выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
Работа Предсоборного Присутствия над преобразованием высшей церковной власти и управления не могла быть ограничена обсуждением состава и компетенции членов ожидаемого церковным обществом в 1906 году Поместного Собора Всероссийской Церкви, осуществиться вне поиска путей реформирования Святейшего Синода. Необходимо было выстроить систему, в которой нашлось бы место не только Синоду, но и Первоиерарху Церкви, а также периодически созываемому Поместному Собору. Нужно было подумать и о новых принципах взаимоотношений Церкви и государства, коль скоро высшее церковное управление предполагалось подвергнуть серьезным изменениям. Данные темы и стали предметом обсуждений членов Присутствия, результатом которых явились конкретные проекты церковных преобразований. PDF-версия.
17 июня 2021 г. 20:00
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
В истории Русской Церкви 1906 год ознаменован дискуссией, состоявшейся в преддверии Всероссийского Церковного собора. Важнейшей темой, рассматривавшейся на заседаниях Особого Присутствия, известного в исторической литературе более под именем Предсоборного, стало проектирование состава и структуры ожидаемого Собора, правомочий участников соборной работы, порядка работы Собора, а также моделирование системы высшего церковного управления, призванной прийти на смену существовавшей в то время синодальной форме. Еще одним вопросом, обратившим на себя внимание экспертов Присутствия, стали церковно-государственные отношения, которые нуждались в корректировке как по причине изменений государственной политики в религиозной сфере, так и в связи с намеченной реформой в области высшего церковного управления. PDF-версия.
21 мая 2021 г. 16:00
Новости
Фото: Служба коммуникации ОВЦС
25 февраля 2013 г. 16:00
версия для печати версия для печати

Состоялась интронизация Патриарха Болгарского Неофита

Патриарший Избирательный Церковно-народный Собор, состоявшийся вчера в Софии, избрал Митрополитом Софийским и Патриархом Болгарским митрополита Русенского Неофита.

Выбор был сделан из трех кандидатов, определенных Священным Синодом Болгарской Церкви. Кроме избранного иерарха на трон претендовали митрополиты Старозагорский Галактион и Ловчанский Гавриил. По результатам голосования митрополит Неофит во втором туре набрал 90 голосов, сообщает официальный сайт Болгарской Православной Церкви.

После процедуры избрания в соборе святого благоверного князя Александра Невского в Софии состоялась интронизация нового Патриарха. Секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви епископ Стобийский Наум огласил Акт о состоявшемся избрании, после чего на митрополита Неофита были возложены знаки Патриаршего достоинства и был совершен чин интронизации нового Патриарха Болгарского.

На интронизацию в Софию прибыли представители всех Поместных Православных Церквей. Русскую Православную Церковь представляла делегация в составе председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, заместителя председателя ОВЦС протоиерея Николая Балашова и секретаря ОВЦС по межправославным отношениям протоиерея Игоря Якимчука. В храме присутствовал также настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрит Филипп (Васильцев).

«Я, недостойный, был выдвинут на патриарший престол, чтобы встать на путь высокоответственного служения Болгарской Православной Церкви. Высокий церковный пост предрасполагает к проявлению гордости, но осознание слабости сил человека приводит нас к смиренной молитве. Тяжел крест, который Господь и Святая наша Церковь водрузила на скромные мои плечи. Но с упованием на апостольские слова молю о Божьей силе, которая в немощи проявляется, поскольку когда я немощен, тогда я силен», — приводит ИТАР-ТАСС слова первого послания новоизбранного Патриарха Неофита.

Патриарх Неофит также подчеркнул, что «светлым примером» для него остается почивший Патриарх Максим. «Патриаршее служение требует отречение от всего, что могло бы препятствовать его миссии. В исполнении своего подвига я убежден в молитвенной поддержке высокопреосвященных митрополитов, священства и монашества, церковных служащих и сотрудников церковно-общественной сферы», — добавил Предстоятель Болгарской Православной Церкви.

Среди гостей на интронизации присутствовали президент Болгарии Росен Плевнелиев, бывший монарх и экс-премьер Симеон Сакскобургготский, председатель Народного собрания (парламента) страны Цецка Цачева. Президент Республики Болгария поздравил нового Предстоятеля Болгарской Церкви и отметил, что «впервые в современной демократической истории Болгарии был проведен выбор Патриарха». «С божьим благоволением сегодня был выбран достойный и мудрый наш новый патриарх Неофит. Примем его в своих сердцах, дай Бог ему сил вести нас по правильному пути. Болгарская Церковь доказала через какие чудовищные трудности может пройти духовная сила. Для болгарского народа роль христианских учителей и духовников незаменима. Сердце церкви — это способность единения и сопричастности к жизни народа, знание его надежд и сохранение его веры, — сказал президент. — Желаю вам мудрости и успеха во имя нации, помолимся за восстановление ценностной системы нации».

На торжественном обеде после интронизации Патриарх Неофит принял поздравления от Предстоятелей и представителей Православных Поместных Церквей. Приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла огласил митрополит Волоколамский Иларион. Он также вручил Патриарху Неофиту от имени Святейшего Патриарха Кирилла памятный подарок — первосвятительский посох ювелирной работы русских мастеров.

«Болгарский Патриарший Престол украсился достойным Первосвятителем, и этому торжеству искренне сорадуется Русская Православная Церковь. Наши Церкви и окормляемые ими народы на протяжении многих веков жили в тесном общении, единеми усты и единем сердцем исповедуя Православие, разделяя друг с другом и скорби, и радости», — отмечает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем послании.

Вечером члены делегации Русской Православной Церкви были приглашены на прием в честь избрания нового Предстоятеля Болгарской Православной Церкви в крипте софийского Александро-Невского кафедрального собора, где имели общение со Святейшим Патриархом Неофитом.

Справка: Предстоятель Болгарской Православной Церкви Патриарх Максим скончался 6 ноября прошлого года в возрасте 98 лет. Местоблюстителем патриаршего престола 10 января был выбран митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл. Согласно уставу Болгарской Православной Церкви, во всех епархиях (15 на территории Болгарии и две — за границей) 13 января были проведены выборы 80 делегатов патриаршего выборного собора. В избрании нового Патриарха приняли также участие 14 болгарских митрополитов, 19 епископов и по одному монаху и монахине от каждой епархии, которых определил правящий архиерей. К ним присоединились трое представителей подчиненных Священному Синоду обителей — Рильского, Бачковского и Троянского монастырей. Представлены были также двое делегатов от Софийской и Пловдивской семинарий.

Биография: Будущий Патриарх Неофит родился 15 октября 1945 года в Софии. В 1965 году окончил Черепишскую духовную семинарию. В 1971 году окончил Софийскую духовную академию, после чего был направлен на обучение в аспирантуру Московской духовной академии. За труд «Московское синодальное направление в русском церковном пении и его значение» был удостоен степени кандидата богословия. Одновременно с аспирантурой закончил и регентское отделение при Московской духовной академии. Кандидатский знак «Первый золотой камертон» регентского класса ему вручил Патриарх Московский и всея Руси Пимен.

По возвращении из Москвы он был назначен 1 сентября 1973 года в Софийскую духовную академию преподавателем восточно-церковного пения и регентом студенческого хора.

3 августа 1975 года в Троянском монастыре Патриархом Болгарским Максимом пострижен в монашество с именем Неофит и поступил под духовное руководство тогдашнего игумена обители архимандрита Геласия.

15 августа 1975 года рукоположен во иеродиакона, а 25 марта 1976 года — во иеромонаха Патриархом Максимом. С 30 сентября 1975 года — регент Софийского священнического хора. 15 июля 1977 года вернулся к преподавательской деятельности в Софийской академии как старший преподаватель восточно-церковного пения и богослужебной практики, которым оставался до 1980 года. 21 ноября 1977 года возведен в сан архимандрита. 1 января 1981 года назначен на должность протосингела Софийской митрополии.

8 декабря 1985 года в Патриаршем Александро-Невском соборе был рукоположен во епископа Левкийского, викария Софийской митрополии. 1 декабря 1989 года был назначен ректором Софийской духовной академии, а вслед за преобразованием академии в богословский факультет Софийского университета 1 июля 1991 года стал его первым деканом с 26 июля того года. 27 января 1992 года был назначен главным секретарем Священного Синода Болгарской Православной Церкви.

27 марта 1994 года избран митрополитом Доростольским и Червенским с кафедрой в Русе. После разделения епархии на Доростольскую и Русенскую решением V Церковно-народного Собора от 17 декабря 2001 года стал митрополитом Русенским. С 28 октября 2009 по 24 января 2010 года временно управлял Доростольской епархией.

25 февраля 2013 г. 16:00
Ключевые слова: Болгария
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00