iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Новости
Секреты древнего мастерства раскрыты на мастер-классе по освоению древнего искусства церковной золотной вышивки.
21 мая 2013 г. 09:00
версия для печати версия для печати

Секреты древнего мастерства раскрыты на мастер-классе по освоению древнего искусства церковной золотной вышивки

В Неделю Святых жен-мироносиц, с 20 по 24 мая, в Православном гуманитарном институте "Со-действие" проходит мастер-класс по освоению древнего искусства церковной золотной вышивки.

Раскрытие секретов древнего мастерства и преподавание сложнейших техник вышивки стало возможным благодаря десятилетней работе педагогов и студентов института в Музее-Ризнице Троице-Сергиевой Лавры. Возрождённое из небытия искусство ручной золотной вышивки задышало в работах наших современниц: освоены уникальные "годуновские прикрепы", "старицкие парчевые узоры", " Волашский" и "Византийский" швы.

Ректор Православного гуманитарного института «Содействие» Петр Олегович Кондратьев рассказал «Церковному Вестнику» о мастер-классе и о значении лицевого шитья в жизни Церкви: "В ряду церковных искусств лицевое шитье занимает особое место. Это искусство по преимуществу женское. Шила и вышивала для своего дома каждая женщина Древней Руси. Шитье церковных "пелен" считалось делом Богоугодным. Вменялось в подвиг, если женщина "по вся нощи пребывала в мольбах… и в пяличном деле". В царских, боярских светлицах, в монастырских мастерских создавались удивительные произведения - плащаницы, пелены, хоругви - вещное воплощение молитвы мастерицы. Хорошие мастерицы высоко ценились. Иоанн Грозный забирал вышивальщиц во дворец от опальных бояр. Обучение мастерицы длилось около семи лет. Не удивительно, что мастерская собиралась годами. Царицыны светлицы в Кремле после польской интервенции смогли восстановить свою численность с 15 до 80 мастериц только за 60 лет! Ведь вышивальщица должна владеть не только технологическими ремесленными навыками золотного и лицевого шитья. Она должна была понимать место творимой вещи в храме, богослужении, исходя из его внутреннего, сакрального смысла, глубокого осмысления церковной символики линии, цвета, сюжета изображения. Недаром за образец для исправления богослужебных книг во время реформы патриарха Никона был взят текст Символа Веры, вышитый на саккосе".

По словам старшего преподавателя кафедра Золотного и лицевого шитья, Ольги Борисовны Дремлюги, техники, которые даются на этом мастер-классе являются наиболее сложными. Для раскрытия секретов древних мастериц  понадобились годы работы в музеях. А для того, чтобы их освоить, тоже нужна незаурядная подготовка. Нельзя просто прийти с улицы, взять иголку с ниткой и прошить "византийский шов".

Шитье золотом – старинное женское рукоделие. Зародилась вышивка золотом на Востоке, первые находки расшитых, а точнее вытканных из золота вещей относятся к 6-5 вв. до н.э  На Руси золотное шитье появилось около 1000 лет назад и пришло из Византии. Золотые нитки делались из тонко расплющенного золота.  Кропотливое, тонкое мастерство золотной вышивки всегда считалось женским служением Церкви. 

21 мая 2013 г. 09:00
Ключевые слова: женщины, культура
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30