iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Новости
Сергей Худяков и Леонид Беляев на презентации книги «Церковь Вознесения в Коломенском: архитектура, археология, история». Фото предоставлено пресслужбой ТАСС
1 февраля 2014 г.
версия для печати версия для печати

Церковь Вознесения Господня в Коломенском: новое осмысление вечных ценностей

Презентация книги Андрея Баталова и Леонида Беляева «Церковь Вознесения в Коломенском: архитектура, археология, история» состоялась 31 января в конференц-зале ИТАР ТАСС. Фундаментальная монография российских ученых, историков церковной архитектуры Московского государства ХI–ХVII веков, изданная Московским государственным объединенным музеем-заповедником «Коломенское», стала первой книгой, написанной о храме Вознесения Господня в Коломенском.

 Презентацию открыл Сергей Худяков, директор Московского государственного музея-заповедника «Коломенское», который отметил, что храм Вознесения Господня— одна из жемчужин русской и мировой архитектуры. В 1994 году он был включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Выпуск издания приурочен к 20-летию этого события, 90-летию музея-заповедника «Коломенское» (сейчас МГОМЗ) и 480-летней годовщине строительства храма, освященного осенью 1532 года, к которой музей провел специальную конференцию в 2012 году. Делясь своими мыслями о книге Сергей Худяков сказал: «Церковь Вознесения Господня, освященная в память одного из главных евангельских событий, построена в последние годы правления князя Московского Василия III. С годами она стала привычной составляющей дворцового ансамбля в селе Коломенском — родовой загородной резиденции московских великих князей и царей. Значение храма переоценить невозможно: он дал начало своеобразному направлению национальной архитектуры — каменным шатровым церквям, которые венчал не сферический купол, а граненая пирамида. Наиболее известными памятниками этого стиля стали Покровский собор на Красной площади, Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря и некоторые другие храмы второй половины XVI – первой половины XVII века. В XVII–XIX веках шатры передали свою характерную форму русской колокольне.  Начиная с эпохи Петра I, когда отношение к русской старине стало пренебрежительным, о храме начали забывать. Лишь во второй половине XIX века, когда средневековое русское искусство стало вызывать интерес у историков, храм вновь оказался в центре внимания архитекторов. Почти столетие проводились значительные реставрационные работы, завершившиеся лишь в 1970-х гг., которые позволили окончательно осознать значение памятника как бесспорного шедевра национального зодчества». Он рассказал, что в 2000-х гг. музей предпринял очередное обновление храма Вознесения Господня, и результат всех исследований последних десятилетий наиболее полно отображен в представляемом издании.

Один из авторов книги Леонид Беляев рассказал, что отличие Церкви Вознесения Господня в Коломенском от других памятников русского зодчества XVI века состоит в том, что она, будучи более доступной, всегда имела широкие возможности для архитектурного и археологического исследования. Многолетний труд авторов приводит их к заключению, что храм Воознесения имеет итальянский след: его творцом, по их мнению, был Пьетро Анибале (Петр Ганнибал; Петрок Малой), происходивший из Ломбардии. Церковь Вознесения в Коломенском, с его точки зрения, имеет абсолютно новаторскую для своей эпохи архитектуру: в то время в Московии господствовали переработки византийской крестово-купольной композиции и следование «образцу», а Церковь Вознесения появилась на основе самостоятельного творческого замысла, ставшего новым словом в истории русской архитектуры. «Последние два десятилетия дали значительные результаты для изучения развития градостроения в Москве. Вся археология московского строительства, начавшаяся лишь с конца XIX века, преимущественно черпает материал за счет Коломенского, и, в первую очередь, Церкви Вознесения Господня. Теперь мы имеем новый, более полный взгляд на то, как формируется культурная среда при московском дворе, какие можно проследить связи и взаимные влияния русской и итальянской художественной культуры и архитектуры»,  —   заключил Леонид Беляев.

