iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
История жизни Первосвятителя в недавней истории Церкви
Появление имени будущего Предстоятеля Русской Православной Церкви на страницах «Журнала Мос­ковской Патриархии» относится к далекому 1968 г., когда была опубликована небольшая заметка «Молодежь и IV Ассамблея Всемирного Совета Церквей» (ЖМП. 1968. № 11), подписанная «В. Гундяев, студент Лен. дух. академии». Речь в ней шла о состоявшейся в Упсале (Швеция) очередной Ассамблее ВСЦ, к работе которой впервые была привлечена и церковная молодежь. Конечно, обширный круг обсуждавшихся вопросов при наличии весьма широкого представительства вызывал много различий в мнениях. В частности, особые споры вызвала проблема «интеркоммуниона» (совместного причастия), посредством которого некоторые инославные христиане полагали возможным преодолеть конфессиональные разделения. В ответ на это православные делегаты указывали, что Евхаристию, неизменный центр сакраментальной жизни Церкви и истинный критерий церковного единства, возможно совершать лишь при единомысленном исповедании веры.
15 декабря 2016 г. 15:40
Новости
фото patriarchia.ru
22 января 2014 г. 18:15
версия для печати версия для печати

Святейший Патриарх Кирилл: Церковь призвана сохранять духовную автономию, на которой зиждется ее пророческое служение

В день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Отметив, что святитель Филипп никогда не противостоял власти и даже напротив, был близок к царю Иоанну IV и принимал участие в решении государственных дел, Святейший Патриарх подчеркнул, что митрополит Филипп ясно понимал и особое предназначение Церкви, которая, с одной стороны, в мире, а с другой — вне мира. Вне мира той самой стороной, которая не имеет ничего общего с материальным, которая по словам апостола Павла называется «Телом Христовым» (см. 1 Кор. 12:27). «Тело Христово не может быть частью любого другого человеческого тела, включая тело государственное. Тело Христово вне истории, вне мира. Тело Христово принадлежит Самому Христу Спасителю,- сказал Предстоятель. - Именно эта природа Церкви и обусловливает предназначение Церкви быть голосом совести для народа, быть проводником слова Божия и в этом смысле сохранять свою автономию от всякого рода внешних влияний, в том числе от влияний власти».

Вместе с тем, Церковь состоит из людей, которые принадлежат миру и живут в нем, и не может игнорировать проблемы, скорби и радость своих чад. В чем же тогда автономия Церкви? «В том, что для Церкви высший авторитет — это Христос. Она может и должна взаимодействовать с окружающим миром. Но она не может, ни при каких условиях, в вопросах, которые касаются спасения людей, преклонить свою главу пред какой бы то ни было властью, - пояснил Святейший Патриарх. - Потому что только власть Христа, Который есть Глава Церкви, и управляет Церковью, и определяет пути ее исторического бытия». Поэтому святитель Филипп, несмотря на свое высокое положение во власти и близость к царю, никогда не находясь в оппозиции к Иоану IV, отказался преподать царю благословение после жестокой расправы над боярами-заговорщиками. «Этот замечательный пример святителя Филиппа дает и всем нам ясное указание на то, что Церковь, будучи небесной и земной, видимой и невидимой, принадлежа миру небесному и миру земному, служа спасению рода человеческого и призванная находиться в постоянном взаимодействии с миром, одновременно призвана сохранять свою духовную автономию, на которой и зиждется ее пророческое служение»,- сказал Предстоятель.

И сегодня, как впрочем и во все времена, в мире идет глобальная борьба за то, чтобы подчинить Церковь центрам власти, которые берут на себя право идеологически управлять миром. Во многих странах, где провозглашается некая свобода вероисповедания, одновременно происходит закабаление Церкви, потеря ее свободы. «И когда мы говорим о свободе Церкви, мы должны понять, что речь идет не только о каких-то властных структурах — в сегодняшнем мире это чаще всего совсем не так. Речь о центрах влияния, из которых исходят опасные и губительные для рода человеческого заблуждения, - подчеркнул Предстоятель. - И сохранение свободы перед лицом общего потока, в который погружается человечество под воздействием этих греховных влияний, является, с одной стороны, нашим долгом, долгом Церкви, а с другой стороны, всегда предполагает путь исповедничества». Этот путь выбрал и святитель Филипп.

«Пусть Господь — а мы верим, что так и будет, — по молитвам Церкви, по молитвам мучеников и исповедников, по молитвам святителя Филиппа, митрополита Московского, будет управлять Церковью Русской, помогая ей сохранять внутреннюю свободу и способность провозглашать Божию правду вне зависимости от того, что говорит о Церкви внешний мир, вне зависимости от того, как он громко, крикливо требует от Церкви подчинения. Святителю Филиппу было не легче, чем нам. Мы верим, что и сегодня Церковь будет служить своему Главе, Господу и Спасителю, провозглашая великую Евангельскую весть, помогая людям в тяжелейших перипетиях современной жизни сохранять внутреннюю свободу и автономию от всякого притяжения зла», - заключил Святейший Патриарх Кирилл.

 

 

 

22 января 2014 г. 18:15
Ключевые слова: Патриарх Кирилл, проповедь
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи