iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Два бойца
Состоявшийся в феврале прошлого года Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим определением благословил общецерковное почитание нескольких десятков местночтимых святых и постановил включить их имена в Месяцеслов Русской Православной Церкви. В их числе оказались и два героя-воина — ученики преподобного Сергия схимонахи Александр Пересвет и ­Андрей Ослябя, сложившие свои головы в Куликовской битве в 1380 году. Днями их общецерковной памяти отныне утверждены 7 (20 н.ст.) сентября и 6 (19 н.ст.) июля — праздник Собора Радонежских святых, в списке которого преподобные Александр Пересвет и Андрея Ослябя занимают 12-е место.Настоятель московского храма Рождества Богородицы в Старом Симонове протоиерей Владимир Силовьев вспоминает о закономерно приведших к такому решению событиях последних десятилетий, свидетелем которых ему довелось стать.
14 июля 2017 г. 14:30
На Рождественских чтениях обсудили проблемы прославления святых и почитания новомучеников в современных исторических условиях
Сегодня, 26 января, в рамках конференции «Прославление и почитание святых. Новомученики и исповедники Церкви Русской и их почитание в России и Зарубежье» в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялась широкая экспертная дискуссия по вопросам канонизации святых и почитания уже прославленных в лике новомучеников и исповедников угодников Божиих. С развернутыми сообщениями, приуроченными к 100-летию трагических революционных событий, выступили секретарь Комиссии по канонизации святых Рязанской митрополии монахиня Мелетия (Панкова) – о первомученике Иоанне Царскосельском (Кочурове; + 1917); член Союза писателей России Артем Маркелов – о первых новомучениках Вятской земли протоиерее Павле Дернове и трех его сыновьях (+ 1918); член Комиссии по канонизации святых Симферопольской и Крымской епархии протодиакон Василий Марущак – о святителе Антонии Абашидзе (+ 1942); настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря игумения Домника (Коробейникова) – о верных слугах августейшего семейства последнего российского императора генерале Илье Татищеве (+1918) и наставнике юного цесаревича матросе Клементии Нагорном (+1918).
26 января 2017 г. 19:45
Новости
Новгород Великий, раскопки в Юрьевом монастыре под руководством чл.-корр. РАН Владимира Седова
13 августа 2015 г. 14:35
версия для печати версия для печати

Археологические сенсации нынешнего полевого сезона: перезахоронение XVIII века почившего в XIV столетии новгородского епископа Феофана, средневековые граффити на фресках Юрьева монастыря и вологодский «берестяной рубль»

В преддверии ежегодно отмечающегося 15 августа Международного дня археолога заведующий отделом археологии Московской Руси Института археологии Российской академии наук Леонид Беляев рассказал о самых значимых открытиях, сделанных к экватору продолжающегося экспедиционного сезона. Среди них ученый назвал и несколько находок на археологических памятниках, исторически связанных с церковной средой.

В первую очередь Леонид Андреевич относит к ним результаты раскопок Смоленского Смядынского монастыря, стоявшего на месте убиения святого благоверного страстотерпца Глеба. В числе обнаруженных под руководством археолога Николая Кренке артефактов — основание осевого шпиля большого хороса. «Мы постепенно понимаем, что центр нынешнего Смоленска — часть большого средневекового города Х — ХI столетий, - поясняет Беляев важное значение этой находки. - Ведь до сих пор считалось, что исторический Смоленск располагался на месте городища Гнездово».

В Юрьевом мужском монастыре Новгорода Великого экспедиция под руководством членкора РАН Владимира Седова продолжает углубляться внутрь позднейших полов, достигая интереснейших отметок культурных слоев. В этом году обнаружены первоначальные престолы монастырского собора и остатки сбитых в XIXв. при реконструкции фресок (частично они сохранились у оснований стен под уровнем современного пола). «Все они усеяны так называемыми граффити — начертанными острыми предметами крестиками или надписями, отражающими что-то важное, с чем наши далекие предки обращались к Господу, - объясняет Беляев. - Это обычное дело: в средневековых храмах — как западных, так и восточных — камни на уровне человеческого роста обычно бывали исписаны полностью». Сенсацией стала и обнаруженная в этом городе берестяная грамота XI века с упоминанием христианских имен (обычно считалось, что массово христианство в этом городе приняли как минимум столетием позднее). А вот гробница XVIII столетия местного епископа Феоктиста с остаточными фрагментами тканевого креста, нашитого на плащаницу — скорее находка из разряда научных курьезов. Как выяснилось, это перезахоронение усопшего еще в XIV столетии архиерея.

Впервые берестяная грамота обнаружена в Вологде. Этот город таким образом стал девятым в «берестяном клубе» исторической Руси. Кроме того, находка XIV века, о которой идет речь, к тому же еще и первая «берестянка» со словом «рубль». Наконец, столичный регион ознаменовался в первую очередь серией интересных находок в Новом Иерусалиме. Большинство из них представлено в новой экспозиции монастырского Музея археологии и реставрации, открывшегося в только что отреставрированных Солодовых палатах. Здесь можно увидеть многочисленные премьеры, относящиеся ко второй половине XVII века: фрагменты прежде не демонстрировавшихся гончарных горнов, уникальную старинную чернильницу, воссозданную по археологическим материалам печь для обжига керамики (таких устройств в Новом Иерусалиме по самым скромным подсчетам насчитывалось не меньше двух десятков) и массу других редких памятников.

13 августа 2015 г. 14:35
Ключевые слова: археология
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Одним миром
Иван-чай пахнет недлинным русским летом, низким небом, луговым разноцветьем на дороге от Ростова Великого к Угличу. В терпком его вкусе — десятки поколений живших и кормившихся от родной земли хлебопашцев, сотни исхоженных нищими босоногими странниками верст и напутственная спозаранку материнская молитва. Есть в нем и добросовестный труд безымянных паломников — неутомимых крестоходцев, кропотливо собирающих соцветия кипрея ежегодно в конце июля. И еще этот маленький пакетик плотной бумаги несет имя великого святого подвижника Церкви Русской. К преподобному Иринарху Затворнику корреспондент «Журнала Московской Патриархии» отправился в юбилейный год: угодник Божий окончил земной путь ровно четыре века назад — 13/26 н.ст. января 1616 года. Вернулся же из Ростовского Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря я со знаменитым местным иван-чаем... Но не только с ним.
24 июля 2017 г. 16:00