Выступивший затем Андрей Баталов сказал: «Результат нашего труда — разрушение мифологем в истории архитектуры. В книге мы постарались рассказать многомиллионному миру читателей о том, как складывались градостроительные парадигмы. Долгие годы теория о развитии каменных форм строительства из деревянных была самодовлеющей, и только сейчас нам удалось аргументированно  показать, что итальянский автор Церкви Вознесения Господня, Пьетро Аннибале, никого не копировал и деревянных прототипов у данной церкви не было. Он перенес в Москву реалии Тосканы, в которой он вырос. Мы постарались за счет применения археологических методов исследования оградить читателя от новых мифов, дав достоверную картину архитектурного комплекса храмов и строений в Коломенском.»

Искусствовед, историк архитектуры Дмитрий Швидковский обратил внимание собравшихся на то, что данная монография является синтезом междисциплинарных исследований: усилиями авторов рождается коллективный труд архитекторов, археологов, искусствоведов, историков. По своему охвату книга, с его точки зрения, оказалась шире, чем можно было ожидать. «В какой-то мере можно сказать, что эта книга поднимает вопрос о месте России в мире, — заключил Дмитрий Швидковский, — Церковь Вознесения Господня в Коломенском является показателем высокого статуса России в мироустройстве и культуре XVI века. В этом храме выражается универсализм русской культуры, начинавший складываться в средневековье и окончательно сформировавшийся в лице классической литературы XIX века.»

В завершении презентации выступила Любава Морева, программный специалист Сектора культуры Бюро ЮНЕСКО в Москве. Она рассказала о значении Церкви Вознесения Господня как памятника истории и культуры, находящегося в «Списке всемирного наследия», о работе ЮНЕСКО по сохранению культурных ценностей. Затем авторы ответили на многочисленные вопросы собравшихся.

 

1 февраля 2014 г.
Ключевые слова: архитектура, история
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Соло на саксофоне для святой Вероники
«К Львовой-Беловой в гости? Это, наверное, дочка Алексея Александровича? Как же, как же, знаменитая в нашем городе фамилия!» — попутчики в купе фирменного поезда «Сура» не скрывают восхищения своим выдающимся земляком. Справедливости ради, дочь известного в Поволжье музыканта, ныне руководящего одним из краснодарских теат­ров, тоже успела заслужить право на признание не только на уровне Пензы, но и, пожалуй, всей страны. Многодетная мама Мария Львова-Белова, воспитывающая пятерых кровных и четверых приемных детей, придумала и реализует беспрецедентный для России проект государственно-церковно-общественного партнерства, помогающий людям с тяжелыми формами инвалидности нормально жить и самостоятельно зарабатывать на хлеб. За один день в Пензе корреспондент «Журнала Московской Патриархии» выяснил, откуда у Марии Алексеевны деньги на социальную адаптацию двух десятков инвалидов, почему ей помогают второе и четвертое лица государства, как происходит катехизация обитателей дома-коммуны и при чем тут великий джазмен Луи Армстронг. PDF-версия.  
19 марта 2019 г. 13:26
В очередь на реставрацию
Теме восстановления храмов, значительная часть которых относится к объектам культурного наследия (ОКН), уделяется все больше внимания. По благословению Святейшего Патриарха уже в 100 епархиях учреждена должность древлехранителя, вопрос возрождения поруганных святынь находится под пристальным вниманием Патриаршего совета по культуре, государство выделяет средства на их восстановление. На православных телеканалах и в печатных СМИ появились новые рубрики, посвященные этой теме. Да и просто неравнодушные люди собирают средства в соцсетях и занимаются краеведческой работой. Как этот вопрос решается на примере отдельной епархии, с какими проблемами приходится сталкиваться епархиальному древлехранителю и на чью помощь он может рассчитывать, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель архитектурно-строительного отдела, древлехранитель Смоленской епархии Александр Дубровский. PDF-версия.  
6 марта 2019 г. 12:55