выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Пешком к преподобному Сергию
К Игумену земли Русской в Троицкий монастырь издавна течет людская река. В прежние времена паломники традиционно шли туда пешком. Но уже больше века Сергиев Посад прочно интегрирован в транспортную систему страны, и сейчас пешее паломничество к преподобному Сергию выглядит экзотикой. Группа энтузиастов решила изменить это представление, занявшись обустройством пешеходной тропы из Москвы до Троице-Сергиевой лавры. Фактически авторы этого начинания стоят у истоков новой общест­венной инициативы — создания многокилометрового пешего пути, преодоление которого рассчитано не на одни сутки: ничего подобного в России нет. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» анализирует этот опыт и делится собственными рекомендациями по правильной подготовке к такому паломничеству. PDF-версия
4 октября 2019 г. 16:59
Новости
Костомарово - одно из самых прекрасных мест России
ЖМП № 4 апрель 2015 /  19 мая 2015 г. 15:34
версия для печати версия для печати

Паломничество по России: маршруты на север и юг, на запад и восток

В связи с ухудшением экономической ситуации у российских паломников стало меньше возможностей посетить святыни за рубежом. Но и в России святых мест немало. На какие из них следует обратить внимание в первую очередь и насколько выросла цена на паломнические туры? Тем более, что по  мнению директора паломнической службы «Радонеж» Юрия Минулина, стоимость паломнических туров по России этим летом не изменится.

— Юрий Ахметович, вы согласны, что за 25 лет развития паломничества в России оно, условно говоря, разделилось на три вида: паломничество как таковое, когда человек, например, приезжает в Дивеево и всё время, пока пребывает там, посвящает богослужебной жизни, не отвлекаясь ни на что другое? Второй вид — это паломничество, совмещенное с туризмом, когда помимо святых мест есть возможность посетить и какие-то достопримечательности. И наконец, паломничество, совмещенное с отдыхом, — несколько дней путешествующие просто отдыхают на море или озере и т.п.

— Да, так оно и есть. Но давайте сначала определимся: паломничество — это поездка или пешее путешествие к святым местам, возможность прикоснуться к святыне, и это главное, ради чего оно совершается. Паломничество — это форма личной религиозной жизни. Оно бывает и таким, как многодневный пеший крестный ход, например Великорецкий, что, по сути, является подвигом, совместным молитвенным деланием, в котором человек хочет себя испытать. К слову, там представлена вся Россия от Владивостока до Калининграда, и в последние годы в Великорецком крестном ходе участвует до 30 тыс. человек. А с другой стороны, паломничество бывает и таким, как вы говорите, в форме путешествия в более или менее комфортных условиях, во время которого человеку хочется увидеть новые места, красивую природу, иногда совмещая всё это с отдыхом. Но в обоих случаях в основе паломничества всегда лежит стремление вырваться из суеты повседневности, сосредоточиться на мыслях о своей духовной жизни, очистить душу в молитве и в каких-то ограничениях, поклониться святыне. Для таких людей мы в основном и работаем. Самое главное, что у человека есть такая потребность и он не откажется зайти в храм и помолиться, потому что это для него естественно, это его жизнь.

Нужно понять, что у нас появилось религиозное общество, когда молитва и поклонение святыне естественным образом включены в жизнь людей. А элементы отдыха, какие-то познавательные моменты — это всего лишь дополнение. Но, с другой стороны, верующий человек даже в командировку может включить элемент паломничества. Например, мой знакомый поехал в командировку в Рим. Он поклонился мощам святого Алексия, человека Божия, апостолам Петру и Павлу, и у него осталось свободное время. Он позвонил и спросил, хватит ли ему пять часов, чтобы побывать еще и в Бари? Я сказал, что нет, нужно часов восемь. Это его устроило, и он был очень доволен, так как не ожидал, что кроме святынь в Риме ему удастся посетить и мощи Святителя Николая Чудотворца. Или такой пример. Человек прилетел в Симферополь, поклонился мощам святителя Луки Войно-Ясенецкого и уехал отдыхать на Форос. Через неделю-две вернулся, вновь приложился к мощам и улетел в Москву. Можно это назвать паломничеством? Я считаю, что это не паломничество, а отдых с элементами паломничества. Вот когда он пошел к храму — это и было паломничество. Или вы приехали в Грецию и один день посвятили поездке к святому Спиридону Тримифунтскому или Святителю Николаю. А всё остальное время отдыхали в отеле, на море. Это однодневное паломничество внутри путешествия.

— Сегодня в связи с резким изменением курса валюты не у всех есть возможность посетить святыни, о которых вы рассказываете. Но, возможно, в этом есть и свои плюсы: больше внимания можно обратить на святые места Русской земли. Что сегодня происходит с ценами на паломнические туры по России?

— Вы удивитесь, но по России цены остались почти на том же уровне, что и год назад. Некоторые услуги, такие как проезд, проживание, подорожали, но не более чем на 10% (к слову, проезд по железной дороге каждый год дорожает). Принимающая сторона, учитывающая некоторые сложности в государстве, немного сокращает экскурсионные программы, уменьшит рацион питания, еще что-нибудь придумает, но всё делают так, чтобы у людей с разным достатком сохранилась возможность приехать. Поэтому неудивительно, что многие сейчас рассматривают варианты паломничества по России.

— Куда бы вы рекомендовали поехать в этом году, к каким святыням?

