iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Кредо консерватора
В Издательстве Московской Патриархии вышла книга Александра Щипкова «Дискурс ортодоксии». Издание адресовано как церковному, так и светскому читателю: епископату и духовенству, депутатскому корпусу, педагогическому и гуманитарному сообществам. Его цель — описать актуальный мир современного русского общества с точки зрения его культурно-исторических констант, так или иначе связанных с Православием. Говорит автор и о вызовах, возникающих сегодня перед русской национальной общностью и Русской Православной Церковью, а также о том, как сообща отвечать на эти вызовы, преодолевая застарелые отголоски социальных и национальных расколов. «Дискурс ортодоксии» трудно назвать легким чтением. Но каждая из четырех частей книги, по-своему вполне самодостаточных («Русская тема», «Церковные вопросы», «Проблемы консерватизма», «Гражданское большинство»), написана убедительным и точным языком, понятным церковной и светской аудиториям. Александр Щипков приглашает читателя к совместному размышлению, в результате которого вопросы у свободно и критически мыслящего, думающего читателя могут и, наверное, должны остаться. На некоторые из них Александр Щипков ответил «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
10 марта 2021 г. 16:00
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
Новости
16 августа 2011 г. 11:53
версия для печати версия для печати

Суды не могут решить, что делать с лозунгом "Православие или смерть!"

Представители общественности, как стало известно в понедельник, на этой неделе подадут в Мосгорсуд иск с требованием отменить решение Черемушкинского суда столицы, признавшего в декабре прошлого года лозунг "Православие или смерть!" экстремистским.

В 2010 году в социальной сети «ВКонтакте» были опубликованы фотографии девушки в футболке с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть!» на русском и греческом языках. Кроме того, изображение аналогичных футболок появилось на сайте их изготовителя - мастерской-студии общественной организации «Союз православных хоругвеносцев».

Предыдущие судебные заседания

Всего по данному делу было вынесено уже не одно судебное решение - данный вопрос рассматривали, помимо Черемушкинского, Люблинский районный суд и суд вышестоящей инстанции - Мосгорсуд.

После того как Черемушкинский суд Москвы 21 декабря 2010 г. признал надпись «Православие или смерть!» на футболке экстремистской, Минюст включил указанный лозунг в Федеральный список экстремистских материалов (под пунктом № 865). По словам адвокатов, в принципе за использование надписи теперь могут привлечь к уголовной ответственности по статье 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).

В то же время 20 апреля этого года другой районный суд столицы – Люблинский принял прямо противоположное решение по данному вопросу: суд отклонил представление Люблинской межрайонной прокуратуры о признании экстремистским материалом футболки с надписью "Православие или смерть!". Получив отказ, надзорное ведомство обжаловало это решение в Московском городском суде.

Мосгорсуд же 10 августа отменил постановление Люблинского районного суда и направил дело на пересмотр. О причинах такого решения пока не сообщалось.

«Действия Мосгорсуда вызывают недоумение»

Подробности дела сообщил ЦВ заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями священник Александр Добродеев, выступавший на последнем заседании Мосгорсуда в качестве доверенного лица ответчика.

Отец Александр обращает внимание на подробное экспертное заключение, подготовленное сотрудниками Федерального центра судебной экспертизы при Минюсте РФ и принятое во внимание Люблинским судом Москвы.

«Первый суд, Черемушкинский, вынес решение о признании материала экстремистским на основании экспертизы, проведенной не на должном уровне; там всё «экспертное заключение» было на двух листах. В свою очередь Люблинский суд основывался на компетентном заключении более серьезных экспертов, представивших на 16 листах подробное разъяснение изображения на футболке. Это очень грамотное заключение, и оно не вызывает сомнений», - говорит священник.

Эксперты, в частности, отмечали, что фраза «Православие или смерть!» используется «для выражения идеи о том, что верность Православию есть ценность наивысшего порядка, что отпадение от православной веры хуже смерти» и что «данное утверждение типично для православного учения о смысле человеческой жизни, о спасении души».

«Возможно, что форма лозунга заимствована из получивших в национально-освободительном движении ряда стран лозунгов «Отечество или смерть!», «Свобода или смерть!» и под. Эти лозунги выражают идею отстаивания, защиты свободы и независимости Родины, но не агрессии и не насилия в отношении иностранцев, инакомыслящих и т.д.», - говорилось в экспертном заключении.

Кроме того, специалисты представили анализ тех символов, которые были изображены на футболке – это три черепа с кинжалами в зубах, кости, буквы «Г» и «А», кресты и аббревиатура «СПХ». По мнению экспертов, здесь также не содержится «негативной смысловой нагрузки», и, соответственно, не может идти речи о возбуждении религиозной розни.

По словам отца Александра, вероятно, именно эти изображения, а не столько сам лозунг, «привели в смущение» судей Мосгорсуда. Возможно также, что решающее действие на суд оказал тот факт, что Минюст ранее уже включил фразу «Православие или смерть!» в «черный список», добавил священник.

«Как бы там ни было, то, что произошло в Мосгорсуде, у меня вызвало недоумение. Сейчас ведь много есть подобных изображений: например, череп с костями, стрела и надписи типа: «Осторожно, убьет!» или «Опасная зона!». Они носят, скажем так, предупреждающий характер и лишь побуждают человека задуматься о происходящем», - отметил замглавы сектора МВД.

«Вообще, соединить Православие с экстремизмом – это надо еще постараться! И когда эти вещи так соединяются, это и вызывает недоумение», - сказал священник.

«Лозунг можно трактовать по-разному»

Тем временем последовала реакция уже и со стороны других представителей Русской Православной Церкви. Так, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, слова которого приводит РИА Новости, считает, что лозунг, вызвавший судебные разбирательства и полемику, не содержит агрессивных призывов, хотя и «малосимпатичен».

«Было бы правильно, чтобы были пройдены все положенные судебные инстанции и были бы высказаны все аргументы за и против. Мне лично этот лозунг мало симпатичен, подобные лозунги возникли изначально не в церковной среде, а в среде революционеров и сторонников радикальных политических движений. Впрочем, этот лозунг можно трактовать по-разному. Агрессивных призывов я в нем не вижу», - сказал отец Всеволод.

Таким образом, точка в данном деле еще никоим образом не поставлена. И, судя по всему, по поводу получившего такой резонанс утверждения будет принято еще не одно судебное решение...

16 августа 2011 г. 11:53
Ключевые слова: Москва, права человека
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Если хочешь — угостись
На стойке в приходском кафе Александро-Невского храма Московского государственного университета международных отношений — грифельная доска с написанным мелом слоганом: «Если можешь — угости, если хочешь — угостись!» Рядом — ящик для пожертвований. Любой желающий может «подвесить» кофе или чашку чая с булочкой, неимущий или просто оказавшийся в кафе без денег прохожий — воспользоваться милостыней и подкрепиться. Ничего необычного, скажете вы: и в церковных, и вообще во многих общедоступных заведениях с общепитовскими функциями это давно стало обыденностью. И будете, в общем, правы. Но особая деликатность и ненавязчивое постоянство, с которыми принципы приходской солидарности здесь претворяются в жизнь, мгновенно улучшают настроение даже у человека, случайно зашедшего с улицы не в настроении. На Александро-Невском приходе подобный стиль общения универсален: здесь редко кто-то кого-то заставляет, при этом совокупность совместных дел, направленных на проповедь, миссию и социальное служение, исчисляется несколькими десятками. PDF-версия.
11 мая 2021 г. 13:00