выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Новости
Протопресвитер Александр Шмеман
13 декабря 2013 г.
версия для печати версия для печати

Архиепископ Вашингтонский Митрополит всей Америки и Канады Тихон: Память об отце Александре жива

Архиепископ Вашингтонский Митрополит всей Америки и Канады Тихон направил послание  вознесшим молитвы во время панихиды 13 декабря  в 30-ю годовщину со дня кончины протопресвитера Александра Шмемана в храме св. Екатерины на Всполье в Москве (Подворье Православной Церкви в Америке), а также участникам встречи и презентации книги прот. Александра «Литургия смерти и современная культура», которая состоится 15 декабря в Москве.  

 «Наши молитвы за приснопоминаемого отца Александра и публикация еще одной части его богословского наследия свидетельствуют о том, что память об отце Александре жива.

 Характерно, что свой богословский и академический талант он энергично и творчески использовал в служении Церкви. Он был острым критиком тупиков некоторых православных традиций, но без устали свидетельствовал о православной вере как опыте радости и опыте истины, делающей нас свободными» - завявил предстоятель Православной Церкви в Америке.

 «Отец Александр постоянно подчеркивал, что Евангелие начинается с радости и заканчивается радостью.  Пастухи в поле возле Вифлеема слышат слова ангела Господня: «не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:10-11).  Ученики следуют за Господом в Вифанию. «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великой радостью»  (Лк. 24:51-52), чтобы там ожидать обещанного им Господом  обетования свыше.Источником и вдохновением богословской мысли и учения отца Александра были литургическая жизнь и предание Церкви.  Евхаристия находилась в самом центре его опыта истины и спасительной силы православной веры. Этим опытом он делился со студентами, вдохновляя их на участие в «евхаристическом обновлении» Церкви, которое живо не только в Америке, но во многих частях единой Православной Церкви.

 Когда земной путь отца Александра подходил к концу, было совершено таинство соборования. В соответствующем месте обряда стоявшие у постели услышали ясный и твердый голос отца Александра: «Аминь. Аминь. Аминь».

 И сегодня, в тридцатую годовщину кончины отца Александра, произнесем и мы все вместе: «Аминь. Аминь. Аминь». Живая память об отце Александре — это память о человеке, который жил и умер в уповании воскресения» - говорится в послании Митрополита всея Америки и Канады Тихона.

  Отец Александр — священник и пастырь, богослов и преподаватель литургического богословия; ценитель русской, французской и английской литературы; служитель Церкви и ее миссии в мире, в особенности же служителем Православной Церкви в Америке и ее миссии в Америке.   Изданная недавно в России книга «Литургия смерти и современная культура» -  представляет собой перевод на русский язык лекций о. Александра, прочитанных по-английски. 

13 декабря 2013 г.
Ключевые слова: богословие, история
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00