iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Пасха в Камбодже
«Христос воскресе!» — это радостное пасхальное приветствие звучит сегодня на всех континентах, в том числе и в странах Юго-Восточной Азии. Первые русские приходы в этом регионе — на Филиппинах и в Голландской Ост-­Индии (ныне Индонезия) — возникли вскоре после революции 1917 года в результате небывалого прежде рассеяния паствы Русской Православной Церкви по всему миру. В 1946 году был образован Восточноазиатский Экзархат Московского Патриархата. Экзархом был назначен архиепископ Нестор (Анисимов), много сделавший для Церкви в Восточной Азии. Но через десять лет экзархат был упразднен. Следующим толчком к распространению русских приходов в Юго-Восточной Азии стал распад Советского Союза, появление новой волны эмигрантов и туристов из стран бывшего СССР, а также рост интереса к Православию среди коренного населения. В наши дни, в декабре 2018 года, был учрежден Патриарший Экзархат в Юго-Восточной Азии, который возглавил митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий. На сегодняшний день в Экзархат входит 13 стран, в том числе и Королевство Камбоджа. Как развивается православная миссия и как празднуется Пасха в стране кхмеров, рассказал «Журналу Московской Патриархии» исполняющий обязанности благочинного церквей Камбоджийского округа Таиландской епархии иеромонах Паисий (Ипате). PDF-версия.
8 июня 2021 г. 18:00
Новости
Крестный ход на могилу Александра Шмореля
8 февраля 2012 г. 14:15
версия для печати версия для печати

Протоиерей Николай Артемов: До канонизации Александра Шмореля нам всем надо было духовно дорасти

В Мюнхене прошли торжества по случаю канонизации в лике местночтимых святых Берлинской епархии героя антифашистского сопротивления, основателя движения "Белая роза" Александра Шмореля

Несмотря на то, что решение о канонизации новомученика Александра было принято Архиерейским собором РПЦЗ еще в середине 90-х годов XX столетия (а ошибочная информация о его состоявшейся канонизации разлетелась по интернету), его прославление состоялось только сейчас. "То, что прошло так много времени, не случайно, - сообщил корреспонденту ЦВ секретарь Берлинской епархии РПЦЗ, протоиерей Николай Артемов, - до канонизации нам всем надо было духовно дорасти, и, естественно, что это духовное развитие потребовало определенного времени".

По словам отца Николая, с формальной точки зрения канонизировать Александра Шмореля можно было довольно быстро, однако истекшие годы показали, что прославление – живой, неформальный процесс, который выходит за рамки церковной бюрократии. "Канонизация стала своего рода итогом непростого исторического пути нашей Церкви в новейшее время, - отметил отец Николай. - За период прошедший с момента решения Архиерейского собора о канонизации Александра, был подписан акт канонического общения РПЦ МП и РПЦЗ, а, кроме того, в самой Германии произошло переосмысление истории кровавого прошлого страны".

По словам священника, в свете состоявшейся канонизации России также необходимо трезво посмотреть на свое прошлое в XX веке и честно ответить на ряд вопросов, которые в настоящее время стараются не озвучивать, ссылаясь на давность лет. "Нам нужно осмыслить, что же произошло с нами и с нашей страной за эти годы. Ведь если безбожный, тиранический режим в Германии длился всего 12 лет, то в России эпоха тоталитаризма и государственного атеизма продолжалась гораздо дольше", - подчеркнул протоиерей. Отец Николай осудил попытки ряда журналистов и общественных деятелей, спекулируя на подвиге Александра Шмореля, представить его сторонником советской власти. Священник отметил, что, выступая против гитлеровской власти, Александр в равной степени не принимал коммунистическую идеологию Советского государства.

Справка

Родился в 1917 году в г. Оренбург в семье врача. Его отец – Гуго Шморелль, был немцем, предки которого переехали в Россию в середине XIX века из Восточной Пруссии, а мать, Наталья Петровна Введенская, – русской. Во время гражданской войны перебрался с семьей в Германию, в г. Мюнхен, где жили их родственники. Воспитывался, в память о матери, в православном духе. После окончания гимназии, чтобы избежать призыва в фашистскую армию, выбрал альтернативную службу в трудовом лагере. В 1937 г. все же призывается в армию на полтора года, в батальон конной артиллерии, но отказывается от принятия присяги на верность Гитлеру. Однако благодаря великодушию командира отделения история была замята. Однако позже, ради настоящего и будущего семьи, А. Шморель все же присягнул фюреру. В 1938 г. попадает в Австрию, а весной 1939 г. увольняется в запас. Возвратившись в Мюнхен, поступает на медицинское отделение Мюнхенского университета, однако со второго курса его снова призывают в армию. В составе санитарной роты попадает во Францию. Через несколько месяцев ему удается получить освобождение для продолжения медицинского образования. Активный прихожанин Мюнхенского православного прихода. Около 1942 г. вместе с друзьями создал антифашистскую организацию "Белая роза" и принимал активное участие в Движении Сопротивления в Германии. В июле 1942 г. был откомандировыван на Восточный фронт, во 2-ю студенческую роту и попал в Россию. Затем служил в санитарной роте 252-й дивизии в районе г. Гжатск. Вернувшись в Германию, продолжал публикацию и распространение по городам Южной и Центральной Германии, а также в Австрии антифашистских листовок. Скрываясь от гестапо, сделал попытку пересечь германско-швейцарскую границу, затем вернулся в Мюнхен, где был арестован. После допросов в гестапо по приговору суда 13 июля 1943 г. был казнен на гильотине. Так же были казнены и его друзья, студенты Софи Шоль и ее брат Ганс, Кристоф Пробс, Вилли Граф и их преподаватель профессор Курт Хубер. Александр Шморель был похоронен по православному обряду на кладбище "Ам Перлахер Форст". В интернете распространена ошибочная информация что он уже был прославлен Германской епархией Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) как местночтимый святой. Но это не так. Его прославление состоялось 4-5 февраля 2012 года.

8 февраля 2012 г. 14:15
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
И среди лета запели Пасху
Незадолго до своей кончины в беседе с Николаем Мотовиловым иеромонах Серафим говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. И сестрам этого монастыря открыл: его мощи будут почивать у них в обители. Те удивлялись: «Батюшка, да нешто саровские нам тебя отдадут?» В ответ он вручил им огарок свечи: «Вот с этой свечкой вы и будете встречать меня в Дивееве». И предсказал, что, когда это произойдет, в монастыре среди лета запоют Пасху. Все так и случилось.  Тридцать лет прошло с тех пор, как в конце июля 1991 года из Москвы прибыл в возрождающийся Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь всероссийский крестный ход со святыми мощами, удивительным образом обретенными в запасниках Государственного музея истории религии и атеизма, находившегося в стенах Казанского собора Ленинграда. И грянуло над Дивеевом многоголосное «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Мощи преподобного Серафима встречали с «той самой» свечой. Ее, как и другие личные вещи батюшки, сохранили пожилые дивеевские монахини, вернувшиеся из ссылок и лагерей. PDF-версия.
4 августа 2021 г. 14:00