iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Новости
Сергей Худяков и Леонид Беляев на презентации книги «Церковь Вознесения в Коломенском: архитектура, археология, история». Фото предоставлено пресслужбой ТАСС
1 февраля 2014 г.
версия для печати версия для печати

Церковь Вознесения Господня в Коломенском: новое осмысление вечных ценностей

Презентация книги Андрея Баталова и Леонида Беляева «Церковь Вознесения в Коломенском: архитектура, археология, история» состоялась 31 января в конференц-зале ИТАР ТАСС. Фундаментальная монография российских ученых, историков церковной архитектуры Московского государства ХI–ХVII веков, изданная Московским государственным объединенным музеем-заповедником «Коломенское», стала первой книгой, написанной о храме Вознесения Господня в Коломенском.

 Презентацию открыл Сергей Худяков, директор Московского государственного музея-заповедника «Коломенское», который отметил, что храм Вознесения Господня— одна из жемчужин русской и мировой архитектуры. В 1994 году он был включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Выпуск издания приурочен к 20-летию этого события, 90-летию музея-заповедника «Коломенское» (сейчас МГОМЗ) и 480-летней годовщине строительства храма, освященного осенью 1532 года, к которой музей провел специальную конференцию в 2012 году. Делясь своими мыслями о книге Сергей Худяков сказал: «Церковь Вознесения Господня, освященная в память одного из главных евангельских событий, построена в последние годы правления князя Московского Василия III. С годами она стала привычной составляющей дворцового ансамбля в селе Коломенском — родовой загородной резиденции московских великих князей и царей. Значение храма переоценить невозможно: он дал начало своеобразному направлению национальной архитектуры — каменным шатровым церквям, которые венчал не сферический купол, а граненая пирамида. Наиболее известными памятниками этого стиля стали Покровский собор на Красной площади, Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря и некоторые другие храмы второй половины XVI – первой половины XVII века. В XVII–XIX веках шатры передали свою характерную форму русской колокольне.  Начиная с эпохи Петра I, когда отношение к русской старине стало пренебрежительным, о храме начали забывать. Лишь во второй половине XIX века, когда средневековое русское искусство стало вызывать интерес у историков, храм вновь оказался в центре внимания архитекторов. Почти столетие проводились значительные реставрационные работы, завершившиеся лишь в 1970-х гг., которые позволили окончательно осознать значение памятника как бесспорного шедевра национального зодчества». Он рассказал, что в 2000-х гг. музей предпринял очередное обновление храма Вознесения Господня, и результат всех исследований последних десятилетий наиболее полно отображен в представляемом издании.

Один из авторов книги Леонид Беляев рассказал, что отличие Церкви Вознесения Господня в Коломенском от других памятников русского зодчества XVI века состоит в том, что она, будучи более доступной, всегда имела широкие возможности для архитектурного и археологического исследования. Многолетний труд авторов приводит их к заключению, что храм Воознесения имеет итальянский след: его творцом, по их мнению, был Пьетро Анибале (Петр Ганнибал; Петрок Малой), происходивший из Ломбардии. Церковь Вознесения в Коломенском, с его точки зрения, имеет абсолютно новаторскую для своей эпохи архитектуру: в то время в Московии господствовали переработки византийской крестово-купольной композиции и следование «образцу», а Церковь Вознесения появилась на основе самостоятельного творческого замысла, ставшего новым словом в истории русской архитектуры. «Последние два десятилетия дали значительные результаты для изучения развития градостроения в Москве. Вся археология московского строительства, начавшаяся лишь с конца XIX века, преимущественно черпает материал за счет Коломенского, и, в первую очередь, Церкви Вознесения Господня. Теперь мы имеем новый, более полный взгляд на то, как формируется культурная среда при московском дворе, какие можно проследить связи и взаимные влияния русской и итальянской художественной культуры и архитектуры»,  —   заключил Леонид Беляев.

Выступивший затем Андрей Баталов сказал: «Результат нашего труда — разрушение мифологем в истории архитектуры. В книге мы постарались рассказать многомиллионному миру читателей о том, как складывались градостроительные парадигмы. Долгие годы теория о развитии каменных форм строительства из деревянных была самодовлеющей, и только сейчас нам удалось аргументированно  показать, что итальянский автор Церкви Вознесения Господня, Пьетро Аннибале, никого не копировал и деревянных прототипов у данной церкви не было. Он перенес в Москву реалии Тосканы, в которой он вырос. Мы постарались за счет применения археологических методов исследования оградить читателя от новых мифов, дав достоверную картину архитектурного комплекса храмов и строений в Коломенском.»

Искусствовед, историк архитектуры Дмитрий Швидковский обратил внимание собравшихся на то, что данная монография является синтезом междисциплинарных исследований: усилиями авторов рождается коллективный труд архитекторов, археологов, искусствоведов, историков. По своему охвату книга, с его точки зрения, оказалась шире, чем можно было ожидать. «В какой-то мере можно сказать, что эта книга поднимает вопрос о месте России в мире, — заключил Дмитрий Швидковский, — Церковь Вознесения Господня в Коломенском является показателем высокого статуса России в мироустройстве и культуре XVI века. В этом храме выражается универсализм русской культуры, начинавший складываться в средневековье и окончательно сформировавшийся в лице классической литературы XIX века.»

В завершении презентации выступила Любава Морева, программный специалист Сектора культуры Бюро ЮНЕСКО в Москве. Она рассказала о значении Церкви Вознесения Господня как памятника истории и культуры, находящегося в «Списке всемирного наследия», о работе ЮНЕСКО по сохранению культурных ценностей. Затем авторы ответили на многочисленные вопросы собравшихся.

 

1 февраля 2014 г.
Ключевые слова: архитектура, история
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Крещение в Тихом океане
В 2015 году телеканалы показали, как более двухсот филиппинцев в один день приняли крещение в водах Тихого океана и тут же на берегу во время Божественной литургии впервые причастились. И это было не первое такое массовое крещение жителей островного государства. Филиппины на сегодняшний день единственная страна Юго-Восточной Азии, где большинство населения — христиане, среди которых преобладают католики. Но в последние годы благодаря нашим миссионерам православных христиан здесь становится все больше и больше. В декабре 2018 года приходы Московского Патриархата на Филиппинах были включены в состав Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии. А в феврале 2019 года создана Филиппинско-Вьетнамская епархия. Об особенностях служения на Филиппинских островах «Журналу Московской Патриархии» рассказывает иеромонах Корнилий (Молев), секретарь Филиппинско-Вьетнамской епархии, клирик храма блаженной Матроны Московской в городе Давао и руководитель образовательного центра при храме. PDF-версия.
5 октября 2021 г. 18:00