iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Новости
Фото Алексея Реутского
24 сентября 2014 г. 12:05
версия для печати версия для печати

Открылся VI Международный фестиваль православных СМИ «Вера и cлово»

В Москве состоялось открытие VI Международного фестиваля православных СМИ «Вера и Слово». Обращаясь с приветственным словом к участникам форума, председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда отметил, что сегодня СМИ перестают быть зеркалом, объективно отражающими события, и становятся эффективным инструментом создания новой реальности в самых разных ее проявлениях. «Эта реальность приобретает большее значение, чем то, что есть на самом деле. Каждый день в мире происходят десятки тысяч событий, сотни из них заслуживают внимания, но выбрать для освещения в новостном вечернем телевыпуске можно только 7-10. По сути мы смотрим на мир глазам редактора новостей. Как нам войти в информационное поле со свидетельством о Христе и каким оно будет?», - обратился к слушателям Владимир Легойда. Как в этих условиях работать церковному журналисту? Исходя из принципа христоцентричности. Это означает не частое повторение имени Христос, а качество журналистских материалов, которые должны приводить читателя и зрителя ко Христу и Евангелию. «Стремясь к христоцентричности очень важно не позволить себе ее профанировать, как это произошло со словом «духовность», - подчеркнул выступающий.

Церковь моей мечта- какая она?

В рамках программы фестиваля состоялся круглый стол на тему «Церковь моей мечты». В начале дискуссии руководитель исследовательской службы «Среда» Алина Багрина привела результаты последнего опроса общественного мнения. В частности на вопрос «Какой бы вы хотели видеть Церковь?», респонденты ответили: скромной, открытой, помогающей и воспитывающей молодежь. А на вопрос «Какой не хотели бы видеть?», ответы были: богатой, разномыслящей и (внимание!), что в Церкви не нужна духовно-мистическая жизнь. Последний ответ обескуражил даже социологов. Одно из предположений - это можно объяснить сформировавшейся в обществе системы устойчивых потребительских стереотипов, в том числе и по отношению к Церкви. Очевидно, это не предусматривает изменение самого себя и тем более, следования за Христом. Но, по словам протоиерея Павла Великанова: «Церковь не мыслится без Христа, Церковь и есть — Христос, только здесь и сейчас. И если убрать Христа из Церкви, она потеряет свою суть». Проблема в том, что благодаря активной позиции Церкви в социальной сфере, общество, судя по опросам, готово воспринимать только ее социальную функцию. Убедить людей, что это лишь косвенная сторона жизни Церкви, теперь становится ключевой задачей церковных СМИ. Как заметила журналист Ксения Лученко, если сегодня остановить на улице человека и спросить его — что такое Церковь, он скорей всего укажет на кого-то из духовенства, не предполагая, что Церковь - это прежде всего община, собранная вокруг евхаристической чаши. «И если мы мечтаем о том, какой должна быть Церковь, то это мечта о себе, какими должны быть мы сами»,- сказала она.

Для преподавателя МДА иеромонаха Симеона (Томачинского) «Церковь моей мечты» это место, где человек не встретит грубости, хамства, бюрократизма, солдафонства, неуважения к личности. «Относиться к человеку с любовью, понимать все его горести и тяготы, беды и найти для него доброе слово, ключик к его душе, утешить - этого ждут люди и Господь от Церкви. И в этом может быть мечта Бога о нас», - считает отец Симеон. К слову, по данным Алины Багриной любовь Церкви на себе чувствует только 6% опрошенных.

Служба «Среда» провела также опрос на тему «Церковь моей мечты» и среди участников фестиваля. Вот что и в какой последовательности ответили, соответственно, духовенство и миряне: «святая, апостольская, соборная, единая, открытая» и «открытая, светлая, соборная, единая, истинная».

В заключении ведущий круглого стола протоиерей Павел Великанов зачитал риторический вопрос из зала: «Государство мечтает о послушной патриотичной церкви, либералы о либеральной, консерваторы о консервативной, а архиереи о своей, священники о своей, народ о своей-может стоить вспомнить о какой Церкви мечтал Христос?». Может быть православным людям не стоит забывать и об этом?

Справка. По данным социологической службы «Среда» число приходов Русской Православной Церкви в России в 17 тысяч, крещено в Православие - 80 млн. человек. Регулярно ходит в церковь - 4 млн. человек, в течении месяца причащается - 7 млн. прихожан, в приходской жизни участвует 3% прихожан. Отношение численности духовенства к прихожанам: на 30 000 священнослужителей приходится - 230 причастников и 2600 крещеных россиян. Католиками в мире называют себя 1 млрд. 200 млн. человек, численность духовенства — 500 тыс. человек, на каждого пастыря приходится 2400 пасомых.

В 2011 году в Воскресение не верило 54% россиян. В 2014 число «невер» уменьшилось на 8% (не верят 44%).
В 2011 году переход богослужений с церковнославянского языка на русский приветствовало 37% россиян, в 2014 30%.
Согласны с высказыванием, что Церковь оторвана от народа: 
в 2010 - 20% , в 2012 – 26% , в 2014 – 15% опрошенных россиян

 

24 сентября 2014 г. 12:05
Ключевые слова: Вера и слово
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Наследники древней Алании
Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа. PDF-версия.
20 сентября 2022 г. 16:00