iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Новый шаг в развитии богословия в России
В издательстве «Познание» вышли первые книги из серии учебников для бакалавриата духовных школ Московского Патриархата, рассчитанные также на студентов теологических факультетов. Проект осуществляется под общим наблюдением Святейшего Патриарха Кирилла и Высшего Церковного Совета. Непосредственное руководство проектом осуществляет митрополит Волоколамский Иларион. Серия «Учебник бакалавра теологии» предусматривает порядка 60 учебников. Впервые за 30 лет в практике издания учебной православной литературы все книги написаны по единому образовательному стандарту. Об этой и других особенностях этой серии, о новом методическом подходе к рассмотрению библейских событий, а также о том, зачем к некоторым учебникам написаны хрестоматии, «Журналу Московской Патриархии» рассказал заместитель главного редактора Издательского дома «Познание» Максим Калинин. PDF-версия.  
10 апреля 2019 г. 13:58
Новости
Круглый стол
26 июня 2015 г. 22:15
версия для печати версия для печати

Образ священника в литературе — между проповедью и унижением

В рамках Московского фестиваля «Книги России» на Красной площади состоялся круглый стол «Образ священника в современной литературе». Гости круглого стола — писатели и издатели размышляли о крайностях в изображении священника в отечественной литературе и искали ответ, каким должен быть образ современного пастыря в художественном воплощении.

Так, писатель и литературовед, автор романа «Лавр» Евгений Водолазкин считает, что каждый касающейся этой темы испытывает искушение воплотить в художественном образе священника — непрерывную проповедь. И в этом отходит от литературной задачи. «Проповедь достойнейший и древнейший жанр, но он не имеет отношения к литературе. Литература должна не проповедовать, а показывать, задавать важные, актуальные вопросы, ответы на которые читатель должен сам».
Другая крайность литературы, выбирающая в свои герои образ пастыря, по мнению редактора Издательства Московской Патриархии протоиерея Владимира Силовьева в принижении духовного лица. Типичный пример «Бурсы» Помяловского или «Сказка о попе и его работнике Балде» Пушкина. В этом нет ничего удивительного. «Русская Церковь пережила два тяжелых периода — Синодальный и коммунистический. Здесь требуется серьезное осмысление темы», - считает отец Владимир. Да, священники не совершенны, и как сказал святой Иоанн Златоуст, из них «Мало кто спасется» . Однако следует помнить, что «священник — это икона Христа, от этого никуда не уйдешь поэтому так ненавидят русского попа  или так любят русского батюшку». Из наиболее понравившихся книг о духовенстве отец Владимир выделил «Обитель»- Захара Прилепина и книгу «Поп» Александра Сегеня.
Писатель Майи Кучерской убеждена, что популярные книги архимандрита Тихона Шевкунова и отец Николай Агафонов не ставили перед собой литературной задачи. Их книги нельзя назвать искусством, это все-таки документальная проза, хотя и там среди главных героев присутствуют священники. «Художник, а не священник (которому важно рассказать о том, что до сих пор было неизвестно о монастырской жизни), ставит перед собой задачу ли рассказать средствам художественной литературы о молитве, о жизни священника, жизни верующего, о жизни Церкви. Но можно ли это сделать?»,- задалась вопросом Майя Кучерская. И сама же на него ответила: «Невозможно говорить о духовном  мире языком художественной литературы. И единственный адекватный ответ, который  можно дать на эту тему- это просто улыбнуться и признать неспособность художника говорить о священных предметах». По ее мнению самый адекватный ответ дал на этот вопрос Чехов в своем известном рассказе «Архиерей», где духовное лицо показано с позиции обыкновенного человека с присущими каждому слабостями и внутренними противоречиями.
Можно поспорить с автором "Современного патерика". Что такое литература? Способ художественными средствами передать свой духовный опыт. Язык- это инструмент, пользуясь которым автор выражает то бесценное, что открылось ему и он хочет поделиться с другими. В этом контексте, русская документальная проза являет такие художественные образы, которые навсегда остаются в сердце. Например, тот же "Отец Арсений" или "Неугасимая лампада". И с такой высоты как увидеть эту грань, когда документальное становится художественным и наоборот? А "Колымские рассказы" Варлама Шаламова?  
Тем не менее, каким же должен быть образ священника, пусть даже в еще не написанных книгах? Ведь если к нему обращаются современные авторы, значит они чувствуют социальный заказ. По мнению священника Владимира Силовьева, это образ отца: «И это отцовство, которого так не хватает в нашем современном мире- этот образ самый востребованный. И чем больше ему отвечает художественный образ в литературе или в кино, тем больше он приближается к идеалу. Хотя у каждого человека свое восприятие искусства». По настоящему образ отца, который поймет, простит, найдет слова утешения ассоциируется с образом священника, к нему и все надежды читателей, убежден отец Владимир.

 

26 июня 2015 г. 22:15
Ключевые слова: культура, круглый стол
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нота как мишень
Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59