iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Епископ Зеленоградский Савва: «Механизм Межсоборного присутствия позволяет понять, что люди думают на ту или иную тему»
В мае в Москве будет проходить пленум Межсоборного присутствия, совещательного органа, в задачи которого входит подготовка решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви. Межсоборное присутствие обсуждает в ходе своей работы актуальные вопросы церковного бытия, относящиеся в том числе к сфере богословия, церковного управления, церковного права, богослужения, пастырства, миссии, духовного образования, религиозного просвещения и многим другим. Главная задача Межсоборного присутствия — открытое обсуждение вопросов, а также подготовка проектов решений по этим вопросам перед тем, как предложить их в повестку дня Поместного и Архиерейского Соборов.О том, как строится работа по подготовке предстоящего пленума, какие документы планируется вынести на рассмотрение и какое значение при принятии документов имеют епархиальные отзывы, «Журналу Московской Патриархии» рассказал епископ Зеленоградский Савва, викарий Пат­риарха Московского и всея Руси, заместитель управляющего делами Московской Патриархии. PDF-версия.
24 мая 2021 г. 14:00
Кредо консерватора
В Издательстве Московской Патриархии вышла книга Александра Щипкова «Дискурс ортодоксии». Издание адресовано как церковному, так и светскому читателю: епископату и духовенству, депутатскому корпусу, педагогическому и гуманитарному сообществам. Его цель — описать актуальный мир современного русского общества с точки зрения его культурно-исторических констант, так или иначе связанных с Православием. Говорит автор и о вызовах, возникающих сегодня перед русской национальной общностью и Русской Православной Церковью, а также о том, как сообща отвечать на эти вызовы, преодолевая застарелые отголоски социальных и национальных расколов. «Дискурс ортодоксии» трудно назвать легким чтением. Но каждая из четырех частей книги, по-своему вполне самодостаточных («Русская тема», «Церковные вопросы», «Проблемы консерватизма», «Гражданское большинство»), написана убедительным и точным языком, понятным церковной и светской аудиториям. Александр Щипков приглашает читателя к совместному размышлению, в результате которого вопросы у свободно и критически мыслящего, думающего читателя могут и, наверное, должны остаться. На некоторые из них Александр Щипков ответил «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
10 марта 2021 г. 16:00
Новости
фото fedotov1384.livejournal.com
15 января 2014 г. 17:45
версия для печати версия для печати

Вернуть улицам Петербурга исторические названия вновь предложила православная общественность

В Санкт- Петербурге состоялась конференция, посвященная 70-летию со дня первого массового возвращения исторических названий (топонимов) улицам России. Как известно, старые названия советская власть стала впервые возвращать во время Великой Отечественной войны. По данным вице-президента Фонда поддержки исторических традиций "Возвращение" к.ю.н. Даниила Петрова, в Ленинграде этот процесс начался в январе 1944 года, когда  городу вернули 20 исторических топонимов. В частности, проспект 25 Октября снова стал Невским, площадь Урицкого - Дворцовой, улица 3 июля - Садовой, проспект Красных командиров - Измайловским, площадь Жертв революции - Марсовым полем и т. д. Мотивом, по мнению Даниила Петрова, стало заигрывание советской власти с патриотическими настроениями населения и Церковью для сохранения своей власти. «Они старались подбодрить народ, который в своем большинстве по- прежнему исповедовал православие, а не атеизм, показать, что они возвращают стране ее историческое прошлое, знаменательные даты побед, имена прославленных царских полководцев т.д. Инициатором возвращения старых названий в то время был главный архитектор города Николай Варфоломеевич Баранов,- сообщил ЦВ Даниил Петров. - Однако в конце 1940-х-начале 50-х, когда угроза миновала, началась волна новых советских переименований. Процесс продолжался до перестройки». Новое возвращение исторических названий улицам Петербурга началось уже при мэре города Анатолии Собчаке. Тогда, по словам эксперта, было переименовано порядка 45-50 улиц и площадей.

Почему так важно возвращать исторические названия? «Исторические названия связаны с многовековым духовным и историческим опытом наших предков. Уничтожая их, мы тем самым отрицаем память о них и их свершениях. Если мы хотим быть «иванами не помнящими родства», это одно, а если хотим вернуться к своим истокам, то нужно восстановить разорванную коммунистами нить исторической духовной преемственности. Кроме того стыдно, когда ты ходишь по улицам с именами политических преступников, уничтожавших свой народ»,- говорит Даниил Петров. Аналогичное мнение у редактора официальной радиостанции Санкт-Петербургской митрополии "Град Петров" протоиерея Александра Степанова: "Советский период был катастрофическим в духовно-нравственном отношении, сохранение большевистских названий фиксирует в подсознании положительное отношение к персонажам того режима. Это труп, который мы тащим за собой. Он разлагается и отравляет нашу жизнь".

Поэтому на радио «Град Петров» при поддержке Санкт-Петербургской епархии уже три года существует программа "Возвращение в Петербург", которую ведет журналист Марина Лобанова. Радио старается объединить сторонников исторической справедливости. Цель программы — разъяснять петербуржцам необходимость возвращения городу исторических названий. В 2011 году «Граду Петрову» удалось собрать 2.5 тыс. подписей в поддержку рекомендательного решения городской Топонимической комиссии по возвращению Северной столице 40 топонимов. Однако губернатор Георгий Полтавченко ввел мораторий на изменение топонимической среды Санкт-Петербурга на 3 года. Мотивацию своего решения градоначальник объяснил тем, что   по данным соцопроса, проведенного в Северной столице, большинство населения против переименований. По словам Марины Лобановой, причина кроется в недостаточной информированности горожан, которые боятся массовых изменений в документах и связаных с этим неудобствах. «Однако все юристы и городские чиновники подтверждают, что никаких изменений в документах в связи с новыми переименованиями не будет. Как не было их и в начале 1990-хх, когда было изменено название города,- говорит она. - Однако право переименования, в отсутствии закона о топонимике, целиком находится в компетенции губернатора. Но мы не оставляем эту работу, потому что не хотим, чтобы имена людей, уничтожавших свой народ, в частности Бела Куна (организовал красный террор в Крыму после ухода белых войск), Павла Дыбенко, Якова Свердлова и других носили наши улицы. Мы за сохранения культуры и культурного наследия». В связи с 70-летием возвращения исторических названий в блокадном Ленинграде радио «Град Петров» направило письмо Губернатору Петербурга с предложением продолжить начатое возвращение исторической памяти и вернуть еще 70 топонимов.

15 января 2014 г. 17:45
Ключевые слова: история
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00