выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Новости
10 октября 2011 г. 09:30
версия для печати версия для печати

Церковь и общественные организации определились с тактикой помощи осужденным

Духовенство, представители Общественной палаты России, Минюста РФ и общественных организаций скоординировали свои силы в работе по ресоциализации осужденных.

 Ресоциализация «вне закона»

В России ежегодно освобождается из заключения около 300 тыс. человек. Большинство из них не имеет своего жилья и семьи, работы и востребованной профессии. Работодатели не встречают их с распростертыми объятиями. Плюс заболевания, полученные в местах лишения свободы. Не имея возможности решить проблемы быта и трудоустройства, более трети освободившихся вновь совершает преступление. Однако в Госдуме РФ не спешат рассматривать закон о реабилитации и ресоциализации лиц, отбывших наказание. И хотя в некоторых регионах действует местные программы помощи, основная работа по-прежнему лежит на плечах общественных организаций и Церкви.

 По данным представителя Общественной Палаты России Марии Каннабих, лучше всего с помощью бывшим осужденным на местном уровне справляются Республика Башкирия и Красноярский край. Там на региональном уровне действуют законодательные акты, благодаря которым бывшие осужденные могут получить помощь в восстановлении здоровья и документов, в поиске жилья и работы. В некоторых колониях перед освобождением можно воспользоваться терминалом, чтобы узнать о существующих в регионе трудовых вакансиях. Например, в Красноярском крае это снизило рецидивную преступность с 40 до 5%. Около ста тысяч заключенные заочно обучаются востребованным сегодня профессиям. «Однако 70% вышедшим на свободу нужна помощь в трудоустройстве и 60% - в решении бытовых вопросов», - отметила Мария Каннабих. «Реабилитационные центры есть так же в Новосибирской, Ростовской, Воронежской, Чувашской и Ярославской областях, в Пермском крае. Но в масштабах страны это очень мало», - считает советник Общественной палаты Виталий Полозюк. По его мнению кардинально решить проблему может только принятие федерального закона.

Не друзья, но не враги

Как решаются аналогичные проблемы на Западе рассказала исполнительный региональный директор по странам России, Украине и Белоруссии неправительственной организации «Международная тюремная реформа» Виктория Сергеева. В странах Европы в соответствии с принятым на государственном уровне законодательством, работа с заключенным начинается уже на стадии следствия. Она состоит из нескольких направлений, и в частности ведется с семьями осужденных, с их жертвами, в нее активно включены волонтеры. Отличается и атмосфера в местах лишения свободы. Если в России, по словам Виктории Сергеевой, это атмосфера страха и подчинения, то в тюрьмах Европы к осужденным относятся более человечно. Нет, сотрудники тюрьмы им не друзья, но и не враги.

 Десятина верных

«Около 10% (8 тыс. человек) отбывающих наказание в местах лишения свободы состоят в православных общинах, и Церковь не имеет права оставить их без поддержки, когда они выйдут на свободу, - считает председатель Синодального отдела по тюремному служению епископ Красногорский Иринарх. - Однако приоритетом здесь должна стать не материальная, а психологическая, юридическая и социальная помощь». В частности, Синодальный отдел по тюремному служению представил на рассмотрение Святейшему Патриарху концепцию по реабилитации и ресоциализации бывших осужденных. Она включает помощь как взрослым, так и детям на базе приходов и монастырей, где для этого имеются человеческие и материальные ресурсы. Епископ Красногорский Иринарх сообщил е-vestnik.ru, что в Юго-Западном округе Москвы в одном из храмов уже готовится к открытию такой Центр. Если его опыт окажется удачным, он будет распространен на другие епархии.

Пока же помощь освободившимся осужденным Церковь по большей части оказывает по личной инициативе и возможностям священнослужителей. Только она измеряется не процентами, а спасенными душами.

Евгений обратился к вере будучи в заключении. «После освобождения идти мне было некуда, мой дом продали вместе со мной, пока я отбывал наказание»,- рассказывает он. Его приютил батюшка, окормлявший колонию, где сидел Евгений. Подлечившись и восстановив документы, Евгений приехал в Москву в поисках лучшей жизни. Долго искал работу, брался за все, что ни попадется. Несколько раз его обманывали (не платили за работу и выгоняли со съемной квартиры), но он нашел в себе силы не отчаиваться. В конце - концов он создал свой бизнес, купил жилье, женился, его дочери год. Его сердце не ожесточилось. Евгений помогает таким еще недавно был он сам, найти свое место в жизни. И искренне благодарен священнику, который поддерживал его все это трудное время.