— Более 90% всех наших 150 маршрутов проходят именно по России и Украине. Особое место среди таких паломничеств занимает Крым, колыбель христианства на Руси. Конечно, Херсонес — место, откуда, по преданию, прозвучала проповедь апостола Андрея Первозванного. Инкерман, где находится самый древний, по данным историков, Свято-Климентовский монастырь с храмами, вырубленными в толще скалы. Именно оттуда христианство в VIII–IX веках распространилось по всей Руси. Это и Никольский монастырь в Бахчисарае, Топловский женский монастырь, Свято-Троицкий монастырь в Симферополе, где находятся мощи святого Луки (Войно-Ясенецкого), всего не перечислишь. Кроме того, Крым несказанно красив. По своей природе это вам и Ницца, и Амальфи, и Каппадокия — всё там сочетается.
Представьте, например, весь день вы провели в Топловском монастыре, а на следующий день отдых в поселке Рыбачьем (Алушта), где экскурсионная программа очень логично сочетается с отдыхом и полезными для паломника экскурсиями. И мы будем развивать это направление, в частности восток (Феодосия) и северо-восток (Азовское море). Крым интересен своей многоплановостью: можно ходить по горам, например посетить монастырь Мангуп, Эски-Кермен, а можно рядом с побережьем — Форос или мыс Фиолент.

Что касается инфраструктуры, она давно уже сложилась: размещение двух-, трехместное, санаторное, малые и большие гостиницы, в которых всегда предлагается большая экскурсионная программа. Что касается стоимости крымской поездки — это 13–18 тыс. рублей (7–10 дней), какой она была, такой и осталась. Плюс авиабилеты (туда и обратно) от 9 до 18 тыс. рублей. Кроме того, южное направление — это также Сочи (Троице-Георгиевский женский монастырь, расположенный в Голицыне, храмы XIX–XX веков) и Абхазия (Ново-Афонский монастырь).
А поближе к Москве на юг и юго-запад — это, конечно, Оптина пустынь, Задонск, Воронеж, Дивногорье, Костомарово, где женский монастырь расположен среди почти палестинского пейзажа. Очень посещаемое и любимое место паломников из Воронежской и окрестных областей. Другое дело, мы о нем меньше знаем, но местные паломники туда целыми автобусами едут.

Из северных и северо-западных маршрутов — Соловки, Валаам, Лодейное поле (Троицкий Александра Свирский мужской монастырь), Вологда, Архангельск, Кольский полуостров, Псков — Печоры, Пушкиногорье (Свято-Горский монастырь, где Пушкин похоронен, Дом-музей Пушкина), Изборск, Талабские острова (Залит), а также Новгород, Старая Русса, Валдай. Это и Рыбинск, Ярославль. На востоке — Пермский край, Белая гора, Соликамск, Чердынь — удивительные христианские православные места. Если дальше продвинуться — Ганина Яма, Екатеринбург, Тобольск. На западе — это уже Белоруссия — Полоцк, Жировицы, Минск, Брест. К слову, непосредственно в Брестской крепости находится женский монастырь.

— Есть ли в России направления малопосещаемые, «нераскрученные», но где тоже интересно и полезно побывать?

— К сожалению, у нас очень мало ездят на Среднюю Волгу — Самара, Саратов и Ульяновск. Это очень красивые места, огромные пространства, теплая вода, живописные Жигулевские горы, особенный микроклимат, святые источники, Волжский Афон, хорошие условия проживания.
Это что касается России. Теперь немного о зарубежных маршрутах. Несмотря на все «потрясения», в этом году религиозный туризм и паломничество будут развиваться по двум направлениям: Святая земля и Турин (Туринская плащаница). Обращаю ваше внимание, что, несмотря на скачок курса валют, поездки на Святую землю подешевели в долларовом эквиваленте на 30%. Так, в перерасчете на рубли паломничество на восемь дней обойдется в 52 тыс. рублей. Сегодня самая дешевая поездка — в Иерусалим даже дешевле, чем поездка к некоторым святыням России. Но это только паломничество, без элементов отдыха, с отдыхом уже дороже.

Теперь о Туринской плащанице. К ней вновь окрыт доступ  с 19 апреля по 24 июня. Напомню, что последний раз это было в 2010 году. Мы разработали самые разные варианты, чтобы наши паломники могли посетить эту святыню. С учетом изменения цен они, конечно, выросли в рублях. Но это событие — открытие плащаницы — происходит не каждый год — раз в 5–10 лет. Однако у нас есть и четырехдневное, восьмидневное путешествие в Турин. У нас даже есть путешествие в Турин за 410 евро, во время которого паломники проедут пол-Европы и кроме Турина посетят еще и Бари. Это автобусное путешествие начинается с Бреста.

Хочу еще раз подчеркнуть: если у человека нет пока возможности поехать на Святую землю, никто не отменял Новый Иерусалим. Никто не отменял Новый Афон, если нельзя поехать в Грецию, Гефсиманию на Валааме, гору Голгофу на Соловках. И наши предки приезжали туда, когда не могли посетить Святую землю и Иерусалим из соображений безопасности или финансовых затруднений. Ведь задача паломника — очистить душу, сосредоточиться на молитве, обрести благодать, в чем мешает суета повседневной жизни. И с этой точки зрения для верующего человека одинаково ценна и значима каждая святыня. Не надо преувеличивать это, но и забывать не надо, что, если человеку нужно посетить святые места, он всё равно преодолевает какие-то препятствия, которые Господь ему указывает и которые нужно преодолеть для обретения духовных даров.

19 мая 2015 г. 15:34
Ключевые слова: паломничество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00