выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
«Введение в арамеистику и сирологию»
В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге.  PDF-версия.
23 мая 2023 г. 16:30
Новости
Круглый стол
26 июня 2015 г. 22:15
версия для печати версия для печати

Образ священника в литературе — между проповедью и унижением

В рамках Московского фестиваля «Книги России» на Красной площади состоялся круглый стол «Образ священника в современной литературе». Гости круглого стола — писатели и издатели размышляли о крайностях в изображении священника в отечественной литературе и искали ответ, каким должен быть образ современного пастыря в художественном воплощении.

Так, писатель и литературовед, автор романа «Лавр» Евгений Водолазкин считает, что каждый касающейся этой темы испытывает искушение воплотить в художественном образе священника — непрерывную проповедь. И в этом отходит от литературной задачи. «Проповедь достойнейший и древнейший жанр, но он не имеет отношения к литературе. Литература должна не проповедовать, а показывать, задавать важные, актуальные вопросы, ответы на которые читатель должен сам».
Другая крайность литературы, выбирающая в свои герои образ пастыря, по мнению редактора Издательства Московской Патриархии протоиерея Владимира Силовьева в принижении духовного лица. Типичный пример «Бурсы» Помяловского или «Сказка о попе и его работнике Балде» Пушкина. В этом нет ничего удивительного. «Русская Церковь пережила два тяжелых периода — Синодальный и коммунистический. Здесь требуется серьезное осмысление темы», - считает отец Владимир. Да, священники не совершенны, и как сказал святой Иоанн Златоуст, из них «Мало кто спасется» . Однако следует помнить, что «священник — это икона Христа, от этого никуда не уйдешь поэтому так ненавидят русского попа  или так любят русского батюшку». Из наиболее понравившихся книг о духовенстве отец Владимир выделил «Обитель»- Захара Прилепина и книгу «Поп» Александра Сегеня.
Писатель Майи Кучерской убеждена, что популярные книги архимандрита Тихона Шевкунова и отец Николай Агафонов не ставили перед собой литературной задачи. Их книги нельзя назвать искусством, это все-таки документальная проза, хотя и там среди главных героев присутствуют священники. «Художник, а не священник (которому важно рассказать о том, что до сих пор было неизвестно о монастырской жизни), ставит перед собой задачу ли рассказать средствам художественной литературы о молитве, о жизни священника, жизни верующего, о жизни Церкви. Но можно ли это сделать?»,- задалась вопросом Майя Кучерская. И сама же на него ответила: «Невозможно говорить о духовном  мире языком художественной литературы. И единственный адекватный ответ, который  можно дать на эту тему- это просто улыбнуться и признать неспособность художника говорить о священных предметах». По ее мнению самый адекватный ответ дал на этот вопрос Чехов в своем известном рассказе «Архиерей», где духовное лицо показано с позиции обыкновенного человека с присущими каждому слабостями и внутренними противоречиями.
Можно поспорить с автором "Современного патерика". Что такое литература? Способ художественными средствами передать свой духовный опыт. Язык- это инструмент, пользуясь которым автор выражает то бесценное, что открылось ему и он хочет поделиться с другими. В этом контексте, русская документальная проза являет такие художественные образы, которые навсегда остаются в сердце. Например, тот же "Отец Арсений" или "Неугасимая лампада". И с такой высоты как увидеть эту грань, когда документальное становится художественным и наоборот? А "Колымские рассказы" Варлама Шаламова?  
Тем не менее, каким же должен быть образ священника, пусть даже в еще не написанных книгах? Ведь если к нему обращаются современные авторы, значит они чувствуют социальный заказ. По мнению священника Владимира Силовьева, это образ отца: «И это отцовство, которого так не хватает в нашем современном мире- этот образ самый востребованный. И чем больше ему отвечает художественный образ в литературе или в кино, тем больше он приближается к идеалу. Хотя у каждого человека свое восприятие искусства». По настоящему образ отца, который поймет, простит, найдет слова утешения ассоциируется с образом священника, к нему и все надежды читателей, убежден отец Владимир.

 

26 июня 2015 г. 22:15
Ключевые слова: культура, круглый стол
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00