выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
«Введение в арамеистику и сирологию»
В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге.  PDF-версия.
23 мая 2023 г. 16:30
Новости
Сергей Худяков и Леонид Беляев на презентации книги «Церковь Вознесения в Коломенском: архитектура, археология, история». Фото предоставлено пресслужбой ТАСС
1 февраля 2014 г.
версия для печати версия для печати

Церковь Вознесения Господня в Коломенском: новое осмысление вечных ценностей

Презентация книги Андрея Баталова и Леонида Беляева «Церковь Вознесения в Коломенском: архитектура, археология, история» состоялась 31 января в конференц-зале ИТАР ТАСС. Фундаментальная монография российских ученых, историков церковной архитектуры Московского государства ХI–ХVII веков, изданная Московским государственным объединенным музеем-заповедником «Коломенское», стала первой книгой, написанной о храме Вознесения Господня в Коломенском.

 Презентацию открыл Сергей Худяков, директор Московского государственного музея-заповедника «Коломенское», который отметил, что храм Вознесения Господня— одна из жемчужин русской и мировой архитектуры. В 1994 году он был включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Выпуск издания приурочен к 20-летию этого события, 90-летию музея-заповедника «Коломенское» (сейчас МГОМЗ) и 480-летней годовщине строительства храма, освященного осенью 1532 года, к которой музей провел специальную конференцию в 2012 году. Делясь своими мыслями о книге Сергей Худяков сказал: «Церковь Вознесения Господня, освященная в память одного из главных евангельских событий, построена в последние годы правления князя Московского Василия III. С годами она стала привычной составляющей дворцового ансамбля в селе Коломенском — родовой загородной резиденции московских великих князей и царей. Значение храма переоценить невозможно: он дал начало своеобразному направлению национальной архитектуры — каменным шатровым церквям, которые венчал не сферический купол, а граненая пирамида. Наиболее известными памятниками этого стиля стали Покровский собор на Красной площади, Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря и некоторые другие храмы второй половины XVI – первой половины XVII века. В XVII–XIX веках шатры передали свою характерную форму русской колокольне.  Начиная с эпохи Петра I, когда отношение к русской старине стало пренебрежительным, о храме начали забывать. Лишь во второй половине XIX века, когда средневековое русское искусство стало вызывать интерес у историков, храм вновь оказался в центре внимания архитекторов. Почти столетие проводились значительные реставрационные работы, завершившиеся лишь в 1970-х гг., которые позволили окончательно осознать значение памятника как бесспорного шедевра национального зодчества». Он рассказал, что в 2000-х гг. музей предпринял очередное обновление храма Вознесения Господня, и результат всех исследований последних десятилетий наиболее полно отображен в представляемом издании.

Один из авторов книги Леонид Беляев рассказал, что отличие Церкви Вознесения Господня в Коломенском от других памятников русского зодчества XVI века состоит в том, что она, будучи более доступной, всегда имела широкие возможности для архитектурного и археологического исследования. Многолетний труд авторов приводит их к заключению, что храм Воознесения имеет итальянский след: его творцом, по их мнению, был Пьетро Анибале (Петр Ганнибал; Петрок Малой), происходивший из Ломбардии. Церковь Вознесения в Коломенском, с его точки зрения, имеет абсолютно новаторскую для своей эпохи архитектуру: в то время в Московии господствовали переработки византийской крестово-купольной композиции и следование «образцу», а Церковь Вознесения появилась на основе самостоятельного творческого замысла, ставшего новым словом в истории русской архитектуры. «Последние два десятилетия дали значительные результаты для изучения развития градостроения в Москве. Вся археология московского строительства, начавшаяся лишь с конца XIX века, преимущественно черпает материал за счет Коломенского, и, в первую очередь, Церкви Вознесения Господня. Теперь мы имеем новый, более полный взгляд на то, как формируется культурная среда при московском дворе, какие можно проследить связи и взаимные влияния русской и итальянской художественной культуры и архитектуры»,  —   заключил Леонид Беляев.

Выступивший затем Андрей Баталов сказал: «Результат нашего труда — разрушение мифологем в истории архитектуры. В книге мы постарались рассказать многомиллионному миру читателей о том, как складывались градостроительные парадигмы. Долгие годы теория о развитии каменных форм строительства из деревянных была самодовлеющей, и только сейчас нам удалось аргументированно  показать, что итальянский автор Церкви Вознесения Господня, Пьетро Аннибале, никого не копировал и деревянных прототипов у данной церкви не было. Он перенес в Москву реалии Тосканы, в которой он вырос. Мы постарались за счет применения археологических методов исследования оградить читателя от новых мифов, дав достоверную картину архитектурного комплекса храмов и строений в Коломенском.»

Искусствовед, историк архитектуры Дмитрий Швидковский обратил внимание собравшихся на то, что данная монография является синтезом междисциплинарных исследований: усилиями авторов рождается коллективный труд архитекторов, археологов, искусствоведов, историков. По своему охвату книга, с его точки зрения, оказалась шире, чем можно было ожидать. «В какой-то мере можно сказать, что эта книга поднимает вопрос о месте России в мире, — заключил Дмитрий Швидковский, — Церковь Вознесения Господня в Коломенском является показателем высокого статуса России в мироустройстве и культуре XVI века. В этом храме выражается универсализм русской культуры, начинавший складываться в средневековье и окончательно сформировавшийся в лице классической литературы XIX века.»

В завершении презентации выступила Любава Морева, программный специалист Сектора культуры Бюро ЮНЕСКО в Москве. Она рассказала о значении Церкви Вознесения Господня как памятника истории и культуры, находящегося в «Списке всемирного наследия», о работе ЮНЕСКО по сохранению культурных ценностей. Затем авторы ответили на многочисленные вопросы собравшихся.

 

1 февраля 2014 г.
Ключевые слова: архитектура, история
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00