iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5–9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. PDF-версия.  
31 января 2020 г. 12:00
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59
Новости
Круглый стол "Православный храм XXI века"
17 мая 2013 г. 16:50
версия для печати версия для печати

Архитекторы обсуждают облик православного храма XXI века

Каким должен быть образ современного православного храма, как в нем должны сочетаться традиция и современность, что необходимо сделать, чтобы в нем было удобно молиться и организовывать приходскую жизнь? Об этом размышляли священники, архитекторы, искусствоведы, представители проектных организаций и сроительных компаний на круглом столе, прошедшем в рамках семинара по проблемам современного церковного искусства и храмостроительства.

«Каким будет современный православный храм зависит прежде всего от того, каким будет православие в современном мире», - открывая круглый стол, отметил ответственный редактор журналов «Храмоздатель» и ЖМП Сергей Чапнин. Поиск и воплощение образа современного храма — это творческая задача, которую не решить героическими усилиями одного человека. «Необходим соборный труд, и он будет успешным, только в том случае, если будет открытый и доверительный диалог между сообществами архитекторов, реставраторов, строителей и духовенства», - подчеркнул Сергей Чапнин.

Тему продолжил президент Союза московских архитекторов (СМА) Николай Шумаков: «Практика проектирования и строительства православных храмов в России была прервана в 1917 году». С одной стороны шедевры прошлых веков, с другой авангардные решения архитекторов и строителей храма на Западе. Нужно искать новые формы, не оглядываться все время на шедевры русской архитектуры прошлых веков и не воссоздавать ее вновь, хотя бы и используя новые технологии. «Новые технологии подтолкнут нас к новым формам, но я не призываю форсировать события. Тут не нужна поспешность, все должно сложиться постепенно», - считает президент СМА. Он также предложил редакции журнала «Храмоздатель» проводить церковные архитектурные фестивали, в рамках которых устраивать конкурсы на лучшие проекты современных храмов.

В качестве примера соработничества при возведении современного храма была рассмотрен пример приходского храма Богоявления Господня в г. Химки. О нем рассказали представитель строительной компании - концерна «КРОСТ» Алексей Кузнецов и настоятель храма священник Андрей Пирогов.

По словам Алексея Кузнецова первоначальный проект храма не отвечал современным требованиям и основывался на проектах рубежа XIX-XX веков, поэтому проект был переработан группой архитекторов при участии священника, строителей и дизайнеров. «В современном храме должны как минимум присутствовать три элемента - функциональность, прочность, красота», - отметил Алексей Кузнецов.

О требованиях, предъявляемым к современному приходскому храму, подробно говорил священник Андрей Пирогов. Он подчеркнул, что во все времена архитекторы и строители должны помнить о том, что «храм это дом Бога живого, Который будет обитать в храме после его освящения, поэтому нельзя не придерживаться изначальной, как это было сказано от Бога в Ветхом Завете при строительстве храма, его планировки. Четко отделать притвор, сам храм и святой алтарь».

Священник отметил, что по его личным наблюдениям все больше прихожан стремятся остаться в храме после богослужения для деятельного участия в жизни прихода. Эти люди занимаются социальной, миссионерской и молодежной работой. Кроме того, на приходе отца Андрея возросло число молодых мам, которые после Литургии обсуждают друг с другом вопросы воспитания детей. С этими вопросами они обращаются и к священникам, но собрать родителей вокруг  себя в храме проблематично, так как там идет исполнение церковных таинств и треб. «Поэтому в условиях современного строительства и проектирования храмов или храмовых комплексов хотелось бы учитывать не только возведение самого храма с подсобными помещениями, но и строительство рядом специального здания, где активные прихожане могли бы организовывать свое служение, встречи, беседы», - сказал отец Андрей.

Вторая серьезная проблема, как создать условия для родителей с детьми на приходе, чтобы дети на мешали молящимся на богослужении. Отец Андрей признался, что решения для этой проблемы у него пока нет.  «Либо выделять в храме для них определенное место и чтобы родители были рядом с детьми, а не так — родители молятся, не обращая внимания на своих детей, а те бегают по всему храму. Либо родители должны стоять в притворе, но это тоже не вариант. Все равно дети убегают от родителей»,- сказал священник и предложил подумать над этим всем вместе.

