выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Первенство как политический институт
Восемнадцатого ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, свой 30-летний юбилей празднует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви. За тридцать лет университет закончили более пятнадцати тысяч человек.  Среди них 16 архиереев, более 1000 священников и 150 монашествующих. ПСТГУ также является крупнейшим церковным научным центром, в котором трудятся член-корреспондент РАН, два члена-корреспондента РАХ, 45 докторов наук и 203 кандидата наук. В Свято-Тихоновском университете преподают и занимаются наукой первый кандидат теологии в России протоиерей Павел Хондзинский, первый доктор теологии протоиерей Олег Давыденков и первая в России женщина — доктор церковной истории профессор Наталья Юрьевна Сухова. Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующего лабораторией исследований церковных институций священника Павла Ермилова посвящена генезису  одного из актуальных в православном богословии вопросов — о первенстве в Церкви. PDF-версия.
12 декабря 2022 г. 17:00
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
Новости
Презентация словаря "Богословская антропология"
7 февраля 2013 г. 18:32
версия для печати версия для печати

Словарь "Богословская антропология" представлен широкой общественности

В культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация русско-православного/римско-католического словаря "Богословская антропология". Книга подготовлена под редакцией протоиерея Андрея Лоргуса и католического священника Бертрама Штубенрауха. В презентации участвовали представители академической науки, богословы, переводчики, духовенство, издатели.

Участников мероприятия приветствовал в своем послании митрополит Волокаламский Иларион, которое зачитал протоиерей Димитрий Сизоненко. "Прошло то время, когда Православная и Римско-католической Церкви могли позволить себе воспринимать друг друга как соперники. Перед лицом вызовов современности многие люди приходят к трезвому убеждению, что мы должны действовать как союзники, прежде всего в Европе, - отмечается в послании. - И эта книга, этот богословский проект свидетельствует как раз о таком альянсе, результате совместного труда православных и католических авторов. А антропология – это благодатное поле для взаимодействия наших Церквей, потому что сегодня христианские Церкви являются, может быть, единственным островком, оазисом человечности в современном обществе. Мы свидетели духовного кризиса, когда с одной стороны развиваются технологии и технические науки, а с другой человечество все более охватывает ощущение кризиса смыслов".

Разъясняя участникам презентации, что словарь отнюдь не попытка проповеди католичества среди православных читателей, редактор-составитель Бертрам Штубенраух пояснил: "В этой книге не идет речь о том, чтобы заставить другого стать как мы, а нам стать как другие, чтобы свалить все в кучу. Мы говорим о том, чтобы научиться слышать и понимать друг друга". Развивая эту мысль, протоиерей Андрей Лоргус рассказал, что идея написать словарь родилась после богословских встреч между католическими и православными антропологами в Вене (2002 и 2005 гг.) и в Москве (2003 г.). Все эти конференции были посвящены антропологическим проблемам, в том числе темам жизни и смерти, личности, свободы, правам человека и т. д. Таким образом, богословский антропологический словарь является результатом длительного богословского диалога.

Между тем, идея его создания по началу не вызвала большого энтузиазма среди отечественных ученых-богословов. Профессор философии Института философии РАН, профессор кафедры сравнительных исследований религиозных традиций при ЮНЕСКО Сергей Хоружий скептически относился к изданию такого словаря. Ученому было непонятно, насколько естественным станет сочетание двух текстов на одну и ту же тему, изложенных с учетом разных христианских традиций. "Но потом меня удивило, что при таком кардинальном отличии, оно отнюдь не носит какого-то конфликтного характера,- сказал Сергей Хоружий (автор несколько текстов по православной аскетике). – Не было враждебного полемического запала, это было нечто другое, являющееся скорей дополнением к моему собственному взгляду, когда те же самые вещи выстраивались совсем в другой конфигурации. И эта конфигурация не противоречила нашему православному учению".  

Работа над словарем началась в 2006 году. Русская версия содержит 730 страниц, немецкая - 680. Отец Андрей Лоргус объяснил это емкостью немецкого языка. "Мы не переводим слова, - подчеркнул священник, - мы переводим смыслы. Это диалог двух традиций и двух культур". Сложность заключалась в том, что словарь содержит много ссылок, работа над ним шла на нескольких языках: помимо русского и немецкого, это латинский, греческий и древнееврейский языки. Как пояснила ЦВ переводчик Анна Брискина, трудность перевода состояла в том, что католические авторы писали словарь как бы для себя. В частности их тексты насыщены постоянным диалогом католиков с протестантами, что может оказаться непонятным православному читателю. Поэтому пришлось делать множество сносок и пояснений, чтобы было ясно, о чем идет речь. Словарь содержит более 50 важнейших антропологических понятий православной и католической богословских традиций. Таких как Богочеловек Иисус Христос, дух, человек, личность, душа, любовь, мужчина/женщина, брак, семья, святость, покаяние, инвалидность, общество, вера, власть, радость, труд и др.
 
"Это первое издание, в котором в одном томе представлены оригинальные авторские статьи двух различных традиций- православной и католической, - сказал ЦВ после презентации отец Андрей Лоргус. - Причем не пересказ, а их оригинальное представление, что дает возможность открыть конкретный диалог по конкретным проблемам богословия". Он так же отметил, что это первый словарь по тематике человека и таких отдельных изданий пока не было. Причем не только в католическом богословии, но и в православном. Хотя словарей по богословской тематике достаточно много.
 
"Я считаю, что это издание предполагает расширение прямых контактов богословия в различных школах, то есть начало некоего диалога. Прямые встречи богословов, не в рамках официальных конференций, которых было уже много. А рабочие встречи богослов  по тематике антропологии", - подчеркнул отец Андрей.

Он выразил благодарность за совместную работу своему коллеге, научному редактору издания с католической стороны, профессору священнику Бертраму Штубенрауху, переводчикам- богословам - диакону Иоанну Краммеру (клирик Московской патриархии, перевод с русского на немецкий) и Анне Брискиной (перевод с немецкого на русский). А так же президенту фонда «Про Ориенте» господину Иоганну Марте и издателям с российской стороны.

В работе над словарем принимали участие сотрудники Церковно-научного центра "Православная энциклопедия", Российского православного университета и ПСТГУ.

7 февраля 2013 г. 18:32
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00