iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Новости
Круглый стол
26 июня 2015 г. 22:15
версия для печати версия для печати

Образ священника в литературе — между проповедью и унижением

В рамках Московского фестиваля «Книги России» на Красной площади состоялся круглый стол «Образ священника в современной литературе». Гости круглого стола — писатели и издатели размышляли о крайностях в изображении священника в отечественной литературе и искали ответ, каким должен быть образ современного пастыря в художественном воплощении.

Так, писатель и литературовед, автор романа «Лавр» Евгений Водолазкин считает, что каждый касающейся этой темы испытывает искушение воплотить в художественном образе священника — непрерывную проповедь. И в этом отходит от литературной задачи. «Проповедь достойнейший и древнейший жанр, но он не имеет отношения к литературе. Литература должна не проповедовать, а показывать, задавать важные, актуальные вопросы, ответы на которые читатель должен сам».
Другая крайность литературы, выбирающая в свои герои образ пастыря, по мнению редактора Издательства Московской Патриархии протоиерея Владимира Силовьева в принижении духовного лица. Типичный пример «Бурсы» Помяловского или «Сказка о попе и его работнике Балде» Пушкина. В этом нет ничего удивительного. «Русская Церковь пережила два тяжелых периода — Синодальный и коммунистический. Здесь требуется серьезное осмысление темы», - считает отец Владимир. Да, священники не совершенны, и как сказал святой Иоанн Златоуст, из них «Мало кто спасется» . Однако следует помнить, что «священник — это икона Христа, от этого никуда не уйдешь поэтому так ненавидят русского попа  или так любят русского батюшку». Из наиболее понравившихся книг о духовенстве отец Владимир выделил «Обитель»- Захара Прилепина и книгу «Поп» Александра Сегеня.
Писатель Майи Кучерской убеждена, что популярные книги архимандрита Тихона Шевкунова и отец Николай Агафонов не ставили перед собой литературной задачи. Их книги нельзя назвать искусством, это все-таки документальная проза, хотя и там среди главных героев присутствуют священники. «Художник, а не священник (которому важно рассказать о том, что до сих пор было неизвестно о монастырской жизни), ставит перед собой задачу ли рассказать средствам художественной литературы о молитве, о жизни священника, жизни верующего, о жизни Церкви. Но можно ли это сделать?»,- задалась вопросом Майя Кучерская. И сама же на него ответила: «Невозможно говорить о духовном  мире языком художественной литературы. И единственный адекватный ответ, который  можно дать на эту тему- это просто улыбнуться и признать неспособность художника говорить о священных предметах». По ее мнению самый адекватный ответ дал на этот вопрос Чехов в своем известном рассказе «Архиерей», где духовное лицо показано с позиции обыкновенного человека с присущими каждому слабостями и внутренними противоречиями.
Можно поспорить с автором "Современного патерика". Что такое литература? Способ художественными средствами передать свой духовный опыт. Язык- это инструмент, пользуясь которым автор выражает то бесценное, что открылось ему и он хочет поделиться с другими. В этом контексте, русская документальная проза являет такие художественные образы, которые навсегда остаются в сердце. Например, тот же "Отец Арсений" или "Неугасимая лампада". И с такой высоты как увидеть эту грань, когда документальное становится художественным и наоборот? А "Колымские рассказы" Варлама Шаламова?  
Тем не менее, каким же должен быть образ священника, пусть даже в еще не написанных книгах? Ведь если к нему обращаются современные авторы, значит они чувствуют социальный заказ. По мнению священника Владимира Силовьева, это образ отца: «И это отцовство, которого так не хватает в нашем современном мире- этот образ самый востребованный. И чем больше ему отвечает художественный образ в литературе или в кино, тем больше он приближается к идеалу. Хотя у каждого человека свое восприятие искусства». По настоящему образ отца, который поймет, простит, найдет слова утешения ассоциируется с образом священника, к нему и все надежды читателей, убежден отец Владимир.

 

26 июня 2015 г. 22:15
Ключевые слова: культура, круглый стол
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30