Другие убеждены, что «хорошая» смерть, когда у больного есть право на эвтаназию. «Мы разве не знаем, что существует суицидальный туризм? Мир сегодня глобален и известно, в каких странах легализована эвтаназия для взрослых (Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Австралия, Израиль и американский штат Орегон- авт.), а также детская эвтаназия. И то, что эвтаназия запрещена в России вовсе не значит, что мы не должны учитывать, что есть и такой ответ: хорошая смерть - это выбор способа ухода от страданий»,- отметила кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ Елена Брызгалина.
Как известно, эвтаназия бывает активной и пассивной, когда человека, находящегося без сознания, отключают от аппаратов поддерживающих жизнь. Раньше смерть человека диагностировали, когда переставало биться сердце и прекращалось дыхание, сказала врач-невролог научного центра неврологии Людмила Легостаева. Потом врачи научились поддерживать жизнь с помощью аппаратов вентиляции легких и другой аппаратуры. Но скоро выяснилось, что в случае смерти головного мозга возвращение человека к жизни невозможно. «Так в 1959 году была разработана концепция Смерти мозга, под которой подразумевается полное, необратимое прекращение всех функций головного мозга при работающем сердце и искусственной вентиляции легких. Смерть мозга юридически эквивалентна смерти человека, в том числе и в России»,- сказала невролог. - Но есть одна особенность, когда выйдя из комы, пациент может войти в вегетативное состояние (в западной медицине - синдром реактивного бодрствования) — это тотальное расстройство функций коры головного мозга.
В этом случае человек вообще не контактирует с внешним миром: не фиксирует взгляд, не выполняет никаких команд, хотя дышит, работает его сердце, но он полностью отсутствует в этом мире. Если через 3 месяца он не придет в сознание, шансы на возвращение к нормальной жизни равны нулю. «В США по этому поводу был целый судебный процесс, когда муж судился 15 лет с государством, чтобы отключить от аппаратуры поддержания жизни свою жену, находящуюся в состоянии реактивного бодрствования. На ее надгробной плите было написано — родилась 3 декабря 1963 года, покинула эту землю 25 февраля 1990 и упокоилась с миром 31 марта 2005 года. А теперь вопрос: мы знаем, что такое смерть мозга. Есть перманентное вегетативное состояние (см. пример выше). В какой момент смерть становится констатацией не медицинской, а общественной?», - задалась Людмила Легостаева риторическим вопросом.
Итог дискуссии подвел настоятель церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» в селе Долматово, игумен Петр (Мещеринов).«Есть неоспоримый факт: сколько бы человек не боролся за жизнь, он все равно умрет. Независимо от того, будет ли он жить 70 или 700 лет,- отметил отец Петр. - Я согласен с выступающими, что смерть ничем нельзя оправдать и с ней нельзя примириться». Но в христианстве человек верующий человек находит выход во Христе, который воскрес «смертию смерть поправ». И смерть становится входом в Вечную жизнь. 
С точки зрения неверующего человека это глупость и сказки. Так оно и было бы, если бы не было встречи человека с Богом, не было бы жизни во Христе и живого общения с Ним. «Поэтому для того, чтобы у христианина была «хорошая» смерть, у него должна быть хорошая жизнь. Хотя неоспорима роль паллиативной медицины для помощи человеку. Мы не знаем - при каких обстоятельствах уйдем из этой жизни — на больничной койке или на пожаре, 
христианин об этом не задумывается. Его будет больше волновать, какова его жизнь. Все церковное учение говорит о том, что искусство жить – умение готовится к смерти. И святые отцы говорят, что перспектива христианской смерти, это один из важнейших регуляторов христианской жизни».
Симпозиум подготовлен Фондом помощи людям с боковым амиотрофическим склерозом (БАС) «Живи сейчас», Международным институтом экономики и финансов (лаборатория экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ) и научным журналом о death studies «Археология русской смерти».

 

18 апреля 2016 г. 10:23
Ключевые слова: круглый стол
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30