выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Новости
16 августа 2011 г. 11:53
версия для печати версия для печати

Суды не могут решить, что делать с лозунгом "Православие или смерть!"

Представители общественности, как стало известно в понедельник, на этой неделе подадут в Мосгорсуд иск с требованием отменить решение Черемушкинского суда столицы, признавшего в декабре прошлого года лозунг "Православие или смерть!" экстремистским.

В 2010 году в социальной сети «ВКонтакте» были опубликованы фотографии девушки в футболке с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть!» на русском и греческом языках. Кроме того, изображение аналогичных футболок появилось на сайте их изготовителя - мастерской-студии общественной организации «Союз православных хоругвеносцев».

Предыдущие судебные заседания

Всего по данному делу было вынесено уже не одно судебное решение - данный вопрос рассматривали, помимо Черемушкинского, Люблинский районный суд и суд вышестоящей инстанции - Мосгорсуд.

После того как Черемушкинский суд Москвы 21 декабря 2010 г. признал надпись «Православие или смерть!» на футболке экстремистской, Минюст включил указанный лозунг в Федеральный список экстремистских материалов (под пунктом № 865). По словам адвокатов, в принципе за использование надписи теперь могут привлечь к уголовной ответственности по статье 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).

В то же время 20 апреля этого года другой районный суд столицы – Люблинский принял прямо противоположное решение по данному вопросу: суд отклонил представление Люблинской межрайонной прокуратуры о признании экстремистским материалом футболки с надписью "Православие или смерть!". Получив отказ, надзорное ведомство обжаловало это решение в Московском городском суде.

Мосгорсуд же 10 августа отменил постановление Люблинского районного суда и направил дело на пересмотр. О причинах такого решения пока не сообщалось.

«Действия Мосгорсуда вызывают недоумение»

Подробности дела сообщил ЦВ заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями священник Александр Добродеев, выступавший на последнем заседании Мосгорсуда в качестве доверенного лица ответчика.

Отец Александр обращает внимание на подробное экспертное заключение, подготовленное сотрудниками Федерального центра судебной экспертизы при Минюсте РФ и принятое во внимание Люблинским судом Москвы.

«Первый суд, Черемушкинский, вынес решение о признании материала экстремистским на основании экспертизы, проведенной не на должном уровне; там всё «экспертное заключение» было на двух листах. В свою очередь Люблинский суд основывался на компетентном заключении более серьезных экспертов, представивших на 16 листах подробное разъяснение изображения на футболке. Это очень грамотное заключение, и оно не вызывает сомнений», - говорит священник.

Эксперты, в частности, отмечали, что фраза «Православие или смерть!» используется «для выражения идеи о том, что верность Православию есть ценность наивысшего порядка, что отпадение от православной веры хуже смерти» и что «данное утверждение типично для православного учения о смысле человеческой жизни, о спасении души».

«Возможно, что форма лозунга заимствована из получивших в национально-освободительном движении ряда стран лозунгов «Отечество или смерть!», «Свобода или смерть!» и под. Эти лозунги выражают идею отстаивания, защиты свободы и независимости Родины, но не агрессии и не насилия в отношении иностранцев, инакомыслящих и т.д.», - говорилось в экспертном заключении.

Кроме того, специалисты представили анализ тех символов, которые были изображены на футболке – это три черепа с кинжалами в зубах, кости, буквы «Г» и «А», кресты и аббревиатура «СПХ». По мнению экспертов, здесь также не содержится «негативной смысловой нагрузки», и, соответственно, не может идти речи о возбуждении религиозной розни.

По словам отца Александра, вероятно, именно эти изображения, а не столько сам лозунг, «привели в смущение» судей Мосгорсуда. Возможно также, что решающее действие на суд оказал тот факт, что Минюст ранее уже включил фразу «Православие или смерть!» в «черный список», добавил священник.

«Как бы там ни было, то, что произошло в Мосгорсуде, у меня вызвало недоумение. Сейчас ведь много есть подобных изображений: например, череп с костями, стрела и надписи типа: «Осторожно, убьет!» или «Опасная зона!». Они носят, скажем так, предупреждающий характер и лишь побуждают человека задуматься о происходящем», - отметил замглавы сектора МВД.

«Вообще, соединить Православие с экстремизмом – это надо еще постараться! И когда эти вещи так соединяются, это и вызывает недоумение», - сказал священник.

«Лозунг можно трактовать по-разному»

Тем временем последовала реакция уже и со стороны других представителей Русской Православной Церкви. Так, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, слова которого приводит РИА Новости, считает, что лозунг, вызвавший судебные разбирательства и полемику, не содержит агрессивных призывов, хотя и «малосимпатичен».

«Было бы правильно, чтобы были пройдены все положенные судебные инстанции и были бы высказаны все аргументы за и против. Мне лично этот лозунг мало симпатичен, подобные лозунги возникли изначально не в церковной среде, а в среде революционеров и сторонников радикальных политических движений. Впрочем, этот лозунг можно трактовать по-разному. Агрессивных призывов я в нем не вижу», - сказал отец Всеволод.

Таким образом, точка в данном деле еще никоим образом не поставлена. И, судя по всему, по поводу получившего такой резонанс утверждения будет принято еще не одно судебное решение...

16 августа 2011 г. 11:53
Ключевые слова: Москва, права человека
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00