iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
История жизни Первосвятителя в недавней истории Церкви
Появление имени будущего Предстоятеля Русской Православной Церкви на страницах «Журнала Мос­ковской Патриархии» относится к далекому 1968 г., когда была опубликована небольшая заметка «Молодежь и IV Ассамблея Всемирного Совета Церквей» (ЖМП. 1968. № 11), подписанная «В. Гундяев, студент Лен. дух. академии». Речь в ней шла о состоявшейся в Упсале (Швеция) очередной Ассамблее ВСЦ, к работе которой впервые была привлечена и церковная молодежь. Конечно, обширный круг обсуждавшихся вопросов при наличии весьма широкого представительства вызывал много различий в мнениях. В частности, особые споры вызвала проблема «интеркоммуниона» (совместного причастия), посредством которого некоторые инославные христиане полагали возможным преодолеть конфессиональные разделения. В ответ на это православные делегаты указывали, что Евхаристию, неизменный центр сакраментальной жизни Церкви и истинный критерий церковного единства, возможно совершать лишь при единомысленном исповедании веры.
15 декабря 2016 г. 15:40
Новости
patriarchia.ru
7 июля 2014 г. 13:25
версия для печати версия для печати

Святейший Патриарх Кирилл: Человек, живущий в рабстве Божественному закону - это скала

В неделю 4-ю по Пятидесятнице, праздник иконы Божией Матери «Владимирская», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Смоленском соборе Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Патриарх произнес проповедь, в которой напомнил значение заступничества Богородицы в годы самых тяжелых испытаний для российского государства.
В частности, что москвичи молились перед иконой Божией Матери "Владимирской", что сыграло свою роль в 1480 году, когда к стенам Москвы подошло войско ордынского хана Ахмата.  В результате этой бескровной победы Русь освободилась от 200-летнего татаро-монгольского ига и рабства, которое слилось с момента падения Киева в 1240 году.

Чем же страшно рабство для каждого народа? И почему люди так стремятся стать свободными от экономического и политического влияния другой страны? Тем, что рабство парализует духовную волю народа и он теряет способность к самостоятельному развитию. «Иноземное иго не только останавливает экономическое и культурное развитие, не только предопределяет бедность народа в сравнении с теми, кто одержал победу, но в первую очередь потому что иноземное иго лишает людей самостоятельности. Народ уже не может принимать решений исходя из собственного понимания пользы и, что куда важнее, исходя из собственного понимания жизненных ценностей. Иностранное нашествие, иго, потеря суверенитета, будь то в результате военных действий или в результате революционных событий, всегда завершается потерей способности жить по своей воле, в соответствии со своим мировоззрением, в основе которого —ценности, которые заложены верой народа, его культурой, его историей, его пониманием, что есть подлинное добро», - сказал Святейший Патриарх.

Потеря независимости означает жизнь «по другим лекалам, в духовном, интеллектуальном, культурном рабстве». И это как произошло с русским народом после поражения в первой мировой войне и революции 1917 года - «многолетнее духовное рабство, подчинение иным ценностям, иным идеалам».

Однако еще страшней рабство духовное, зависимость от греха, расплатой за которое  является смерть, потому что жизнь во грехе несовместима с жизнью вечной во Христе Иисусе, напомнил Святейший Патриарх слова апостола Павла (Рим. 6:18-23). «И если физически человеческий организм может существовать, то его жизнь более не является человеческой жизнью. Жизнь во грехе предполагает следование другим законам, близким к законам животного мира. Человек падает в пропасть со своей богоопределенной высоты. И ведь как много наших современников выбирают такую жизнь — в рабстве греху! Думают, будто открывают для себя полноту жизни, ведь «делать все, что хочу» вроде как и есть жизнь без границ. А на самом деле это уже не жизнь, это смерть, потому что человек как Божие творение, несущее в себе Божий образ, не может жить по закону греха, — это противоестественно. А если так, то жизнь во грехе не является жизнью», - пояснил Предстоятель. В качестве альтернативы апостол Павел предлагает каждому стать рабами праведности, рабами Божиими, жить по Божественному закону, потому что плод такой праведности — святость и жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. И если человек живет в этой святости, то он подлинно сохраняет свой собственный личный суверенитет, сохраняя независимость своего мышление и не позволяя никому собой манипулировать. «Человек, живущий в рабстве Божественному закону, — это скала, это сила», - подчеркнул Святейший Патриарх.

В связи с кончиной Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, Святейший Патриарх отметил его заслуги перед Русской Православной Церковью, особо в период раскола в 1992 году среди православных Украины. «Тогда абсолютное большинство нашего епископата, за исключением двух архиереев (один из которых уже был на пенсии), не поддержали раскольников, но объединились вокруг владыки Владимира и сохранили каноническое Православие на Украине, - сказал Предстоятель. - И в последующие годы от Блаженнейшего владыки требовались сила, мудрость, воля, чтобы не подчиниться постоянно менявшимся политическим взглядам руководителей, которые всякий раз требовали от Церкви делать то, что они хотели. Но Церковь оставалась самой собою, объединяя украинский народ. При всем различии политических взглядов, историософских воззрений, при всем различии в благочестии, в обычаях, Церковь объединяла и ныне продолжает объединять народ, несмотря на льющуюся кровь, несмотря на военную конфронтацию».
«Верим, что Украинская Православная Церковь избежит соблазна и будет свидетельствовать о Христе распятом и Воскресшем, призывая народ жить в соответствии с божественным законом и тем самым обретать подлинную свободу. Аминь», - заключил Cвятейший Патриарх Кирилл.

7 июля 2014 г. 13:25
Ключевые слова: Патриарх Кирилл, проповедь
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00