iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Первенство как политический институт
Восемнадцатого ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, свой 30-летний юбилей празднует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви. За тридцать лет университет закончили более пятнадцати тысяч человек.  Среди них 16 архиереев, более 1000 священников и 150 монашествующих. ПСТГУ также является крупнейшим церковным научным центром, в котором трудятся член-корреспондент РАН, два члена-корреспондента РАХ, 45 докторов наук и 203 кандидата наук. В Свято-Тихоновском университете преподают и занимаются наукой первый кандидат теологии в России протоиерей Павел Хондзинский, первый доктор теологии протоиерей Олег Давыденков и первая в России женщина — доктор церковной истории профессор Наталья Юрьевна Сухова. Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующего лабораторией исследований церковных институций священника Павла Ермилова посвящена генезису  одного из актуальных в православном богословии вопросов — о первенстве в Церкви. PDF-версия.
12 декабря 2022 г. 17:00
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
Если Христос снисходит в ад — нисходи с Ним и ты
Великая Суббота — один из наиболее значимых дней Страстной седмицы. В большинстве случаев в православном храме в этот день большую часть пришедших на Литургию будет интересовать один-единственный вопрос: когда же священник освятит пасхальные угощения? Даже среди постоянных прихожан есть те, кто, несмотря на все разъяснения, продолжают воспринимать Великую Субботу как день ожидания наступления грандиозного пасхального торжества или как некую передышку между Великой Пятницей и Светлым Христовым Воскресением. Какое место занимает Великая Суббота в сотериологическом замысле Божием, правильно ли считать ее неким днем бездействия и что на самом деле означает Божественный покой, о котором говорят нам богослужебные песнопения накануне Пасхи, рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-версия.
22 апреля 2022 г. 13:00
Новости
Презентация словаря "Богословская антропология"
7 февраля 2013 г. 18:32
версия для печати версия для печати

Словарь "Богословская антропология" представлен широкой общественности

В культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация русско-православного/римско-католического словаря "Богословская антропология". Книга подготовлена под редакцией протоиерея Андрея Лоргуса и католического священника Бертрама Штубенрауха. В презентации участвовали представители академической науки, богословы, переводчики, духовенство, издатели.

Участников мероприятия приветствовал в своем послании митрополит Волокаламский Иларион, которое зачитал протоиерей Димитрий Сизоненко. "Прошло то время, когда Православная и Римско-католической Церкви могли позволить себе воспринимать друг друга как соперники. Перед лицом вызовов современности многие люди приходят к трезвому убеждению, что мы должны действовать как союзники, прежде всего в Европе, - отмечается в послании. - И эта книга, этот богословский проект свидетельствует как раз о таком альянсе, результате совместного труда православных и католических авторов. А антропология – это благодатное поле для взаимодействия наших Церквей, потому что сегодня христианские Церкви являются, может быть, единственным островком, оазисом человечности в современном обществе. Мы свидетели духовного кризиса, когда с одной стороны развиваются технологии и технические науки, а с другой человечество все более охватывает ощущение кризиса смыслов".

Разъясняя участникам презентации, что словарь отнюдь не попытка проповеди католичества среди православных читателей, редактор-составитель Бертрам Штубенраух пояснил: "В этой книге не идет речь о том, чтобы заставить другого стать как мы, а нам стать как другие, чтобы свалить все в кучу. Мы говорим о том, чтобы научиться слышать и понимать друг друга". Развивая эту мысль, протоиерей Андрей Лоргус рассказал, что идея написать словарь родилась после богословских встреч между католическими и православными антропологами в Вене (2002 и 2005 гг.) и в Москве (2003 г.). Все эти конференции были посвящены антропологическим проблемам, в том числе темам жизни и смерти, личности, свободы, правам человека и т. д. Таким образом, богословский антропологический словарь является результатом длительного богословского диалога.

Между тем, идея его создания по началу не вызвала большого энтузиазма среди отечественных ученых-богословов. Профессор философии Института философии РАН, профессор кафедры сравнительных исследований религиозных традиций при ЮНЕСКО Сергей Хоружий скептически относился к изданию такого словаря. Ученому было непонятно, насколько естественным станет сочетание двух текстов на одну и ту же тему, изложенных с учетом разных христианских традиций. "Но потом меня удивило, что при таком кардинальном отличии, оно отнюдь не носит какого-то конфликтного характера,- сказал Сергей Хоружий (автор несколько текстов по православной аскетике). – Не было враждебного полемического запала, это было нечто другое, являющееся скорей дополнением к моему собственному взгляду, когда те же самые вещи выстраивались совсем в другой конфигурации. И эта конфигурация не противоречила нашему православному учению".  

Работа над словарем началась в 2006 году. Русская версия содержит 730 страниц, немецкая - 680. Отец Андрей Лоргус объяснил это емкостью немецкого языка. "Мы не переводим слова, - подчеркнул священник, - мы переводим смыслы. Это диалог двух традиций и двух культур". Сложность заключалась в том, что словарь содержит много ссылок, работа над ним шла на нескольких языках: помимо русского и немецкого, это латинский, греческий и древнееврейский языки. Как пояснила ЦВ переводчик Анна Брискина, трудность перевода состояла в том, что католические авторы писали словарь как бы для себя. В частности их тексты насыщены постоянным диалогом католиков с протестантами, что может оказаться непонятным православному читателю. Поэтому пришлось делать множество сносок и пояснений, чтобы было ясно, о чем идет речь. Словарь содержит более 50 важнейших антропологических понятий православной и католической богословских традиций. Таких как Богочеловек Иисус Христос, дух, человек, личность, душа, любовь, мужчина/женщина, брак, семья, святость, покаяние, инвалидность, общество, вера, власть, радость, труд и др.
 
"Это первое издание, в котором в одном томе представлены оригинальные авторские статьи двух различных традиций- православной и католической, - сказал ЦВ после презентации отец Андрей Лоргус. - Причем не пересказ, а их оригинальное представление, что дает возможность открыть конкретный диалог по конкретным проблемам богословия". Он так же отметил, что это первый словарь по тематике человека и таких отдельных изданий пока не было. Причем не только в католическом богословии, но и в православном. Хотя словарей по богословской тематике достаточно много.
 
"Я считаю, что это издание предполагает расширение прямых контактов богословия в различных школах, то есть начало некоего диалога. Прямые встречи богословов, не в рамках официальных конференций, которых было уже много. А рабочие встречи богослов  по тематике антропологии", - подчеркнул отец Андрей.

Он выразил благодарность за совместную работу своему коллеге, научному редактору издания с католической стороны, профессору священнику Бертраму Штубенрауху, переводчикам- богословам - диакону Иоанну Краммеру (клирик Московской патриархии, перевод с русского на немецкий) и Анне Брискиной (перевод с немецкого на русский). А так же президенту фонда «Про Ориенте» господину Иоганну Марте и издателям с российской стороны.

В работе над словарем принимали участие сотрудники Церковно-научного центра "Православная энциклопедия", Российского православного университета и ПСТГУ.

7 февраля 2013 г. 18:32
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00