iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Новости
фото fedotov1384.livejournal.com
15 января 2014 г. 17:45
версия для печати версия для печати

Вернуть улицам Петербурга исторические названия вновь предложила православная общественность

В Санкт- Петербурге состоялась конференция, посвященная 70-летию со дня первого массового возвращения исторических названий (топонимов) улицам России. Как известно, старые названия советская власть стала впервые возвращать во время Великой Отечественной войны. По данным вице-президента Фонда поддержки исторических традиций "Возвращение" к.ю.н. Даниила Петрова, в Ленинграде этот процесс начался в январе 1944 года, когда  городу вернули 20 исторических топонимов. В частности, проспект 25 Октября снова стал Невским, площадь Урицкого - Дворцовой, улица 3 июля - Садовой, проспект Красных командиров - Измайловским, площадь Жертв революции - Марсовым полем и т. д. Мотивом, по мнению Даниила Петрова, стало заигрывание советской власти с патриотическими настроениями населения и Церковью для сохранения своей власти. «Они старались подбодрить народ, который в своем большинстве по- прежнему исповедовал православие, а не атеизм, показать, что они возвращают стране ее историческое прошлое, знаменательные даты побед, имена прославленных царских полководцев т.д. Инициатором возвращения старых названий в то время был главный архитектор города Николай Варфоломеевич Баранов,- сообщил ЦВ Даниил Петров. - Однако в конце 1940-х-начале 50-х, когда угроза миновала, началась волна новых советских переименований. Процесс продолжался до перестройки». Новое возвращение исторических названий улицам Петербурга началось уже при мэре города Анатолии Собчаке. Тогда, по словам эксперта, было переименовано порядка 45-50 улиц и площадей.

Почему так важно возвращать исторические названия? «Исторические названия связаны с многовековым духовным и историческим опытом наших предков. Уничтожая их, мы тем самым отрицаем память о них и их свершениях. Если мы хотим быть «иванами не помнящими родства», это одно, а если хотим вернуться к своим истокам, то нужно восстановить разорванную коммунистами нить исторической духовной преемственности. Кроме того стыдно, когда ты ходишь по улицам с именами политических преступников, уничтожавших свой народ»,- говорит Даниил Петров. Аналогичное мнение у редактора официальной радиостанции Санкт-Петербургской митрополии "Град Петров" протоиерея Александра Степанова: "Советский период был катастрофическим в духовно-нравственном отношении, сохранение большевистских названий фиксирует в подсознании положительное отношение к персонажам того режима. Это труп, который мы тащим за собой. Он разлагается и отравляет нашу жизнь".

Поэтому на радио «Град Петров» при поддержке Санкт-Петербургской епархии уже три года существует программа "Возвращение в Петербург", которую ведет журналист Марина Лобанова. Радио старается объединить сторонников исторической справедливости. Цель программы — разъяснять петербуржцам необходимость возвращения городу исторических названий. В 2011 году «Граду Петрову» удалось собрать 2.5 тыс. подписей в поддержку рекомендательного решения городской Топонимической комиссии по возвращению Северной столице 40 топонимов. Однако губернатор Георгий Полтавченко ввел мораторий на изменение топонимической среды Санкт-Петербурга на 3 года. Мотивацию своего решения градоначальник объяснил тем, что   по данным соцопроса, проведенного в Северной столице, большинство населения против переименований. По словам Марины Лобановой, причина кроется в недостаточной информированности горожан, которые боятся массовых изменений в документах и связаных с этим неудобствах. «Однако все юристы и городские чиновники подтверждают, что никаких изменений в документах в связи с новыми переименованиями не будет. Как не было их и в начале 1990-хх, когда было изменено название города,- говорит она. - Однако право переименования, в отсутствии закона о топонимике, целиком находится в компетенции губернатора. Но мы не оставляем эту работу, потому что не хотим, чтобы имена людей, уничтожавших свой народ, в частности Бела Куна (организовал красный террор в Крыму после ухода белых войск), Павла Дыбенко, Якова Свердлова и других носили наши улицы. Мы за сохранения культуры и культурного наследия». В связи с 70-летием возвращения исторических названий в блокадном Ленинграде радио «Град Петров» направило письмо Губернатору Петербурга с предложением продолжить начатое возвращение исторической памяти и вернуть еще 70 топонимов.

15 января 2014 г. 17:45
Ключевые слова: история
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00