И здесь участниками встречи предложили  три варианта: цокольный этаж, куда проведена аудиотрансляция богослужения, либо окружающие храм помещения (пример как в храме Георгия Победоносца в г.Видное, Моск. обл.), органично вписанные в его архитектуру, либо отдельно стоящее здание, если это позволяет земельный участок.

Священник так же отметил, что современный храм должен быть светлым, просторным, удобным для богослужения и молитвы, с продуманными системами вентиляции и акустики.

Некоторые участники круглого стола высказали свои замечания и предложения, касающиеся  технологий, которые используются при возведении храмов в Программе-200. В частности, по мнению архитектора, председателя комиссии по архитектуре культовых зданий Союза архитекторов России Михаила Кеслера нельзя делать стены храмов целиком из бетона. Конечно это проще, быстрей и дешевле, но вопрос о комфортности пребывания в таком храме остается открытым. Бетон лучше использовать для отдельных элементов - столбов, рамок или перекрытий. Как решение этой проблемы в рамках Программы -200 выступающий организовал конкурс проектов «На лучшее решение образа современного храма», в котором по его мысли должно участвовать 400-600 человек (условия участия в конкурсе редакция «Храмоздателя» опубликует дополнительно).

Проблема сегодняшних храмостроителей в том, что они строят как бы «вслепую», подвел итоги круглого стола священник Андрей Юревич:. «Мы сами не осознаем, в каком времени живем и в каком стиле работаем. Архитектор Константин Тон прекрасно  знал в каком стиле работает, он сам и придумал этот стиль. Архитекторы начала XIX века  знали, в каком стиле они работают, может быть не называя его «ампиром». Но они знали  составляющие этого стиля. Кто делал готику- знали составляющие готики и т. д. И глядя на храмы прошлым веков мы  можем уверенно сказать, к какому времени оно относится»,- подчеркнул священник.

Но сегодня, видя перед собой современный храм, мы не можем сказать точно (особенно если человек не разбирается глубоко в архитектуре), эпоху, к которой он принадлежит, считает отец Андрей. Потому что там присутствуют элементы разных эпох. А на самом деле, этот храм построен 3 года назад.

«Поэтому речь о том, чтобы искать образ действительно современного храма , то есть того времени, в котором мы живем. Нам не хватает сегодня поиска образа. Как упомянул здесь Сергей Чапнин — не хватает даже богословия образа. Потому что в прошлые времена существовало богословие образа храма, которое передавалось через его формы. А сегодня этого нет. Мы строим храмы, а теоретическая составляющая очень западает. Здесь говорилось, что это не важно, т. к. храм строится для вечности. Да, для вечности, но и для времени, для истории тоже. И в нем есть что-то от вечности (например, ось-запад-восток. Или вертикаль земля-небо, как символ есть крест), а есть что-то и от современности. Речь о том, что еще мы можем принести сами? Или так и будем выкапывать артефакты своих гениальных предков? Соединять, компилировать, ставить и показывать, что это наше время?
Поэтому я считаю, что в работах участников конкурса, о котором говорил Михаил Кеслер, должна присутствовать обязательная теоретическая разработка, что именно каждый архитектор хочет сказать своим проектом, а не просто демонстрировать какую-то форму»,- заключил священник.

На круглом столе так же выступили архитекторы Александр Головкин, Александр Колосов, Евгений Быков и другие.

В рамках круглого стола прошел также показ и обсуждение проекта барельефа митрополита Питирима (Нечаева) (автор — скульптор Дарья Ефремова),  который планируется установить на стене здания Издательского совета Русской православной Церкви в связи с 10-летием со дня кончины пастыря.

Мероприятие было подготовлено редакцией журнала «Храмоздатель» и концерном «КРОСТ».

17 мая 2013 г. 16:50
Также читайте:
Церковь и общество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи