iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
В исследовании дела об изъятии церковных ценностей рано ставить точку
В уходящем 2022 году Русская Церковь пыталась осмыслить начавшуюся сто лет назад кампанию по изъятию церковных ценностей, изучая архивные документы, анализируя трагические события двадцатых годов прошлого века, организуя научные конференции, публикуя результаты исследований. На эту тему в «Журнале Московской Патриархии» был напечатан ряд статей, в том числе священника Сергия Иванова, кандидата богословия, научного сотрудника Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. В первой половине 2023 года выйдет его книга «Святой Патриарх Тихон и кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 году». «Журнал Московской Патриархии» встретился с автором и задал ему несколько вопросов о готовящейся к выходу монографии и ставшей ее темой богоборческой кампании двадцатых годов ХХ столетия. PDF-версия.
6 декабря 2022 г. 15:00
Почивать на лаврах некогда
Конец 1990-х годов — время создания многочисленных православных учебных заведений. Они возникали на образовательном небосклоне, и какие-то из них быстро исчезали, не хватало опыта, профессиональных кадров. Некоторые образовательные учреждения, занимаясь духовным воспитанием и приобщением учеников к православной культуре, не уделяли должного внимания общему образованию и также были обречены. Однако к сегодняшнему дню есть и положительные примеры — школы и гимназии, прошедшие нелегкий путь становления и достигшие высоких результатов. Как удается каждый год выпускать отлично подготовленных учеников, выбирающих разные профессии и поступающих в лучшие вузы страны, любящих Бога и не теряющих связь со своей alma mater, делится с читателями «Журнала Московской Патриархии» директор Гимназии имени священномученика Константина Богородского города Ногинска протоиерей Олег Волков. PDF-версия.
10 ноября 2022 г. 15:00
Новости
16 августа 2011 г. 11:53
версия для печати версия для печати

Суды не могут решить, что делать с лозунгом "Православие или смерть!"

Представители общественности, как стало известно в понедельник, на этой неделе подадут в Мосгорсуд иск с требованием отменить решение Черемушкинского суда столицы, признавшего в декабре прошлого года лозунг "Православие или смерть!" экстремистским.

В 2010 году в социальной сети «ВКонтакте» были опубликованы фотографии девушки в футболке с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть!» на русском и греческом языках. Кроме того, изображение аналогичных футболок появилось на сайте их изготовителя - мастерской-студии общественной организации «Союз православных хоругвеносцев».

Предыдущие судебные заседания

Всего по данному делу было вынесено уже не одно судебное решение - данный вопрос рассматривали, помимо Черемушкинского, Люблинский районный суд и суд вышестоящей инстанции - Мосгорсуд.

После того как Черемушкинский суд Москвы 21 декабря 2010 г. признал надпись «Православие или смерть!» на футболке экстремистской, Минюст включил указанный лозунг в Федеральный список экстремистских материалов (под пунктом № 865). По словам адвокатов, в принципе за использование надписи теперь могут привлечь к уголовной ответственности по статье 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).

В то же время 20 апреля этого года другой районный суд столицы – Люблинский принял прямо противоположное решение по данному вопросу: суд отклонил представление Люблинской межрайонной прокуратуры о признании экстремистским материалом футболки с надписью "Православие или смерть!". Получив отказ, надзорное ведомство обжаловало это решение в Московском городском суде.

Мосгорсуд же 10 августа отменил постановление Люблинского районного суда и направил дело на пересмотр. О причинах такого решения пока не сообщалось.

«Действия Мосгорсуда вызывают недоумение»

Подробности дела сообщил ЦВ заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями священник Александр Добродеев, выступавший на последнем заседании Мосгорсуда в качестве доверенного лица ответчика.

Отец Александр обращает внимание на подробное экспертное заключение, подготовленное сотрудниками Федерального центра судебной экспертизы при Минюсте РФ и принятое во внимание Люблинским судом Москвы.

«Первый суд, Черемушкинский, вынес решение о признании материала экстремистским на основании экспертизы, проведенной не на должном уровне; там всё «экспертное заключение» было на двух листах. В свою очередь Люблинский суд основывался на компетентном заключении более серьезных экспертов, представивших на 16 листах подробное разъяснение изображения на футболке. Это очень грамотное заключение, и оно не вызывает сомнений», - говорит священник.

Эксперты, в частности, отмечали, что фраза «Православие или смерть!» используется «для выражения идеи о том, что верность Православию есть ценность наивысшего порядка, что отпадение от православной веры хуже смерти» и что «данное утверждение типично для православного учения о смысле человеческой жизни, о спасении души».

«Возможно, что форма лозунга заимствована из получивших в национально-освободительном движении ряда стран лозунгов «Отечество или смерть!», «Свобода или смерть!» и под. Эти лозунги выражают идею отстаивания, защиты свободы и независимости Родины, но не агрессии и не насилия в отношении иностранцев, инакомыслящих и т.д.», - говорилось в экспертном заключении.

Кроме того, специалисты представили анализ тех символов, которые были изображены на футболке – это три черепа с кинжалами в зубах, кости, буквы «Г» и «А», кресты и аббревиатура «СПХ». По мнению экспертов, здесь также не содержится «негативной смысловой нагрузки», и, соответственно, не может идти речи о возбуждении религиозной розни.

По словам отца Александра, вероятно, именно эти изображения, а не столько сам лозунг, «привели в смущение» судей Мосгорсуда. Возможно также, что решающее действие на суд оказал тот факт, что Минюст ранее уже включил фразу «Православие или смерть!» в «черный список», добавил священник.

«Как бы там ни было, то, что произошло в Мосгорсуде, у меня вызвало недоумение. Сейчас ведь много есть подобных изображений: например, череп с костями, стрела и надписи типа: «Осторожно, убьет!» или «Опасная зона!». Они носят, скажем так, предупреждающий характер и лишь побуждают человека задуматься о происходящем», - отметил замглавы сектора МВД.

«Вообще, соединить Православие с экстремизмом – это надо еще постараться! И когда эти вещи так соединяются, это и вызывает недоумение», - сказал священник.

«Лозунг можно трактовать по-разному»

Тем временем последовала реакция уже и со стороны других представителей Русской Православной Церкви. Так, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, слова которого приводит РИА Новости, считает, что лозунг, вызвавший судебные разбирательства и полемику, не содержит агрессивных призывов, хотя и «малосимпатичен».

«Было бы правильно, чтобы были пройдены все положенные судебные инстанции и были бы высказаны все аргументы за и против. Мне лично этот лозунг мало симпатичен, подобные лозунги возникли изначально не в церковной среде, а в среде революционеров и сторонников радикальных политических движений. Впрочем, этот лозунг можно трактовать по-разному. Агрессивных призывов я в нем не вижу», - сказал отец Всеволод.

Таким образом, точка в данном деле еще никоим образом не поставлена. И, судя по всему, по поводу получившего такой резонанс утверждения будет принято еще не одно судебное решение...

16 августа 2011 г. 11:53
Ключевые слова: Москва, права человека
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
В армии священник нужен больше, чем автомат
Многие, кто знал протоиерея Михаила Васильева, погибшего 6 ноября 2022 года в зоне специальной военной операции на Украине при исполнении пастырского долга, отмечают его невероятную энергию. Для военных священников он был «духовным локомотивом», который очень многие вопросы и проблемы тянул на себе, пытаясь решить самостоятельно. И это ему часто удавалось, прежде всего за счет своего авторитета как среди духовенства, так и среди военных. А уважение людей с погонами он заработал, пройдя через горячие точки в Косове, Боснии, Чечне, Сирии, Абхазии, Киргизии и  Донбассе, — везде, где сражались русские воины, с ними был отец Михаил.  Он был настоятелем нескольких приходов, за свою жизнь восстановил и построил четыре храма и воспитал многих священников, окормляющих десантников. PDF-версия.    
26 января 2023 г. 14:00