выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Первенство как политический институт
Восемнадцатого ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, свой 30-летний юбилей празднует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви. За тридцать лет университет закончили более пятнадцати тысяч человек.  Среди них 16 архиереев, более 1000 священников и 150 монашествующих. ПСТГУ также является крупнейшим церковным научным центром, в котором трудятся член-корреспондент РАН, два члена-корреспондента РАХ, 45 докторов наук и 203 кандидата наук. В Свято-Тихоновском университете преподают и занимаются наукой первый кандидат теологии в России протоиерей Павел Хондзинский, первый доктор теологии протоиерей Олег Давыденков и первая в России женщина — доктор церковной истории профессор Наталья Юрьевна Сухова. Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующего лабораторией исследований церковных институций священника Павла Ермилова посвящена генезису  одного из актуальных в православном богословии вопросов — о первенстве в Церкви. PDF-версия.
12 декабря 2022 г. 17:00
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Новости
Участники круглого стола "Традиции и задачи религиозного и богословского образования в истории русского православия". Париж, 6 июня 2012 г.
10 июня 2012 г. 13:26
версия для печати версия для печати

В Свято-Сергиевском институте в Париже обсудили пути развития религиозного образования

Сохранение преемственности дореволюционных традиций духовного образования и развитие связей с современной русской богословской школой – таковы основные направления развития православных учебных заведений в Европе. К таким выводам пришли участники ежегодного круглого стола, который в уже в девятый раз прошел в Богословском институте прп. Сергия в Париже, - сообщает блог "Поговорим о православии", размещенный на официальном сайте Корсунской епархии.

Декан Свято-Сергиевского института протоиерей Николай Чернокрак, выступая на конференции, напомнил об историческом вкладе Свято-Сергиевского института в богословскую науку и подчеркнул, что институт до сих пор поддерживает русские традиции богословского образования. Отец Николай коснулся истории Свято-Сергиевского института и подчеркнул, что "с момента своего основания здесь преподавали патристику, литургику и библеистику одни из самых выдающихся профессоров России, оказавшиеся в эмиграции, и сейчас мы хотим продолжить традицию связей с современной русской богословской школой". Важным шагом на этом пути стало подписание соглашения о сотрудничестве со Свято-Тихоновским университетом, а также регулярное чтение лекций профессорами института в русской Семинарии под Парижем.

Ректор Русской духовной семинарии под Парижем иеромонах Александр Синяков посвятил свой доклад различиям между такими учебными заведениями, как богословский институт и духовная семинария, цель которой – "воспитание не столько ученых-богословов, сколько пастырей". В частности, он отметил: "Нашей семинарии исполнится скоро два года. Это очень малый срок, но за это время произошло много замечательных событий. У нас было уже несколько рукоположений наших семинаристов в чтецы и дьяконы. Учебный процесс очень напряжённый, ведь задача семинарии - сформировать будущих пастырей, хорошо владеющих иностранными языками, богословски образованных, хорошо знакомыми с историей и литературой. Наша программа предусматривает семинары и встречи. В этом году у нас выступили с лекциями знаменитые профессора Жорж Нива, Николай Росс, Мишель Ставру и другие".

Еще один гость конференции, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев рассказал о трудностях, с которыми сталкивается богословское образование в реалиях современного российского общества. Среди них докладчик отметил острую нехватку квалифицированных кадров, а также препятствия, чинимые богословскому и религиозному образованию со стороны чиновников, остающихся глубокими атеистами, несмотря на внешне благожелательное отношении к Церкви государственной власти в целом. "Президент выразил желание нам помочь, но не указал, какими способами", - посетовал докладчик.

В дискуссии принял участие также ректор Свято-Сергиевского института архиепископ Команский Гавриил, который, в частности, поднял вопрос о развитии сотрудничества Богословского Института и Русской семинарии.

Справка:

Круглый стол "Традиции и задачи религиозного и богословского образования в истории русского православия", прошедший 6 июня, организован движением "За поместное православие русской традиции" (OLTR). Оно было создано 31 марта 2004 в Париже и выступает за образование Русской митрополии Западной Европы, объединяющей все приходы русской традиции. OLTR регулярно проводит конференции, посвященные русскому православию. Предыдущее публичное мероприятие ОЛТР - 8-ой круглый стол, посвященный первым итогам воссоединения Русской Православной Церкви с Русской Православной Церковью Заграницей, в котором принял участие архиепископ Берлинский Марк.

10 июня 2012 г. 13:26
Ключевые слова: РПЦЗ, Франция, теология
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00