выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Пешком к преподобному Сергию
К Игумену земли Русской в Троицкий монастырь издавна течет людская река. В прежние времена паломники традиционно шли туда пешком. Но уже больше века Сергиев Посад прочно интегрирован в транспортную систему страны, и сейчас пешее паломничество к преподобному Сергию выглядит экзотикой. Группа энтузиастов решила изменить это представление, занявшись обустройством пешеходной тропы из Москвы до Троице-Сергиевой лавры. Фактически авторы этого начинания стоят у истоков новой общест­венной инициативы — создания многокилометрового пешего пути, преодоление которого рассчитано не на одни сутки: ничего подобного в России нет. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» анализирует этот опыт и делится собственными рекомендациями по правильной подготовке к такому паломничеству. PDF-версия
4 октября 2019 г. 16:59
Новости
Костомарово - одно из самых прекрасных мест России
ЖМП № 4 апрель 2015 /  19 мая 2015 г. 15:34
версия для печати версия для печати

Паломничество по России: маршруты на север и юг, на запад и восток

В связи с ухудшением экономической ситуации у российских паломников стало меньше возможностей посетить святыни за рубежом. Но и в России святых мест немало. На какие из них следует обратить внимание в первую очередь и насколько выросла цена на паломнические туры? Тем более, что по  мнению директора паломнической службы «Радонеж» Юрия Минулина, стоимость паломнических туров по России этим летом не изменится.

— Юрий Ахметович, вы согласны, что за 25 лет развития паломничества в России оно, условно говоря, разделилось на три вида: паломничество как таковое, когда человек, например, приезжает в Дивеево и всё время, пока пребывает там, посвящает богослужебной жизни, не отвлекаясь ни на что другое? Второй вид — это паломничество, совмещенное с туризмом, когда помимо святых мест есть возможность посетить и какие-то достопримечательности. И наконец, паломничество, совмещенное с отдыхом, — несколько дней путешествующие просто отдыхают на море или озере и т.п.

— Да, так оно и есть. Но давайте сначала определимся: паломничество — это поездка или пешее путешествие к святым местам, возможность прикоснуться к святыне, и это главное, ради чего оно совершается. Паломничество — это форма личной религиозной жизни. Оно бывает и таким, как многодневный пеший крестный ход, например Великорецкий, что, по сути, является подвигом, совместным молитвенным деланием, в котором человек хочет себя испытать. К слову, там представлена вся Россия от Владивостока до Калининграда, и в последние годы в Великорецком крестном ходе участвует до 30 тыс. человек. А с другой стороны, паломничество бывает и таким, как вы говорите, в форме путешествия в более или менее комфортных условиях, во время которого человеку хочется увидеть новые места, красивую природу, иногда совмещая всё это с отдыхом. Но в обоих случаях в основе паломничества всегда лежит стремление вырваться из суеты повседневности, сосредоточиться на мыслях о своей духовной жизни, очистить душу в молитве и в каких-то ограничениях, поклониться святыне. Для таких людей мы в основном и работаем. Самое главное, что у человека есть такая потребность и он не откажется зайти в храм и помолиться, потому что это для него естественно, это его жизнь.

Нужно понять, что у нас появилось религиозное общество, когда молитва и поклонение святыне естественным образом включены в жизнь людей. А элементы отдыха, какие-то познавательные моменты — это всего лишь дополнение. Но, с другой стороны, верующий человек даже в командировку может включить элемент паломничества. Например, мой знакомый поехал в командировку в Рим. Он поклонился мощам святого Алексия, человека Божия, апостолам Петру и Павлу, и у него осталось свободное время. Он позвонил и спросил, хватит ли ему пять часов, чтобы побывать еще и в Бари? Я сказал, что нет, нужно часов восемь. Это его устроило, и он был очень доволен, так как не ожидал, что кроме святынь в Риме ему удастся посетить и мощи Святителя Николая Чудотворца. Или такой пример. Человек прилетел в Симферополь, поклонился мощам святителя Луки Войно-Ясенецкого и уехал отдыхать на Форос. Через неделю-две вернулся, вновь приложился к мощам и улетел в Москву. Можно это назвать паломничеством? Я считаю, что это не паломничество, а отдых с элементами паломничества. Вот когда он пошел к храму — это и было паломничество. Или вы приехали в Грецию и один день посвятили поездке к святому Спиридону Тримифунтскому или Святителю Николаю. А всё остальное время отдыхали в отеле, на море. Это однодневное паломничество внутри путешествия.

— Сегодня в связи с резким изменением курса валюты не у всех есть возможность посетить святыни, о которых вы рассказываете. Но, возможно, в этом есть и свои плюсы: больше внимания можно обратить на святые места Русской земли. Что сегодня происходит с ценами на паломнические туры по России?

— Вы удивитесь, но по России цены остались почти на том же уровне, что и год назад. Некоторые услуги, такие как проезд, проживание, подорожали, но не более чем на 10% (к слову, проезд по железной дороге каждый год дорожает). Принимающая сторона, учитывающая некоторые сложности в государстве, немного сокращает экскурсионные программы, уменьшит рацион питания, еще что-нибудь придумает, но всё делают так, чтобы у людей с разным достатком сохранилась возможность приехать. Поэтому неудивительно, что многие сейчас рассматривают варианты паломничества по России.

— Куда бы вы рекомендовали поехать в этом году, к каким святыням?

