выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Новости
Секреты древнего мастерства раскрыты на мастер-классе по освоению древнего искусства церковной золотной вышивки.
21 мая 2013 г. 09:00
версия для печати версия для печати

Секреты древнего мастерства раскрыты на мастер-классе по освоению древнего искусства церковной золотной вышивки

В Неделю Святых жен-мироносиц, с 20 по 24 мая, в Православном гуманитарном институте "Со-действие" проходит мастер-класс по освоению древнего искусства церковной золотной вышивки.

Раскрытие секретов древнего мастерства и преподавание сложнейших техник вышивки стало возможным благодаря десятилетней работе педагогов и студентов института в Музее-Ризнице Троице-Сергиевой Лавры. Возрождённое из небытия искусство ручной золотной вышивки задышало в работах наших современниц: освоены уникальные "годуновские прикрепы", "старицкие парчевые узоры", " Волашский" и "Византийский" швы.

Ректор Православного гуманитарного института «Содействие» Петр Олегович Кондратьев рассказал «Церковному Вестнику» о мастер-классе и о значении лицевого шитья в жизни Церкви: "В ряду церковных искусств лицевое шитье занимает особое место. Это искусство по преимуществу женское. Шила и вышивала для своего дома каждая женщина Древней Руси. Шитье церковных "пелен" считалось делом Богоугодным. Вменялось в подвиг, если женщина "по вся нощи пребывала в мольбах… и в пяличном деле". В царских, боярских светлицах, в монастырских мастерских создавались удивительные произведения - плащаницы, пелены, хоругви - вещное воплощение молитвы мастерицы. Хорошие мастерицы высоко ценились. Иоанн Грозный забирал вышивальщиц во дворец от опальных бояр. Обучение мастерицы длилось около семи лет. Не удивительно, что мастерская собиралась годами. Царицыны светлицы в Кремле после польской интервенции смогли восстановить свою численность с 15 до 80 мастериц только за 60 лет! Ведь вышивальщица должна владеть не только технологическими ремесленными навыками золотного и лицевого шитья. Она должна была понимать место творимой вещи в храме, богослужении, исходя из его внутреннего, сакрального смысла, глубокого осмысления церковной символики линии, цвета, сюжета изображения. Недаром за образец для исправления богослужебных книг во время реформы патриарха Никона был взят текст Символа Веры, вышитый на саккосе".

По словам старшего преподавателя кафедра Золотного и лицевого шитья, Ольги Борисовны Дремлюги, техники, которые даются на этом мастер-классе являются наиболее сложными. Для раскрытия секретов древних мастериц  понадобились годы работы в музеях. А для того, чтобы их освоить, тоже нужна незаурядная подготовка. Нельзя просто прийти с улицы, взять иголку с ниткой и прошить "византийский шов".

Шитье золотом – старинное женское рукоделие. Зародилась вышивка золотом на Востоке, первые находки расшитых, а точнее вытканных из золота вещей относятся к 6-5 вв. до н.э  На Руси золотное шитье появилось около 1000 лет назад и пришло из Византии. Золотые нитки делались из тонко расплющенного золота.  Кропотливое, тонкое мастерство золотной вышивки всегда считалось женским служением Церкви. 

21 мая 2013 г. 09:00
Ключевые слова: женщины, культура
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00