выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Новости
В Праздник перенесения мощей преподобного Серафима Саровского в Дивеево
1 августа 2012 г. 16:02
версия для печати версия для печати

Патриарх Кирилл: нет закона над теми, кто живет по закону духа

В день перенесения мощей преподобного Серафима Саровского на соборной площади в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре, под открытым небом молились по оценкам предстваителей МВД около трех тысяч человек. Праздничную службу возглавил Святейший Патриарх Кирилл.

"Душа преподобного Серафима Саровского была такой, что стяжала в себе плоды Духа Святаго. Именно об этих плодах говорит апостол Павел в своем послании Галатам (Гал.5:22-23): "Плод же духа есть любовь, радость, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, на таковых нет закона. Что значат эти слова? - обратился после  богослужения к своей пастве Святейших Патриарх. - Апостол Павел говорит: кто имеет плод духа, на таковых не распространяется норма закона. Может быть его слова имеют узкое ограниченное значение и распространяются на тогдашних христиан? Если бы это было так, они не были бы известны всему миру. Эти слова обращены ко всем людям и и означают: нет закона над теми, кто живет по закону духа. Закон предполагает ответственность, нарушение закона предполагает суд, суд предполагает в случае обнаружения вины- наказание. А если над таковыми нет за закона, то значит нет ни суда, ни наказания. Сказанное имеет отношение и к жизни вечной. Над таковыми не будет и Божьего суда".

Суд нужен для установление правды и обнаружение справедливости. А человек, который живет по закону духа — живет вне этой реальности. Он живет по духу. И поэтому он никогда не приступит ни Божественного ни человеческого закона.

"Если вы живет по духу, то духом и поступать должны (Гал.5:16-17,25), говорит ап.Павел. Мы знаем как много неправды в нашем мире, как много преступлений. Как общество требует улучшить судебную и правоохранительную систему, принять более строгие законы, ужесточить то или другое, - отметил Предстоятель. - В надежде, что улучшение этих государственных институтов и законов приведет людей к их исполнению, улучшит климат в обществе, сделает лучше народ. Это лишь только отчасти справедливо".

Потому что человеческие законы связаны с моралью и нравственностью. И когда между законом и нравственностью разрыв, люди выступают против закона как несправедливого. Потому что чувство справедливости связано с нравственным чувством, которое Бог заложил в природу людей. Именно поэтому можно не знать писанных законов, как не знает их абсолютное большинство добропорядочных и добрых людей, но в то же время оставаться в их рамках.

А с другой стороны, если при совершенствовании механизма общественных отношений забыть о самом главном - душе человека, законы будут нарушаться теми, кто их хорошо знает. И род человеческий при всем знании закона будет погружаться в бездну греха и преступлений. Если разрушается нравственная основа бытия, не спасут никакие законы.

Преподобный Серафим не знал законов, никогда не держал в руках свод законов Российской империи. Но к нему приезжал за советом сам император. Никому в голову не могло прийти, что незнание законов могло повлиять на духовную внутреннюю жизнь старца и его отношение к людям.

"Преподобный Серафим являет нам дивный, яркий, неотразимый, несокрушимый, пример того как внутренняя духовная жизнь человека влияет на окружающий мир. Будь мирен и тысячи вокруг тебя спасутся и при этом ты можешь не знать закона. Живи по духу, вот это послание апостола Павла, обращенное к нам сегодня в стенах Дивеевской обители, должно помочь нам многое понять. А самое главное - что первично, а что вторично, что фундаментально, а что второстепенно для нашей жизни. Фундаментом является состояние нашей души, сознания, воли, наших чувств. Если там светло, то вся жизнь светла. Если же там темно, то каким бы устроенным ни был внешний мир, мы разрушим его этой тьмой и нечистотой. И еще будем оправдывать себя, доказывать, что мы нарушаем законы и еще что-то делаем во имя неких высших интересов. Сформулируем эти интересы, найдем последователей, распространим свое мнение блогах, в интернете, в газетах и что? И ничего. Добиваясь решения своих личных или клановых задач, мы разрушаем наш мир. Потому что разрушаем душу человека. Дай Бог нам всем это понять",- заключил Святейший Патриарх.

Во время Божественной литургии была совершена хиротония архимандрита Питирима (Творогова) во епископа Душанбинского и Таджикистанского. А так же в связи с назначением главами новообразованных митрополий Святейший Патриарх Кирилл возвел в сан митрополита: архиепископа Симбирского Прокла, архиепископа Курского Германа, архиепископа Челябинского Феофана, епископа Пензенского Вениамина и епископа Кемеровского Аристарха.

 

 

 

 

 

1 августа 2012 г. 16:02
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00