— Более 90% всех наших 150 маршрутов проходят именно по России и Украине. Особое место среди таких паломничеств занимает Крым, колыбель христианства на Руси. Конечно, Херсонес — место, откуда, по преданию, прозвучала проповедь апостола Андрея Первозванного. Инкерман, где находится самый древний, по данным историков, Свято-Климентовский монастырь с храмами, вырубленными в толще скалы. Именно оттуда христианство в VIII–IX веках распространилось по всей Руси. Это и Никольский монастырь в Бахчисарае, Топловский женский монастырь, Свято-Троицкий монастырь в Симферополе, где находятся мощи святого Луки (Войно-Ясенецкого), всего не перечислишь. Кроме того, Крым несказанно красив. По своей природе это вам и Ницца, и Амальфи, и Каппадокия — всё там сочетается.
Представьте, например, весь день вы провели в Топловском монастыре, а на следующий день отдых в поселке Рыбачьем (Алушта), где экскурсионная программа очень логично сочетается с отдыхом и полезными для паломника экскурсиями. И мы будем развивать это направление, в частности восток (Феодосия) и северо-восток (Азовское море). Крым интересен своей многоплановостью: можно ходить по горам, например посетить монастырь Мангуп, Эски-Кермен, а можно рядом с побережьем — Форос или мыс Фиолент.

Что касается инфраструктуры, она давно уже сложилась: размещение двух-, трехместное, санаторное, малые и большие гостиницы, в которых всегда предлагается большая экскурсионная программа. Что касается стоимости крымской поездки — это 13–18 тыс. рублей (7–10 дней), какой она была, такой и осталась. Плюс авиабилеты (туда и обратно) от 9 до 18 тыс. рублей. Кроме того, южное направление — это также Сочи (Троице-Георгиевский женский монастырь, расположенный в Голицыне, храмы XIX–XX веков) и Абхазия (Ново-Афонский монастырь).
А поближе к Москве на юг и юго-запад — это, конечно, Оптина пустынь, Задонск, Воронеж, Дивногорье, Костомарово, где женский монастырь расположен среди почти палестинского пейзажа. Очень посещаемое и любимое место паломников из Воронежской и окрестных областей. Другое дело, мы о нем меньше знаем, но местные паломники туда целыми автобусами едут.

Из северных и северо-западных маршрутов — Соловки, Валаам, Лодейное поле (Троицкий Александра Свирский мужской монастырь), Вологда, Архангельск, Кольский полуостров, Псков — Печоры, Пушкиногорье (Свято-Горский монастырь, где Пушкин похоронен, Дом-музей Пушкина), Изборск, Талабские острова (Залит), а также Новгород, Старая Русса, Валдай. Это и Рыбинск, Ярославль. На востоке — Пермский край, Белая гора, Соликамск, Чердынь — удивительные христианские православные места. Если дальше продвинуться — Ганина Яма, Екатеринбург, Тобольск. На западе — это уже Белоруссия — Полоцк, Жировицы, Минск, Брест. К слову, непосредственно в Брестской крепости находится женский монастырь.

— Есть ли в России направления малопосещаемые, «нераскрученные», но где тоже интересно и полезно побывать?

— К сожалению, у нас очень мало ездят на Среднюю Волгу — Самара, Саратов и Ульяновск. Это очень красивые места, огромные пространства, теплая вода, живописные Жигулевские горы, особенный микроклимат, святые источники, Волжский Афон, хорошие условия проживания.
Это что касается России. Теперь немного о зарубежных маршрутах. Несмотря на все «потрясения», в этом году религиозный туризм и паломничество будут развиваться по двум направлениям: Святая земля и Турин (Туринская плащаница). Обращаю ваше внимание, что, несмотря на скачок курса валют, поездки на Святую землю подешевели в долларовом эквиваленте на 30%. Так, в перерасчете на рубли паломничество на восемь дней обойдется в 52 тыс. рублей. Сегодня самая дешевая поездка — в Иерусалим даже дешевле, чем поездка к некоторым святыням России. Но это только паломничество, без элементов отдыха, с отдыхом уже дороже.

Теперь о Туринской плащанице. К ней вновь окрыт доступ  с 19 апреля по 24 июня. Напомню, что последний раз это было в 2010 году. Мы разработали самые разные варианты, чтобы наши паломники могли посетить эту святыню. С учетом изменения цен они, конечно, выросли в рублях. Но это событие — открытие плащаницы — происходит не каждый год — раз в 5–10 лет. Однако у нас есть и четырехдневное, восьмидневное путешествие в Турин. У нас даже есть путешествие в Турин за 410 евро, во время которого паломники проедут пол-Европы и кроме Турина посетят еще и Бари. Это автобусное путешествие начинается с Бреста.

Хочу еще раз подчеркнуть: если у человека нет пока возможности поехать на Святую землю, никто не отменял Новый Иерусалим. Никто не отменял Новый Афон, если нельзя поехать в Грецию, Гефсиманию на Валааме, гору Голгофу на Соловках. И наши предки приезжали туда, когда не могли посетить Святую землю и Иерусалим из соображений безопасности или финансовых затруднений. Ведь задача паломника — очистить душу, сосредоточиться на молитве, обрести благодать, в чем мешает суета повседневной жизни. И с этой точки зрения для верующего человека одинаково ценна и значима каждая святыня. Не надо преувеличивать это, но и забывать не надо, что, если человеку нужно посетить святые места, он всё равно преодолевает какие-то препятствия, которые Господь ему указывает и которые нужно преодолеть для обретения духовных даров.

19 мая 2015 г. 15:34
Ключевые слова: паломничество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00