iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Великое наследие Петрока Малого
Даже далеким от истории православного зодчества людям прекрасно известен этот архитектурный памятник, словно парящий над широкой излучиной Москвы-реки в Коломенском. Давно ставший визитной карточкой не только Московского государственного объединенного музея-заповедника, но и всего юга российской столицы, 41-метровый двухъярусный восьмигранный шатер поражает воображение даже сегодня. В течение почти 500 лет своей истории «Коломенская свеча» была церковью при летнем государевом дворе и обычным приходским храмом, являла верующим великую святыню – Державный образ Пречистой Владычицы – и служила декорациями нескольких вошедших в золотой фонд советской классики кинолент. Ровно четверть века назад – 17 декабря 1994 года – ее внесли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальную реализованную заявку на новый стиль в зодчестве и ландшафтной архитектуре. Еще годом ранее здесь было создано Патриаршее подворье. С того момента Вознесенский храм совместно используется музеем и Церковью.
17 декабря 2019 г. 13:59
Дети Николая Александровича и Александры Федоровны: повседневный мир будущих царственных страстотерпцев на выставке в Московском государственном объединенном музее-заповеднике
Сегодня, 13 ноября, в залах Сытного двора в Коломенском открылась выставка «Детский мир семьи императора Николая II. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей» – историко-мемориальный проект, организованный совместно с Государственным Эрмитажем и Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ). Экспозиция знакомит с повседневным миром наследника-цесаревича и великих княжон: системой их воспитания и обучения, дневниковыми записями, взаимными подарками и поздравлениями, окружавшими их предметами и деталями личного обихода. Она посвящена 125-летнему юбилею бракосочетания Николая Александровича с принцессой Викторией Алисой Гессен-Дармштадтской 14 ноября (ст.ст.) 1894 года и хронологически охватывает бытование семьи последнего государя от рождения первенца Ольги до пребывания венценосных узников в тобольской ссылке.
13 ноября 2019 г. 21:35
Новости
Своды и арка главного купола
29 августа 2014 г. 13:00
версия для печати версия для печати

Фрески Гурия Никитина в Преображенском соборе Спасо-Евфимиева монастыря открыты в полном объеме впервые за последнее столетие

Сегодня, 29 августа, в суздальском Спасо-Преображенском соборе для публики открылись полностью восстановленные фрески знаменитого иконописца Гурия Никитина. Записанную поздними слоями первозданную живопись реставраторы Владимиро-Суздальского государственного музея-заповедника воссоздавали в несколько этапов начиная с 1968 года.

Гурия Никитина специализирующиеся в области иконописи искусствоведы называют последних из великих русских изографов и ставят в один ряд с Дионисием, Андреем Рублевым и Феофаном Греком. Самые известные его работы — костромской Троицкий собор и ярославский Ильинский храм, церкви Переславля-Залесского и Ростова Великого. Преображенский собор суздальской обители стал лебединой песней мастера: он скончался через пару лет по ее завершении в 1689г. После серии мелких поновлений в 1866-1867 г.г. в соборе провели масштабные работы по записи старой росписи, после чего фрески Никитина оказались полностью сокрыты от глаз молящихся и ценителей древнерусской живописи.

Справка. Этапы реставрации фресковой живописи Спасо-Преображенского собора

1968 г. – начало реставрационных работ по сохранению фресковой живописи собора.

1968–1985 г.г. – комплекс противоаварийных работ:

– укрепление грунта и красочного слоя стенописи, удаление поздних записей XIX–XX вв. в южном притворе, барабанах собора, центральной апсиде, Евфимиевом приделе и в галерее собора;

– бортовое укрепление изначального штукатурного грунта и воссоздание штукатурки в местах ее утрат по низам собора;

– антисептирование живописи по подольной части собора;

– консервационные работы в киотах на фасадах собора.

1986–1995 г.г. – поэтапная реставрация живописи, охватившая часть западной, северную стену собора, пилоны, северо-восточную и юго-восточную апсиды.

1995–2000 г.г. – завершение работ по реставрации живописи в алтаре;

– укрепление живописи в нижних частях стен, пилонов, алтаря во вновь появившихся очагах разрушения;

– тонировки в местах утрат красочного слоя.

2009 г. – реставрация фресковой живописи в киотах на фасадах собора;

– реставрация живописи Евфимиева придела.

2010 г. – реставрация фресковой живописи на трех порталах галереи.

2013–2014 г.г. – реставрация фресковой живописи на южной стене, части западной стены, в центральном и двух западных барабанах.

29 августа 2014 г. 13:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00