iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Священноисповедниче Михаиле, моли Бога о нас
На заседании Священного Синода 25 августа 2022 года (журнал № 76) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской было включено имя протоиерея Михаила Союзова (12.05.1869 – 19.10.1922). 4 сентября в храме Христа Спасителя в Москве за богослужением Святейший Патриарх Кирилл совершил чин его прославления в лике святых. Память священноисповедника Михаила Союзова будет отмечаться 6/19 октября.  Протоиерей Михаил в 1919–1922 годах являлся настоятелем Князь-Владимирского собора в Петербурге. В мае 1922 года был арестован, осужден в ходе Петроградского процесса по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей»и скончался в тюремной больнице 19 октября 1922 года. В 1990 году Верховным Судом СССР судебное дело пересмотрено и издано постановление об отсутствии в деяниях осужденных состава преступления, в их числе был священник Михаил Союзов. Материалы к прославлению священноисповедника Михаила были предоставлены Санкт-Петербургской епархией. О том, как собирались необходимые для канонизации документыи каковы основные вехи жизни нового святого Русской Церкви, рассказывает Екатерина Карловская, секретарь епархиальной Комиссии по канонизации, принимавшая активное участие в этой работе.  PDF-версия.
25 октября 2022 г. 15:00
Размышляя о дивных делах Твоих, Господи
Архимандрит Леонид (Кавелин), двухвековой юбилей которого православный мир отметил в марте нынешнего года, поражал современников широтой своих научных интересов и масштабом личности. Он снискал широкую известность как церковный просветитель, переводчик и издатель творений святых отцов, археограф, палеограф, историк, библиограф, зачинатель церковного музееведения. Отец Леонид был членом-корреспондентом Петербургской академии наук и почетным членом Императорского православного палестинского общества. Благодаря его стараниям обретено и описано множество ранее неизвестных рукописей, которые и в наши дни не теряют актуальности. Но при всех своих дарованиях архипастырь никогда не забывал о главном: был бескорыстным подвижником и строгим к себе монахом. О годах наместничества архимандрита Леонида (Кавелина) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре — значительной и в то же время малоизвестной стороне его биографии — «Журналу Московской Патриархии» рассказал иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
22 августа 2022 г. 17:00
Новости
Протопресвитер Александр Шмеман
13 декабря 2013 г.
версия для печати версия для печати

Архиепископ Вашингтонский Митрополит всей Америки и Канады Тихон: Память об отце Александре жива

Архиепископ Вашингтонский Митрополит всей Америки и Канады Тихон направил послание  вознесшим молитвы во время панихиды 13 декабря  в 30-ю годовщину со дня кончины протопресвитера Александра Шмемана в храме св. Екатерины на Всполье в Москве (Подворье Православной Церкви в Америке), а также участникам встречи и презентации книги прот. Александра «Литургия смерти и современная культура», которая состоится 15 декабря в Москве.  

 «Наши молитвы за приснопоминаемого отца Александра и публикация еще одной части его богословского наследия свидетельствуют о том, что память об отце Александре жива.

 Характерно, что свой богословский и академический талант он энергично и творчески использовал в служении Церкви. Он был острым критиком тупиков некоторых православных традиций, но без устали свидетельствовал о православной вере как опыте радости и опыте истины, делающей нас свободными» - завявил предстоятель Православной Церкви в Америке.

 «Отец Александр постоянно подчеркивал, что Евангелие начинается с радости и заканчивается радостью.  Пастухи в поле возле Вифлеема слышат слова ангела Господня: «не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:10-11).  Ученики следуют за Господом в Вифанию. «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великой радостью»  (Лк. 24:51-52), чтобы там ожидать обещанного им Господом  обетования свыше.Источником и вдохновением богословской мысли и учения отца Александра были литургическая жизнь и предание Церкви.  Евхаристия находилась в самом центре его опыта истины и спасительной силы православной веры. Этим опытом он делился со студентами, вдохновляя их на участие в «евхаристическом обновлении» Церкви, которое живо не только в Америке, но во многих частях единой Православной Церкви.

 Когда земной путь отца Александра подходил к концу, было совершено таинство соборования. В соответствующем месте обряда стоявшие у постели услышали ясный и твердый голос отца Александра: «Аминь. Аминь. Аминь».

 И сегодня, в тридцатую годовщину кончины отца Александра, произнесем и мы все вместе: «Аминь. Аминь. Аминь». Живая память об отце Александре — это память о человеке, который жил и умер в уповании воскресения» - говорится в послании Митрополита всея Америки и Канады Тихона.

  Отец Александр — священник и пастырь, богослов и преподаватель литургического богословия; ценитель русской, французской и английской литературы; служитель Церкви и ее миссии в мире, в особенности же служителем Православной Церкви в Америке и ее миссии в Америке.   Изданная недавно в России книга «Литургия смерти и современная культура» -  представляет собой перевод на русский язык лекций о. Александра, прочитанных по-английски. 

13 декабря 2013 г.
Ключевые слова: богословие, история
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00