выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Новости

Светские и церковные эксперты обсудили проблему справедливости в современной системе права

Круглый стол на тему «Идея права и справедливости в европейской традиции» состоялся в рамках III Петербургского Международного Юридического Форума 16 мая.

Встреча была посвящена фундаментальным вопросам теории права в широком общегуманитарном контексте. Об общих проблемах права и справедливости, правосознания и правовой культуры говорили не только профессиональные юристы, но и другие представители гуманитарной науки – философы, историки, богословы.

Необходимость подобного обсуждения, подчеркнули эксперты, обусловлена смысловым кризисом, в котором находится сейчас не только отечественная, но и мировая правовая мысль. Сугубо прагматический подход к праву, его интерпретация исключительно как инструмента регулирования общественных отношений, лишение его каких-либо этических характеристик привели к тому, что современное общество оказалось не в состоянии адекватным образом реагировать на новые вызовы современности, такие как терроризм, религиозный и политический экстремизм и т.д.

Прагматический подход к праву одним из своих следствий имеет бессистемное увеличение объема нормативно-правового материала. Как подчеркнул участвовавший в дискуссии министр юстиции Российской Федерации Александр Коновалов, при таком подходе законотворчество приобретает зачастую спорадический характер, поскольку законодатель реагирует на конкретные вызовы и риски, лежащие на поверхности.

Обращение к «истокам», к философским, общегуманитарным принципам существования правовых систем может позволить избежать подобной хаотичности законотворческой деятельности.

Существенным моментом обсуждения стала проблема соотношения концепций «право», «справедливость», «правда» и т.д. Насколько универсальны современные представления о праве? Как соотносится понимание права и справедливости, существующее в различных обществах? На эти вопросы попытались ответить участники круглого стола.

Анализ основополагающих юридических принципов не мог не опираться, в том числе, и на христианское их осмысление. Так, главный научный сотрудник Института государства и права РАН Валентина Лапаева отметила, что в христианской интерпретации справедливость совпадает с понятием «милосердие».

Обращение к религиозной традиции сделало неизбежной дискуссию о соотношении понятий «мораль» и «право», «нравственность» и «закон». По мнению Валентины Лапаевой, вклад русской религиозной философии конца XIX – начала XX в. в развитие мировой правовой мысли заключался в отождествлении права и нравственности. Ей возразил профессор Московской Духовной Академии протоиерей Владислав Цыпин, который указал, что русские философы не ставили знака равенства между правом и этикой, но настаивали на значимости нравственного начала для права.

Помимо нравственного измерения понятия справедливость, на круглом столе были предложены и другие ее трактовки – политическая и формально-юридическая. С точки зрения либертарно-юридической теории правопонимания, разработанной академиком В.С. Нерсесянцем, только формально-юридическая справедливость и возможна – отметила Валентина Лапаева. Она же подчеркнула, что «справедливость – это всегда результат договора», если речь идет о социальной справедливости при распределении жизненно важных ресурсов. Договор же может быть заключен только между равными. А равенство в современном обществе обусловлено универсальностью глобальных угроз — терроризма, голода, стихийных бедствий, - на которые должны реагировать все потенциальные участники подобного договора. «Равенство сильных и слабых перед лицом общих угроз дает шанс на справедливое» распределение социальных благ, подчеркнула исследователь.

Президент Уральской государственной юридической академии Виктор Перевалов предложил рассмотреть тему справедливости в «человеческом измерении». По его мнению, справедливость – в природе человека. Даже у животных (ученый привел в пример приматов) есть чувство справедливости; что означает, по мнению юриста, что чувство справедливости для человека – врожденное.

В круглом столе также приняли участие профессор Университета Гента, президент Европейской академии теории права Марк Ван Хук; профессор Вестфальского университета, директор русско-немецкого центра при ИГП РАН по изучению права Вернер Кравиц; а также профессор университета Люцерн, содиректор Центра сравнительного конституционного права и религии Адриан Лоретан. В качестве модератора выступил советник Министра юстиции Российской Федерации Юрий Зудов.

20 мая 2013 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00