Особое внимание следует обратить на осужденных детей. По данным епископа Красногорского Иринарха 700 тысяч детей в стране, это социальные сироты или лишены попечения родителей. «Ежегодно армия беспризорников увеличивается на 130 тыс. детей, подпитывая преступную среду. В 2009 году в Москве выявлено 7 тысяч так называемых уличных детей, на каждый крупный город России их приходится до 2 тысяч», - отметил докладчик. Не в силах изменить причины этой ситуацию, общество вынуждено работать с ее следствием – осужденными детьми.

Своим опытом поделилась директор Центра социальной адаптации святителя Василия Великого (С.Петербург) Юлиана Никитина. Центр занимается с детьми, которые либо находятся под следствием или имеют условные сроки. Наряду с этим в Колпинской воспитательной колонии был открыт реабилитационный центр для подростков, уже отбывающих наказание. Его сотрудники разработали и начали внедрять уникальную методику, разрушающую привычную для зоны систему взаимоотношений, основанную на страхе, насилии и воровских законах. Это позволило бы перевоспитать и вернуть обществу десятки и даже сотни оступившихся детей. Несмотря на одобрение президента Дмитрия Медведева и финансовую поддержку администрации Санкт-Петербурга, в настоящее время этот проект заморожен по инициативе руководства ФСИН. Поскольку оно не могло согласиться с одним из основных пунктов программы, предусматривающим пребывание сотрудников Центра в колонии круглосуточно.

Сегодня Церковь так же активно работает в общественных наблюдательных комиссиях (ОНК). Об этом рассказал председатель епархиального отдела по тюремному служению Красноярской епархии протоиерей Александр Косов. Такая форма работы позволила представителям Церкви расширить круг осужденных, нуждающихся в духовной и правовой помощи. Поскольку священник не всегда имеет возможность в той же Красноярской епархии посещать осужденных и заниматься решением их проблем, если те находятся в полутора тысячи километров от места его служения. Но в рамках сотрудника ОНК это стало реальным. Кроме того, в отсутствии законодательного статуса тюремных священников, администрация колонии вправе отказать осужденному или подследственному во встрече со священником. Но если батюшка – представитель ОНК, такой отказ уже невозможен.

 В кулуарах участники конференции сетовали, что времени на все вопросы, которые следовало бы обсудить, очень мало. В частности, по словам руководителя отдела по тюремному служению Санкт-Петербургской епархии протоиерея Олега Скомороха, один из них – это неопределенность места Русской Православной Церкви в Уголовно -исполнительной системе (УИС). В стране идет судебная реформа, но в ее концепции статус религиозных организаций прописан очень невнятно. «Но для эффективной работы у православного священства должен быть правовой статус, техническая и методическая база, без этого работать невозможно. И думаю, можно было бы поговорить, как изменить эту ситуацию», - заявил e-vestnik.ru отец Олег.

Конференция выработала ряд положений, которые определят дальнейшую совместную работу Церкви и общественных организаций по ресоциализации осужденных. В частности, признать духовно-нравственную реабилитацию основным компонентом социальной адаптации. Разработать программу ресоциализации, которая будет представлена в Минэкономразвития для выделения государственной поддержки некоммерческих организаций, занятых в сфере УИС. Возобновить работу пилотного проекта в Колпинской воспитательной колонии. Этот уникальный опыт может быть распространен в масштабах всей страны. Предложить существующей в правительстве РФ рабочей группе по пробации (проблемам реабилитации осужденных) рассмотреть вопрос создания в воспитательных колониях Реабилитационных центров, оказывающих помощь на всех стадиях пребывания в местах лишения свободы и после освобождения. Это позволит понять, какие механизмы, в частности, используемые Русской Православной Церковью, в работе с осужденными наиболее эффективны. Внести в Минюст РФ предложения по разработке нормативно-правой базы с целью финансирования этих Реабилитационных центров и т.д.

Как сообщила e-vestnik.ru Мария Каннабих в отсутствии в стране государственного механизма реабилитации само общество берет на себя задачу по его созданию. Но для этого необходимо объединиться, скоординировать усилия и решить как действовать. Причем к этой работе нужно привлекать как можно больше неравнодушных людей. Только в этом случае возможны перемены к лучшему.

«Для священнослужителей сегодня уже недостаточно заниматься только пастырским окормлением, задачу ресоциализации освободившихся осужденных поставила перед нами сама жизнь», - подвел итоги конференции епископ Красногорский Иринарх. Эта встреча полезна не только обменом информацией, но координацией и развитием общей работы, в которую включены и Общественная палата России, и ОНК и общественные советы при региональных структурах ФСИН. Все, кто готов вместе с Церковью заниматься восстановлением личности осужденных, способствуя их нравственному выздоровлению.

Справка

Каждый пятый житель страны становится жертвой преступления, только 4% из них удается полностью возместить понесенный ущерб. Дети и подростки совершают до 8% всех преступлений. Только пять из ста осужденных детей социализируются и возвращаются в общество.

 

10 октября 2011 г. 09:30
Ключевые слова: реабилитация
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00