выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Новости
Протопресвитер Александр Шмеман
13 декабря 2013 г.
версия для печати версия для печати

Архиепископ Вашингтонский Митрополит всей Америки и Канады Тихон: Память об отце Александре жива

Архиепископ Вашингтонский Митрополит всей Америки и Канады Тихон направил послание  вознесшим молитвы во время панихиды 13 декабря  в 30-ю годовщину со дня кончины протопресвитера Александра Шмемана в храме св. Екатерины на Всполье в Москве (Подворье Православной Церкви в Америке), а также участникам встречи и презентации книги прот. Александра «Литургия смерти и современная культура», которая состоится 15 декабря в Москве.  

 «Наши молитвы за приснопоминаемого отца Александра и публикация еще одной части его богословского наследия свидетельствуют о том, что память об отце Александре жива.

 Характерно, что свой богословский и академический талант он энергично и творчески использовал в служении Церкви. Он был острым критиком тупиков некоторых православных традиций, но без устали свидетельствовал о православной вере как опыте радости и опыте истины, делающей нас свободными» - завявил предстоятель Православной Церкви в Америке.

 «Отец Александр постоянно подчеркивал, что Евангелие начинается с радости и заканчивается радостью.  Пастухи в поле возле Вифлеема слышат слова ангела Господня: «не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:10-11).  Ученики следуют за Господом в Вифанию. «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великой радостью»  (Лк. 24:51-52), чтобы там ожидать обещанного им Господом  обетования свыше.Источником и вдохновением богословской мысли и учения отца Александра были литургическая жизнь и предание Церкви.  Евхаристия находилась в самом центре его опыта истины и спасительной силы православной веры. Этим опытом он делился со студентами, вдохновляя их на участие в «евхаристическом обновлении» Церкви, которое живо не только в Америке, но во многих частях единой Православной Церкви.

 Когда земной путь отца Александра подходил к концу, было совершено таинство соборования. В соответствующем месте обряда стоявшие у постели услышали ясный и твердый голос отца Александра: «Аминь. Аминь. Аминь».

 И сегодня, в тридцатую годовщину кончины отца Александра, произнесем и мы все вместе: «Аминь. Аминь. Аминь». Живая память об отце Александре — это память о человеке, который жил и умер в уповании воскресения» - говорится в послании Митрополита всея Америки и Канады Тихона.

  Отец Александр — священник и пастырь, богослов и преподаватель литургического богословия; ценитель русской, французской и английской литературы; служитель Церкви и ее миссии в мире, в особенности же служителем Православной Церкви в Америке и ее миссии в Америке.   Изданная недавно в России книга «Литургия смерти и современная культура» -  представляет собой перевод на русский язык лекций о. Александра, прочитанных по-английски. 

13 декабря 2013 г.
Ключевые слова: богословие, история
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи