выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мораль для робота
Искусственный интеллект — одно из самых спорных явлений, связанных с развитием цифровизации в современном мире. С одной стороны, все мы ежедневно сталкиваемся с его проявлениями — смартфоны и голосовые помощники, обработка персональных данных, диагностика заболеваний и многое другое. С другой стороны, есть этические вопросы разработки и использования интеллектуальных компьютерных систем, которые до конца не решены и тревожат православное сообщество. Существуют ли перспективы создания машинного разума в обозримом будущем, какие цифровые технологии допустимы с точки зрения Евангелия, в чем действительно могут помочь умные роботы и можно ли доверять их выводам относительно человека, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказал руководитель рабочей группы Межсоборного присутствия епископ Переславский и Угличский Феоктист. PDF-версия.
14 декабря 2021 г. 15:00
Бездомные верят в Бога и в собственные силы
В рамках проекта «Исследование факторов, способствующих успешной трудовой интеграции и дальнейшей социальной реабилитации людей, оказавшихся на улице в результате трудной жизненной ситуации» (реализован в 2018-2019гг. Православной службой помощи «Милосердие» при поддержке Фонда президентских грантов, заявка № 18-2-016357) российские социологи опросили семь с лишним сотен подопечных московского «Ангара спасения». С помощью этого опроса они попытались выявить, как бездомные попадают на улицу, выяснить их отношение к благотворительной помощи и выделить наиболее перспективные пути их реабилитации и ресоциализации. О результатх своего исследования «Журналу Московской Патриархии» рассказали сотрудники лаборатории «Социология религии» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета руководитель исследования Дарья Орешина и Валерия Елагина.
17 июля 2020 г. 10:00
Новости
(c) Институт социологии Российской академии наук
30 января 2015 г. 17:00
версия для печати версия для печати

По мнению россиян, вероисповедание не оказывает существенного влияния на позиционирование человека в «Русском мире»

При поддержке Российского научного фонда Институт социологии Российской академии наук предпринял масштабное исследование «Российское общество в контексте новых реалий», посвященное «коллективному самочувствию» населения в первой фазе нового финансово-экономического кризиса (осень прошлого года). Знакомим читателей с основными выводами работы, касающимися восприятия согражданами так называемого «Русского мира».

Применительно к модели позиционирования страны державники в нашем обществе по-прежнему сильно преобладают над либералами (см. иллюстрацию). Наиболее сильно среди частных профилей подобного рассмотрения доминирует позиция «нынешняя власть в России все-таки заслуживает поддержки» - по сравнению с суждением «нынешняя власть должна быть заменена во что бы то ни стало» (соотношение ответов 84:16). Три из каждый четырех соотечественников считают, что Россия представляет собой особую в отличие от Запада цивилизацию, два из каждых трех — что она должна быть великой державой.

Среди преобладающих у респондентов чувств по отношению к Родине лидируют уважение (26%), гордость (23%) и любовь (15%). Однако в выборке считающих экономическое положение страны устойчиво ухудшавшимся практически сравнивается с первенствующим «уважением» (19%) «обида и стыд» (17%).

А вот образ так называемого «Русского мира» в общественном сознании размыт. «Это — логическое отражение неоднозначности понятийной концептуализации данного стратегического проекта, наличия разнообразных интерпретаций и широкой дискуссии относительно самого его концепта», - считает руководитель исследования академик Михаил Горшков. Так, вероисповедание, по мнению опрошенных, практически никак не влияет на идентичность индивидуума как части «Русского мира» (в разных возрастных когортах православную веру как существенный фактор упоминают от 7 до 10 % респондентов). Тех же, кто считает, что не существует никакого особого «Русского мира», обошли только адепты мнения, что это особая цивилизация со своими ценностями. Кстати, последних больше всего среди молодежи (почти две пятых).

Православное вероисповедание, как считают участники опроса, также отнюдь не является достаточным условием для отнесения человека к русской нации, русской культуре (всего лишь 10% ответов среди русских респондентов и 13% - среди всех остальных). По частоте упоминаний это мнение занимает предпоследнюю, 7-ю строчку. Лидируют же традиционные ответы: «кто вырос в России и воспитывался в традициях русской культуры» (51 и 43 % соответственно) и «кто русский по происхождению и по крови» (36 и 34 % соотв.) Сильнее всего в вопросе о национальной идентификации русская и нерусская группы опрошенных разошлись в формулировке «любой гражданин РФ»: 7% у первых и 17% у вторых.

30 января 2015 г. 17:00
Ключевые слова: диаспора, статистика
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00