iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Первенство как политический институт
Восемнадцатого ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, свой 30-летний юбилей празднует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви. За тридцать лет университет закончили более пятнадцати тысяч человек.  Среди них 16 архиереев, более 1000 священников и 150 монашествующих. ПСТГУ также является крупнейшим церковным научным центром, в котором трудятся член-корреспондент РАН, два члена-корреспондента РАХ, 45 докторов наук и 203 кандидата наук. В Свято-Тихоновском университете преподают и занимаются наукой первый кандидат теологии в России протоиерей Павел Хондзинский, первый доктор теологии протоиерей Олег Давыденков и первая в России женщина — доктор церковной истории профессор Наталья Юрьевна Сухова. Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующего лабораторией исследований церковных институций священника Павла Ермилова посвящена генезису  одного из актуальных в православном богословии вопросов — о первенстве в Церкви. PDF-версия.
12 декабря 2022 г. 17:00
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Новости
Участники круглого стола "Традиции и задачи религиозного и богословского образования в истории русского православия". Париж, 6 июня 2012 г.
10 июня 2012 г. 13:26
версия для печати версия для печати

В Свято-Сергиевском институте в Париже обсудили пути развития религиозного образования

Сохранение преемственности дореволюционных традиций духовного образования и развитие связей с современной русской богословской школой – таковы основные направления развития православных учебных заведений в Европе. К таким выводам пришли участники ежегодного круглого стола, который в уже в девятый раз прошел в Богословском институте прп. Сергия в Париже, - сообщает блог "Поговорим о православии", размещенный на официальном сайте Корсунской епархии.

Декан Свято-Сергиевского института протоиерей Николай Чернокрак, выступая на конференции, напомнил об историческом вкладе Свято-Сергиевского института в богословскую науку и подчеркнул, что институт до сих пор поддерживает русские традиции богословского образования. Отец Николай коснулся истории Свято-Сергиевского института и подчеркнул, что "с момента своего основания здесь преподавали патристику, литургику и библеистику одни из самых выдающихся профессоров России, оказавшиеся в эмиграции, и сейчас мы хотим продолжить традицию связей с современной русской богословской школой". Важным шагом на этом пути стало подписание соглашения о сотрудничестве со Свято-Тихоновским университетом, а также регулярное чтение лекций профессорами института в русской Семинарии под Парижем.

Ректор Русской духовной семинарии под Парижем иеромонах Александр Синяков посвятил свой доклад различиям между такими учебными заведениями, как богословский институт и духовная семинария, цель которой – "воспитание не столько ученых-богословов, сколько пастырей". В частности, он отметил: "Нашей семинарии исполнится скоро два года. Это очень малый срок, но за это время произошло много замечательных событий. У нас было уже несколько рукоположений наших семинаристов в чтецы и дьяконы. Учебный процесс очень напряжённый, ведь задача семинарии - сформировать будущих пастырей, хорошо владеющих иностранными языками, богословски образованных, хорошо знакомыми с историей и литературой. Наша программа предусматривает семинары и встречи. В этом году у нас выступили с лекциями знаменитые профессора Жорж Нива, Николай Росс, Мишель Ставру и другие".

Еще один гость конференции, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев рассказал о трудностях, с которыми сталкивается богословское образование в реалиях современного российского общества. Среди них докладчик отметил острую нехватку квалифицированных кадров, а также препятствия, чинимые богословскому и религиозному образованию со стороны чиновников, остающихся глубокими атеистами, несмотря на внешне благожелательное отношении к Церкви государственной власти в целом. "Президент выразил желание нам помочь, но не указал, какими способами", - посетовал докладчик.

В дискуссии принял участие также ректор Свято-Сергиевского института архиепископ Команский Гавриил, который, в частности, поднял вопрос о развитии сотрудничества Богословского Института и Русской семинарии.

Справка:

Круглый стол "Традиции и задачи религиозного и богословского образования в истории русского православия", прошедший 6 июня, организован движением "За поместное православие русской традиции" (OLTR). Оно было создано 31 марта 2004 в Париже и выступает за образование Русской митрополии Западной Европы, объединяющей все приходы русской традиции. OLTR регулярно проводит конференции, посвященные русскому православию. Предыдущее публичное мероприятие ОЛТР - 8-ой круглый стол, посвященный первым итогам воссоединения Русской Православной Церкви с Русской Православной Церковью Заграницей, в котором принял участие архиепископ Берлинский Марк.

10 июня 2012 г. 13:26
Ключевые слова: РПЦЗ, Франция, теология
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи